Наглядно-дидактическая игра по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста модуль "Чудо - дерево"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Колосова Элла Николаевна

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о мире и  природе, формируются основы экологического сознания. Для успешного усвоения детьми представлений о временах года, их структуре, связях и отношениях существующих между неживой и живой природой, может помочь дидактический модуль  Чудо дерево. Он  привлекает детей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простой в использовании и разнообразный по  содержанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnal_chudo_derevo_v_14kolosova.pptx597.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор-составитель: Колосова Э.Н., воспитатель МАДОУ МО г.Краснодар «Детский сад № 113» Наглядно-дидактическая игра по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста Модуль «Чудо дерево»

Слайд 2

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о мире, природе. Формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети в дидактической игре получали достоверные знания и представления, приобрели навыки доброжелательного отношения к природе. Сам процесс обучения в игре должен быть эмоциональным, действенным, позволить ребенку получать собственный опыт. Процесс познания дошкольником природы совсем непрост. И начинается он с чувственного восприятия. Для успешного усвоения детьми представлений о временах года, их структуре, связях и отношениях, существующих между неживой и живой природой, может помочь модуль « Чудо дерево » , который я изготовила для своих воспитанников. Описание модуля: Модуль выполнен из ткани в виде дерева, размером 35 см. Для моделирования имеет съемные детали на липучках (цветы , птицы , насекомые, трава, цветочки , листочки разного окраса, плоды). Чтобы всё это не потерять, детали складываются в специальные контейнеры. Все цветочки, разные виды листьев, птицы можно использовать в качестве счётного материала. Сюжетный модуль привлекает детей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании и разнообразием содержания. Дети, рассматривая модель данного времени года, вносят по желанию свои детали . С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать картинно-схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное описание предмета, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы.

Слайд 3

Цели: уточнять знания детей о сезонных изменениях в природе; развивать познавательную активность, внимание, мышление, воображение; активизировать речь и мелкую моторику рук; воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру, желание защищать и оберегать его. Задачи: развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление; формировать умение выделять существенные связи между предметами и явлениями; расширять представления детей о животных, птицах, насекомых, цветах; воспитывать бережное отношение к природе. формировать у детей знания о связях и отношениях, существующих в природе (стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о последовательности сезонных изменений); обучать установлению временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей; развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы; учить воспроизводить фиксированный порядок следования во времени разных взаимосвязанных событий и процессов.

Слайд 4

Модуль позволяет моделировать 4 времени года: весна, лето, осень, зима. Одно и то же дерево представлено в разные времена года. Весной дерево просыпается, появляются почки, листочки и цветочки, летом созревают плоды, осенью листики желтеют, опадают и зимой выпадает снег. Также дерево можно использовать для закрепление видов листьев, птиц и насекомых. Модуль предназначен для стимуляции речевой активности и развития мелкой моторики рук, повышает интерес к овладению новыми умениями и навыками, получению дополнительных знаний. Например, можно смоделировать ситуацию, побуждая ребёнка к диалогическому общению в процессе создания модели: «Какое сейчас время года? Давай превратим наше «Чудо-дерево» в зимнее. Что нам может понадобиться?» Предлагая ребёнку различные детали для моделирования природных явлений, педагог имеет возможность стимулировать диалогическую речь в процессе создания модели, а так как все элементы модуля выполнены на липкой ленте, одновременно развивать его мелкую моторику. Педагог играет вместе с ребёнком, является не лидером игры, а равноправным участником. В результате деятельности ребёнку предлагается рассказать о том, что получилось, стимулируя тем самым развитие монологической речи. Ребёнок учится расстёгивать - застёгивать липучки, моделируя различные явления в природе, переносит свои впечатления в мир творческого воображения, получает живой непосредственный опыт. Происходит активизация всех сенсорных систем: отрабатывается зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие, формируется произвольное поведение.

Слайд 5

Модуль можно использовать для занятий с детьми от 3 до 7 лет. Предполагаются различные виды игр (сенсорные, словесные, математические), цели которых постепенно усложняются. Дидактические игры «Один-много, много-один» Цель : учить детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе; закреплять количественный счет. «Прятки» Цель : упражнять в использовании предлогов и наречий, имеющих пространственное значение: «в», «на», «под», «около», «между», «за». «Узнай по описанию листик» Цель: развивать логическую память и воображение. «Чего не стало?» Цель: упражнять в употреблении существительных единственного и множественного чисел в родительном падеже. «Назови птичку и сосчитай» Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными в роде и падеже; закрепление количественного счета. «Назови ласково» Цель: упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. «Что вверху, что внизу?» Цель: учить составлять предложения с однородными членами, используя слова «вверху», «внизу». «Назови насекомое» , «Части тела » «Придумай свою сказочную птичку и нарисуй ее » Таким образом, используя модуль «Чудо дерево», решается несколько дидактических задач: развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование умения выделять существенные связи между предметами и явлениями; расширение представления о птицах, насекомых, цветах, явлениях в природе;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "О правах - играя!"

Цель: Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления....

Консультация "Развитие интересов и познавательной мотивации детей через расширение представлений о многообразии окружающего миро у детей старшего дошкольного возраста"

о том, как развить познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста через ознакомлением с окружающим...

Конспект по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. В мире дорожных знаков.

Конспект по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. В мире дорожных знаков...

Конспект НОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Дары деревьев».

Мероприятие поможет создать условия для экологических знаний у старших дошкольников средствами экологической тропы....

Презентация по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста на тему "Игры с Машей"

Презентация по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста на тему "Игры с Машей"...