Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «НАСЕКОМЫЕ»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Татьяна Александровна Сорокина

        Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «НАСЕКОМЫЕ»

     

           ЦЕЛЬ: обобщить представления детей о многообразии насекомых, об их характерных признаках, учить выделять общие существенные признаки насекомых,  подвести к пониманию взаимосвязи насекомых с условиями обитания (маскировочная окраска, приспособления к  неблагоприятным изменениям), уточнить представления о пользе насекомых, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

        

          МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки-копии насекомых, игрушка-копия паука,  демонстрационный материал с изображением насекомых, кора дерева,  лупы,  макет муравейника, трава, цветок, аудиокассеты с записью звуков леса, баночка с медом, восковая свеча.

     

                                                                                                                                ХОД ЗАНЯТИЯ:

     

        Под музыкальное сопровождение (звуки леса) воспитатель читает стихи:

     

    Когда в душистом сосняке

    Присядешь летом на пеньке,

    Внимательно вглядись вокруг –

    Ты многое заметишь, друг!

     

    Личинку тащит муравей,

    Спешит куда-то меж корней

    Большой сосны. На толстый сук

    Уселся золотистый жук.

     

    Порхает легкий мотылек,

    Пьет хоботком душистый сок.

    И собирает мед пчела.

    Все заняты, у всех дела!

     

    Мой друг, внимательно вглядись,

    Волшебную увидишь жизнь.

     

        Предлагает детям пройтись по «лесу» (имитация) и постараться отыскать  спрятавшихся маленьких  существ (в траве – кузнечика, божью коровку, на цветке – бабочку, в муравейнике – муравья). Затем  воспитатель просит поместить всех найденных существ на демонстрационный стол и спрашивает:

    - Что это за обитатели леса, как каждого из них мы называем?

    - Как можно назвать их одним словом? (насекомые)

    - Что общего у всех насекомых? У всех  есть голова, брюшко, 4  крылышка, шесть лапок, усики. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками тело разделено на несколько частей. Воспитатель схематично изображает насекомого на доске.

    - Каких насекомых еще знаете?

         Воспитатель показывает паука.

    - Можно ли назвать его насекомым? Почему нет? 

         Насекомые живые существа. А все живое растет, питается, дышит, двигается.

    - Как же передвигается насекомые? (ползают, ходят, летают, плавают, прыгают, бегают). Некоторые из них способны ползать вниз головой («Кто над нами вверх ногами?»)

    - Способны ли насекомые издавать звуки? Какие?

     

                                                ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

         Воспитатель показывает изображения насекомых, а дети имитируют их  движения и звуки.

     

    - Когда, в какое время года мы можем увидеть насекомых? (весной, летом, осенью)

    - Как вы думаете, куда  исчезают насекомые поздней осенью, зимой? (прячутся, зарываются в землю, некоторые погибают).

    - Где могут прятаться насекомые? (под корой деревьев, в мхе,  в пнях, различных щелях).

         Воспитатель предлагает детям рассмотреть кору деревьев через увеличительное стекло и лично убедиться, что в коре имеются щели, трещинки, в которых насекомые могут спрятаться от морозов, а также от своих врагов.

    - Кто же враг насекомых? (птицы)

    - Как насекомые могут защищаться от врагов?

         Воспитатель помещает кузнечика-игрушку на  траву, жука-игрушку на кору дерева и выясняет у детей: заметно ли насекомых. Затем поясняет, что насекомые таким образом маскируются, прячутся  от птиц,  и такая окраска называется защитной. А у некоторых насекомых отпугивающая окраска. Воспитатель предлагает подумать и назвать насекомых с подобной окраской (божья коровка, пчела, шмель). Окраска этих насекомых как бы предупреждает, что это насекомое ядовито, несъедобно.

       

         Воспитатель обращает внимание детей на гусеницу-игрушку,  выставленную на демонстрационный стол, и выясняет у детей,  что это за живое существо? Выслушав ответы детей, поясняет, что и бабочка, и муха, жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратиться  гусеница в куколку, совсем неподвижную  с виду. А из куколки появиться бабочка (рассказ сопровождается показом). Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся сначала крылышки, а потом  и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и полетит.

     

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Расту червячком,

    Питаюсь листком,

    Потом засыпаю.

    Себя обмотаю.

    Не ем, не гляжу.

    Неподвижно лежу.

    Но снова весной

    Я вдруг оживаю,

    Свой дом покидаю,

    Над лугом порхаю.

     

    - А где у бабочки дом?

    У муравья дом - …. (муравейник)

    У пчелы - …(улей)

    Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка.

         Воспитатель показывает детям баночку с медом, воск, прополис.

    - Как вы полагаете, кто производит эти полезные продукты? (пчелы). В старину пчел называли «Божьими угодницами», потому что они дают не только ароматный мед, но и воск, из которого делают церковные свечи.

    - Какую еще пользу приносят насекомые? (бабочки радуют человека своей красотой, опыляют растения, бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити из которых получают натуральный шелк; божья коровка уничтожает тлю; стрекоза поедает комаров, мух). А также насекомые могут предсказывать погоду.  Люди еще в древние времена заметили, что если

    - комары столбом – к хорошей погоде;

    - муравьи закрывают ходы в муравейнике – к ненастью;

    - перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят;

    - муравьи увеличивают муравейник – жди холодной зимы;

    - много мошек – готовь по грибы лукошек.

         Вот они, какие удивительные эти шестиногие малыши!

    - Может быть, кто-то из вас знает или придумает загадки о насекомых? (дети и воспитатель  загадывают загадки).  Затем воспитатель приглашает детей попробовать меда.

     

         

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_nasekomye.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

         

                  Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

            по теме «НАСЕКОМЫЕ»

                                                                           

                  Подготовила                                                                 Сорокинна Т.А.          

         ЦЕЛЬ: обобщить представления детей о многообразии насекомых, об их характерных признаках, учить выделять общие существенные признаки насекомых,  подвести к пониманию взаимосвязи насекомых с условиями обитания (маскировочная окраска, приспособления к  неблагоприятным изменениям), уточнить представления о пользе насекомых, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

         

    МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки-копии насекомых, игрушка-копия паука,  демонстрационный материал с изображением насекомых, кора дерева,  лупы,  макет муравейника, трава, цветок, аудиокассеты с записью звуков леса, баночка с медом, восковая свеча.

                                                         ХОД ЗАНЯТИЯ:

        Под музыкальное сопровождение (звуки леса) воспитатель читает стихи:

    Когда в душистом сосняке

    Присядешь летом на пеньке,

    Внимательно вглядись вокруг –

    Ты многое заметишь, друг!

    Личинку тащит муравей,

    Спешит куда-то меж корней

    Большой сосны. На толстый сук

    Уселся золотистый жук.

    Порхает легкий мотылек,

    Пьет хоботком душистый сок.

    И собирает мед пчела.

    Все заняты, у всех дела!

     

    Мой друг, внимательно вглядись,

    Волшебную увидишь жизнь.

        Предлагает детям пройтись по «лесу» (имитация) и постараться отыскать  спрятавшихся маленьких  существ (в траве – кузнечика, божью коровку, на цветке – бабочку, в муравейнике – муравья). Затем  воспитатель просит поместить всех найденных существ на демонстрационный стол и спрашивает:

    - Что это за обитатели леса, как каждого из них мы называем?

    - Как можно назвать их одним словом? (насекомые)

    - Что общего у всех насекомых? У всех  есть голова, брюшко, 4  крылышка, шесть лапок, усики. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками тело разделено на несколько частей. Воспитатель схематично изображает насекомого на доске.

    - Каких насекомых еще знаете?

         Воспитатель показывает паука.

    - Можно ли назвать его насекомым? Почему нет?  

         Насекомые живые существа. А все живое растет, питается, дышит, двигается.

    - Как же передвигается насекомые? (ползают, ходят, летают, плавают, прыгают, бегают). Некоторые из них способны ползать вниз головой («Кто над нами вверх ногами?»)

    - Способны ли насекомые издавать звуки? Какие?

     

                                                ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

         Воспитатель показывает изображения насекомых, а дети имитируют их  движения и звуки.

    - Когда, в какое время года мы можем увидеть насекомых? (весной, летом, осенью)

    - Как вы думаете, куда  исчезают насекомые поздней осенью, зимой? (прячутся, зарываются в землю, некоторые погибают).

    - Где могут прятаться насекомые? (под корой деревьев, в мхе,  в пнях, различных щелях).

         Воспитатель предлагает детям рассмотреть кору деревьев через увеличительное стекло и лично убедиться, что в коре имеются щели, трещинки, в которых насекомые могут спрятаться от морозов, а также от своих врагов.

    - Кто же враг насекомых? (птицы)

    - Как насекомые могут защищаться от врагов?

         Воспитатель помещает кузнечика-игрушку на  траву, жука-игрушку на кору дерева и выясняет у детей: заметно ли насекомых. Затем поясняет, что насекомые таким образом маскируются, прячутся  от птиц,  и такая окраска называется защитной. А у некоторых насекомых отпугивающая окраска. Воспитатель предлагает подумать и назвать насекомых с подобной окраской (божья коровка, пчела, шмель). Окраска этих насекомых как бы предупреждает, что это насекомое ядовито, несъедобно.

       

         Воспитатель обращает внимание детей на гусеницу-игрушку,  выставленную на демонстрационный стол, и выясняет у детей,  что это за живое существо? Выслушав ответы детей, поясняет, что и бабочка, и муха, жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратиться  гусеница в куколку, совсем неподвижную  с виду. А из куколки появиться бабочка (рассказ сопровождается показом). Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся сначала крылышки, а потом  и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и полетит.

    ФИЗКУЛЬМИНУТКА

    Расту червячком,

    Питаюсь листком,

    Потом засыпаю.

    Себя обмотаю.

    Не ем, не гляжу.

    Неподвижно лежу.

    Но снова весной

    Я вдруг оживаю,

    Свой дом покидаю,

    Над лугом порхаю.

    - А где у бабочки дом?

    У муравья дом - …. (муравейник)

    У пчелы - …(улей)

    Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка.

         Воспитатель показывает детям баночку с медом, воск, прополис.

    - Как вы полагаете, кто производит эти полезные продукты? (пчелы). В старину пчел называли «Божьими угодницами», потому что они дают не только ароматный мед, но и воск, из которого делают церковные свечи.

    - Какую еще пользу приносят насекомые? (бабочки радуют человека своей красотой, опыляют растения, бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити из которых получают натуральный шелк; божья коровка уничтожает тлю; стрекоза поедает комаров, мух). А также насекомые могут предсказывать погоду.  Люди еще в древние времена заметили, что если

    - комары столбом – к хорошей погоде;

    - муравьи закрывают ходы в муравейнике – к ненастью;

    - перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят;

    - муравьи увеличивают муравейник – жди холодной зимы;

    - много мошек – готовь по грибы лукошек.

         Вот они, какие удивительные эти шестиногие малыши!

    - Может быть, кто-то из вас знает или придумает загадки о насекомых? (дети и воспитатель  загадывают загадки).  Затем воспитатель приглашает детей попробовать меда.

         

                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:"Школа пешеходных наук"

    Аннотация к конспекту "Школа пешеходных наук" Конспект занятий, направлен на  ознакомление детей с основными правилами безопасного поведения на дорогах. Дети учатся выполнять действия по сигналу...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Традиции чаепития».

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Традиции чаепития»....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Татарстан – моя Родина. Флаг Татарстана. Гимн Татарстана»

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром   в подготовительной группе      на тему: «Татарстан – моя Родина. Флаг Татарстана. Гимн Татарстана»...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: "Удивительный мир насекомых"

    Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему « Космическое путешествие».

    Задачи:1. Расширять знания детей о космосе, об основных планетах.Познакомить детей с понятием “Солнечная система”, «вселенная», «созвездие».2. Развивать умение слуш...

    Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4 Тема: "Как много в мире есть профессий"

    Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4Тема: "Как много в мире есть профессий"Пожалова Раиса СергеевнаЦель:...