прогулки в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Смолянова Татьяна Львовна

разработано на целый месяц

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulka_v_starshey_gruppe_-_oktyabr.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                                  Октябрь.

                                      Прогулка № 1.

   Тема:  « Наблюдение за осенним лесом».

Цель: Формировать обобщенное представление об осени, как о времени года; учить различать берёзу и осину по форме, окраске ствола и листьев; закреплять представление о частях дерева (ствол, ветки, корень); воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

                           1. Художественное слово:

         Вот и осень наступила,                                  Ветки ласково он тянет,

          Листья пожелтели                                          В гости нас зовет и манит.

          И, скользя по воздуху,                                   Здравствуй, здравствуй, добрый лес,              

          На землю улетели!                                         Полный сказок и чудес!

          Вот и лес стоит густой,                                 Мы никого здесь не обидим

          Качает нам всем головой,                             И чудеса твои увидим!

                              2. Наблюдение и беседа.

   Поздороваться с нашим хорошим, добрым приятелем – лесом.

     Как нам узнать берёзу среди других деревьев? Какого цвета ствол у берёзы?(Белый с черными пятнами).

    Какие части берёзы вы ещё знаете? (Ствол, ветви, корень).

    Какого цвета ветки?  Зачем корень дереву?  Какого цвета листья берёзы осенью? (Желтые).  Какого цвета они были летом? (Зелёные).

    Берёзку мы легко нашли по белому стволу с черными пятнами. Чёрные пятна – это «рот» берёзы, через который она дышит. Наступила золотая осень. Дни бывают и холодные, и тёплые. Начался листопад. Берёзка самая первая из деревьев готовится к зиме.

     « Раз, два, три быстрей осину найди» . Как называется это дерево? (Осина). 

    Какого цвета ствол? (Светло-серый, зеленоватый).

    Какие ветки? Какого цвета? (Тонкие, светло-зелёные). Сколько стволов у осины?

    Какого цвета листья?  

    Высокие, стройные осины очень красивы. Листья дрожат, на высоких вершинах даже в самый тихий безветренный день. Кажется, что осинки переговариваются друг с другом.

                                3. Исследовательская деятельность.

 Собрать листья осины и берёзы для гербария.

Цель: Учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка).

    Приложить берёзовый листок к осиновому. Какой больше? (Осиновый). Понюхать листья. (У осиновых листья запах горьковатый). Давайте послушаем. (Листья шуршат, будто прощаются с нами).

   Хорошо в лесу! А вы всегда помните, что лес – это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к родственникам или друзьям.

    Можно оставлять мусор на лесной полянке? (Нет).

    Что нужно делать с мусором? (Подобрать, сложить в пакет и вынести) Почему не нужно срезать и ломать ветки?  Как помочь раненому деревцу? (Перевязать его).  Можно ли срывать цветы? (Нельзя). А что можно делать с цветами? (Рассматривать, нюхать, рисовать).

                                         

                                  4. Подвижные игры:

а) «На месте не стой, вокруг берёзки хоровод построй»

     «Раз, два, три быстрей осину найди»

 Цель: учить различать деревья и бежать к ним, не наталкиваясь друг на друга.

                                                         

                                                      Октябрь.

                                               Прогулка № 2.

              Тема: « Многообразие осенних листьев».

   Цель: Показать детям многообразие красок золотой осени. Продолжать знакомить с листопадом, особенностью опадания листьев.

                           1. Чтение стихотворения М. Ивенсена:

                                                Падают, падают листья –

                                                В нашем саду листопад.

                                                Желтые, красные листья

                                                По ветру вьются, летят…

                             2. Наблюдение за листопадом.

     Рассмотреть листья. Поверхность листовой пластинки у разных деревьев разная: у дуба – лист гладкий, твердый, у берёзы – шершавый, у липы – мягкий, у клена – гладкий и т. д.

     Клен окрашивается в желто- красный цвет, краснеют листья рябины, стал ярко- красным наряд осины, вяз и липа золотистого цвета, берёза – золотисто- желтая.

    Постепенно листья опадают. И у разных видов деревьев листья падают по-разному: у осины – стремительно и прямо вниз; у клена – долго качаются или кружатся в воздухе, прежде чем опуститься  на землю; у ясеня – как будто планируют в воздухе.

    У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У берёзы).

    У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У берёзы).

    Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями).

   Все листочки падают одинаково? (Нет). 

   Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить: в пазухе каждого листа золотистая почка, которая даёт весной молодой побег с готовыми листьями).

                                   3. Исследовательская деятельность.

Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз.

Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону.

Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки.

Составить из опавших листьев узор на асфальте.

                                                  4. Труд в природе.

Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада.

                                        5. Подвижные игры:

а) «Тренировка футболиста» - развитие быстроты, выносливости, глазомера.

б) «Катание на самокате» - развитие быстроты, выносливости.

                                                             Октябрь.

                                                    Прогулка № 3.

            Тема: « Распространение плодов и семян».

  Цель: Уточнить понятие «дерево», «куст». Познакомить детей с распространением плодов и семян.

                           1. Чтение стихотворения А. Пушкина:

                                             Октябрь уж наступил –

                                             Уж  роща отряхает

                                             Последние листы с нагих своих

                                                     ветвей….

                               2. Наблюдение за деревьями и кустами.

   С большинства деревьев и кустарников опала листва. Под ногами сыро, мокрые листья прилипают к ногам. Стали хорошо заметны плоды и семена.

   Плоды и семена большинства деревьев распространяет ветер.

   Плод клёна, состоящий из двух частей имеет крупное крыло, и называется двукрылаткой.  Когда созревает крылатка и падает с дерева, то быстро вращается и долго держится в воздухе. А ветер, подхватывая её, далеко относит от дерева. Внутри плода находится семя, зародыш дерева.

   Плод ясеня имеет продолговатую односеменную крылатку.

   Плод желудя – твёрдый, в нижней части находится разросшаяся плюска.

    Крылья орешков берёзы, кожистые крылатки плодов клюда, прицветный лист у орешков липы все выполняют роль летательного аппарата. Эти плоды разлетаются.

   Некоторые травянистые растения (одуванчики, ястребинка, татарник) имеют на плодах «парашюты» (летучие пушистые зонтики), позволяющие им летать в сухом воздухе; попав во влажную атмосферу, волоски «парашюта» слипаются, и плод падает на землю.

   Сочные плоды черёмухи, рябины, боярышника и др. растений охотно поедают многие птицы и звери.  Неперивариваемые семена, находящиеся в этих плодах, выходят невредимыми из кишечника животных, часто очень далеко от места, на котором созрели и были съедены.

  Плоды лопуха, репейника, череды распространяются животными, к шерсти которых они прицепляются при помощи крючков. Разносит эти плоды и человек на своём платье.

  Недотрога, анютины глазки и некоторые другие растения имеют плоды, которые растрескиваются и разбрасывают семена в стороны.

  Рассмотреть шишки хвойных деревьев: ели, сосны и лиственницы. Сравнить их между собой, отогнуть чешуйки шишек, рассмотреть семена.

                           3. Исследовательская деятельность.

  Определить, какая из двух шишек тяжелее. Сравнить камешек и шишку, определить поверхность.

                          4. Дидактическая игра: «Найди дерево», «Путаница»

Цель: а) закрепить названия деревьев;

            б) учить объединять плоды и листья одного дерева.

                                      5. Труд в природе.

 Собрать и разложить по коробочкам природный материал.

                                 6. Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

«Угадай» - угадать на ощупь, что положили в ладошки (камешек, шишку, палочку или травинку).

                               7. Подвижные игры по желанию детей.     

                                                           

                                                       

                                                         Октябрь.

                                                 Прогулка № 4.

                                         Тема: « Осенние явления». 

      Цель: Продолжать закреплять знания детей о явлениях неживой природы в октябре месяце.

                         1. Чтение стихотворения Е. Благининой:

                                            Осень всё-таки теперь!

                                            Солнце бледнее, небо холоднее.

                2. Наблюдение за явлениями неживой  природы.

   Солнце появляется всё реже и реже, оно бледное и холодное, в полдень поднимается невысоко. Со второй половины октября начинается заметное похолодание, исчезают кучевые облака, небо покрывается низкими, сплошь застилающими его свинцовыми тучами или сплошной серой пеленой, Учащается выпадение осадков, моросит холодный дождь.

   Дети стараются определить характер дождя, подбирая подходящие определения (мелкий, холодный, моросящий, затяжной, скучный и др.).

  Воздух насыщается влагой, появляется туман. Лужи не просыхают, падает снег, который скоро тает. Замёрзшие ночью лужи днём оттаивают, появляется слякоть. Дни становятся всё короче, а ночи длиннее и холоднее.

                                        3. Труд в природе.

Сбор листьев для панно для младшей группы.

                                          4. Подвижные игры:

а) «День- ночь» - развитие быстроты, ловкости, навыков ориентированной ориентации.

б) « Охотники и утки» - развитие ловкости, умения ориентироваться в пространстве, быстроты реакции, координации движений, меткости.

                                                         Октябрь.

                                                Прогулка № 5.

                            Тема: « Водоплавающие птицы». 

   Цель: Продолжать знакомить детей с поведением водоплавающих птиц; установлением последовательности отлёта птиц с зарисовкой.

                                    1. Чтение стихотворения Е. Благининой:

                                                      Не слыхать кукушки в роще,

                                                      И скворечник опустел.

                                                      Аист крыльями полощет –

                                                      Улетает, улетел!

                     2. Наблюдение за птицами.

   В октябре остались только водоплавающие птицы. В поисках корма они перебираются на новые места, а в конце месяца улетают.

   Почему эти птицы, покидают нас? (Когда водоёмы замёрзнут, птицам нечем будет питаться).

   Утки, гуси на своём пути останавливаются и отдыхают на ещё открытых, не схваченных льдом водоёмах.

    Какие птицы улетают первыми? (Насекомоядные).   Вторыми? (Зерноядные).

    Третьими? (Водоплавающие).

    Как выстраиваются птицы при перелёте на юг? (Птицы придерживаются определённого порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином – углом, цапли и гуси – шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие насекомоядные птицы – летят скученной стаей).

                                         3. Исследовательская деятельность.

Рассмотреть карточки- схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки.  Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка- схема. И зарисовать её.

                                            4. Труд в природе.

Сбор семян клёна, ясеня для изготовления забавных игрушек.

                                       5. Подвижные игры:

а) «Медведь и пчёлы» - развитие ловкости, быстроты.

б) «Три стихии: земля, вода, воздух» - развитие внимания, быстроты реакции, сообразительности, умение ориентироваться в пространстве. Обогащение знаний.

                                                            Октябрь.

                                                   Прогулка №6.

                               Тема: « Прогулки на водоём».

Цель: Продолжать знакомить детей с жизнью водоёма. Воспитывать интерес к обитателям водоёма.

                        1. Наблюдение за водоёмом.

   Лягушки уже спрятались. Из растений на поверхности осталась только ряска. Скоро и она опуститься на дно. Водомерки вылезли на сушу, забились под листья в сухую траву и заснули до весны.

   В конце месяца водоём замерзает и через прозрачный лёд будут видны водоросли. Посмотреть, как из водорослей поднимаются пузырьки воздуха и остаются подо льдом. Рассказать, что к воздушным пузырькам приползают подышать воздухом жуки и улитки. Зимой воздуха подо льдом мало, а он нужен всем, поэтому во льду прорубают проруби.

                   2. Опасность нахождения на непрочном льду.

  Для первого выхода на лёд нужно найти безопасное и удобное место для спуска с берега, чтобы не скатиться на лёд, который может быть непрочным и проломиться.

   Прежде чем выйти на лёд, убедитесь в его прочности;

   В случае непрочности льда, немедленно вернитесь на берег, идите с широко расставленными ногами, не отрывая их от поверхности льда, или ползите;

   Не катайтесь на льдинах;

   Не ходите на лёд в плохую погоду, или ночью;

   Никогда не проверяйте прочность льда ударом ноги.

                         Если лёд проломился:

   Не паникуйте, сбросьте тяжелые вещи, удерживайтесь на плаву, зовите на помощь;

   Обопритесь на край льдины широко расставленными руками; снимите обувь, в которую набралась вода;

    Старайтесь не обламывать кромку льда, навалитесь на неё грудью, поочерёдно поднимите, вытащите ноги на льдину;

   Держите голову высоко над поверхностью воды, постоянно зовите на помощь.

                                     3. Исследовательская деятельность.

Определение возраста рыбы.      

Цель: Определить возраст рыбы через увеличительное стекло.

Вывод: Число светлых колец на чешуйках равно возрасту рыбы в годах.

                                       4. Труд в природе.

Посадка чеснока.

                                      5. Подвижные игры:

а) «Серая утка» - согласовывать движения с текстом, развивать ловкость.

б) «Простые ловишки» - развитие ловкости, быстроты.

   

                                                              Октябрь.

                                                   Прогулка № 7.

                                             Тема: «Труд взрослых».

        Цель: Расширить знания детей о труде взрослых в октябре месяце (  укрытие роз, выкапывание клубней георгинов, луковиц гладиолусов, уборка их в подвалы, перекопка земли, подвязка раскидистых кустарников, обрезка сухих веток). Заготовка почвы для весенних посадок. Вызвать желание помочь взрослым.

                             1. Наблюдение за заботой взрослых о растениях.

   Взрослые готовят растения к зиме – укрывают розы, выкапывают клубни георгинов, луковицы гладиолусов, убирают их в подвалы, очищают от сорняков и перекапывают землю под кустарниками и деревьями, подвязывают раскидистые кустарники, обрезают тонкие сучья.

                         2. Знакомство детей с инвентарем садовника.

   Лопата, грабли, секатор и т.д.

   Для чего нужен каждый из этих видов инвентаря?

                                       3. Труд в природе.

Помощь взрослым в выкапывании клубней георгинов, луковиц гладиолусов и уборки их в подвалы.

                                        4. Подвижные игры:

а) «Прокати мяч в ворота» - развитие меткости, глазомера.

б) « Сторож, зайцы, охотники» - развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве, сноровки.

                                                       Октябрь.

                                          Прогулка №8.

                        Тема: «Дикие животные».

        Цель: Познакомить детей с жизнью диких животных в октябре месяце. Воспитывать интерес к диким животным.

                 1. Загадывание загадки:

«Кто зимой холодной

  Бродит злой, голодный» (волк)

                              У кого из всех зверей

                               Хвост пушистей и длинней? (лиса)

                                                              Угрюмый недотрога

                                                               Живёт в глуши лесной.

                                                                Иголок очень много,

                                                                а нитки ни одной. (ёж)

                                                                                 Кто мохнатый и большой,

                                                                                 Кто в берлоге спит зимой. (медведь)

                   2. Беседа о диких животных.

В поредевшем лесу сейчас неуютно,  ёжи сделал себе постель из сухих листьев, свернувшись в клубок и заснул крепким сном, медведь за осень отъелся и сейчас разыскивает место для берлоги в глубине леса, иногда с ним бродят медвежата – пестуны. Белка утепляет своё гнездо на ветках дерева или в дупле. Пока овощи на огородах были, корма зайцам хватало. Питаются они ночью, а днём сидят, затаившись, где-нибудь в кустах. У лисицы и волка, которые ведут зимой деятельную жизнь, добывая себе пищу, отрастает густая шерсть. Волк похож на собаку. У него широкая грудь, сильные ноги. Он может долго и быстро бегать, преследуя животных, волки живут в логовах, под корнями сваленных деревьев, среди бурелома, в оврагах, а иногда в норах, оставленных другими животными: барсуками, песцами. Они находят логово в глухом лесу недалеко от воды. Нелегка жизнь диких животных. Но существуют специальные заповедники, где дикие животные живут, свободно,  их никто не трогает, а зимой подкармливют.

                 3. Чтение рассказов о диких животных.

               4. Труд в природе.

Перенос Астр, Хризантем в ящиках с территории участка.

                 5. Подвижные игры

а) «Хитрая лиса» - развитие координации движений, быстроты реакции, сноровки.

б) «Бег в мешках» - развитие выносливости.

                                                           Октябрь.

                                                 Прогулка № 9.

                         Тема: «Наблюдение за оврагом».

        Цель: Формировать знания о неживой природе; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

                             

                       1. Беседа с опытом.

Как образуется овраг? (Когда идёт дождь, потоки воды, собираясь в один большой поток, размывают почву и углубляют её).

               Опыт 1: Сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы.

 Сколько слоёв почвы у оврага? Какие? (Снизу камни, потом песок с глиной и верхний плодородный слой почвы.

                Полить водой.

   Как вода проникает через слои почвы? (Плодородный слой почвы легко пропускает воду, глина с песком – плохо, т. к. в глине нет воздуха).

   Какая растительность преобладает в овраге? (Цветы и травы).

                   

                Опыт 2: Рассмотреть верхний плодородный слой почвы.

  Что содержится в данном слое почвы? (Перегнившие остатки растений, их корни, останки животных).

  Ребята, чтобы овраги не увеличивались, люди нашли способ укреплять почву. Для этого нужно по склону оврага посадить деревья. Корни у них длинные, проникают далеко в глубь и помогают удерживать почву от вымывания дождевыми потоками. А глинистая часть почвы благоприятна для корней деревьев, т.к. удерживает дольше влагу, и дерево может напиться.

                                           2. Труд в природе.

Посадка кустов, деревьев.

                                      3. Подвижные игры:

а) Эстафета «Кто быстрее?» - повышать двигательную активность детей.

б) Конкурс «Лучшая фигура из песка» - закреплять знания о свойствах песка; развивать творческое воображение.

                                                               Октябрь.

                                                   Прогулка № 10.

                    Тема: «Наблюдение за ивой осенью».

Цель: Расширять знания о разновидностях ивы ( верба, ракита, лоза и др.).

                             1. Художественное слово:

                                 Плыви, плыви, листочек золотой,

                                                     Вниз по реке, как маленький кораблик.

                                                     Работу отложу, поставлю грабли

                                                     К стволу ветлы, склонённой над водой,

                                                     И побреду, кораблик, за тобой.

                            2. Наблюдение и беседа.

     Как выглядит ива?

     Какие у нее ветки и листья?

     Где чаще растут ивы? (По берегам реки).

     Какие вы знаете разновидности ивы? (Верба, ракита, ветла, лоза).

     Что даёт ива людям? (Из её веток плетут корзины).

                                3. Исследовательская деятельность.

   Рассмотреть через лупу листья ивы. Чем они покрыты? (Светло-серым налётом). 

                                                4. Труд в природе.

   Сбор листьев для изготовления поделок.

                                             5. Подвижные игры:

а) «Перелёт птиц» - упражнять в беге через разные препятствия.

б) «Охотники и звери» - развитие ловкости.

                                                      Октябрь.

                                           Прогулка № 11.

                     Тема: «Наблюдение за грузовым транспортом».

  Цель: Учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.

                         1. Чтение стихотворения В. Мирясова:

                                           Сам в кабину не могу я залезть пока.

                                           До чего же велико колесо грузовика.

                                           В кузов даже заглянуть не удастся мне,

                                           Посмотреть, что там хранится в кузове на дне.

                                           А в кабине виден руль, дверца на замке.

                                           Но унёс ключи шофёр на своём брелке.

                                           Подожду его чуть-чуть – у него обед,

                                           Может быть, меня прокатит, а быть может, нет.

                            2. Наблюдение и беседа.

    Для чего люди используют грузовые автомобили? (Чтобы перевозить различные грузы).

    К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? ( К грузовому транспорту).

    Назовите другой грузовой транспорт, который вы знаете. (Бывают грузовые самолёты, вертолёты, товарные поезда, грузовые пароходы, большие грузовики-самосвалы.)

   На какой цвет светофора едут автомобили? (На зелёный).

    Как называется профессия человека, который управляет автомобилем? ( Водитель, шофёр).

   Сколько цветов у светофора? (Три: красный, жёлтый, зелёный).

                               3. Труд в природе.

Уборка опавших листьев.

                                   4. Подвижные игры:

а) «Защити товарища» - упражнять в перебрасывании набивного мяча от груди двумя руками; учить действовать по сигналу.

б) «Стой – беги» - развитие ловкости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...

"Чудеса Матушки-Зимы". Опыты и эксперименты на прогулке в старшей группе.

Статья отражает опыт работы по организации образовательной деятельности детей на прогулке в соответствии с Федеральными требованиями; варианты интеграции образовательных областей. Представлены способы...

конспект проведения прогулки в старшей группе" Прогулка в зимний лес "

Конспект расчитан  на детей старшего дошкольного возраста...

конспект зимней прогулки в старшей группе+Консультация на тему роль прогулки во всестороннем развити детей

конспект зимней прогулки в старшей группе+Консультация на тему роль прогулки во всестороннем развити детей...

Конспект проведения прогулки в старшей группе «ПРОГУЛКА ДЛЯ ЗВЕРЯТ»

Самостоятельная двигательно-игровая активность детей.● Лазание на гимнастической лестнице (не допускать спрыгивание с верхнего уровня).● Игры с выносными игрушками: самодельные совки и формочки, шишки...

Конспект зимней тематической прогулки в старшей группе «Прогулка в зимний лес»

Конспект зимней тематической прогулки в старшей группе «Прогулка в зимний лес»Цель:1)Закреплять знания о характерных признаках хвойных деревьев, о признаках зимы; Развивать умения анализир...