Занятие по экологии «Здравствуйте, птицы!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Телегина Алла Васильевна

Птицы – могучий источник познания. Они являются важным фактором поддержания биологического равновесия. Общение с птицами облагораживает человека, делает его чутким, может служить богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, способствует формированию характера и интереса. Чтобы постичь искусство общения с птицами, здесь никак не обойтись без экологических знаний. Ведь неправильные представления, что служат причиной недоброжелательного отношения к птицам, это наносит не только вред птицам, но и действует на психику детей, ожесточает их. Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Знания мы даём в форме природоохранных акций и занятий с детьми.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологии «Здравствуйте, птицы!»

Птицы – могучий источник познания. Они являются важным фактором поддержания биологического равновесия. Общение с птицами облагораживает человека, делает его чутким, может служить богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, способствует формированию характера и интереса. Чтобы постичь искусство общения с птицами, здесь никак не обойтись без экологических знаний. Ведь неправильные представления, что служат причиной недоброжелательного отношения к птицам, это наносит не только вред птицам, но и действует на психику детей, ожесточает их. Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Знания мы даём в форме природоохранных акций и занятий с детьми.  

Здравствуйте, птицы!

Занятие по экологии в средней группе. 

Задачи:

  • Способствовать формированию знаний детей о птицах.
  •  Способствовать развитию сопереживания к бедам птиц, желание бороться за их сохранность.
  • Воспитывать любовь к птицам через прямое общение с ними, воспринимая их многообразие.

Материал:  муляж дерева,  куриное яйцо,  лупа, иллюстрации с птичьими кладками, картинки с изображением птиц, корзинка, листочки с загадками о птицах, магнитная доска, шляпа для игры, скворечники.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, изготовление вместе с родителями скворечников.

Ход занятия

Воспитатель: читает загадку:  

Тает снег, сосульки плачут,

Ручейки бегут, звеня,

Ветер теплый - это значит

Что уже пришла…(весна)

Весна – время, когда пробуждается природа, в родные края возвращаются

птицы.

Воспитатель А в народе говорили так:

Когда солнышко пригреет,

Тогда и вода разольется,

Тогда и лес зазеленеет,

Тогда и птицы прилетают!

Беседа по теме «Перелетные птицы» 

— Разнообразен птичий мир! Очень интересен и ярок весенний парад пернатого населения! Радуясь весне и теплу, они улучшают настроение нам своими птичьими песнями. Так пусть же всегда будет много, ведь им не тесно в воздухе. — Ребята, а зачем птицы возвращаются к нам? (Продолжить свой род).  Прилетев, птицы занимают гнездовые участки, образуя пары. В это время и слышна чаще всего птичья песня. Например, воробей – папа и воробьиха – мама, ищут место для гнезда в любом укромном месте – в дупле, скворечнике, под крышей дома, в густых ветках дерева и т.д. Собирают ветки для гнезда, устилают его травинками, пёрышками, пухом, клочками шерсти. Затем мама – птица откладывает в готовое гнездо яички и садится на них. — А знаете ли вы, как появляются на свет птицы? Я расскажу вам о чудесном превращении. Как вы думаете, что я держу в руках? Это одно из чудес. Яйцо – это жизнь. Самочка птицы откладывает яйца, а затем долго высиживает их, согревает своим теплом, защищает от хищных животных, которые хотят ими полакомиться, защищает от непогоды.

Рассматривание иллюстраций с птичьими кладками. 

— Посмотрите, какие кладки яиц. Что между ними общего? Чем они отличаются? Как вы думаете, из чего они сделали? Как вы думаете сколько нужно времени птичке, чтобы построить такое гнездо?

Познавательная деятельность детей. Ознакомление со строением яйца. 

— Зачем нужны яйца? А чьё яйцо у меня в руках? (Яйцо курицы).  Посмотрите, какое оно красивое. Давайте, мы его с вами рассмотрим. У яйца есть скорлупа. Какая она? Давайте с помощью лупы рассмотрим скорлупу. У скорлупы есть крошечные отверстия, через которые внутрь проходит воздух. А что внутри скорлупы? (аккуратно разбить яйцо) Что это жёлтенькое? Для чего это нужно? Это желток, в желтке есть зародыш, (рассмотреть его) который от тепла будет развиваться, развившись этот зародыш превратится в птицу. Белок содержит необходимый запас воды и питательные вещества, которые необходимы для развития зародыша. А все ли яйца так устроены? Можем мы пойти в лес и проверить яйца птиц? Почему? Почему нельзя разбивать яйца диких птиц? Представьте, что вы очутились в весеннем лесу и нашли гнездо.

Работа над содержанием стихотворения 

— Я нашла гнездо лесное, Маленькой пёстрой птички, Свитое ранней весною. В гнезде лежали яички. Как же она испугалась, Прикинулась птичка больною, Крыло волочила, металась, В густой траве, предо мною. Давалась мне прямо в руки. Меня от гнезда уводила. И сколько в ней было муки, И сколько в ней было силы. — Почему птичка так себя вела? (Из яиц диких птиц обязательно вылупятся птицы, поэтому нельзя трогать и разбивать яйца, найденные в лесу, нельзя брать в руки, потому что мама, почувствовав чужой запах, может бросить их и невылупившиеся птенцы погибнут).

Ознакомление с правилами поведения в лесу.

— В конце мая – начале июня в птичьих гнёздах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их и конечно же охраняют. Чуть посторонний звук, шум – мамы начинают покидать свои гнёзда. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди. Поэтому мы не должны шуметь в лесу, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей. Конечно же, надо соблюдать и другие правила поведения в лесу.

 Не разорять птичьи гнёзда!
Не брать птенцов из гнезда! 
Не ломать ветки! 
Солнце ласково смеётся, 
Светит солнце горячей.
И в овраге звонко льётся 
Разговорчивый ручей. 
После зимней тишины 
После стужи зимней, 
Из – за гор, из – за морей 
Прилетают птицы. 

Вот и со мной пташки прилетели. Сможете отгадать, как их зовут.

Игра «Отгадай птицу» 

На столе карточки с изображением птиц, в корзинке листочки с загадками о птицах. Картинку – отгадку прикрепляет к магнитной доске ребёнок.

Звонко – звонко распеваю, 
Воротившись с юга в срок. 
А вот песни занимаю 
Даже у сорок. (скворец)

Гнездо не строит никогда, 
Соседкам яйца оставляет 
И о птенцах не вспоминает. (кукушка) 
Верещунья – белобока 
А зовут её… (сорока)

Птичка невеличка, ножки имеет, 
А ходить не умеет. 
Хочет сделать шажок, 
Получается — прыжок. (воробей)

Я по дереву стучу, 
Червяка добыть хочу. 
Хоть и скрылся под корой, 
Всё равно он будет мой. (дятел)

— Ребята, хотите полетать, с птицами поиграть?
Игра «Птицелов»

С помощью считалки выбирается водящий, одевается ему шляпа. 
Считалка: 
Тили – тили, птички пели, 
Взвились к небу, полетели. 
Стали птички гнёзда вить 
Кто не вьёт – тому водить.

Птицелов по голосу должен определить, какую птичку «поймал». 
Дети идут по кругу и произносят слова: 
В лесу во лесочке 
На зелёном дубочке 
Птицы весело поют. 
Ай, птицелов идёт? 
Он в неволю нас возьмёт.
Кар – кар – кар! (ворона) 
Чик – чирик, чив – чив! (воробей) 
Синь – синь – синь! (синица) 
Чай – пить, чай – пить! 
С сахаром (дрозд) 
Пять – пять, пять – тетеревей (рябчик) 
Юла – юла – юла! (жаворонок) 
Чижик – чижик, ча – ча – ча! (скворец) 
Витю видел? Ты Витю видел? (чечевица)

Знакомство детей с приметами

Наблюдая за птицами, мы также можем определить, какая будет погода. Одну из птиц, предсказывающую погоду, мы можем назвать, решив ребус.

Если эта птица летит низко, значит, будет дождь.

Лас (точка)

Ещё, какие приметы, вы знаете.

Воробьи собираются в густой листве деревьев и шумно митингуют – к ясной погоде.  

 Голуби разворковались – к ясной погоде.    

Птицы хохлятся – к дождю.    

Кукушки дружно закуковали – к ясной погоде.    

Воробьи купаются в пыли – к дождю.    

Птицы запели в дождь – к ясной погоде.  

Беседа «Сохраним птиц»

— Ребята, а что произойдёт, если – бы птицы не вернулись к нам? (экологическая беда)

Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен.  

Чтоб от вредных насекомых   
Сады цветущие не гибли зря,   
Всегда, в любое время года,   
Берегите птиц друзья!   
Что значит беречь птиц?  

Рассматривание скворечника

— Посмотрите ребята, какие замечательные домики сделали ваши папы. Ведь птицы уже спешат к нам с юга. Скворушки, трясогузки и синички с воробышками, поселятся в них. Выстелят их мягким пухом, мхом, травинками и отложат свои яйца. А из яиц появятся маленькие скворчата, воробьята и будут целыми днями они летать, искать, таскать своим птенцам червяков или гусениц. За день один скворец делает до 200 вылетов.   
И сегодня в день весенний,   
Справим птичье новоселье.   
Эти домики все вместе,   
На берёзах мы развесим.   
Мы, ребята – дошколята   
Приглашаем всех пернатых,   
Прилетайте, кто захочет.   
Мы вас любим очень – очень.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по экологии "Здравствуй лес,зимний лес, полон сказок и чудес"

                                   КОНСПЕКТ      Комплексного занятия по...

Занятие по экологии "День птиц"

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста....

Занятие по экологии "Покормите птиц зимой"

Итоговое занятие по теме "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по экологии "Зимующие птицы"

Конспект непосредственной образовательной  деятельностив подготовительной группепо формированию целостной картины мира (экология)«Зимующие птицы» с использованием ИКТ....

Конспект занятия по экологии " Покормите птиц зимой "

Конспект занятия по экологии с детьми старшего дошкольного возраста " Покормите птиц зимой "...