Экспериментальная деятельность: свойства камня и глины
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Димитриева Людмила Юрьевна

Развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах  глины, камня.
Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, художественно –
эстетическое восприятие, самостоятельность.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_eksperimenty.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: камнь и глина

Цель: Выявить свойства глины и камня.
Задачи: развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах  глины, камня.
Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, художественно –
эстетическое восприятие, самостоятельность.
Оборудование: камешки и кусочки глины по количеству детей, по два стакана с водой на каждого ребенка, палочки для размешивания, салфетки, набор цветных карточек с изображением изделий из глины и камня.

Ход занятия:
В: Добрый день,  ребята! Я рада вас всех видеть, и предлагаю поприветствовать друг друга.

    Доброе утро солнцу и птицам

    Доброе утро приветливым лицам.

    Собрались все дети в круг

    Я твой друг и ты мой друг.

    Крепче за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся!

Сегодня мы с вами посетим школу магии и волшебства и ненадолго станем волшебниками. Вы хотите стать волшебниками?

Дети: да!

В: Скажите, а без чего не может обойтись волшебник.

Дети: Без волшебной палочки

В: Посмотрите, у меня есть волшебная палочка. Я буду говорить слова, а вы выполняйте то, о чем я говорю.

Чики – чики – чикалочка

Помоги нам волшебная палочка

Вокруг себя обернитесь,

В волшебников превратитесь.

Дую на палочку

Закончилась наша игра – превращалочка.

Теперь вы все стали волшебниками, посмотрите главный маг школы «Волшебства» к нам в гости пришел.

Маг: Здравствуйте, ребята, я очень рад видеть вас в своей волшебной школе. У меня в руке волшебный мешочек, а что в нем вы должны узнать, отгадав загадки. 

Если встретишь на дороге,
То увязнут сразу ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
Дети: Глина.

 Его в горах полным – полно,
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твердый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают.
Дети: Камень.
 Маг: Д/ игра «Волшебный мешочек»

 Сейчас посмотрим, что же находится в мешочке (открывает). Отгадали
правильно (достает кусочек глины и камня).

Ребята, сегодня мы можем узнать о свойствах этих природных материалов.

 Но для этого нам нужно провести опыты. Проходите в нашу волшебную лабораторию.
Дети вместе с воспитателем идут в «лабораторию».  На столе
для каждого ребенка – по два стакана с водой.  Возле каждого стакана
камешек и кусочек  глины,  палочки для размешивания,
салфетки.

Физкультминутка

Вверх ладошки хлоп, хлоп,

По коленкам шлеп, шлеп,

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлепай,

Можем хлопнуть за спиной,

Похлопаем перед собой,

Вправо можем, влево можем

И крест-накрест руки сложим.

Маг: Возьмите в руки камень, потрогайте его, какой он?
Дети: Твердый, холодный, сухой.

Маг: Если надавить пальцем на камень, он изменит свою форму?
Дети: (
надавливают) Нет.
Маг: Попробуйте разделить камень на части.
Дети: (выполняют действия) Не получается.
Маг: Почему?
Дети: Он твердый.
Маг: Теперь возьмите глину, потрогайте ее, какая она?
Дети: Мягкая, пластичная. Похожа на пластилин.
Маг: Надавите пальцами на глину. Она изменила свою форму?
Дети: Да, изменила.
Маг: Попробуйте разделить глину руками на части. Получилось?

Дети: Да.
Маг: Теперь соедините кусочки в один. Смогли мы это сделать?
Дети: Да.
Маг: Почему?
Дети:  Глина мягкая.
Восп.: Проведем еще один опыт. Возьмите в руки камень, опустите его в
стакан с водой. Его видно в воде?
Дети: (выполняют действия) Да, видно.
Восп.: Вода изменила свой цвет?
Дети: Нет, она прозрачная.
Восп.: А если палочкой помешать камень в воде. Что-то изменится?
Дети:
(выполняют действия)

 Нет, вода осталась прозрачной.
Восп.: Надавите на него палочкой. Изменила вода цвет? Камень растворился в воде?

Восп.: Дети, возьмите глину, опустите ее во второй стакан с водой. Что произошло с глиной в воде?
Дети:  Ничего.
Восп.: Ребята, если размешать глину, надавить на нее палочкой,

 что произойдет с водой?
Дети: Вода стала мутной.
Восп.:  Глину в воде видно?

Дети: Нет.
Восп.: Как вы думаете, почему не видно?
Дети: Глина растворилась в воде.

Маг: Ребята, какие вы молодцы, справились с моими заданиями, а сейчас вам пора снова возвращаться в детский сад.

Восп.: Снова палочкой волшебной

            Вместе прикоснемся,

            И опять в одно мгновенье

            В деток обернемся.

Восп.: Дети, вам понравилось в волшебной лаборатории?

Дети: Да!

Восп.:  Дети, мы с вами убедились, что камень твердый, крепкий, прочный. Из-за его прочности камень применяют в строительстве зданий. А из глины изготавливают множество народных игрушек, поделок, свистулек, красивую посуду. И все это и глина, и камень называют полезными ископаемыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Камни»

Тема: КАМНИЦель: познакомить с камнями, различными по форме и текстуре.Материал: камни, вода.Оборудование: коробка из-под обуви, ёмкость, бумаж­ные полотенца, губки....

Занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности "Свойства камней "

Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности "Свойства камней" для детей среднего дошкольного возраста

Программное содержание: • познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами,особенностями («Познание»);• формировать умение классифицировать камни по разным признакам ...

Открытое занятие . Исследовательская деятельность " Свойства Камней"

Конспект открытого занятия  в подготовительной группе " Какие бывают камни"...