Проект "Сказочный лес, где полным - полно чудес"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Федорова Наталья Сергеевна

Актуальность проекта

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. Поэтому экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.  Загрязнение окружающей среды – актуальная проблема. Загрязняется вода, почва, воздух. Возникает вопрос: Что необходимо сделать, чтобы помочь природе? Как помочь себе? Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. На основе знаний полученных в ходе познавательно-исследовательской деятельности у детей формируются представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью отношения к уникальным местам  где проживает ребёнок. Все это позволило разработать проект: «Сказочный лес где полным полно чудес» по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую  деятельность.

Практическая значимость заключается в том, что создана система экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства

Инновационная направленность Методика работы с детьми 5-6 лет в рамках экологического проекта разработана на основе интегрированного подхода к экологическому воспитанию в ДОУ. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы, посещают музей Национального парка, ведётся тесное сотрудничество с библиотекой и музеем.

Степень распространения

Данный проект адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnyy_les_gde_polnym_polno_chudes_-.docx379.71 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Актуальность проекта

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. Поэтому экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.  Загрязнение окружающей среды – актуальная проблема. Загрязняется вода, почва, воздух. Возникает вопрос: Что необходимо сделать, чтобы помочь природе? Как помочь себе? Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. На основе знаний полученных в ходе познавательно-исследовательской деятельности у детей формируются представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью отношения к уникальным местам  где проживает ребёнок. Все это позволило разработать проект: «Сказочный лес где полным полно чудес» по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую  деятельность.

Практическая значимость заключается в том, что создана система экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства

Инновационная направленность Методика работы с детьми 5-6 лет в рамках экологического проекта разработана на основе интегрированного подхода к экологическому воспитанию в ДОУ. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы, посещают музей Национального парка, ведётся тесное сотрудничество с библиотекой и музеем.

Степень распространения

Данный проект адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире отмечается большой интерес к изучению природы родного края. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, он с гордостью рассказывает гостю о богатстве и красоте природы родного края? Думается, эта глубокая привязанность и любовь к природе родного края с ранних лет вошла в сердце как самое дорогое.

Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Яркие цветы, жуки, бабочки, зеленые леса, бескрайние степи, плывущие облака, падающие снежинки, бегущие ручейки – все это, несомненно, привлекает внимание детей, радует их. На протяжении всей жизни человек хранит воспоминания о речке, в которой он купался в детстве, о лужайке, на которой бегал за пестрыми бабочками. Из пристального внимания к природе, из привязанности к местам, в которых бывал в детстве, развивается любовь к природе родного края, воспитываются патриотические чувства.

Окраска, запах цветов, пение птиц, шелест листвы, плеск воды, скрип снега под ногами – все это позволяет детям «почувствовать» природу и служит богатым материалом для развития у них эстетического чувства и сенсорного воспитания.

Важно воспитывать у детей способность позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе. Ознакомление детей с природой способствует сознанию важности окружающего мира. Через общение с природой можно обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

Современная педагогическая литература отражает наше внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы» .

«К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность», - писал В. А. Сухомлинский .

Именно в дошкольном детстве у ребенка закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии, если взрослые, которые воспитывают ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают и беспокоятся по поводу проблем, общих для всех

людей, показывают ребенку прекрасный и удивительный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Мы считаем, чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной деятельности по познанию природных особенностей родного края, при постоянном сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к природному окружению, сохранению природных мест.

В данном проекте отражаются актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок наиболее восприимчив к системе знаний о природе.

Проект «Сказочный лес где полным полно чудес…» направлен на формирование экологического сознания посредством элементарной опытнической деятельности у дошкольников, на обогащение их знаний о природе родного края. В результате у детей появятся познавательный интерес к познанию природы своего края и чувство гордости за природные богатства Бузулукского бора.

Девиз проекта: «Природа и мы – одно целое!»

Мы – единство жителей планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения; все, от кого зависит жизнь природы; дети и взрослые (педагоги и родители), знакомящиеся с природой и любящие её.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, сказочный персонаж «Гриб-Боровик», педагоги, родители, музыкальный руководитель.

Сроки реализации проекта:  1 год

Основная цель проекта: способствовать ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природными особенностями Бузулукского бора, его растительном и животным миром посредством поэтапного решения задач в процессе опытно–экспериментальной  деятельности.

Задачи проекта:

  • Подбор и проведение методик диагностики знаний детей о природе родного края;

  • Создание поэтапной работы по ознакомлению детей с природой родного края;

  • Познакомить детей старшего возраста с разнообразием растительного и животного мира Бузулукского бора;

  • Развитие практических умений и навыков экспериментальной деятельности старших дошкольников;  

  • Воспитание эмоционально–положительного, бережного отношения к природному наследию своего края;

  • Совершенствование эколого–развивающей среды по ознакомлению дошкольников с природой родного края;

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

  • Работа с родителями воспитанников по организации ознакомления с природой родного края в домашних условиях.

 Принципы работы:

  • Принцип регионализма;
  • Принцип гуманизма;
  • Принцип системности. 

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Первый этап проекта

1 Методики диагностики представлений детей о природе родного края

Дошкольное природоведение основной своей целью ставит формирование у детей системы знаний о живой и неживой природе, некоторых существенных особенностях животных и растений, влиянии на их жизнь факторов внешней среды, взаимодействии животных и растений в условиях экосистемы (поле, луг, лес), взаимоотношениях человека с природой; подведение дошкольников к пониманию и установлению разнообразных, существующих в природе, связей и зависимостей.

Важнейшим компонентом проверки знаний у дошкольников о природе родного края являются методики диагностики.

Работу необходимо начать с диагностической методики уровня освоения представлений детьми о природе родного края Оренбуржья. Для этого используется метод беседы. Нами заранее были разработаны серии вопросов на выявление представлений о степи, как главной особенности Оренбуржья; достопримечательностях Бузулукского бора; о водах Оренбургского края; о разнообразии природы; о климате; о «Красной книге Оренбургской области».

Например, детям предлагается ответить на такие вопросы как: что представляет собой степь? Какой климат характерен для степей? Чем полезен Бузулукский бор человеку? Какие животные стали редкостью для Оренбургского края? (Подобный перечень вопросов представлен в приложении А).

Выявляются уровни сформированности представлений детей о природе родного края Оренбуржья:

Высокий уровень: логичность ответов, глубина знаний, полнота ответов.

Средний уровень: отвечает на вопросы с помощью воспитателя.

Низкий уровень: не может ответить на вопросы.

Рисуночный тест «Образ природы Бузулукского бора»

Цель - уточнить представления детей о природе родного края, выявить, что дети старшего дошкольного возраста вкладывают в понимание слов «Природа родного края», какие чувства она вызывает у дошкольников.

Детям предлагается задание: «Нарисуйте природу родного края такой, какой вы ее представляете».

Представления детей о природе родного края выявили с помощью рисунков.

Среди рисунков выделяются 3 группы:

  • пейзажная картина
  • картина природы с изображением пейзажа и животных
  • картина природы с изображением животных, птиц, речки, ее обитателей и человека

Оценка результатов по уровням:

Высокий уровень: картина природы представлена во всем ее многообразии, красочно с изображением животных, птиц, речки, ее обитателей и человека

Средний уровень: изображение пейзажа с животных

Низкий уровень: представлена только пейзажная картина

Диагностическая методика

«Отношение дошкольников к природным объектам»

Задание 1.

Цель – выявить уровень отношения детей к природе родного края.

Используется наблюдение за отношением детей к объектам природы в группе, на участке детского сада, во время прогулок, экскурсий.

Задание 2.

Цель – выявить особенности отношения детей к природным объектам в специально созданных условиях.

Примерные вопросы:

-Как ты думаешь, какое настроение у живого объекта? Как ты об этом догадался? Как можно ему помочь?

-Хочешь ли ты помочь ему? Почему?

-Как изменить цветник детского сада, чтобы стало красивее?

-Что можно придумать, чтобы на территорию детского сада не попадало никаких вредных веществ?

Задание 3.

Цель – выявить умения детей осуществлять уход за объектами живой природы и навыки созидательного отношения к ней.

Воспитатель предлагает ребенку самостоятельно выполнить задания, рассказывая о последовательности выполнения каждого этапа работы. Ответить на вопрос: Каким станет растение или животное после ухода за ним? Подобрать необходимый инвентарь для предстоящей работы. Приступить к выполнению действий (например, по размножению растений: семена, лист, стебель).

Задание 4.

Цель – выявить уровень готовности дошкольников к природоохранной деятельности.

Во время прогулки воспитатель предлагает детям объяснить правила поведения в природе; нарисовать соответствующий плакат или эмблемы-правила природоохранного содержания.

Уровни отношения дошкольников к природным объектам:

Высокий уровень: Для детей характерна выраженная направленность отношения к природе. Дошкольники с удовольствием общаются с живыми объектами в природе, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно увлекаются на предложение воспитателя помочь живому существу, видят необходимость в уходе за ним и качественно его выполняют. Дети замечают экологические проблемы в детском саду и пытаются найти выход из ситуации. У детей сформирован широкий круг о природе родного края. Уверенно ориентируются в правилах поведения в природе и придерживаются их. Стараются совершать добрые поступки во благо природы.

Средний уровень: В целом, дети проявляют положительное отношение к природе избирательной направленности. Они проявляют заботу к конкретным живым объектам, которые привлекательны для них; интересуются особенностями их жизни, состоянием. К «живому» они относят преимущественно животных. Представления о норме отношения к объектам  природы носят дифференцированный характер. Дети выделяют отдельные правила поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения практической пользой и красотой. У детей сформированы некоторые умения ухода за живыми объектами. Направленность труда выполнения трудовых действий осмыслена не до конца. Детей привлекает больше процесс выполнения трудовых действий, чем получение качественного результата, важного для жизни живого.

Низкий уровень: Для детей характерно неустойчивое отношение к живым объектам без выраженной положительной направленности.

Наряду с положительными действиями к живому проявляется и небрежность, даже агрессивность. Могут присоединяться к неправильному поведению других детей. Не проявляют желание в уходе за живыми объектами, отсутствует интерес к ним. Представления о живых объектах поверхностны, часто неадекватны. В целом, дети понимают, что вред природным объектам наносить нельзя, но не осознают почему. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним, утверждая, что так нужно.

2 Составление поэтапной работы по ознакомлению детей с природой родного края

1 блок: Степи-лесостепи - главная особенность Бузулукского бора

1.1 Первоцветы Бузулукского бора. Лесное разнотравье.

Многоярусный  покров. Клевер, подмаренник настоящий, адонис весенний, шалфей степной, василек русский, кровохлебка лекарственная, земляника зеленая. Ковыль красивейший, мятлик степной.

1.2  Животные леса.

Хищники лесные: рысь, волк, лиса, хорёк, ласка, норка, барсук.

Птицы леса: степной орел, могильник, филин, совы, орлан белохвостый

Мелкие  соколы: кобчик, пустельга. 

Птицы перелётные: трясогузка, чибис, синичка, зорянка, жаворонок.

2 блок: Достопримечательности Оренбуржья

2.1 Национальный парк.

Территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена (запрещены охота, туризм и т. п.), на территорию национальных парков допускаются туристы.

2.2 Бузулукский бор. Лесостепи  и степи. Лесной  массив.

Обитатели бора: барсук, лисица, светлый хорек, горностай, ласка, белка, заяц-беляк, куница, глухари и тетеревы – косачи, лоси.

Достопримечательности бора: две сосны в возрасте 300–350 лет.

Здоровый смолянистый воздух и эстетическая сила.

Бор в степи - это настоящая жемчужина Оренбуржья.

2.3 350-летняя сосна

Одна из главных достопримечательность бора – 350-летняя сосна между селами Паника и Заповедное.

2.4 Дендросад

Есть в бору в Партизанском лесничестве замечательный дендросад, заложенный лесничим В.П. Васильевым в конце прошлого столетия. Его площадь около 5 гектаров. В два раза большую территорию занимает дендросад - бывший лесоторговый питомник в Боровом опытном лесничестве. Здесь сохранились культуры ели обыкновенной и серебристой, лиственницы, кедра, клена серебристого .Всего в бору испытывалось более 200 видов деревьев и кустарников.

2.5Уральские горы. Полезные  ископаемые. Месторождения каменного угля, нефти и газа. "Самоцветы" –драгоценные, полудрагоценные, поделочные камни (изумруд, аметист, аквамарин, яшма, родонит, малахит и др.)

3 блок: Воды Оренбургского края

3.1Речки Бузулукского бора

В водоемах Бузулукского бора водится 24 вида рыб. Cамый значительный приток Боровки получил название Черталык (Щучья река). В Боровке и ее притоках обитают язь, налим, голец. А также Боровка – это один из редких водоемов Оренбургской области, где живет быстрянка - маленькая рыбка с яркими крапинками красного цвета. В притоках Боровки встречается также обычная ручьевая форель. Вода в речке Боровке холодная даже в июльскую жару. Подводные родники постоянно дают приток ледяной водицы. Так что купание тут - для бесстрашных. Зато никакого тебе шторма, как в тёплых морях. Каждый день тихо. То уж проплывёт, подняв над водой чёрную головку, то стрекоза затрепещет у воды.

4 блок: Разнообразие природы Оренбургского края

4.1Лекарственные растения: солодка голая, липа мелколистная, зверобой, валериана лекарственная, душица, ландыш майский, кочедыжник женский, щитовник мужской и пр.

4.2 Плодово-ягодные растения: Витаминные растения — ежевика сизая, земляника лесная, клубника степная, вишня степная и др.

4.3 Кормовые растения: злаки (пырей, житняк, овсяница, костер безостый, мятлик), бобовые (клевер, астрагал, эспарцет).

Высокая численность животных. Питание многочисленных животных

 (лосей, косуль, грызунов, птиц, насекомых).

4.4 Млекопитающие Бузулукского бора:  обитает обыкновенный еж, в западных районах - ушастый еж. 7 видов летучих мышей (ушан, рыжая вечерняя, двухцветный кожанок, гигантская вечерница), в лесах встречается обыкновенная белка, вдоль берегов водоемов – обыкновенный бобр, зайцы: русак и беляк, в лесах: кабаны, косули, волки и лисицы, а также корсаки – степные лисицы.

В степях, на пашнях, в огородах: рыжеватый суслик и малый суслик, мыши разных видов.

5 блок: Климат Оренбуржья

Умеренно континентальный, засушливый  климат. Малое количество атмосферных осадков. Самый теплый месяц -  июль, самый холодный - январь. Климат благоприятен для развития растениеводства, садоводства.

6 блок: Красная книга Оренбургской области

Официальный справочник состояния редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикой фауны и флоры, обитающих и произрастающих на территории области.

Млекопитающие: выхухоль русская, норка европейская, выдра.

Пресмыкающиеся: змеи – ледянка, уж, их образ жизни.

Земноводные: тритоны, лягушка.

Птицы: аист черный, орел степной, кулик - сорока, сапсан,

орлан белохвостый, беркут, могильник, дрофа, кулик-сорока, сапсан и др.

Пресмыкающиеся: веретеница ломкая, ящурка разноцветная и др.

Рыбы: форель ручьевая, быстрянка русская.

Насекомые: краснотел сетчатый,  краснотел бронзовый, пчела-плотник, шмель степной и др.

Злаки: рябчик русский, башмачок, копеечник, ятрышник, прострел луговой, росянка круглолистная.

 

1.2 Второй этап проекта

Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по ознакомлению дошкольников с природой родного края Оренбуржья.

1. Использование методов и форм ознакомления старших дошкольников с природой родного края

Любовь к Родине - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой. Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же донести эту красоту до детей, как познакомить с природой родного края?

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Их привлекают бескрайние степи, лесостепи, яркие цветы, птицы, ручейки и т.п.

В настоящее время разработаны методы и формы ознакомления дошкольников с природой родного края.

Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

Среди практических методов выделяются эксперименты.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Чтобы дать знания детям о природе родного края и наполнить их головы интересным содержанием с детьми можно проводить различные опыты и эксперименты.

Наш край славится замечательным дендросадом. Вместе с детьми можно обсудить темы – «Как удалось человеку сохранить эти сосны до наших дней? А, может, они сами такие выросли и никто этому не помогал?». Выяснить, что если не ухаживать и вовремя не оказывать помощь лесу, лес может заболеть и погибнуть. Для этого можно провести много интересных мероприятий совместно со всеми участниками проекта:

- практическое занятие «Деревья нашего края», на котором дети пополнят свои знания о деревьях, произрастающих в Бузулукском бору; работая на участке с гербариями, определяют, с какого дерева листок; проведение соревнование в командах, отвечая на задания и вопросы викторины;

- познавательное занятие от музея Национального парка «Бузулукский бор» – «Волшебный мир дерева»: дети знакомятся с тем, что и как делали люди из дерева;

- практическое занятие «Лесное хозяйство», на котором дети смогли закрепить свои знания о сообществе лес, узнать о проблемах лесного хозяйства Бузулукского бора, о том, что может угрожать лесным богатствам нашего края. На занятии используется мультимедийная презентация, беседа о профессии лесопатолог; «Гость в группе» (инспектор) подробно расскажет детям о специфике своей профессии, познакомит с основными видами деятельности лесопатолога в природе; покажет предметы и инструменты, необходимые ему для работы (прибор для измерения высоты дерева, прибор для определения возраста деревьев, толщины ствола).

В рамках образовательной деятельности провести практическое занятие по детскому экспериментированию «Сравнение свойств разных видов бумаги и картона». На занятии дети познакомятся с разными видами бумаги и картона, в ходе самостоятельного исследования свойств бумаги и картона дети смогут сделать вывод, что изделия из бумаги и картона требуют бережного к себе отношения. Просмотр презентации «Производство бумаги и картона. Переработка макулатуры».

В результате дети расширят свои знания о процессе производства и переработки бумаги из макулатуры. В рамках образовательной деятельности можно провести практическое занятие «Изготовление бумаги в условиях детского сада».

«Изготовление бумаги в условиях детского сада» Для этого провести ряд опытов:

Опыт №1.Чтобы получить бумагу в домашних условиях из бумажных отходов, можно использовать следующую методику.

Что сделать:

1. Разорвать бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместить их в таз. Налить в таз воды и оставьте на ночь.  

2. Добавить большое количество воды и  размолоть бумагу миксером  так, чтобы можно было различить мелкие кусочки или волокна бумаги. Сделать, таким образом, полное ведро пульпы.

3. Согнуть квадратную или круглую рамку.

4. Натянуть на рамку одну штанину колготок. Концы завязать.

5. Наполнить таз пульпой и погрузить в него рамку.

6. Аккуратно поднять рамку, держа ее горизонтально. Не дотрагивайся до нее и не капай на нее водой!

7. Положить рамку на пять минут на ровную поверхность, а затем повесить для просушки.

8. Через несколько часов лист бумаги высохнет. Аккуратно отделить его тупым ножом от рамки.

В результате опытов дети получат знания о лесе, о взаимодействии системы живых организмов; расширятся представления о значимости и влияния леса в природе и жизни человека; возникновение стойкого интереса к экономии бумаги и картона, сбору и переработке макулатуры.

Эксперимент «Потребность растений в воде» позволит сформировать у детей представления о важности воды для жизни и роста растений.Из букета выбрать один цветок и оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло? И прийти  к выводу, что вода необходима растениям, без нее они погибают.

Следующий эксперимент позволит выяснить нам «Как вода поступает к листьям»

Срезанную ромашку поместить в воду, подкрашенную чернилами. Через несколько дней разрезать стебель и увидеть, что он окрасился. Расщепить стебель вдоль и проверить, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Прийти к выводу: чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.

В эксперименте «Каждому камешку свой домик» задачей является: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые).

Рассмотреть с детьми разные камешки, найти сходства, отличия, обратить внимание  на цвет, форму камней, ощупать их. Отметить, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Предложить изучить свойства камней и составить из карточек – символов характеристику камней, выложив с помощью мнемокарточек.

Разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работают парами. Затем всем вместе рассмотреть, как разложены камни, посчитать количество камешков.

Рассмотреть изделия из камней. Чтение сказок П.П. Бажова.

Провести игру с камешками «Выложи картинку» — раздать детям картинки-схемы и предложить их выложить из камешков. Дети берут поднос с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию. Затем дети могут походить по дорожке из камешков. Ответить на вопросы: Что чувствуете? Какие камешки?

Провести подвижную игру «Стоит гора-старушка»

«Опыт с почвой» позволит выяснить, в какой из чашек овёс будет расти лучше: в чашке с землёй или в чашке с песком.

Посадив овес в двух чашках, с землей и с песком, каждый день с детьми одинаково ухаживать за овсом, наблюдая за его прорастанием  на обеих чашках. Заметив сильные различия в росте, выяснить, что земля дает растению рост намного лучше, чем песок.

Следующим методом в ознакомлении детей с природой родного края является наблюдение. Наблюдение – это специально организованное, планомерное, активное восприятие объектов с целью его познания. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе родного края, учит наблюдать, воспитывает эстетически. Воспитатель в процессе руководства наблюдением использует разнообразные приемы – вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия.

В процессе наблюдения на лугу за бабочками, дети узнают, что каждая бабочка садится на определённый цветок: репницы и другие желтые бабочки на цветы одуванчика, лютика, сурепки. Синие бабочки – на васильки, фиолетовые – на цветки вики. Выяснить, что так бабочки прячутся от врагов. Интересным будет наблюдение и за стрекозами. Вместе с детьми сравнить их с кузнечиками и бабочками, найти между ними сходство и различие: у стрекоз и бабочек одинаковые лапки и брюшко, у кузнечика и стрекозы одинаковая большая голова и большие глаза.

Жизнь природы родного края дает большой материал для наблюдений.  

Также можно наблюдать и за погодой Оренбургского края. Результаты отмечать в календаре природы. Труд взрослых в природе также станет объектом наблюдения. Наблюдая за взрослыми, увидим, что их труд оказывает большую помощь природе родного края.        

Рассматривание картин, фотографий, сделанных работниками леса, дает возможность подробно рассмотреть явления природы родного края, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу

динамичности и изменчивости природы. Особенно впечатляют детей картины, изображающие наш родной край: «Река Боровка», «Бобры», «Бузулукский бор – жемчужина Оренбуржья» и т. д. Через данные картины дети научатся видеть красоту родной природы. Имея запас необходимых знаний, они с удовольствием придумают рассказы по картинам. Вместе с детьми можно составить книжки-малышки рассказов о животных, цветах, проиллюстрировать их.

Учебный экран – при ознакомлении детей с природой родного края в детском саду все чаще используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы.

Так, с их помощью у детей формируются представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых.  Детям может быть показан кинофильм «Экскурсия в Национальный парк «Бузулукский бор», в котором можно проследить нынешнее состояние леса в разное время года.

Среди практических методов наиболее активно можно использовать игру.

Игра как метод ознакомления с природой - это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Проведенная нами работа направлена на подборку игр в соответствии с классификацией С.Л. Новоселовой.

Выделяют три класса игр:

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), -самостоятельные игры:

Детям может быть предложена дидактическая игра лото «Природа родного края» для закрепления знаний о природе и животном мире родного края. В игре принимают участие 6 детей. Выбирается водящий. Всем игрокам раздается по большой карте, на которой изображения подобраны по темам: Цветущие травянистые растения Оренбургской области; Животные - звери; Животные - птицы; Грибы; Деревья; Насекомые: Бабочки; Ядовитые растения. Водящий берет маленькие карточки, перетасовывает их и предъявляет по одной игрокам. Игрок, имеющий на большой карте предъявленное изображение, называет его и забирает маленькую карточку себе, накрывая ее изображение на большой карте. Победу одерживает тот, кто первым закрывал все изображения на карте.

Для закрепления названий грибов, произрастающих в нашем краю, может быть использовано домино "Грибы".

Участвуют 4 ребенка. Каждый берет себе по 7 фишек, на которых изображены две картинки и выстраивает последовательную цепь. Выигрывает тот, у кого не остается ни одной фишки.

Для развития самостоятельности и творчества может быть использована театрализованная игра «Любитель-рыболов», направленная на развитие у детей воображения, музыкального слуха.

Провести беседу на тему «Кто такой рыболов? (Человек, который любит проводить свободное от работы время на озере, на реке за удочкой.) Прослушать песню Старокадомского «Любитель-рыболов».

После чего дети изобразят,  как собираются на рыбалку и берут с собой удочку, банку для червей, ведро для пойманной рыбы. Они идут по воображаемому лугу, останавливаются, кладут удочки, ведро, копают червяков и складывают их в банку.

Для более обширного знания детей об окружающем мире Оренбургской области с детьми провести «Путешествие по Оренбургской области».

Вначале путешествия продумать с детьми, где проляжет путь– по реке Боровка, по Бузулукскому бору, по лесным просторам Бузулукского бора. Дети встретят различные препятствия (в Бузулукском бору встретят  медведя - как быть?Проблемная ситуация – на дороге находят совёнка- как поступить?). Соответственно новой обстановке дети будут менять свое поведение.Чтобы дать ребенку возможность прочувствовать и пережить происходящее, провести игру «Превращение детей».

По команде дети превращаются в деревья, которые растут в Бузулукском бору, рыб, плавающих в реке Урал, бабочек, летающих в степях Оренбуржья и т. д.

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который использует их с образовательной и воспитательной целями, - игры обучающие.

Для закрепления знаний о природе с детьми проводятся подвижные игры:

Например, в игре «Охотник и зайцы» выбирается охотник, а остальные дети будут зайцами. На одной стороне находится «охотник», на другой, в обручах - «зайцы». «Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы зайцев, затем возвращается к себе. После слов: «Выбежали на полянку зайцы», они прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед», зайчики прыгают, резвятся. По слову «Охотник!» «зайцы» останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц», в которого он попал, считался подстреленным, и «охотник» уводит его в сторону.

Среди досуговых игр выделяются интеллектуальные.

Интеллектуально-познавательная игра «Турнир Знатоков Природы» направлена на расширение у детей опыта познания мира природы.

В данной игре участвует 2 команды. Командам даются различные задания. В задании «Покажи правило друзей природы» участникам необходимо в течение 1 минуты подготовиться к показу с помощью пантомимы положительного правила поведения в природе. В задании  «Собери знак - расскажи» участники команд должны собрать разрезанные знаки: «разрешающего» и «запрещающего» поведения людей в природе, и на примерах объяснить.

Задание «Родной свой край люби и знай» направлено на выявление знаний у детей о природе родного края. В этом задании участвуют капитаны команд. Им задаются следующие вопросы:

- Как человек помогает обитателям Бузулукского бора пережить суровую зиму?

- Чем отличаются зерна ржи и пшеницы?

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей:

традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым). Например, народная игра «Медведь». Выбирается ведущий по считалочке. Участники, взявшись за руки, образовывают круг. Ведущий становится в круг, он играет роль медведя. Все участники игры, взявшись за руки, передвигаются по кругу и повторяют речитатив. Среди словесных методов могут быть использованы:

Рассказ. Рассказы направлены на расширение знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами («Растительный мир Бузулукского бора», «Помощники реки Боровка») Рассказ обязательно должен сопровождаться иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами.

Беседа – вопросно-ответный метод обучения. С детьми можно провести беседу на тему акция «Чистый берег», в ходе которой обсудить нынешнее состояние реки Боровка, и какие усилия нужно приложить для ее восстановления. В ходе беседы дети закрепят особенности реки, ее месторасположение. Например, игра «Рассортируй мусор».

Важным средством обогащения словарного запаса детей является чтение художественной литературы. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания у ребят познавательного интереса, наблюдательности, помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить.Необходимо использовать произведения таких авторов как В.Бианки, М.Пришвина, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Чарушина, Э. Шима, Г. Скребицкого.Эти произведения дают точные сведения об окружающей природе и написаны доступным, увлекательным языком для детей.

Интересными для детей станут сказки В. Бианки « Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Рыбий дом», «Синичкин календарь» дети больше узнают о сезонных изменениях в природе.

Форма – внешний вид, очертание содержания работы с детьми, организуемое в определенное время и в определенной последовательности.Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой родного края являются занятия, экскурсии, прогулки, труд в природе родного края.

Занятие – форма, при которой процесс экологического образования осуществляется всей группой в определенное время по установленному расписанию. На занятиях детям не только сообщаются знания, но и уточняются, закрепляются. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов родного края, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, беседы, рассказы.

На занятии «Жизнь диких животных весной» дети познакомятся с сезонными изменениями в жизни животных в весенний период – линька, конец спячки, забота о потомстве. На занятии могут быть использованы серии картинок «Дикие животные»: заяц серый, белка рыжая, лиса не пушистая, волк серый, лиса с лисятами, медведь с медвежонком, еж с ежатами.

Экскурсия – это занятие, на котором дети знакомятся с природой родного края в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема.

Во время экскурсий на водоем можно наблюдать пробуждение жизни в пруду: появление на поверхности водоема растений, насекомых, кваканье

лягушек. Рассмотреть жука - водомерку, мальков рыб. Дети очень понравятся прогулки на луг, в рощу. Прогулка обязательно должна сопровождаться радостным настроением от разнообразных цветов, травы, солнца. Дети научатся правильно  собирать цветы, составлять букеты.

На экскурсии в музей «Национальный парк», «К 350 летней сосне» - детям представится возможность понаблюдать за цветами, ягодами, грибами. Именно здесь уточнятся знания детей о деревьях и кустарниках, познакомятся с новыми видами деревьев и кустарников: липой, орешником, дубом, рябиной, лиственницей, малиной, бузиной. Дети могут видеть съедобные ягоды - малину, землянику; и несъедобные — волчьи ягоды, крушину, бузину. Во время прогулки в лес обратить внимание детей на его красоту, приятный запах, свежесть воздуха. Прислушиваться к пению птиц, определять, где они поют.

Также необходимо широко использовать  для ознакомления с природой дошкольников ежедневные прогулки. Они носят характер небольших экскурсий, во время которых проводятся осмотры участка, организовываются наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений и животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учетом местных условий.

Труд в природе родного края сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Вместе с детьми установить кормушки для птиц на территории детского сада, вблизи лежащих территорий, убрать мусор по берегу реки Боровка, собрать природный материал для различных поделок.

Таким образом, данная система по ознакомлению дошкольников с природой родного края будет эффективна в ДОУ. Ну, а самым главным в экологическом воспитании является личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу родного края.

2 Создание эколого-развивающей среды в ДОУ по ознакомлению с природой родного края (Оренбуржья)

Особое значение в экологическом образовании приобретает организация эколого-развивающей среды в ДОУ.

Под окружающей средой понимается не только естественная среда, но и специально созданная предметно-развивающая среда в детском саду, которая поможет в процессе целенаправленного воздействия сформировать начало экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Создание эколого-развивающей среды в ДОУ – одно из условий экологического воспитания детей. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагога. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость. Эколого-развивающая среда включает в себя следующие компоненты:

1 Центры в группах:

-поисково-исследовательский, где дети проводят различные эксперименты с объектами живой и неживой природы родного края. Для этого необходимы различные материалы (схемы, мнемодорожки, мнемотаблицы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; книги познавательного характера, атласы; увеличительное стекло, песочные часы, стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты, микроскоп);

-выставочные. Совместно с детьми можно организовывать выставки (тематические альбомы; коллекции; мини-музей) на такие темы, как «Обитатели реки Боровка», «Красная книга Оренбургской области».

Экспонаты должны выполняться руками детей из различного материала (пластилин, цветная бумага, краски, карандаши), из природного материала (веточки, шишки, камушки, злаки, спил и листья деревьев, мох, мел, семена, почва разных видов и др.), утилизированного материала (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, поролон, нитки, резина, вата, пробки), технического материала (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора)(Приложение Б)

2. Экологический центр:

-картотека растений Оренбуржья. На территории Оренбургской области произрастает множество растений (лекарственные растения: солодка голая, липа мелколистная, зверобой, валериана лекарственная, душица, ландыш майский и пр.; плодово-ягодные растения: ежевика, земляника лесная, клубника степная, вишня степная и др.; кормовые растения: это злаки - пырей, житняк, овсяница, костер безостый, мятлик; бобовые - клевер, астрагал, эспарцет).Чтобы дети могли лучше познакомиться с ними вместе с детьми составить картотеку, в которой в понятной и доступной для дошкольников форме будут представлены карточки-изображения растений, их особенности. Этот материал используется в играх с детьми. Например, «Домино-ягодка», «Найди и назови», «Ботаническое лото».

-карты рек Оренбургской области, карта-схема «Национальный парк Бузулукского бора». Вместе с детьми изучить карты, научить детей ориентироваться на местности;

-зона коллекций: Предложить родителям совместно с детьми собрать камушки, ракушки на берегу реки Самарки, Боровки. Замечательной коллекцией станут полезные ископаемые Уральских гор «самоцветы» (поделочные камни – изумруд, аметист, аквамарин и т. д.), которыми могут пополнить центр родители воспитанников с целью рассматривания дорогих камней и понимания их ценности.

Чтобы у детей сформировать представление о степях, о родном крае и его достопримечательностях, углубить представления о жемчужине Оренбуржья, совместно могут быть выполнены макет «Бузулукский бор», который будет заполнен обитателями и растениями, присущими данной местности, что в свою очередь углубит знания детей о природе родного края.

3. Библиотека:

-В группе обязательным элементом в ознакомлении с природой является познавательная литература о природе родного края (Бузулукский бор-жемчужина Оренбуржья). Дети знакомится с Красной книгой Оренбургской области, которая является официальным справочником о состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикой фауны и флоры, обитающих и произрастающих на территории области;

-Воспитанниками может быть подобран ряд картин и иллюстраций из жизни животных, растений, проживающих и произрастающих в степи, Бузулукском бору. Картины должны быть красочными и отражать вид природы родного края в естественных условиях (Приложение В).

С помощью родителей постоянно должна пополняться экологическая библиотека детского сада. В ней должны находиться аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы, видеокассеты с фильмами о природе родного края. Экологическая библиотека выполняет познавательную функции и воспитывает интерес к родной природе, прививает  любовь к книге, чтению. С детьми можно проводить в экологической библиотеке занятия, беседы на экологическую тематику .

4. Территория детского сада:

-игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр должны быть оформлены так, чтобы привлечь внимание детей к природе родного края. Они должны быть представлены красками природы;

- различные породы деревьев предоставляют возможность детям ознакомиться с природой в более тесном общении. Постепенно детям станут узнаваемыми различные породы деревьев, произрастающие в Оренбургской области. Дети начнут различать деревья по коре, листьям, ветвям и т. д.;

-живые объекты. Появление временных обитателей (божья коровка, стрекоза, птицы) на территории детского сада предоставят возможность детям систематически наблюдать и ухаживать, что способствует развитию наблюдательности и интереса к природе, формированию трудовых навыков и таких ценных качеств, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.; огород, цветник также имеют большое значение в ознакомлении с природой Оренбуржья. Дети познакомятся с названиями растений нашего региона, с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма листьев), приобщатся к труду на земле, станут применять свои знания на практике. Насыщенная предметно-развивающая среда, созданная руками педагогов, воспитанников и их родителей, станет основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Мы предполагаем к концу года получить следующие результаты:

Дети

Педагоги

Родители

- знания детей о природе родного края приблизятся к системным;

- у детей появится интерес к познанию природы родного края;

- проявятся чувства любви, гордости и восхищения за природу родного края;

- дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться ко всему тому, чем богата наша малая Родина;

- научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы

- приобретут новый опыт работы по ознакомлению дошкольников с «неведомым» - природой родного края;

- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;

- пополнится эколого-развивающая среда по ознакомлению с природой родного края в группе;

- повысится мастерство в использовании активных методов и форм по ознакомлению дошкольников с природой родного края

- обогатится уровень экологических знаний родителей;

- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

- появится стремление в создании единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;

- появится желание принимать участие в совместных экологических  проектах, мероприятиях

3. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный (сентябрь 2018 г.)

2 этап – деятельностный (сентябрь 2018 – май 2019г.г.)

3 этап – оценочный (май 2019 г.)

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

Подготовительный

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Сентябрь 2018 г.

Знакомство с новыми технологиями:

Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа С. Н. Николаевой«Юный эколог»

Обеспечение образовательного процесса методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического  материала

Работа с общественной организацией «Национальный парк «Бузулукский бор»

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Составление плана на год.

Сентябрь 2018

Работа с общественной организацией «Библиотекой»

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Составление плана на год.

Сентябрь 2018

Работа с общественной организацией

«СОШ»

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Составление плана на год.

Сентябрь 2018

        

Обогащение эколого–развивающей среды по ознакомлению с природой родного края

Совершенствование эколого–развивающей среды по ознакомлению с природой родного края, создание новых пособий:

1. Центры в группе:

-выставочные,

-экспериментальные

2. Экологическая комната:

-картотека растений Оренбуржья,

-карты рек Оренбургской области, заповедника Оренбуржья,

-зона коллекций,

-макеты «Ириклинское водохранилище», «Бузулукский бор»

3. Библиотека:

-познавательная литература,

-Красная книга Оренбургской области,

-картины и иллюстрации из жизни природы родного края

4. Территория детского сада:

-игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр,

-различные породы деревьев,

-живые объекты,

-огород, цветник

По плану

Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки

По плану

Пополнение уголка природы

По плану

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование родителей по выявлению организации ознакомления с родной природой детей дома

По плану

Проведение консультаций

По плану


Оформление наглядно-агитационного материала по организации ознакомления с природой родного края дома

В течение года

Деятельный

Выявить

уровень представления детей старшей группы о природе родного края

Проведение методик диагностики по выявлению представлений детей о природе родного края

Сентябрь 2018г.

Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана проведения занятий  и наблюдений на прогулке по ознакомлению с природой родного края

Сентябрь 2018 г.

Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы

По плану

Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала, познавательно-исследовательской деятельности

Сентябрь 2018 г.

Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающим тематические наблюдения + художественное слово и загадки, сборника опытно-экспериментальной работы

В течение года

Проведение экологических праздников «Синичкин день», «День Земли», «День эколога».

По плану

Индивидуальная работа с детьми на прогулке, в поисково-исследовательском центре.

По плану

Работа с педагогами

Консультация для педагогов

«Роль воспитателя в ознакомлении дошкольников с природой родного края»

Открытые занятия и мероприятия

По плану

Выступление на педагогическом совете

По плану

Оформление картотеки дидактических игр, опытов, экспериментов по ознакомлению с природой родного края

Октябрь

2018 г.

Участие в акции:

«Покормите птиц зимой!»

«Марш парков - 2018»

«Посади дерево»

Ноябрь 2018

Май 2019

В течение года

Создание экологической тропы

на участке детского сада, разработка маршрута и мероприятий на тропе

Облагораживание и озеленение территории детского сада

Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по ознакомлению с природой родного края дошкольников в домашних условиях,

журнал Национальный парк Бузулукский бор

«Зелёная жемчужина»)

«Охраняя природу-охраняем себя» №2 декабрь 2018

№2 декабрь 2018 «День эколога»

№1июль 2019 «Весенние изменения в природе»

Посещение родителями занятий

Экскурсия к «350-летней сосне»

Работа с общественной организацией «Национальный парк «Бузулукский бор»

Экскурсия в музей

«Знакомство с национальным парком «Бузулукский бор»

В течение года

Экскурсия к «350-летней сосне»

Акция: «Покормите птиц зимой!»

Ноябрь

2018 г

Конкурс рисунков «Марш парков - 2019»

Май

2019 г

Консультация для родителей: «Что можно, что нельзя на территории парка»

В течение года

Праздник «День эколога»

Июнь 2019 г

Оценочный

Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению представлений о природе родного края

Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе

Май

2019 г

Проведение итоговой диагностики по выявлению представлений о природе родного края детей старшей группы

Май

2019 г.

Оценка эффективности работы педагога

Подведение итогов работы

Май

2019г.

Презентация проекта

«Сказочный лес где полным полно чудес…» (на педагогическом совете)

Май

2019 г.

Определение перспектив работы

Оценка эффективности работы с родителями

Анкетирование

Май

2019

Обобщение опыта семейного воспитания

Апрель - май 2019 г.

Фотовыставка «Красота природы родного края»

Создание Красной книги: «Бузулукский бор»

Май 2019 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как основные черты личности закладываются в дошкольном возрасте.

Важно создать эколого-развивающую среду для ознакомления дошкольников с природой родного края, использовать в работе разнообразные методы и формы. Необходимо сделать ознакомление с природой интересным, творческим, познавательным для детей, больше использовать практических занятий, элементарных опытов и экспериментов. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты Земля.

Именно в дошкольном детстве у ребенка закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают и беспокоятся по поводу проблем, общих для всех людей, показывают ребенку прекрасный и удивительный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:

  • Систематизация знаний дошкольников о природе родного края;
  • Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
  • Формирование навыков экологически грамотного и безопасного

поведения в природе;

  • Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей;
  • Воспитание осознанного бережного отношения к родной природе;
  • Воспитание любви, чувства гордости и восхищения за природу родного края.

Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», любящими, спасающими и оберегающими природу родного края.

Список используемых источников

1 Зебзеева В. А. О формах и методах экологического образования дошкольников / В.А. Зебзеева //Дошкольное воспитание. 2004. №7. С. 45-49.

2 Зебзеева В.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста в условиях системных обновлений в образовании /В.А. Зебзеева. Москва: ТЦ Сфера, 2014.188 с.

3 Козлова С. А Дошкольная педагогика /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.: 2000. 416 с.

4 Николаева С.Н.Теория и методика экологического образования детей /С.Н. Николаева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 336 с.

5 Сухомлинский В.А. Природа, труд, мировоззрение. Избранные произведения: В 5-ти т. /В.А. Сухомлинский. М.: 1977. 556 с.

Список литературы для детей

1Береги живое. В лесу, на лугу. М.: Весна-Дизайн, 2006.Бианки В. Лесные разведчики. М.: Издательство «РИПОЛ классик», 2011.

2 Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Здравствуй, мир! Окружающий мир.М.: Издательство: Баласс, 2006.

3.Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. М.: Ломоносовская школа, 2009.

4.Поддубная Л.Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы. Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

5 Спирин Г., Марфа. М.: 2011.

        

Приложение A

Диагностическая методика выявления представления о природе родного края Оренбуржья детей старшего дошкольного возраста.

Цель: определить уровни освоения представлений детей о природе родного  края Оренбуржья. 

Перечень вопросов, на которые должен ответить ребенок:

1. Выявить представления детей о степи как главной особенности Оренбуржья

1. Что представляет собой степь?

2. Какой климат характерен для степей?

3. Какие растения, произрастающие в степной зоне, вы знаете?

4. Каких животных, обитающих в степной зоне, вы знаете?

5. Чем являются степные растения для степных жителей?

6. Каких травоядных степных животных вы знаете?

7. Какие хищники – птицы, обитающие в степях, вам знакомы?

8. Чем питаются степные хищники?

9. Как вы думаете, животные зоны степей хорошо приспособились к природным условиям? И с чем это связано?

10. Опишите, как выглядит степь в разные времена года.

2. Выявить представления детей о достопримечательностях Оренбуржья

1. Что представляет собой Бузулукский бор?

2. Чем полезен Бузулукский бор человеку?

3. Какая река, связанная с названием самого Бузулукского бора, протекает посередине него?

4. Каких обитателей Бузулукского бора вы знаете?

5. Какие крупные животные проживают в Бузулукском бору?

6. Что является достопримечательностью Бузулукского бора?

7.Что такое Национальный парк?

8. Что такое Дендросад?

3. Выявить представления детей о водах Оренбургского края

1. Какая река протекает в Бузулукском бору?

2. Чем богата река Боровка?

4. Выявить представления детей о разнообразии природы Оренбургского края

1. Какие лекарственные растения, произрастающие в Оренбургской области, вы знаете?

2. Чем полезны человеку лекарственные растения?

3. Какие плодово–ягодные растения Бузулукского боравам известны?

4. Какие кормовые растения вам известны?

5. Что дают кормовые растения человеку и животным?

6. Какие наиболее распространенные животные обитают в Бузулукском бору?

7.Где в основном обитают животные?

8. Какие животные стали редкостью для Оренбургского края?

5. Выявить представления детей о климате Оренбуржья, о «Красной книге Оренбургской области»

1. Какой климат преобладает в Оренбургской области?

2. Какой месяц является самым теплым в Оренбуржье, а какой - самым холодным?

3. Как вы думаете, благоприятен ли климат Оренбургской области для развития растениеводства, садоводства?

4. Чем является «Красная книга Оренбургской области»?

5. Какие животные Красной книги Оренбургской области известны вам?

6. Какие птицы Красной книги Оренбургской области известны вам?

7. Какие рыбы известны вам, которые занесены в Красную книгу Оренбургской области?

8. Какие насекомые известны вам, которые занесены в Красную книгу Оренбургской области?

9. Какие растения известны вам, которые занесены в Красную книгу Оренбургской области?

10. Какие животные известны вам, которые исчезли с территории Оренбургской области?

Приложение Б

Материально-технический ресурс

центр

содержание

Центр «Познавательной и исследовательской деятельности»

- проектор Benq MX 525

- компьютер

- дидактический стол для экспериментирования «Песок-Вода»

Приборы-помощники:

микроскоп, песочные часы,  зеркала, лупы

Материалы распределены по разделам:

Песок

песок разного цвета, сухой чистый песок, маленькие лотки тарелочки, сито.

Вода

сосуды для воды разной формы, мини – бассейн, материал для изготовления цветного льда, формы для льда; пластмассовые и резиновые игрушки для игр с водой; мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, полиэтиленовые бутылки, банки, фильтрованная бумага вещества, пищевые красители:(сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь) и непищевые (гуашь, акварельные краски),  растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн и др.).

Глина

глина розовая, белая, голубая, дощечки, изделия из керамики

Магниты

Магниты, металлические предметы, пуговицы,гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.

Бумага

бумага разного цвета и плотности, фольга разного цвета, трубочки из бумаги,обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

Дерево

Кора разных деревьев,спилы, веточки

Свет

Зеркала, зеркальце на каждого ребёнка для игр с солнечным зайчиком)

Стекло

цветные и прозрачные стекла, различные колбы

Резина

Резиновые игрушки

Воздух

воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, свеча

Природный материал:

камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, мел, семена, почва разных видов и др.

Утилизированный материал:

проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, поролон, нитки, резина, вата, пробки и т.д.

Медицинские материалы:

пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

Прочие материалы:

зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи, магниты; сито, воронки

Медицинские материалы:

пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге;

-дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента (схемы этапов работы),

-карточки для самостоятельной исследовательской деятельности

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы пойдем в осенний лес, полный сказочных чудес»

Физкультурный досуг ( младший возраст) ...

"Полным полно гостей во светелочке моей"

фольклорный праздник, посвященный дню 8 марта в подготовительной группе....

Тематический досуг. Игра-путешествие: «В сказочный лес полный математических чудес»

1.   Отгадывание загадок о лесных зверях.2.   Слушание музыки «Лес проснулся».3.   Д.и. «Чей хвост?», «Геометрическое лото», «Ст...

«Мы идём ребята в лес, где полно всегда чудес»

                        Спортивное развлечение.                    ...

Образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста "Я люблю свой детский сад. В нем полным-полно ребят."

Формирование   нравственно –патриотических чувства в процессе  ознакомления с  ближайшим окружением –детским садом....

Конспект НОД в средней группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ по познавательному развитию "Путешествие в лес, полный сказочных чудес."

Цель данного занятия-создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ....

Занятие по речевому развитию в средней группе «Лес - полным-полно чудес!»

Занятие по речевому развитию (грамматический строй речи + фонетический строй речи)  Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеИркутской области«Братский педаг...


 

Комментарии

Дильмухаметова Альмира Махмудовна

Проект очень понравился. Оформлен по ФГОС,очень насыщенный.