Конспект интегрированной образовательной ситуации во II младшей группе «Морское путешествие»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Кабанова Елена Степановна

Представленный конспект является авторской разработкой, в соответствии с задачами основной образовательной программы, разработанной с учётов Основной образовательной программой дошкольного образования «Вдохновение», рабочей программой педагога. Конспект построен с учётом дидактических и общепедагогических принципов: непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей), принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес), принцип доступности (соответствие возрастным особенностям), принцип психологической комфортности. Тема образовательной ситуации выбрана в результате обсуждения на Детском совете и технологии «Модель трёх вопросов». Совместная деятельность педагога и детей группы является завершающим этапом проекта: «Морские обитатели».

В данном конспекте прослеживается интеграция ОО (образовательных областей). Ведущая – «Речевое развитие» и «Познавательное развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Интегрированные занятия с дошкольниками соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kabanova_konspekt_na_konkurs.docx511.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7 «РЯБИНУШКА» ОБЩЕРАЗВИАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ»

Конспект интегрированной образовательной ситуации во II младшей группе «Морское путешествие».

воспитатель Кабанова Елена Степановна

г. Стрежевой 2019 год.

Пояснительная записка

Представленный конспект является авторской разработкой, в соответствии с задачами основной образовательной программы, разработанной с учётов Основной образовательной программой дошкольного образования «Вдохновение», рабочей программой педагога. Конспект построен с учётом дидактических и общепедагогических принципов: непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей), принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес), принцип доступности (соответствие возрастным особенностям), принцип психологической комфортности. Тема образовательной ситуации выбрана в результате обсуждения на Детском совете и технологии «Модель трёх вопросов». Совместная деятельность педагога и детей группы является завершающим этапом проекта: «Морские обитатели».

В данном конспекте прослеживается интеграция ОО (образовательных областей). Ведущая – «Речевое развитие» и «Познавательное развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Интегрированные занятия с дошкольниками соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия.

Методы и приемы, используемые в образовательной ситуации:

  • сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
  • разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Представленный конспект соответствует требованиям к структуре интегрированных занятий:

  • четкость, компактность, сжатость данного материала;
  • продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
  • взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
  • большая информационная емкость материала, используемого на занятии;
  • систематичность и доступность изложения материала;
  • необходимость соблюдения временных рамок занятия.

При выборе темы и материалов мы опирались на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывали возрастные и гендерные особенности детей, а также уровни их развития.

С детьми была проведена предварительная работа:

  • ознакомление с комплексом пальчиковой гимнастики «Рыбка»;
  • занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему «Обитатели моря», рассматривание иллюстраций, предметов на эту тему;
  • слушание музыкальных фрагментов. (шум моря).

Использовались следующие формы организации детей: групповая, подгрупповая (работа в Центрах активности), индивидуальная.

Структура и содержание образовательной ситуации соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 3-х взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.

Характеристика частей занятия:

Вводная часть направлена на мотивацию детей.

Основная часть строилась в основном на использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.

Наглядные: иллюстративный красочный материал;

Словесные: составление конструкций – простых предложений, чтение, педагогическая оценка: обучающая в ходе занятия и воспитывающая в конце занятия;

Практический.

Использованный комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми выбранной темы. Данные методы мы старались раскрыть, используя разнообразные приёмы. Из основных приёмов были отобраны следующие: репродуктивный метод – образец правильной речи, вопросы, речевые пояснение к действиям, речь педагога была образцом для детей: речь была четкая, эмоциональная, грамотная, а деятельность была направлена на эффективность запланированных методов и приемов, исследовательский метод – решение проблемно-игровой ситуации. Также использовались ЭОР: звуковые файлы. Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика.

Третья часть – заключительная, на ней был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов детей на заданные вопросы.

Разнообразие используемого оборудования и материалов, позволили удерживать внимание и познавательный интерес детей. В ходе образовательной деятельности создавалась ситуация успеха для каждого ребенка. Совместное общение проходило эмоционально, соблюдались партнерские отношения (что и трактует ФГОС ДО).

Представленная образовательная ситуация была представлена педагогическому коллективу ДОУ как Открытое занятие и воспитатель получила много положительных отзывов от коллег.

Данный материал может использоваться педагогами в практической деятельности применяющими технологию проектной деятельности.

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о жизни подводного мира, формирование у дошкольников установки на защиту окружающей среды.

Задачи.

Образовательные:

  • расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;
  • закрепить представления детей о цветах и оттенках, о формах рыб и других жителей подводного мира;
  • учить конструировать изображение пейзажной композиции (морское дно из камешков, подводные растения, морские жители;
  • учить располагать предметы и элементы красиво и равномерно по всей фоновой поверхности – тарелки с пластилиновой основой.

Развивающие:

  • развивать у детей интерес к живой и неживой природе;
  • развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;
  • развивать самостоятельность, активность, творчество детей.

Воспитательные:

  • вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством;
  • формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций;
  • воспитывать дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах;
  • воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа: море, соленное, шумящее, бескрайнее, прозрачное, таинственное, манящее, волшебное, морские обитатели, подводный мир, рыбы, хищные, нехищные, водоросли, чешуя, ракушки.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, изобразительная.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые.

Технологии: здоровье-сберегающие, личностно-ориентированные, работа в центрах.

Предполагаемый результат. В результате образовательной деятельности у детей пополнятся знания о подводном мире, его обитателях, расширятся словарный запас. Дети научатся размышлять, приобщатся к миру природы, к его необычным проявлениям. Дети научатся конструировать изображение пейзажной композиции (морское дно из камешков, подводные растения, морские жители), научатся располагать предметы и элементы красиво и равномерно.

Разовьётся интерес к живой и неживой природе. Обогатится словарный запас, закрепится умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения.

Материал и оборудование:

фонограмма со звуками природы.

Работа в центрах.

Центр творчества:

пластилин разных цветов, доска для лепки, салфетки, вырезанные рыбки из картона.

Центр науки:

камешки, ракушки, бросовый материал, ткань синего цвета.

Предварительная работа:

ознакомление с комплексом пальчиковой гимнастики «Рыбка»;

выбор темы проекта, обсуждение проектных задач по модели «трёх вопросов»,

работа над проектом недели на тему «Обитатели моря», поиск информации, рассматривание иллюстраций, предметов на эту тему;

слушание музыкальных фрагментов (шум моря), просмотр видео сюжетов о море.

Сценарий занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости, а гостям мы всегда рады. Давайте поприветствуем их. (здороваются)

Приветствие

Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Звучит фонограмма «шум моря»

Воспитатель. Что это за звуки, что это шумит? (шум моря)

- Ребята, а что вы можете сказать о море. Какое оно? (красивое, шумящее, бескрайнее, прозрачное, синее, таинственное, волшебное, …)

- А кто живёт в море? (рыбы, дельфины, раки и т. д……)

Игра-беседа «Рыбы, дети, воды»

Воспитатель. Ребята, а много рыб живёт в море? (ответы детей)

Воспитатель. Рыбы похожи друг на друга? (ответы детей)

Воспитатель. Чем они отличаются? (ответы детей)

Воспитатель ведёт вопросо-ответную беседу.

Что есть у рыб? (ответы детей)

 - Как передвигаются рыбы? (ответы детей)

            Да им помогают управлять движениями плавники и хвост.

- Чем дышат рыбы? (ответы детей)

Правильно, у рыб есть специальное приспособление для дыхания жабры.

- Ребята, каких рыб называют хищными? (ответы детей)

            Да они питаются другими рыбами.

- Не хищные рыбы чем питаются? (ответы детей)

            - Каких только рыб не водится в морях и океанах. Недаром говорят « Рыбы дети воды»

Воспитатель. Что вы знаете о море? (ответы детей о том, что море очень глубокое и солёное. В море растут красивые растения, красивые морские водоросли. Они очень полезные и помогают морским жителям дышать.

Воспитатель. А сейчас мы превратимся в рыбок и поиграем.

Динамическая пауза

(дети повторяют движения за воспитателем)

Рыбка плавает в водице

сложили ладошки

Рыбке весело играть

изображают как плавает рыбка

Рыбка, рыбка озорница

грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать.

Медленно сближают ладони

Рыбка спинку изогнула

изображают как плавает рыбка

Крошку хлебную взяла

хватательные движения рук

Рыбка хвостиком махнула

Рыбка быстро уплыла

ладони вместе, уплывают

Воспитатель. Ещё море манящее. Оно манит нас к себе. Мне так и хочется побывать там.

А вам? (ответы детей)

Проблемная ситуация. Как можно очутиться на море? (ответы детей)

Мне нравятся все ваши идеи. Можно пофантазировать и очутиться на море. Какая идея вам нравится больше всего (ответы детей). Да, ребята, идея Димы, в которой он предложил сделать подводный мир в нашей группе, мне тоже понравилась больше всего. Хотите сделать море у нас в группе. (ответы детей)

            Воспитатель. Из чего их можно сделать? (предлагают свои варианты).

Воспитатель. Ребята у нас сегодня работают 2 центра

Центр творчества и центр науки.

В центре творчества мы можем сделать рыбок.

В центре науки мы можем найти все для морского дна.

Ребята, для того что бы разойтись по центрам я вам дам стикеры, красного и синего цвета.

Красный стикер - работа в центре творчества. Синий стикер - работа в центре науки.

Дети расходятся по центрам. Одна подгруппа делает рыбок, а вторая подгруппа украшает морское дно.

Во время выполнения работы воспитатель подходит к детям в центре науки, задает вопросы.

Воспитатель. Как будешь, Наташа, делать морское дно? Чем, Семён, будешь украшать дно? Для чего нужны тебе ракушки, Ратмир? Мелек, зачем тебе нужны водоросли?

Воспитатель подходит в центр творчества задаёт вопросы.

Воспитатель. Арина, кого будешь делать? Дуся, для чего тебе нужен пластилин? Кирилл, как будешь делать чешуйки рыбке? Эльза, почему чешуйки у твоей рыбки разноцветные?  

После того, как подгруппы закончили работать в центрах, дети «запускают» рыб м море. Воспитатель предлагает рассмотреть свою работу. Рассказать, как они добились такого результата. Предложить детям поиграть в подводном мире, созданном детьми.

Воспитатель включает звук моря.

Воспитатель. Как вы считаете, очутились мы на море? (ответы детей)

Итог занятия.

Воспитатель. Дуся, расскажи, что вы делали. (дети рассказывают о том, что делали и как в центрах)

Воспитатель. Посмотрите какое море и подводный мир мы с вами сделали. Вы молодцы. Много знаете о море и подводном мире.

E:\DpPGoVaBJCA (1).jpgE:\ozML0CfppX0.jpg

E:\jvMUy9rZ1EM.jpg                  E:\t06DKTCQ16g.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес»

Интегрируемые, образовательные области: познание, коммуникация, социализация. Цель: формирование первичных, элементарных представлений о жизни диких животных зимой....

Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе «Украсим ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ» (Путешествие в страну мастеров)

Программное содержание: - Продолжить знакомить детей  с дымковской игрушкой, особенностями узора;- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку; ри...

Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в страну здоровья"

В моем конспекте показана интегрированная образовательная деятельность и описаны здоровьесберегающие технологии....

Конспект интегрированной образовательной ситуации во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес».

Интегрированные занятия с дошкольниками соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Важно заметить, что методика проведения интегрированного заняти...