Конспект непосредственно-образовательной деятельности для старших дошкольников "Путешествие в бумажную страну"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Армакаева Ольга Николаевна

Образовательная деятельность способствует формированию у старших дошкольников первичных представлений о свойствах бумаги, истории её происхождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Путешествие в бумажную страну27.29 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 16»

Конспект  образовательной деятельности

«Путешествие в бумажную страну»

для детей старшей группы

«Дружные ребята»

Воспитатель: Армакаева О.Н. 

   

Ачинск, 2019

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в бумажную страну»  

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Цель: расширение представлений детей о бумаге и её свойствах.

Задачи:

Образовательные:

-- способствовать формированию у детей  первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, размере, материале, причинах и следствиях);

- побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с познавательно-речевой ситуацией;

Развивающие:

- развивать  потребность в использовании различных способов обследования и познания окружающего мира;

- развивать самостоятельность и инициативу;

- развивать навыки общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, понимание необходимости   бережного использования бумаги.

Методы и приёмы: сюрпризный момент,  загадывание загадки, проблемный вопрос, образовательная ситуация, рассматривание и обсуждение, пояснение, вопрос, просмотр презентации, экспериментирование и исследования.

Словарная работа: береста, писчая бумага, бархатная бумага, пергамент, глиняные дощечки, бумажная фабрика,  мягкая, твердая, гладкая, шершавая.

 Предварительная работа: дидактические  игры «Что из чего сделано?», «Угадай на ощупь», коллекционирование бумаги разного вида и оформление альбома «Такая разная бумага», рассматривание энциклопедий.

Материалы и оборудование: шкатулка, карта путешествия,  карточки-маркеры (способы исследования материалов: Подумать → Спросить, прочитать → Посмотреть→ Провести эксперимент),   иллюстрации глиняной таблички, восковой таблички, бересты, пергамента, папируса, ноутбук, проектор, презентация «Путешествие в бумажную страну», разные виды бумаги: тетрадный лист, картон, салфетки, копировальная, бархатная, гофрированная, пергаментная, наждачная и т.д., емкость с водой, бумага для практического исследования и приготовления бумажного теста.

 Индивидуальная работа: включение в самостоятельное экспериментирование (Матвей), побуждать употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с познавательно-речевой ситуацией (Денис, Матвей, Саша, Ваня, Влад).

Ход образовательной деятельности:

1.Организационный момент. Сюрпризный момент.

Дети встают в круг, воспитатель вносит шкатулку и спрашивает детей:

- Как вы думаете, что в ней находится? Выслушивает предположения детей, предлагает отгадать загадку:

- Я белая, как снег, дружу с карандашом,

Где он пройдет, там заметку кладет.

Воспитатель:  

- Давайте откроем шкатулку и посмотрим, верно ли вы отгадали загадку (листок бумаги).  

- Что это? (ответы детей)

- Что вы знаете о бумаге? (ответы детей)

- Хотите ли  вы ещё  что-нибудь узнать о бумаге? (ответы детей)

- Чтобы найти ответы на все вопросы, я предлагаю вам отправиться в волшебную Бумажную страну.

- А как найти дорогу в эту страну? (Предположения детей).

Воспитатель:

- Конечно, нам нужна карта! И такая карта у нас есть! Разворачивает карту с изображением карточек-маркеров: восклицательный знак, вопросительный знак, книга, фабрика, руки. 

-  А откуда мы можем узнать о бумаге? (Ответы и предположения детей).

Воспитатель:

- Да, ребята, вы как настоящие ученые назвали большинство способов исследования материалов: Подумать → Спросить, прочитать → Посмотреть →Провести эксперимент. Эти способы и будут местами наших остановок! Отправляемся? Отправляемся!

- Раз, два, три, четыре, пять

Все, кто хочет погулять,

Оглянитесь, повернитесь,

В бумажной стране очутитесь!

II. Основная часть.

1 остановка «Подумаем!»        

Воспитатель:

- Здесь нам надо подумать и сказать, что делают из бумаги. Для чего она нужна? Игра с мячом - дети называют предметы из бумаги. (По завершении игры выкладывают на карту карточку).

Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше

2 остановка «Книжный лес» (Прочитать в книге, спросить у взрослого) (дети подходят к доске).

Воспитатель:

- Как вы думаете, когда еще не было бумаги, на чем люди писали? Откуда мы можем это узнать? (Ответы детей).

- Давайте заглянем в прошлое бумаги. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой (показ иллюстраций). Очень давно люди писали на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами.

           Предлагаю попробовать нарисовать несколько фигурок или цифры, буквы на разных предметах (береста, восковая, пластилиновая дощечки, писчая, пергаментная бумага).  Удобно ли вам было писать? Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Воспитатель:  

- Были еще другие материалы для письма, но появился новый материал, который  был удобен для письма.  

– Как вы думаете, что это за материал? Да, это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через много-много столетий в других странах узнали, как делать это чудо.

Воспитатель: Из чего же и как, по-вашему, изготавливают бумагу?

(предположения детей). 

3 остановка «Бумажная фабрика» (Посмотреть)

- Просмотр мультфильма «Фиксики». (Отмечаем на карте этот этап путешествия).

Воспитатель: Давайте сделаем зарядку, чтобы отправиться дальше в путь.

4 остановка Физкультминутка:

Катились колёса, колёса, колеса             руки согнуть в локтях, совершать  

                                                                    вращательные движения вперед;

Катились колёса все влево, все косо. вращательные движения локтями назад Скатились колёса на луг под откос,   наклоны туловища влево – вправо , руки        

                                                                 на поясе;

И вот, что осталось от этих колёс.     выпрямиться, развести руки в стороны.

5 остановка «Горы экспериментирования» (Провести эксперимент).

Воспитатель:

- Мы подошли к загадочной горе, возле которой  должна находиться коробка. Посмотрите, что там? Дети подходят к коробке, открывают её и видят   разные виды бумаги: тетрадный лист, картон, калька, наждачная, салфеточная и т.д. Они рассматривают её, ощупывают, выделяют качества и характеристики: тонкая, плотная, гладкая, мягкая, шершавая, разноцветная.

- Как вы думаете, вся ли бумага одинаковая? Игра «Скажи наоборот» (называют свойства бумаги: салфетка мягкая - картон твердый, фольга гладкая – наждачная бумага шершавая и т.д.). Дети могут подойти друг к другу и взяться за руки, выбрав пару по признаку: цветная бумага – белая бумага и т.п.

- Что можно сделать с бумагой? Дети эскспериментируют с бумагой (называют свои действия и что происходит с бумагой):

- Я мну бумагу – она мнётся,

- Я рву бумагу на кусочки  - она рвется,

- Я тяну бумагу за края в разные стороны – она рвётся,

- Я кладу лист в тазик с водой – она намокает.                                                                  

После ответов дети выкладывают карточку с изображением рук на карте.

Воспитатель:

- Как вы думаете, может ли наступить такое время, что бумага   закончится? Предположения детей.

- Конечно, бумагу надо беречь! Оказывается, чтобы изготовить один альбом для рисования, понадобится одно небольшое дерево.

- Что можно сделать с оставшейся, использованной бумагой? Предположения детей. Предлагаю не выбрасывать её, а приготовить бумажное тесто.

- Что для этого нужно сделать? Да,  бумагу надо мелко нарвать, залить водой и дать время постоять, а завтра из нашего теста мы приготовим бумагу.

- Ребята! Посмотрите на карту, на всех ли станциях мы с вами побывали? (ответы детей). Наше путешествие подошло к концу.

- Раз, два, три, четыре, пять

Все, кто хочет погулять,

Оглянитесь, повернитесь,

Снова в группе очутитесь!

III. Рефлексия.

Воспитатель:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что было интересно?

- Кому бы вы хотели рассказать о том, что узнали сегодня во время путешествия? (ответы детей).

Воспитатель:

- У нас с вами получилось увлекательное путешествие.   Вы хорошо поработали, а  завтра  мы можем продолжить изготовление  бумаги из бумажного теста.

Используемая литература:

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2001

2. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2005

3. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

Конспект непрерывно образовательной деятельности по теме "Путешествие в бумажную страну" в первой младшей группе (от 1,5 до 3лет)

Конспект непрерывно образовательной деятельности по теме"Путешествие в бумажную страну"в  первой младшей группе (от 1,5 до 3лет)Основная образовательная программа: ДОУВозрастная группа: первая мл...

План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"

Задачи: 1.  Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...