НОД по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы "Почему сосулька растет вниз головой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Красногирова Татьяна Ильинична

эксперементальная деятельность с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_eksperimentalnososulka2.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы

 «Почему сосулька растет вниз головой»

 Цели:

Задачи:

1. Формировать представления об изменениях в природе, учить различать характерные признаки конца зимы (капель).

2. Вспомнить свойства льда и парафина.

3. Учить проводить и объяснять простейшие эксперименты с водой и парафином.

4. Развивать умение детей заботиться о себе самостоятельно или с помощью взрослого.

5. Закрепить правила безопасного поведения на прогулке во время оттепели: не ходить и не играть возле домов,где на крыше большое скопление сосулек.

6. Закрепить правила безопасного поведения при проведении опытов с использованием огня и горячего парафина.

7. Упражнять детей в согласовании слов в предложении. 2. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова прилагательные.

8. Формировать умение передавать в рисунке свои задумки, рисовать информационные рисунки.

9. Обогащать музыкальные впечатления детей, приобщать к музыкальной культуре.

Оборудование : Сосулька, банка, тарелочка, свеча, спички, альбомные листы, цветные карандаши, компьютер, презентация «Красивые сосульки»

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Здравствуйте дети, сегодня у нас занятие по экспериментированию на весеннюю тему. А для начала мы проведем небольшое игровое упражнение.

Игровое упражнение: «Какой, какая, какое?»

-Ребята, как вы думаете:

- Если зимой выпало очень много снега, то зима какая?

-Если днем светит солнце, то день какой?

-Если ночью холодно, то ночь какая?

-Если утром сильный мороз, то утро какое?

-Если горка сделана изо льда, то горка какая?

-Снег-какой? Сосулька- какая?

2. Сообщение цели занятия

Сегодня на занятии мы с вами могое узнаем о… А сейчас вы угадаете, о чем идет речь:

Прицепилась к крыше ловко

Уцепилась за карниз

И растёт зимою вниз (сосулька)

(вытаскиваю сосульку)

-Ой, какая! Прозрачная стекляшка,

Узорная висюлька.

На проводах и крышах

Весёлая сосулька!

3.Повторение и закрепление ранее изученного материала.

На прогулке мы с вами уже познакомились с сосульками.

-- Какая она?

-Длинная, большая, холодная, мокрая, ледяная, блестящая.

А что мы знаем о сосульках?

 Например, что такое сосулька, когда появляются сосульки, как они образуются, почему от них можно заболеть. И самый главный вопрос- почему сосульки растут вниз головой?

Сразу столько вопросов. На некоторые вы сразу сможете ответить, они не сложные. Вот, например, что такое сосулька?

-Это лед, замёрзшая вода, замёрзшие капельки воды.

- Когда образуются сосульки?

-Сосульки образуются в тёплую погоду, когда начинает таять снег.

-Правильно, ребята, для образования сосулек необходимо два условия, чтобы было достаточно тепло, для стекания капелек и достаточно холодно для их замерзания.

-Как образуется сосулька?

4. Постановка проблемного вопроса и эксперимент.

Почему сосульки растут вниз головой? Я предлагаю вам поэкспериментировать. Вы сами сейчас вырастите сосульку и тогда только будет понятно, почему сосульки растут вниз головой. Настоящие сосульки в наших условиях мы вырастить не сможем. А почему, как вы думаете?

- Тепло есть, а холода нет. Вода не сможет замёрзнуть.

-Правильно, ребята. Но мы с вами сможем вырастить парафиновую сосульку.

Все вы видели парафиновые свечи, а вот и свеча, посмотрите какая она!

-Парафин при нагревании плавится, а при остывании- застывает.

-Вот этими двумя свойствами парафина мы и воспользуемся, чтобы вырастить наши сосульки и будем внимательно наблюдать, что же происходит. Первую сосульку вырастим вместе в наших маленьких лабораториях. Но прежде чем приступим к исследованиям, повторим правила поведения при проведении опытов.

-1. Очень внимательно смотреть и слушать взрослого. Не толкаться.

2. Осторожно обращаться с огнём. Не подносить огонь к лицу.

3. Не капать парафином на руки. Когда парафин плавится, он горячий.

-Исследователи, занимайте свои рабочие места. Представьте себе, что банка – это дом, а тарелка на банке- это крыша дома. Выглянуло солнышко

(зажигаю свечку). Снег на крыше стал таять—капаю парафином на одно и тоже место. Что происходит?

-Парафин стекает капелька за капелькой вниз и застывает. Ч то появляется на крыше? (сосулька) Что происходит с сосулькой, когда я капаю парафином на одно и тоже место?

-Капли парафина стекают друг по другу и застывают.

-Куда стекают капельки? (вниз) Что происходит с сосулькой?

-Сосулька растет.

-Куда растёт сосулька?

-Сосулька растёт вниз.

-Вот какую замечательную парафиновую сосульку мы с вами вырастили. Какой же вывод мы сделаем? Почему сосулька растёт вниз головой?

Дети. Сосулька растёт вниз головой потому, что капельки воды, когда тают, стекают по крыше вниз, при похолодании – замерзает, поэтому и сосулька растёт вниз.

5.Физкультминутка:

Капель

С крыши капает капель:

Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)

Это к нам пришёл апрель:

Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)

Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)

И быстрей звенит капель:

Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!! (повторяем движение капели быстром темпе.)

Ярослав Ф.

Сосульки, сосульки, скажите о чём

Вы плачете горько под нашим окном.

Сказали сосульки, сквозь слезы вздыхая

Мы плачем о том, что на солнышке таем.

Где наша сосулька? Я не вижу ее. Что с ней случилось?

-Она растаяла.

- А почему?

-В комнате тепло, а лёд в тепле превращается в воду.

-Конечно, вы такие молодцы! Ой, очень хочется пить. А как вы думаете, можно пить эту воду? Почему? Не будем гадать. Мы  сейчас эту воду профильтруем. Обратите особое внимание на фильтр. Не надо  забывать о правилах безопасности при работе со стеклянной посудой. –Давайте посмотрим на фильтр. Какой он?

-Грязный.

-, Почему?

- Потому, что вода была грязная, сосулька была грязная.

-А почему сосулька грязная?

-Потому, что крыша грязная, ржавая, а по ней стекают капельки и они становятся грязными.

-Какой вывод вы сделаете из этого опыта. Можно пить эту воду?

-Э ту воду пить нельзя, потому, что сосулька была грязная. Можно заболеть.

-Молодцы. Будем грызть сосульки?

-Нет. Будем ими только любоваться

6. Закрепление материала, просмотр презентации о сосульках.

- Я предлагаю вам пройти в наш кинозал и полюбоваться красотой настоящих сосулек и послушать музыку капели.

Презентация «Красивые сосульки»

- А чем опасны сосульки? Кто знает?

- Правильно! Сосульки могут упасть с крыши и поранить человека, еще примерзая друг к другу они образуют большую наледь на крыше и падая , образуют целые глыбы льда, которые могут убить человека. Поэтому под крышами домов весной ходить нельзя!

- Не все знают об опасности сосулек. Особенно маленькие дети. Сегодня мы с вами нарисуем рисунки, которые будет рассказывать всем об опасности сосулек во время оттепели. Как вы думаете, что можно нарисовать? ответы детей.

7.Рисование рисунков

 Вы молодцы. Много знаете и сможете ответить на все  вопросы. А теперь сюрприз от меня.

Что бы вы всегда были живы и здоровы, я угощу вас сосульками, но не ледяными холодными и грязными, а сладкими леденцами. Кушайте на здоровье.

8 Рефлексия:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания"  .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: ««Хлеб – всему голова».

Данная деятельность направлена на ознакомление детей с процессом приготовления хлеба...

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

"Почему сосульки растут вниз головой?"

Чтобы узнать это, нам надо посмотреть, а как же образуются сосульки?...

конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Познавательная деятельность с детьми на тему: "Учимся быть здоровыми»

Конспект составлен для детей подготовительной группы. На занятии дети учатся оберегать природу, учатся выбирать здоровый обрз жизни, зниматься физкультурой, помогать другим....

Опытно экспериментальная деятельность с детьми средней группы. "Почему заболел Незнайка?"

Цель: Расширить знания детей о свойствах воды и снега экспериментальным методом: вода – прозрачная , без вкуса и запаха, не имеет форму; снег- грязные, холодные- в рот его брать нельзя, можно за...