НОД по познавательному развитии "Закаляем Чудика" (ТРИЗ)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Браун (Климова) Екатерина Витальевна

Пояснительная записка

Образовательная деятельность с воспитанниками осуществляется на основании основной образовательной программы «Детский сад комбинированного вида «Радуга» (далее ООП ДОУ), разработанной в соответствии требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и примерной образовательной программы «Радуга».

Количественная характеристика: тип группы: общеразвивающий; группу посещают дети старшего дошкольного возраста (4-5 лет): 13 мальчиков, 13 девочек.

Уровень развития по познавательному развитию: по результатам мониторинга прошедшего учебного года отмечается положительная динамика детского развития детей данной группы: начало года – 67%, конец года – 80%; преобладает оптимальный и высокий уровень освоения образовательной программы ДОУ: оптимальный - 13 человек (54,2%), высокий - 16 человек (66,7%), средний - 1 человека (4,2%), низкий 0 человек (0%).

Тема непосредственно – образовательной деятельности: «Закаляем Чудика».

Реализуемые образовательные области в ходе непосредственно образовательной деятельности: «познавательное развитие» через интеграцию с образовательной областью «социально – коммуникативное развитие» с использованием методов технологии ТРИЗ. НОД разработана в рамках долгосрочного индивидуального плана профессионального саморазвития по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на основе технологии ТРИЗ». Опубликован в социальной сети работников образования и представлен на городском фестивальном движении педагогических идей и инноваций в области образования «Педагогические практики под знаком ФГОС».

НОД «Закаляем Чудика» входит в цикл занятий проекта «Здоровейки в Маленькой стране», занявшего 1 место в конкурсе «Мы - за здоровый образ жизни» среди образовательных учреждений города Югорска. 

Главная цель использования приемов технологии ТРИЗ: освоение ребёнком способов познания. Процесс познания включает в себя работу анализаторов с определённым настроем на процесс познания признаков объекта и использование алгоритмов (приложение 1), необходимых для продуктивной деятельности.

Схемы шагов алгоритма позволяют решить какую – либо задачу познавательного плана. Педагог создаёт условия по формированию способов познания и обучения применению этих способов в конкретной деятельности.

Таким образом, у детей формируется способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых признаков. Способствовать осознанному отношению к перцептивным действиям (действия, направленные на получение, анализ и уточнение сенсорной информации).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klimova.docx358.61 КБ

Предварительный просмотр:

Организация НОД

«Организация и проведение организованной образовательной деятельности (занятия) с учетом возраста детей»

Выполнила воспитатель: Климова Екатерина Витальевна

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Непосредственно – образовательная деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования

 для среднего дошкольного возраста (4-5 лет) по познавательному развитию.

«Закаляем Чудика».

Пояснительная записка

Образовательная деятельность с воспитанниками осуществляется на основании основной образовательной программы «Детский сад комбинированного вида «Радуга» (далее ООП ДОУ), разработанной в соответствии требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и примерной образовательной программы «Радуга».

Количественная характеристика: тип группы: общеразвивающий; группу посещают дети старшего дошкольного возраста (4-5 лет): 13 мальчиков, 13 девочек.

Уровень развития по познавательному развитию: по результатам мониторинга прошедшего учебного года отмечается положительная динамика детского развития детей данной группы: начало года – 67%, конец года – 80%; преобладает оптимальный и высокий уровень освоения образовательной программы ДОУ: оптимальный - 13 человек (54,2%), высокий - 16 человек (66,7%), средний - 1 человека (4,2%), низкий 0 человек (0%).

Тема непосредственно – образовательной деятельности: «Закаляем Чудика».

Реализуемые образовательные области в ходе непосредственно образовательной деятельности: «познавательное развитие» через интеграцию с образовательной областью «социально – коммуникативное развитие» с использованием методов технологии ТРИЗ. НОД разработана в рамках долгосрочного индивидуального плана профессионального саморазвития по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на основе технологии ТРИЗ». Опубликован в социальной сети работников образования и представлен на городском фестивальном движении педагогических идей и инноваций в области образования «Педагогические практики под знаком ФГОС».

НОД «Закаляем Чудика» входит в цикл занятий проекта «Здоровейки в Маленькой стране», занявшего 1 место в конкурсе «Мы - за здоровый образ жизни» среди образовательных учреждений города Югорска.  

Главная цель использования приемов технологии ТРИЗ: освоение ребёнком способов познания. Процесс познания включает в себя работу анализаторов с определённым настроем на процесс познания признаков объекта и использование алгоритмов (приложение 1), необходимых для продуктивной деятельности.

Схемы шагов алгоритма позволяют решить какую – либо задачу познавательного плана. Педагог создаёт условия по формированию способов познания и обучения применению этих способов в конкретной деятельности.

Таким образом, у детей формируется способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых признаков. Способствовать осознанному отношению к перцептивным действиям (действия, направленные на получение, анализ и уточнение сенсорной информации).

1. Непосредственно – образовательная деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования для среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

«Закаляем Чудика»

  1. Цель: Создание условий для развития у детей среднего возраста познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, через способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признаков.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать формировать умение составлять вопросы восполняющего типа.
  •  развивать умения детей осуществлять поиск имени признака температуры.

Развивающие:

  • обогащать и развивать словарный запас детей.
  • развивать чувство языка, желание говорить ярко, образно, сообразно коммуникативной ситуации;

Воспитательное:

Воспитывать у детей стремление к здоровому образу жизни.

Образовательные области: 

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Активные виды деятельности:

  •  игровая деятельность: игровые приемы инновационной технологии «ТРИЗ»
  •  коммуникативная деятельность: беседа
  •  познавательно-исследовательская деятельность: исследование объекта.

Материалы и оборудование:

Модульная тряпичная кукла «Чудик» (приложение 2), методическое пособие «Я познаю мир», картинки с изображением методов закаливания водой, интерактивная доска, морфологическая таблица и фломастеры различных цветов, 4 контейнера с водой холодной, прохладной, тёплой и горячей по температуре; индивидуальные полотенца, мячи для массажа «су- джок».

Предварительная работа: цикл занятий по ознакомлению с возможностями восприятия органов человека, работа по модели «Объект – имя признака – значение имени признака», постановка вопросов от имени признака к объекту. Цикл ОД «Здоровый образ жизни», НОД «Цвета и настроение».  

Ход непосредственно-образовательной деятельности (НОД):

Этап занятия (структурные компоненты деятельности)

Действия участников НОД

Деятельность педагога

(содержание бесед, дидактических игр, игровых ситуаций, и т. д)

Деятельность детей

(действия, примерные ответы)

Время

1

Вводная часть.

4  мин.

1.1

Организационный момент

- Проходите        ребята, давайте поздороваемся с гостями. Начнём занятие с нашего ритуала радости:

В круг широкий становись,

За руки скорей берись.

- Ритуал радости сработал - настроение у нас отличное!

Дети        встают в круг, взявшись за руки:

- Настроение хорошее в маленькой стране подарит улыбочка и мне и тебе.

Мы большие, послушные, добрые….

1 мин.

1.2

Мотивация. Организация

направленного внимания.

Появление героя

Воспитатель вносит модульную куклу «Чудик» (приложение2):

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл?

- Что мы дарили Чудику?

Чудик:

- Спасибо, вам ребята. Теперь, когда у меня есть «помощники умной головы», я могу получать информацию. АААпчи!!!!

 - Чудик ты заболел?

 Чудик:

Да, я очень часто болею.  

Я слышал, что нужно закалятся. Закаливание делает организм стойким.

- К нам пришёл друг Чудик.

- Мы подарили Чудику «помощников умной головы»: уши, нос, руки, глаза, и язык.

1 мин.

1.3

Коммуникативная деятельность

Погружение в тему

Постановка цели.

Ребята, я принёс картинки. На них изображено, как люди закаляются.

 - Поможем Чудику! Посмотрите на картинки и расскажите, как можно закаляться при помощи воды?

- Молодцы, ребята. Давайте, начнем закалять нашего Чудика.

А что нам для этого нужно?

- Какая по температуре нужна вода для закаливания Чудика?

Ответы с опорой на картинки:

- Принимать холодный душ;

- обливаться водой;

- купаться;

- обтираться мокрым полотенцем;

- ходить по мокрой дорожке.

- Для этого нам нужна вода!

- Для закаливания нам нужна прохладная вода.

2 мин.

2.

Основной этап.

13 мин

2.1

Составляем вопросы восполняющего типа

с использованием

интерактивной игры

с карточкой «задаём вопрос».

- Зададим вопрос от имени признака температуры к «объекту» вода.

Обращает внимание на интерактивную доску:

Ой, посмотрите на экран.

На карточке «задаём вопрос» (приложение 3) все значки разбежались. Поставьте нужные значки на карточку.

 

- Прочитайте, пожалуйста ваш вопрос.

- Попробуйте поменять местами «значки». Прочитайте получивший вопрос.

- Вопросы вы составили отличные, будем задавать их к объекту вода. А перед этим можно немного размяться.

Работа с интерактивной доской.

Дети переносят на карточку «задаём вопрос» значки: «вопрос», «объект» и «признак» (приложение 3.1):

 - Выбираем вопросное слово «какой».

-  Выбираем имя признака «температура».

- Выбираем «объект» – вода.

Формулируют вопрос от имени признака температуры к объекту вода:

- Какая вода по температуре?

- Вода, какая ты по температуре?

- По температуре какая вода?

4 мин.

2.2

Динамическая пауза

Физкультминутка

«Массаж пальцев рук».

Молодцы, а теперь сделаем приятное нашим ручкам и отдохнём.

- Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. 

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

Спасибо, молодцы, здорово у вас получилось.

Берут массажные мячики и садятся на ковер.

(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

(движения по пальцам)

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Кладут мячики на место. 

1 мин.

2.2

Познавательно-

исследовательская

деятельность.

Работа с морфологической таблицей.

- Узнаем значение признака температуры воды.

Что нужно нам сделать, чтобы узнать о температуре объекта?

Ребята, я вас приглашаю в центр экспериментирования.

Здесь стоят 4 контейнера с водой.

Найдем значение признака температуры воды, начиная с 1- го контейнера.

- Каким цветом можно обозначить холодную воду?  

- Каким цветом можно обозначить прохладную воду?  

- Каким цветом можно обозначить тёплую воду?  

- Каким цветом можно обозначить горячую воду? 

- Потрогать руками воду- руки помощник умной головы и задать наш вопрос.

 

Поиск детьми значения признака температуры воды в контейнерах:

1. - Вода, какая ты по температуре?

- Вода холодная по температуре.

- Обозначим её синим (голубым) и т.п.  цветом.

Обозначают цветом температуру воды у каждого контейнера в морфологической таблице (приложение 4):

2. - Вода, какая ты по температуре?

- Вода прохладная по температуре.

 - Отмечаем прохладную воду фиолетовым, (сиреневым) цветом.

3. - Вода, какая ты по температуре?

- Вода тёплая по температуре.

- Её обозначаем жёлтым (зелёным или оранжевым цветом).

4. - Какая вода по температуре?

- Вода горячая по температуре.

 - Горячую воду обозначим красным (малиновым цветом).

6 мин.

2.3

Коммуникативная деятельность

- Посмотрите на заполненную таблицу (приложение 4.1).

Ребята, а из какого контейнера мы возьмём воду для закаливания?

Чудик:

- Пора закаляться.

Чудик приступает к закаливающим процедурам и ребята ему помогают

- Из второго контейнера (фиолетового) мы возьмём воду для закаливания Чудика.  Прохладная вода подходит для закаливания.

- Холодной водой сразу нельзя закаляться, можно простудиться.

- Вода тёплая полдходит для умывания для для умывания, мытья рук.

- Горячая вода уничтожает микробы, но можно обжеться.

Ребята помогают Чудику провести процедуру закаливания.

2 мин.

3.

Заключительный этап.

3 мин.

3.1

Рефлексия

Чудик:

- Спасибо большое ребята, теперь я перестану болеть.

- Что вы сегодня делали?

- Для чего мы это делали?

-Закаливали Чудика. Чтобы он не болел.

- Искали признак температуры воды. Чтобы выбрать нужную для Чудика.

И т.п.

3 мин.

20 мин.

Список источников:

  1. Шаг в неизвестность: Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы / Т. В. Владимирова ; Муницип. дошк. образов. учреждение "Центр развития ребенка" дет. сад № 178 "Облачко", Каф. пед. технологий Ульян. пед. колледжа № 1. - Ульяновск, 2001. – 106с.
  2. Сидорчук Т. А., «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников». Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. – АО «Первая образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015. – 248 с.
  3. Сидорчук Т. А., «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания». – АО «Первая образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015. – 136 с.

     _________                                           ____________________________

      подпись                                                    расшифровка подписи

«__________»_________________________ 20____

Приложение 1.

Анализатор «помощник умной головы» - как инструмент, позволяющий осознанно относиться к ощущениям и восприятию значений признаков.

Признаки делятся на конкретно проявленные в объекте, те, которые являются обобщающим словом. Многообразие значений имени признака нужно набирать, используя модель «объект- имя признака- значение имени признака».  Работа по ознакомления с именем признака ведётся по следующим основным этапам:

1 этап - Создание условий для сосредоточения ребенка на определенном имени признака. Осуществляется длительный поиск значений этого признака.

Используются в речевых оборотах «объект», «имя признака», «значение имени признака».

Шаг 1. Введение имени признака.

2 этап - Проверка степени понимания детьми различий «имя признака» и «значение имени признака» в конкретных ситуациях. Уточнение того, какой помощник (анализатор) дает умной голове информацию.

Шаг 2. Набор значений признака через его поиск в ближайшем окружении.

Шаг 3. Закрепление усвоения детьми имени признака.

3 этап – Схематизация имени признака. Формулировка вопроса, который задаёт схема (значок) имени признака к объекту.

Шаг 4. Введение значка со схематичным изображением признака. Определение места значка на модели «Объект – имя признака – значение имени признака». Постановка вопросов от имени признака к объекту.

Шаг 5. Работа по модели «Объект – имя признака – значение имени признака»: постановка вопросов от имени значка признака к объекту.

Шаг 6. Закрепление навыков формулировки вопросов от имени объекта и поиска ответа на него.

4 этап – Самостоятельное использование изображения для выяснения данного признака в окружающем мире. По мере присвоения детьми значений, значки со схемами признака можно не использовать.  Дети понимают, что данный признак есть у всех объектов окружающего мира и его можно исследовать «помощниками» умной головы.

Схемы шагов алгоритма позволяют решить какую – либо задачу познавательного плана. 

Приложение 2. 

Модуль «Чудик».

Модуль представляет собой тряпичную человекоподобную куклу, у которой   имеются съемные глаза, уши, нос, рот, руки

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1464044-1551460477.jpg

Приложение 3.

Карточка «Задаём вопрос» и значки «признак», «объект», «значение признака».

 Приложение 3.1.

Вопрос от «имени признака» «температуры» к «объекту» вода.

Приложение 4.

Морфотаблица.

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»

Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....