Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе на тему: «Моря и его обитатели»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Людмила Сергеевна Александрова

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе

на тему: «Моря и его обитатели»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_po_moryu_i_okeanu.docx48.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе

на тему: «Моря и его обитатели»

  • Цель: дать представления о море;

Задачи:

Образовательные:

  • помочь детям понять и представить необъятный подводный мир с помощью макета;
  • совершенствовать количественный счет; закреплять в речи названия геометрических фигур;
  • Развивающая
  • развивать познавательно-психические функции: логическое мышление, внимание, память, восприятие, речь, воображение;
  • Воспитывающая
  • воспитывать интерес к познанию морского царства.

2. Речевое развитие:  

  • уточнить и активизировать словарь по теме: «Моря и его обитатели» (рыба, море, чешуя, плавники, хвост, жабры, скалярия, гуппи, петушки, меченосец, золотая рыбка, телескоп, сомик, кардинал, неоны, вуалехвост, медуза, морской слон, акула, морская звезда, камбала, морской ёж, креветка, омар, электрический скат);
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • закрепить употребление антонимов по теме «Моря и его обитатели»;
  • развивать общие речевые навыки – четкость дикции, правильное звукопроизношение, речевое дыхание;
  • закрепить умения согласовывать речь с движением.

3. Социально-коммуникативное развитие:

  • формировать навыки сотрудничества, самостоятельности;
  • воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов.

4. Художественно-эстетическое развитие:

  • развивать сенсомоторные способности, фантазию, воображение;
  • прививать любовь к стихотворному творчеству.

5. Физическое развитие:

  • развивать общую, мелкую, тонкую моторику;
  • упражнять в координации речи с движением.

Методы и приемы:         

– практические: действия с шаблонами рыб, упражнение «Рисование манкой»,  физминутки «Автобус», «Море», пальчиковая гимнастика «Рыбка», дидактические игры «Скажи наоборот», «Аквариум»;

– наглядные: просмотр презентации; рассматривание изображений аквариумных рыб;

– словесные: рассказ воспитателя «Аквариум», загадка, скороговорка «В озере – карп, а в море – краб», художественное слово, вопросы, беседа.

Материалы и оборудование: проектор, запись изображения побережья моря, презентация о морских обитателях; стаканы с пресной и соленой водой по количеству детей; большой кусок ткани бирюзового цвета; заготовки с силуэтами рыб, манка, клей ПВА, кисти, влажные салфетки; дидактическая игра «Аквариум», мяч.

Предварительная работа: чтение произведений А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке», К.И. Чуковского «Айболит», русских народных сказок «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», книги «Что мы знаем о рыбах»; отгадывание загадок по теме; разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка»; рассматривание с детьми аквариума и его обитателей; рассматривание картинок с изображением различных рыб; беседы о среде обитания рыб.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутки «Автобус», «Море», пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Игровая

Дидактическая игра «Аквариум»

Познавательно-исследовательская

Упражнение «На дне морском», сравнение солёной и пресной воды

Коммуникативная

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Изобразительная  

Упражнение «Рисование манкой»

Восприятие художественной литературы и фольклора

Слушание рассказа «Аквариум», стихотворений, скороговорка «В озере – карп, а в море – краб», ответы на вопросы воспитателя, составление рассказов-описаний о рыбах.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

В водная чать

Организационный   момент.

– Сегодня мы отправимся в путе-шествии к морю. На чем можно добраться до моря? (на машине, самолете, поезде, автобусе).
Предлагаю поехать на автобусе.

Физминутка «Автобус»

Мы в автобус дружно сели  

И в окошко посмотрели

Наш шофёр педаль нажал  

И автобус побежал  

– Вот мы и оказались на берегу моря. Садитесь прямо на ковер. Сегодня мы будем говорить об обитателях моря и опустимся в его глубины, чтобы узнать много нового и интересного о жизни морских рыб и животных.
Что мы слышим, сидя на берегу моря?...
А теперь вставайте. Давайте наденем костюмы для подводного плавания и опустимся под воду.

Дети входят в группу

Дети приседают на корточки,

повороты головой вправо, влево,

ногой нажимают на педаль, 
бегут на носочках, в руках «руль»


Дети
садятся на ковер.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети и воспитатель показыва-ют, как надевают костюмы.

Выполняют движения пластично и выразительно.

Правильно определяют звуки шума прибоя, шелеста морской гальки, крика чаек. Демон-стрируют умения наде-вать воображаемые костюмы для подвод-ного плавания.

Основная часть

Упражнение «На дне морском»

Воспитатель предлагает начать про-смотр презентации, сопровождаю-щейся чтением стихотворений.

– Вот мы и оказались в морских глубинах. 

Лежит подводная страна
Глубоко под водой
Там рыба плавает луна
Рядком с морской звездой.
Но хоть и светится она
Ничуть не ярче и звезда,
Она не светит никогда
А что скаты и угри
Найти свой дом могли бы,
Горят там всюду фонари – 
Святящиеся рыбы.

Послушайте стихи о жителях моря, которые нас окружают.

Что за звезды в глубине,
На песках лежат на дне?
На вопрос ответить просто:
На песке морские звезды.

«Ну что это за рыбы?
По морю ходят толки,–
Не рыбы, а булавки,
Не рыбы, а иголки».

Электрические скаты
Неуклюжи, простоваты
Но любого ненароком
Сильно ударяют током.

Краб забился меж камней:
Там спокойней и видней,
Кто собрался на охоту,
Кто желает съесть кого-то.

Дети смотрят презентацию, слушают стихи о жителях моря.

Внимательно смотрят презентацию и слуша-ют стихотворения, не отвлекаясь на посто-ронние предметы.

Физминутка «Море»

Ходят волны на просторе.      
Вы узнали? Это – море.                      
Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,                  

То зароются в песке.            

Идут по кругу, плавно машут

руками.

Делают произвольные движения.

Приседают и встают.

Ложатся на спину, руки и ноги вверх, трясут ими.

Демонстрируют коор-динацию речи с дви-жением. Правильно согласовывают слова с движением. Владе-ют разными видами движения.

3.

Упражнение

«Я вижу в морских глубинах»

Продолжение показа презентации.
– Перечислите, каких морских животных и рыб вы видите в морских глубинах.

Дети смотрят презентацию и перечисляют по образцу:

Я вижу … в морских глубинах..

Демонстрируют зна-ния морских живот-ных и рыб. Правильно образуют граммати-ческие формы.

4.

Упражнение «Рисование манкой»

Воспитатель предлагает детей к большому куску ткани на ковре, под которым спрятаны заготовки с изображением силуэтов рыб.

Предлагаю вам опустить руки «под воду», которую изображает ткань, найдите «заготовки-силуэ-ты» и достаньте их из воды. Пройдите к своим столам!
 Ребята нашим рыбкам неуютно без воды. Давайте наших рыбок порадуем и украсим при помощи манки. Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице, 
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула  

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,  
Рыбка быстро уплыла            

Сначала нанесите жидкий клей на поверхность рыбки, а потом возь-мите манку в ладошку и посыпьте на клей. Сыплем крупу так, чтобы пустых мест не оставалось.

Дети разбирают заготовки- силуэты рыб, проходят и садятся за столы.

Покачивают  сложенными  вместе

ладошками из стороны в стороны. 
Грозят пальчиком.

Медленно сближают ладони. 
Наклоняют вперед  сложенн. ладони.
Делают хватательное движение обеими руками.

Покачивают сложенными вместе 
ладонями вправо-влево.

Дети наносят жидкий клей на поверхность рыбки, берут манку в ладушку и посыпают на клей.

Развивают общую мо-торику. Выполняют движения пластично и выразительно.

Демонстрируют навы-ки нанесения клея на  модель рыбки, посы-пания манкой.

5.

– Нам пора возвращаться на сушу. Выходите на берег, снимайте костюмы.
– Теперь мы поиграем на морском берегу, но сначала я хочу угостить вас колодезной и морской водой.
Воспитатель приглашает детей к столам и раздают каждому ребенку по два стакана (синего и зеленого цвета). В синем – соленая вода, а в зеленом – пресная.

– Какой была вода в синем стакан-чике?... А в зеленом?... Верно. Она была несолёной, пресной.

Воспитатель собирает стаканчики и берет в руки мяч. 

Игра «Скажи наоборот».

Я буду начинать предложение, и бросать вам мяч. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, подобрав слова – «наоборот»: Мор-ская вода соленая, а колодезная … (пресная). Морская вода тёплая, а колодезная … (холодная).

Дети изображают, как выходят на берег и снимают костюмы.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети ловят мяч и сравнивают морскую и, колодезную воду, употребляя антонимы. Морс-кая вода соленая, а колодезная пресная; теплая – холодная; мягкая – жесткая; мутная про-зрачная..

Демонстрируют уме-ния обращения с  во-ображаемыми костюмами для подводного плавания.

Верно определяют место нахождения солёной и пресной воды.

Демонстрируют навы-ки ловли мяча. Верно употребляют антони-мы, отмечая признаки предмета. Делают пра-вильные выводы, срав-нивая морскую и ко-лодезную воду.

6.

Работа со скороговоркой

– Предлагаю вам повторить со мной скороговорку «В озере – карп, а в море – краб».

Сначала давайте произнесем тихо.
Теперь проговорите громко. Попробуйте проговорить быстро.
Еще быстрее...

Кто хочет самостоятельно повто-рить скороговорку?

Дети проговаривают скорого-ворку вместе с воспитателем.
Дети проговаривают шёпотом.

Дети проговаривают громко.
Дети проговаривают быстро.

Дети проговаривают быстрее.

Дети по желанию повторяют скороговорку.

Демонстрируют уме-ния произносить ско-роговорку шёпотом, громко, быстро, очень быстро. Верно и чётко произносят слова.

7.

Составление рассказов-описаний о рыбах

– Составьте рассказы о рыбах, которых вы сегодня увидели по известной вам схеме. Старайтесь говорить красиво.

3 – 4 ребенка составляют рассказа по схеме.

Правильно составля-ют рассказы по схеме.

Верно употребляют падежные окончания существительных.

8.

Дидактическая игра «Аквариум»

– Необычная река, которая никуда не течет, со стеклянными берегами – что это? (аквариум).

Аквариум – частичка подводного мира, который перенесли в дом. Смотрите, как тянется вверх изум-рудная зелень, проплывают  разно-цветные рыбки – голубые неоны, алые барбусы, прозрачные вуале-хвосты, серебристые скалярии, гла-застые телескопы, словно вышед-шие из сказки золотые рыбки – и отдыхаешь. Люди вывели, огром-ное множество аквариумных рыбок.
– На какую геометрическую фигуру похож наш аквариум?...

– На какие геометрические фигуры могут быть похожи аквариумы?

– Но, к сожалению, наш аквариум пуст. Давайте его заселим аквари-умными рыбками. Возьмите рыбку и прикрепите ее к аквариуму.

 Посчитайте, сколько всего рыб живет в аквариуме?...

– Молодцы ребята!

Дети отгадывают загадку.

Дети слушают рассказ воспи-тателя, рассматривают изобра-жения аквариумных рыб.

Отвечают на вопросы воспита-теля, называют геометричес-кие фигуры – прямоугольник, круг, квадрат, цилиндр.

Дети берут по одной рыбке и прикрепляют к аквариуму со словами: Я опускаю в аквари-ум скалярию. Я опускаю в аквариум …

Дети считают рыб в аквариуме.

Внимательно слуша-ют рассказ и  рассма-тривают изображения аквариумных рыб, не отвлекаясь на посто-ронние предметы.

Верно называют геометрические формы.

Демонстрируют знания названий аквари-умных рыб. По внеш-нему виду определяют и называют аквариум-ную рыбку. Граммати-чески верно строят предложения. Правиль-но считают и называ-ют количество рыб.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

 Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Надеюсь, в дальней-шем вы тоже будете стараться.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Правильно отвечают на вопросы, демонст-рируют полученные знания.

        

Список литературы и интернет ресурсов:

Методические рекомендации для воспитателей к пособию « Здравсвуй мир» Окружающий мир для дошкольников А,А, Вахрушев, Е,Е, Кочемасова  издательство «Баласс» Москва.

http://thememaker.ru/themes-list.search/1671883/1/19/8/

http://yandex.ru/yandsearch?text=% 

Анализ занятия.

Занятие проводилось подготовительной группе Возраст детей 6-7 лет в количестве 19 человек. Занятие по познавательной  деятельности проводиться один раз в неделю в первой половине дня.

Данное занятие соответствует программе по  Образовательной системе  «Школа 2100»,образовательная программа «Детский сад 2100»

На занятии стимулировалась речевая активность детей в ответах на вопросы. Развитие движений детей проводиться в игровой форме. А так же развитие мыслительной деятельности . Во время занятия использовались такие технологии как: 

Технология игрового обучения: образовательная деятельность проходила с использованием ведущей деятельности детей подвижных и дидактических игр;

Здоровьесберегающие технологии: смена деятельности, использование игр на развитие движений тела и мелкой моторики, создан психологический комфорт.

Технология личностно – ориентированного обучения: - развивающая среда ,способствовала  всестороннему развитию личности;

Атмосфера на занятии была доброжелательная, дети с удовольствием принимали участие, с интересом выполняли задание.

Занятие было последовательным, в три этапа: организационный момент, основная часть и заключительная. В заключении было поведена рефлексия- ситуация успеха .

 Я считаю что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и тактики. Считаю, что поставленные на занятии задачи были выполнены

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе оздоровительной направленности в рамках образовательной области «Познание» Тема: «Путешествие в зоопарк»

Систематизация и углубление представлений детей о животном мире жарких стран и Севера  (внешних особенностях, образе жизни, особенностях обитания, питания) и их детёнышах....

План - конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе .Тема: «Что такое дружба?»

Материал содержит две таблицы: "Формы и методы совместной деятельности", "Логика образовательной деятельности"....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старше-подготовительной группы компенсирующей направленности. Тема: «Транспорт вокруг нас».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старше-подготовительной группы компенсирующей направленности.    Тема: «Транспорт вокруг нас».Задачи:- расшири...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Чародейка Зима».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив подготовительной группеТема: «Чародейка Зима»....

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Миша и Маша спешат на бал»

Разработка содержания познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Миша и Маша спешат на бал»по методике Коротковой Н.А....

Развитие речи.План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе на тему "Волшебные слова".

Представляю вашему вниманию  конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Волшебные слова», цель которого способствовать...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми II младшей группы на тему: «Лес и его обитатели»

Цель: расширять представления о диких животных, об их детенышах, жилищах; формировать диалогическую форму речи; активизировать словарный запас;  развивать продуктивную деятельность через художест...