Занятие по экологии "День птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Паршакова Ольга Рахимзяновна

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_ekologii.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экологии

(подготовительная группа)

Тема: «Птицы».

Программные задачи:  

закрепить знания у детей об особенностях внешнего строения данной группы животных, живущих в разных средах обитания, ведущих различный образ жизни и имеющих  соответствующие приспособления. Формировать представления у детей о   значении птиц в природе и для человека.

Развиватьнаблюдательность, связную речь; понимание закономерностей, существующих в природе;  умение уточнять и систематизировать знания о  животных, умение анализировать и делать выводы.

Воспитывать экологически - осознанное отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Оборудование и материалы: различные виды перьев (пух, контурные (покровные), маховые и рулевые, желательно гусиные), вазелин в розетках, бутылка своды с пульверизатором, картинки животных, птиц, паспорта  птиц, эмблемы Международного дня птиц, модель эколого-систематической группы – птицы, общая пищевая цепочка.

Ребята сегодня я приглашаю вас на научное заседание «Юных экологов». А кто такие экологи? Эколог – это профессионал, занимающийся изучением взаимодействия людей с природой. Экологи - это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Прошу занять свои места.

Сегодня у нас заключительное заседание, посвященное Международному дню птиц. Когда празднуют международный день птиц? Птицы – это особенные животные. Они резко отличаются от других: насекомых, рыб, зверей. Скажите, какие это отличия? (Они покрыты перьями, летают, несут яйца, есть клюв, воспитатель использует модели)

Давайте по внимательней рассмотрим главный признак птиц – перья. Какой секрет они таят.

Все тело птиц покрыто… перьями.  У вас на столах есть перья. Найдите самое большое. Что это за перо? Это перо (маховое или рулевое). Такие перья у птиц растут на крыльях и хвосте. Благодаря этим перьям птица может летать. А хвост птицам для чего нужен, как вы думаете? (Ответы детей). Хвостом птица рулит (веером можно показать, как это происходит: то складывает его, то распускает, изгибает один край или другой, поднимает хвост).    

А вот другое перо - покровное. Чем оно отличается от первого? (Ответы детей). Эти перья меньше по размеру, у них половина жесткого опахала, а половина - похожа на пух. Эти перья покрывают тело птицы и защищают от дождя, ветра и снега (раздаются перья). Давайте проведем опыт: нанесите вазелин на кисть руки. Сбрызнете покрытый вазелином участок водой. Что вы наблюдаете? Вода собирается в капельки и скатывается с кожи.  А теперь сбрызните водой участок кожи на кисти на покрытый вазелином. Сравните. Птицы тщательно смазывают покровное перо жиром. Особенно обильно это делают водоплавающие птицы – утки, гуси, лебеди и др. Даже поговорки есть такие: “Как с гуся вода…” и “Вышел сухим из воды”. Эти птицы могут долго купаться и плавать в воде, а выходят из нее совершенно сухими.

А теперь последний, третий вид перьев. Смотрите. Может кто-то знает, как они называются? (Пух). Проведите пухом по щеке (перья раздаются детям) Очень нежное, ласковое касание. Пух очень теплый и легкий. Он согревает птицу. Встаньте, подуйте на него. Видите, какое легкое. От легкого дуновения летает. Вот какие  замечательные перья.

А теперь по известным нам признакам определите птиц среди других животных.(Дети выбирают картинки с изображениями птиц из картинок разложенных на ковре различных животных).

Всех птиц мы узнаем по определенным признакам, но птицы все разные. Почему?  Чем они отличаются? Что по внешнему образу птицы можно определить? (среду обитания, род пищи).

Как вы думаете, в какое время года очень трудно живется  птицам? Действительно зимой. Почему  птицы улетают в теплые края? Как мы их называем? В зимнее время много погибает птиц. А что произойдет, если птицы  погибнут в природе или их станет очень мало. ( пищевые цепочки).

Чем мы можем помочь птицам?

Игра «Верно, не верно». Дети встают в круг. Воспитатель говорит выражение, если оно верно - дети хлопают, нет – топают.

1. Чтобы помочь птицам нужно их кормить. (подкармливать)

2. Семечки любимое лакомство птиц.

3. Чтобы подкармливать птиц, нужны постоянные кормушки.(временные)

4. Птицы улетают на юг, потому что зимой холодно.(голодно)

5. У каждой птицы свое меню.

 

 6. Корм для птиц: любая крупа,    черный хлеб.(черный хлеб давать нельзя)

7. Птицы не едят пшено.

8.У птиц тело покрыто шерстью. (перьями)

9. К  гнезду птицы подходить близко нельзя.

10. Без птиц природа погибнет.

А теперь ребята садитесь на свои места. И вам предстоит выполнить ответственное задание, его нужно выполнить правильно. Заполните, пожалуйста, на  птиц паспорта. Большое вам спасибо ребята, за правильно выполненные задания. У меня к вам есть еще одно творческое задание, которое вы выполните дома. Раскрасьте, пожалуйста, эмблему Международного дня птиц.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Знакомство с птицами, живущими на участке".

Это занятие на улице  лучше проводить зомой....

Интегрированное занятие "Кормушка для птиц"

Занятие по формированию элемнтарных математических представлений. Дети работая в парах при помощи условной мерки измеряют чертеж и изготавливают кормушку...

Конспект занятия :"Самовар-жар птица"

Знакомство с предметами быта в старину, историей возникновения самовара.Чаепитие из самовара....

Конспект логопедического занятия Тема: Перелетные птицы. Весна.

На данном занятии можно закреплять представления детей о перелетных птицах.Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.Систематизировать знания д...

конспект познавательного занятия "Детям о птицах"

конспект занятия в старшей группе о зимующих, перелетных, кочующих птицах...

Презентация к занятию "Весна. Перелётные птицы."

Данная презентация предназначена для ознакомления детей старшей коррекционной группы с темой: "Весна.Перелётные птицы". Эту презентацию можно использовать на занятии и в совместнойдеятельности с ...