«Опыт работы по планированию знакомства с трудом взрослых в группе раннего возраста»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Галлямова Гульшат Фаязовна

    С малых лет следует воспитывать и формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, дворник, столяр, машинист, врач, продавец, повар, шофёр, строитель), расширять и обобщать представления о трудовых действиях, результатах труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 №4 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Тема выступления:

«Опыт работы по планированию знакомства с трудом взрослых в группе раннего возраста»

                                                                                        Выполнила:воспитатель

                                                                                                       МАДОУ детский сад №4

                                                                                                       г.Туймазы

                                                                                                       Галлямова Гульшат Фаязовна        

                                                                                                                                      

Туймазы, 2018 г.

По ФГОС в содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» включено направление «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание», которое нацелено на усвоение позитивных установок к труду, первичных представлений о труде взрослых, социуме.

    С малых лет следует воспитывать и формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, дворник, столяр, машинист, врач, продавец, повар, шофёр, строитель), расширять и обобщать представления о трудовых действиях, результатах труда.

Приобщение ребенка к миру взрослых начинается с ознакомления детей с трудом взрослых ближайшего окружения. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывает у ребенка его взаимоотношения с взрослыми, основанные на совместных действиях.

Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, вызывает желание самим действовать, подражая взрослым. Таким примером может служить работник какой-нибудь конкретной профессии.

Начала работу по ознакомлению детей раннего возраста на основе конкретных жизненных примеров. Я хочу вас познакомить с перспективным планом на год по знакомству с трудом взрослых.

Сентябрь

  • Воспитатель

Воспитатель играет со мной и с другими детьми.

Как ёё зовут?

  • Помощник воспитателя

Ухаживает за детьми.

Как её имя?

  • Музыкальный руководитель

Поёт, играет на музыкальном инструменте.

Как её зовут?

Октябрь

  • Познакомить с трудом дворника: подметает дорожки, собирает мусор, окапывает и сажает деревья, кустарники.
  • Орудия труда – чем работает: лопата, метла, ведро.
  • Закрепление материала «знакомство с трудом помощника воспитателя»

Ноябрь

  • Познакомить детей с работой водителя.
  • Наблюдение: в детский сад привезли продукты. Кто привёз? На чём? Для чего?

Декабрь

  • Повар
  • Наблюдение за работой повара. Повар работает на кухне, варит для детей обед.

Январь

  • Знакомство с работой медицинской сестры.
  • Делает прививки, ставит градусник, проверяет горлышко.
  • Экскурсия в медицинский кабинет.

Февраль

  • Знакомство с трудом плотника
  • Инструменты: молоток, гвозди, пила. Он пилит, забивает, ремонтирует стульчики, столики.
  • Наблюдение за работой плотника. Рассматривание игрушечных и настоящих инструментов.

Март

  • Знакомство с работой фотографа.
  • Наблюдение за работой фотографа. Что он делает? Чем фотографирует? Что потом принесет детям (фотографии, фотоаппарат).

Апрель

  • Знакомство с работой прачечной
  • Наблюдение: белье стирает стиральная машинка. Затем оно сохнет, а потом его гладят утюгом.

Май

  • Знакомство с работой парикмахера. «Кто ходил в парикмахерскую?»
  • Наблюдение: парикмахер подстригает волосы, делает прическу.
  • Рассмотреть инструменты парикмахера: ножницы, расческа, фен, машинка для стрижки.

Сегодня я хочу рассказать схему или алгоритм действий воспитателя по

ознакомлению с трудом помощника воспитателя.

Знакомство детей с трудом помощника воспитателя

Цель: познакомить с трудом помощника воспитателя, воспитывать уважительное отношение к труду

Задачи:

  • Обогащать словарный запас, развивать связную речь
  • Формировать умение у ребят отвечать на вопросы, расширять знания и представления о труде помощника воспитателя
  1. В начале мы наблюдаем за работой помощника воспитателя и одновременно рассказываю о труде помощника воспитателя.

Она трудится целый день. Благодаря ей, у нас всегда чисто и красиво, а еще она приносит нам еду, помогает одеваться и раздеваться.

В нашей групповой комнате очень чисто. Посмотрите внимательно на подоконники, полки с игрушками, полы.

Можно отдельно рассказать о труде помощника воспитателя во время обеда.

Скоро обед. Она нам приносит обед, расставляет тарелки, чашки, хлебницы, раскладывает ложки.

Давайте попросим показать нам, как она делает это. После прихода с кухни помощник воспитателя показывает детям и рассказывает как она будет раздавать обед.

Здесь большую роль играет словесное пояснение взрослым своих действий. Слово взрослого помогает ребенку лучше разобраться в характере действий, в смысле работы.

  • Ребята, давайте пойдем в спальную комнату. Здесь тоже очень чисто, кровати аккуратно застелены, воздух свежий.
  • Дети и воспитатель проходят в раздевальную комнату, обращают внимание на то, что везде чисто, нет пыли, всё аккуратно расставлено.
  • Ребята давайте пройдём в умывальную комнату. Посмотрите, как сияют чистотой раковины.

2.После неоднократных наблюдений, которые сопровождаю рассказом о работе помощника воспитателя мы рассматриваем предметные и сюжетные картинки, связанные с работой помощника воспитателя.

Влияние няни на детей серьезно ставит вопрос о культуре её труда, чтобы с самого раннего детства дети получили пример рационально организованной работы. Если няня берет пустую чашку за ручку, то и дети скорее усваивают этот культурный прием.

Воспитатель и дети делают вывод: нужно благодарить помощника за заботу и поддерживать чистоту везде.

3.После этого читаем художественную литературу, стихотворения.

С зорьки ясной до темна

В нашем садике она,

Кто обед нам принесет

И посуду уберет.

Мы конечно помогали:

На столы мы накрывали

И учились не крошить,

И песка не наносить.

Нашей группы нету краше,

Чисто и светло вокруг!

Может быть у няни нашей,

И не две, а десять рук?

Скажем ей сейчас спасибо

За заботу и уют.

И за то, что это время

Посвящала нам свой труд!

4.В дальнейшем знакомлю детей с предметами-помощниками которыми пользуется помощник воспитателя при уборке (пылесос, швабра, тряпка для полов, ведро, щётка).

5.Далее проводим дидактические игры, игровые упражнения, такие как игра «Накроем стол для кукол».

Игра «Накроем стол для кукол»

Цель: Формировать у детей умение сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).

Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки,вилки,ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

6. Следующий этап действий воспитателя по ознакомлению с трудом взрослых это продуктивная деятельность. Например, я предлагаю детям сделать подарки для В.И. Давайте подарим ей новые красивые ведра, согласны? (Да). Тогда проходите в нашу мастерскую для росписи ведер и занимайте места. На столах у вас стоят волшебные баночки с краской, которые помогут вам украсить ваши ведра. А украшать мы с вами будем горошками. Готовы? (Да). Тогда приступаем! (дети выполняют задание).Готовые работы дарим помощнику воспитателя. Она благодарит и хвалит работы детей.

Правильно построенный алгоритм готовит детей к сюжетно-ролевой игре.

Правильно организованная сюжетно-ролевая игра может быть прекрасным средством воспитания к труду, уважения к человеку- труженику.

Ведь игра - это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть капитаном, врачом, учителем, воспитателем.

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы по планированию знакомства с трудом взрослых Выполнила: Галлямова Гульшат Фаязовна Воспитатель МАДОУ детский сад №4 г. Туймазы

Слайд 2

По ФГОС в содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» включено направление «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание», которое нацелено на усвоение позитивных установок к труду, первичных представлений о труде взрослых, социуме.

Слайд 3

Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, вызывает желание самим действовать, подражая взрослым. Таким примером может служить работник какой-нибудь конкретной профессии.

Слайд 4

Сентябрь Воспитатель Воспитатель играет со мной и с другими детьми. Как ёё зовут? Помощник воспитателя Ухаживает за детьми. Как её имя? Музыкальный руководитель Поёт, играет на музыкальном инструменте. Как её зовут?

Слайд 5

Октябрь Познакомить с трудом дворника: подметает дорожки, собирает мусор, окапывает и сажает деревья, кустарники. Орудия труда – чем работает: лопата, метла, ведро. Закрепление материала «знакомство с трудом помощника воспитателя»

Слайд 6

Ноябрь Познакомить детей с работой водителя. Наблюдение: в детский сад привезли продукты. Кто привёз? На чём? Для чего?

Слайд 7

Декабрь Повар Наблюдение за работой повара. Повар работает на кухне, варит для детей обед.

Слайд 8

Январь Знакомство с работой медицинской сестры. Делает прививки, ставит градусник, проверяет горлышко. Экскурсия в медицинский кабинет.

Слайд 9

Февраль Знакомство с трудом плотника Инструменты: молоток, гвозди, пила. Он пилит, забивает, ремонтирует стульчики, столики. Наблюдение за работой плотника. Рассматривание игрушечных и настоящих инструментов.

Слайд 10

Март Знакомство с работой фотографа. Наблюдение за работой фотографа. Что он делает? Чем фотографирует? Что потом принесет детям (фотографии, фотоаппарат).

Слайд 11

Апрель Знакомство с работой прачечной Наблюдение: белье стирает стиральная машинка. Затем оно сохнет, а потом его гладят утюгом.

Слайд 12

Май Знакомство с работой парикмахера. «Кто ходил в парикмахерскую?» Наблюдение: парикмахер подстригает волосы, делает прическу. Рассмотреть инструменты парикмахера: ножницы, расческа, фен, машинка для стрижки.

Слайд 13

Знакомство детей с трудом помощника воспитателя Цель : познакомить с трудом помощника воспитателя, воспитывать уважительное отношение к труду Задачи: Обогащать словарный запас, развивать связную речь Учить ребят отвечать на вопросы, расширять знания и представления о труде помощника воспитателя

Слайд 14

1. В начале мы наблюдаем за работой помощника воспитателя и одновременно рассказываю о труде помощника воспитателя. Она трудится целый день. Благодаря ей, у нас всегда чисто и красиво, а еще она приносит нам еду, помогает одеваться и раздеваться. В нашей групповой комнате очень чисто. Посмотрите внимательно на подоконники, полки с игрушками, полы.

Слайд 16

Можно отдельно рассказать о труде помощника воспитателя во время обеда. Скоро обед. Она нам приносит обед, расставляет тарелки, чашки, хлебницы, раскладывает ложки. Давайте попросим её показать нам, как она делает это. После прихода с кухни помощник воспитателя показывает детям и рассказывает как она будет раздавать обед.

Слайд 18

Ребята, давайте пойдем в спальную комнату. Здесь тоже очень чисто, кровати аккуратно застелены, воздух свежий. Дети и воспитатель проходят в раздевальную комнату, обращают внимание на то, что везде чисто, нет пыли, всё аккуратно расставлено. Ребята, давайте пройдём в умывальную комнату. Посмотрите, как сияют чистотой раковины.

Слайд 20

2. После неоднократных наблюдений, которые сопровождаю рассказом о работе помощника воспитателя мы рассматриваем предметные и сюжетные картинки, связанные с работой помощника воспитателя. Влияние няни на детей серьезно ставит вопрос о культуре её труда, чтобы с самого раннего детства дети получили пример рационально организованной работы. Воспитатель и дети делают вывод: нужно благодарить помощника за заботу и поддерживать чистоту везде.

Слайд 21

3. После этого читаем художественную литературу, стихотворения. 4. В дальнейшем знакомлю детей с предметами-помощниками которыми пользуется помощник воспитателя при уборке (пылесос, швабра, тряпка для полов, ведро, щётка). 5 . Далее проводим дидактические игры, игровые упражнения.

Слайд 22

6. Следующий этап действий воспитателя по ознакомлению с трудом взрослых это продуктивная деятельность . Правильно построенный алгоритм готовит детей к сюжетно-ролевой игре . Правильно организованная сюжетно-ролевая игра может быть прекрасным средством воспитания к труду, уважения к человеку- труженику. Ведь игра - это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть капитаном, врачом, учителем, воспитателем.

Слайд 23

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп  раннего возраста и семьи:  взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...

Опыт работы «Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Что заботило, радовало и тревожило р...

Опыт работы "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей раннего возраста".

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба... Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет…» А.С.Макаренко...

Перспективное планирование ознакомление с трудом взрослых - средняя группа

Перспективное планирование  ознакомление  с трудом взрослых...

«Опыт работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи в группах раннего и младшего возраста».

laquo;Опыт работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи в группахраннего и младшего возраста».  Воспитатель: Рогова Е.В....

Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего возраста.

  Воспитание трудовой деятельности у детей раннего возраста - это один из самых важных направлений работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формир...

Перспективное планирование ознакомление с трудом взрослых старшая группа 2022г

Перспективное планирование  ознакомление с трудом взрослых  старшая группа 2022г...