Конспект НОД "Четыре времени года"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Конспект НОД "Четыре времени года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_chetyre_vremeni_goda.docx77.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по теме:

Составление описательных рассказов по мнемотаблицам

«Четыре времени года».

Описание материала: Этот конспект познавательного занятия, направлен на развитие у детей умения составлять описательный рассказ, используя таблицы.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, развитие речи.  

Цель: продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.

Задачи:

Образовательные: сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.

Развивающие: развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.

Речевые: развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).

Воспитательные: воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.

Демонстрационный материал: письмо из Африки, мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; детская видеокамера, снежный (ватный) комочек снега, макет солнышка.

Раздаточный материал: шестигранные карандаши со снежинками; картинки к игре «Найди лишний» (овощи, птицы, фрукты, ягоды, насекомые, животные).

Ход НОД:

Дети стоят рядом с воспитателем.

Собрались все дети в круг

Я - твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Давайте и гостям улыбнемся, поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие! Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот этот конверт. Как вы думаете, что это? А если посмотреть на конверт, как вы думаете, откуда оно пришло? (рассуждения детей). Действительно, это письмо прислал нам из Африки мальчик Джон (показываю фотографию негретенка). Мальчик Джон живет в Африке и никогда не видел зиму, весну и осень, так как там постоянно лето. Джон хочет с вами дружить и просит познакомить его с временами года.

- Ну что, ребята, расскажем Джону о временах года, чем они отличаются друг от друга. Но как мы познакомим Джона, ведь он в Африке, а мы в России (рассуждения детей). Я предлагаю нам снять все на видеокамеру и отослать видеодиск по почте. Согласны? (устанавливается детская видеокамера).

-Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их. Четыре времени года проходят, значит проходит…(один год)

- А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей)

- Ребята, послушайте загадку до конца.

Сколько снега намело!

Стало чисто и светло

И мороз почти до слез

Ущипнул меня за нос.

Знать уже пришла сама

Настоящая …(зима)

- Вам нравится зима? А зима какая? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая).

 Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.

C:\Users\Вика\Desktop\3866_a21daccb5cd757d08c350dc55eda243f.jpg.jpg

Что на ней изображено?

- Буква «З» - обозначает что? (настала зима)

- Тучка – небо скрыто темными тучами.

- Снежинки – часто идет холодный снег.

- Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.

- Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.

- Коньки, санки – катаются на коньках и санках

Затем, предлагая одному желающему ребенку составить рассказ при помощи указки по таблице.

Ребята, а что такое вьюга? (ответы детей). На какой звук похожа ее песенка? (у-у-у) Давайте подпоем ей. Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У» громко (выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках шестигранные карандаши со снежинками, произнося звук «У» с разной силой голоса).

- Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.

- Молодцы! Рассказали Джону о каком времени года?

Отгадайте еще одну загадку.

Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи.

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна.

Наступает непогода-

Это к нам идет …(весна)

-Давайте Джона познакомим с весной, когда вся природа просыпается.

C:\Users\Вика\Desktop\3866_d46e45a9dfe785e2d6fdf88767b4d06a.jpg.jpg

 Буква «В»- обозначает, что настала весна.

Солнце – пригревает сильней и становится тепло.

Буква «У», снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.

Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.

Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.

Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну.

Физкультурная минутка:

Солнце встало из-за тучки

Мы протянем к солнцу ручки

И погреем их немножко

И похлопаем в ладошки.

А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать Джону про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.

- Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)

- Солнце круглое как (мячик, шарик …)

- Солнце ласковое как (мама, бабушка …)

-Солнце теплое как (печка, рукавичка …)

- Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)

-Солнце жаркое как (костер, огонь …)

Следующая загадка.

Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро теплом согрето,

Всех зовет купаться…(лето).    (дети садятся на стульчики)

Давайте Джону расскажем про лето по нашей схеме.

C:\Users\Вика\Desktop\3866_5064b4ec492064d4ee558facb070e6e8.jpg.jpg

 Буква «Л» - настало лето.

Солнце – ярко светит, греет, припекает.

Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни.

Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.

 Желающий ребенок рассказывает по схеме про лето.

 Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний» (дети по парам подходят к столам и находят лишнюю картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды)

Пальчиковая игра.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в краю родном,

Милом, добром, дорогом!

Еще одна загадка.

Листья быстро пожелтели

И на землю полетели

Так бывает раз в году

А когда? Я не пойму …(осень)

(дети садятся на стульчики)

Давайте познакомим Джона с осенью – самым красочным временем года по нашей таблице.

C:\Users\Вика\Desktop\3866_8b114be7b6faad2eb396cc22cadff9de.jpg.jpg

Буква «О» - наступила осень.

Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.

Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры.

Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.

Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.

Кто расскажет про осень по схеме?

Давайте поиграем в игру.

Игра «Назови наоборот»

Летом жарко, а осенью …(холодно)

Летом дни длинные, а осенью …(короткие)

Летом птицы вьют гнезда, а осенью …(улетают на юг)

Летом мы собираем ягоды, а осенью …(овощи)

Летом мы купаемся в речке, а зимой…(катаемся на коньках, лыжах, санках)

Летом идут дожди, а зимой … (снег)

Ребята вот мы и познакомили мальчика Джона с четырьмя временами года. Теперь ему все понятно, чем отличаются времена года друг от друга.

Итог:

Ребята, с чем мы познакомили мальчика Джона? Сколько всего времен года? С какого времени года начинается новый год? Назовите соседей лета.

Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось.

Мальчик Джон прислал вам картинки животных жарких стран. В свободное время вы их раскрасите.

Список используемой литературы:

- О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет; Творческий центр Москва «Сфера» 2010

- «развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) Под редакцией О. С. Ушаковой; Творческий центр Москва «Сфера» 2005

- О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет»; Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «Четыре художника – четыре времени года»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.     Знакомить детей с временами года, с их последовательностью.2.     Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой на тему "Экскурсия по временам года"

Программное содержание: •    Систематизировать знания детей о сезонных изменениях; •    Уметь узнавать по голосу животных и птиц, выделяя яркие отличительные признаки и...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по программе «Детство» на тему «Четыре времени года»

Интегрированное занятие (итоговое).Образовательные области: художественное творчество, познание, музыка, здоровье, безопасность, физическая культура.Цель:- создать условия для закрепления знаний...

конспект занятия "Четыре времени года"

Тема занятия:   «Четыре времени года». 1.воспитательная задачи:-воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;-учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологичес...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ VIII ВИДА НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА»

Конспект интегрированного занятия по математике в коррекционной группе VIII вида имеет практическую значимость, будет полезен для работников дошкольных учреждений учителям - дефектологам, воспитателям...

Конспект подгрупповой НОД по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ОНР "Путешествие по временам года"

Представлен авторский конспект НОД учителя-логопеда  с элементами оздоровления по формированию лексико-грамматических категорий  в подготовительной группе с ОНР....

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...