Сценарий НОД по познавательному развитию "Ветер по морю гуляет"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

В сценарии представлены игры детей с блоками Дьенеша, опыты для определения свойств воздуха, причин возникновения ветра, дидактические игры, изготовление и испытание флюгера. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий НОД «Ветер по морю гуляет»

детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: познавательное развитие.

 Современные образовательные технологии:

 - личностно-ориентированная;

 - игровая: развивающие блоки Дьенеша;

 - исследовательской деятельности: опыты;

 - мнемотехника: модели, коллаж «Ветер»;

 - здоровьесберегающие: динамическая пауза,

   упражнение на дыхание «Бумажные гонки»;

 - технология интегрированного обучения.                                       

Цель: формирование представлений о ветре, о значимости ветра в жизни людей и природы.

Задачи.

Образовательные:

  1. Познакомить детей с причиной возникновения ветра -

       движением воздушных масс.

  1. Расширить представления детей о значимости движения воздуха

       в жизни планеты.

3.    Упражнять в умении читать схему, опираясь на неё выкладывать

       кораблики.

4.    Познакомить с прибором для определения направления ветра - флюгером,

       изготовить прибор, упражнять в умении определять направление ветра.

   5.    Активизировать словарь: флюгер, бриз, бархан, стержень, ураган,

       стороны света.

Развивающие:

1.    Развивать познавательные способности детей, умение самостоятельно

       находить ответы на свои вопросы методом экспериментирования.

2.    Развивать способности к преобразованию.

3.    Развивать доказательную речь детей

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру умственного труда.
  2. Воспитывать умение детей работать в коллективе.
  3. Прививать экологическую культуру.

Материалы: модели свойств воздуха, рисунок «Движение воздуха», радиатор, пёрышко, тетради, карандаши; картинки: парусник, ветряная мельница, дождевая туча, семена-крылатки, звери; материалы для изготовления флюгера: схема, тяжёлая подставка, стержень, катушка от ниток, стрелка, буквы, обозначающие направление: С, Ю, З, В.  

Примерный ход:

I. Организация детей.                                                          

Ребята, вы любите путешествовать? Как можно путешествовать?                                              

II. Мотивация.                                                                                

Приглашаю вас отправиться в необычное путешествие.                                                                                

Расшифруете слово, используя таблицу и блоки Дьенеша,

и узнаете, как мы будем путешествовать.

1 -большой треугольный красный тонкий – буква М;

2 -маленький квадратный жёлтый толстый– буква О;

3 - маленький круглый синий тонкий – буква Р;

4 - большой прямоугольный красный толстый – Е

Прочитайте слово: море

                1         2      3     4

               М     О      Р   Е

III. Проблематизация.                                                        

Как можно путешествовать по морю?   Из чего можно построить кораблики? Постройте кораблики, используя схемы и блоки Дьенеша.

Как называются корабли с парусами?                

Что необходимо, чтобы парусник передвигался по морю? (ветер)

                  Ветер по морю гуляет

                  И кораблик подгоняет.

                  Он бежит себе в волнах

                  На раздутых парусах.

 IV. Целепологание.

Что такое «ветер»? (воздух движется)

Вспомните свойства воздуха, которые мы выявили в предыдущих опытах, выложите модели и назовите их (воздух – это смесь газов, без цвета, без вкуса, без запаха, не имеет формы, лёгкий, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается).

Откуда берётся ветер? Как это узнать?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо привести опыт.

Приглашаю вас в лабораторию. Вспомните правила «Юного исследователя».

V. Планирование будущей деятельности. Как вы думаете, куда мы отправимся начала?  Будем выполнять исследования, двигаясь по стрелкам.                                                                                                                              VI. Реализация плана.                                                                                                               1. Я включила радиатор. Какой воздух над ним? (тёплый)                            
Какой воздух в стороне от радиатора? (прохладный)                                    Опустите маленькое пёрышко над радиатором. Посмотрите, куда оно полетит.                                                                                                                     Вывод: когда воздух нагревается, он становится легче, и поэтому поднимается вверх и увлекает за собой перышко. Воздух охлаждается, и пёрышко опускается вниз.

Зарисуем опыт. (Воспитатель рисует на доске)

Именно так происходит в природе: солнце нагревает участки земли и моря. Воздух нагревается, как над радиатором, и поднимается вверх.  Охлаждаясь высоко над землёй, холодный воздух устремляется вниз в освободившееся пространство.

Тёплый воздух движется на верху, а холодный внизу. Они стремятся поменяться местами. Этот поток воздуха и образует ветер.   Ветер – это движение воздуха.        

2. Представьте, что во время путешествия, кораблям надо причалить к берегу.

Дуйте на свои кораблики. Чей кораблик быстрее причалит к берегу?

Почему наши кораблики двигались?

Вы дули на парусники, создавали движение воздуха – ветер, поэтому кораблики двигались  

3. Ветер бывает разный. Каким он бывает? Лёгкий ветерок называют бризом. Ветер в пустыне образует песчаные барханы. Самые сильные ветры называют ураганами.

Давайте будем рассуждать: ветер - это хорошо или плохо. Почему?  
Составим коллаж о ветре.

Ветер - это хорошо, потому что:

- летом в жару, когда дует ветер, нежарко;

- надувает паруса кораблей, и они могут плыть;

- разносит семена растений;

- можно летать на воздушном шаре и запускать воздушного змея;

- помогает работать ветряным мельницам и ветрякам;

- гонит облака с места на место, принося вместе с ними дождь;

- из города уносит вредные газы;

- помогает зверям найти добычу.

Ветер - это плохо, потому что:

- если ветер холодный, то можно замёрзнуть;

- сильный ветер поднимает шторм, и корабли могут погибнуть;

- буря разрушает дома и ломает деревья;

- разносит семена сорняков;

- зверям мешает прятаться от хищников.

4. Ветер может менять направление.

Вспомните, как мы на прогулке определяли направление ветра? (при помощи ленточек, влажного пальца, наблюдали за листопадом и т. п.)            

Как называется прибор для определения направления ветра? Где вы его видели? (На шпиле адмиралтейства – кораблик, на шпиле Петропавловского собора – ангел, по телевизору и т. д.)

Сегодня мы сделаем флюгер своими руками.

Нам понадобится: тяжёлая подставка, стержень, катушка от ниток, стрелка, буквы, обозначающие направление: С, Ю, З, В. Рассмотрите схему. Соберём флюгер по схеме.

5. Расположим флюгер так, чтобы восток на флюгере находился в стороне, где поднимается солнце.

Стрелка показывает направление, откуда дует ветер. Ветры называют по направлению, откуда они дуют: северный - с севера,

южный - с юга.

Давайте по очереди подуем на флюгер и определим направление ветра (испытание флюгера).

 Для людей, каких профессий важно знать направление ветра?

VII. Рефлексия.  

Что нового вы узнали о свойствах воздуха? Какое задание показалось вам более интересным? Какое более трудным? На прогулке мы испытаем бумажный фонарик, и увидим, как воздух может, нагреваясь двигать предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект комплексного занятия 3 этапа обучения детей конструированию из бумаги с использованием конструктивных карт "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет"

Самостоятельная работа детей по складыванию парусника в технике "оригами" по конструктивным картам. Изготовление парусника для игр с водой....

Интегрированное занятие в первой младшей группе "Ветер по морю гуляет"

Это занятие я показывала на районном конкурсе "Воспитатель года 2013". Детям очень понравилось. Я использовала за основу Программу от рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.К...

"Ветер по морю гуляет"

Интегрированное занятие...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе на тему: «Подарки для пап. Ветер по морю гуляет».

ФОРМИРОВАТЬ ГЕНДЕРНУЮ И СЕМЕЙНУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ - ПЕРВИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О  СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЯХ ЗНАЧИМОСТИ ОТЦА В СЕМЬЕЮ...

Интегрированное занятие на тему "Ветер по морю гуляет..."(Отрывок из сказки А.С.Пушкина "сказка о царе Салтане"Море)

Занятие проводиться с использованием игровых и электронно-образовательных технологий с элементами рисования...

"Ветер по морю гуляет"

В данной работе дана сюжетно-ролевая игра с детьми 4-5 лет...