Конспект ООД в подготовительной к школе группе по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Природные явления».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Пищулина Светлана Сергеевна
Цель: Расширение знаний детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности. 2. Уточнить представления о природных явлениях: извержение вулкана, дожде, радуге. 3. Развивать внимание, воображение, умение анализировать и сравнивать. 4. Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования. 5. Формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы. Словарная работа: обогатить словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава, конденсация, лаборатория, опыты. Предварительная работа: 1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем». 2. Рассматривание картинок, тематических альбомов, фотографий, просмотр слайдов по теме. 3. Беседы на тему: «Живая и неживая природа», «Откуда берётся дождь», «Как появляется радуга». 4. Наблюдения за неживой природой. 5. Загадывание загадок, разучивание стихотворений о вулкане, дожде, радуге. 6. Изготовление макета вулкана. 7. Подготовка контейнера для показа дождя, заморозка кубиков льда. Оборудование: видеоматериал «Извержение вулкана», макет вулкана, сода, моющее средство, стакан уксуса, окрашенной в красный цвет, поддон, чайная ложка, воронка; видеоматериал «Как образуется дождь», контейнер с крышкой, кубики льда, термос с горячей водой; диск, фонарик, мыльные пузыри на каждого ребёнка. Ход оод: Воспитатель: -Ребята, посмотрите, как много гостей. Давайте поздороваемся. Дети здороваются. Воспитатель: -А теперь давайте поприветствуем, друг друга и подарим друг другу свои улыбки. -Скажем, друг другу «Здравствуй» -Собрались все дети в круг, Ты мой друг и я твой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Раз, два, три, - волшебство скорей приди! -Дети, я хочу вам предложить сегодня отправиться в удивительное место? - Хотите? Но вначале чтобы нам попасть в это удивительное место нужно надеть белые халаты и шапочки. Я тоже надену халат и шапочку. -Вы готовы ребята тогда проходите, пожалуйста. - Ой, ребята, куда это мы с вами попали? Кто мне скажет, где это мы? Ответы детей (Лаборатория) - А кто мне скажет, для чего нужна лаборатория? Кто там работает? Ответы детей. Учёные, лаборанты проводят опыты, эксперименты. -Что же мы здесь видим? Дети отвечают (колбы, баночки, лупы, весы и т. д) Воспитатель: Верно, ребята. Колбы, баночки, песочные часы, весы, увеличительные стёкла и многое другое - это всё то, что нужно для опытов. - Ребята я хочу вас сегодня познакомить с таким удивительным природным явлением как извержение вулкана. -Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? Ответы детей -Обратите своё внимание на доску. (Слайд №1) - Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами. - На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус). Ответы детей Давайте посмотрим, что находится внутри вулкана. (Слайд № 2) Ребята посмотрите, что вы видите на вершине горы? (на вершине горы большая чаша) Эта огромная чаша называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (дети повторяют слово кратер) (Слайд №3) Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. (дети вместе повторяют слово жерло). А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма. (дети вместе повторяют слово магма) Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие. Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения. Воспитатель: Ребята, а хотите посмотреть, как происходит извержение вулкана? Тогда внимательно смотрите. (ВИДЕО № 1) (Действующий вулкан) -Огромная гора словно взрывается и сотрясается от страшного грохота. Огромная туча дыма и пепла поднимается над горой. Каменный дождь осыпает склоны. И жидкая огненная лава вытекает по склонам все, сжигая на своём пути. Ребята, а хотите поэкспериментировать и посмотреть, как же происходит извержение вулкана. Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но он пока спит. Давайте разбудим его. А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, красная гуашь, уксус и моющее средство для посуды. Сейчас я вам расскажу, как мы это сделаем. В кратер нашего вулкана будем насыпать ложку соды, затем добавим красной краски, немного моющего средства для посуды и в конце я добавлю вот эту жидкость. Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово. (дети по указанию воспитателя добавляют ингредиенты в жерло вулкана) А теперь внимание! (Воспитатель в приготовленную смесь аккуратно наливает уксус. Дети наблюдают извержение вулкана). Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает» -Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан. Он извергается спокойно. Молодцы ребята вы все внимательно слушали и выполняли мои задания и помогли вулкану «проснутся». Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. -Ребята, в природе много всего удивительного. А хотите узнать, как образуется дождь. - я предлагаю вам посмотреть видео, из которого вы об этом узнаете. (ВИДЕО №2) (Как образуется дождик) -Ребята, кто мне скажет, как же образуется дождик? Дети отвечают -Правильно, ребята. (СЛАЙД№ 4) -Под воздействием солнечных лучей вода с поверхности озер, рек, морей, океанов испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается высоко в небо. Высоко в небе очень холодно. И пар превращается в капельки. Затем мелкие водяные капельки собираются в облака. Когда их становится много, они образуют тяжёлые тучки, и уже не могут долго находиться наверху и начинают падать на землю в виде дождя. И сново оказываются в реках, озёрах, морях. Этот процесс называется круговорот воды в природе. Повторите. Дети повторяют -Ребята, а теперь я предлагаю вам пройти к столу. Здесь вы сами сможете поучаствовать в образовании дождика. -Для опыта нам понадобится прозрачный контейнер с крышкой и кубики льда. В контейнер я налью горячую воду, закрою его крышкой. А вы аккуратно на крышку будете укладывать кубики льда. (Воспитатель наливает горячей воды, а дети укладывают кубики льда) -Ребята смотрите у нас пошёл дождик. Мы с вами настоящие волшебники. -Ребята, а теперь давайте немного поиграем. Физкультминутка: «Дождь» Капля - раз, капля - два, (Хлопки руками на каждое слово) Очень медленно сперва, А потом, потом, потом – (Бег) Все бегом, бегом, бегом. Стали капли поспевать, (Хлопки руками на каждое слово) Капля каплю догонять. Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками) Зонтики скорей раскроем, (Соединить руки над головой) От дождя себя укроем. -Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно: Дождь прошел. Раздвинув тучи, К нам пробился солнца лучик. И буквально на глазах Мост возник на небесах. Разноцветная дуга - Это в небе… (Радуга) (Слайд №5) - Давайте посчитаем, сколько в радуге цветов? Ответы детей Правильно семь. А какие это цвета? Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. И все эти цвета идут в определённом порядке. Чтобы запомнит порядок цветов в радуге достаточно выучить следующий стишок: Каждый – красный Охотник - оранжевый Желает - жёлтый Знать - зелёный Где - голубой Сидит - синий Фазан – фиолетовый. Ребята, а вы хотите узнать, как и почему появляется радуга? (СЛАЙД №6) Радуга появляется когда лучи солнышка отражаются в мелких капельках воды после дождя, которые парят в воздухе и переливаются разными цветами. -Ребята, а хотите, чтобы радуга появилась сейчас у нас здесь прямо в комнате, да ещё и зимой, ведь мы наблюдаем её только летом, когда тепло. Для этого нам понадобится обычный компьютерный диск и фонарик. Будем направлять на диск свет от фонарика, и приставлять диск к белому листу. Давайте попробуем. (Дети выполняют опыт) А так же радугу можем увидеть в мыльных пузырях, давайте все надуем мыльные пузыри и поиграем с ними под весёлую музыку. (музыка) Ребята, а теперь я предлагаю вам пройти сесть за столы и вспомнить о чём я вам сегодня рассказывала, и зарисовать свои впечатления о дожде, о вулкане, о радуге.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у Архимеда конспект совместного развлечения родителей и детей подготовительной к школе группы по опытно-экспериментальной деятельности.

Цель: Развитие любознательности и познавательной активности дошкольников.Задачи: • Закрепить и уточнить знания детей о воде, о ее состояниях; • Продолжать знакомить детей со свойствами ...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в познавательно – исследовательской деятельности по теме «Природные явления весной» для детей второй младшей группы.

Цель: сформировать представление о природных явлениях весной, через исследовательскую деятельность.Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о природных явлениях, фо...

Конспект ОД в подготовительной к школе группе по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Природные явления».

Конспект ОД в подготовительной к школе группе по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Природные явления»....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по познавательно-исследовательской деятельности "Магниты и магнетизм"

Дать представление о свойствах магнита, о его особенности притягивать металлические предметы...