Конспект занятия в подготовительной к школе группе по познавательно-исследовательской деятельности "Магниты и магнетизм"
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)

Сальникова Ольга Александровна

Дать представление о свойствах магнита, о его особенности притягивать металлические предметы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Магниты и магнетизм20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по познавательно-исследовательской деятельности: «Магнит и магнетизм»

Цель: 

- Развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах через опытно – экспериментальную деятельность детей;

         - Продемонстрировать свойства магнита,

         - Развивать познавательную активность в процессе знакомства с его свойствами.

Задачи: 

 - Дать представление о свойствах магнита, о его особенности притягивать металлические предметы;

          - Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком;

 - Ввести в речь детей понятия: «магнетизм», «магнитная сила»;

          - Развивать логическое мышление, память, внимание.

Материалы и оборудование:

Магниты, автомобильные трассы формата А4, большие скрепки – на каждого ребёнка; шерстяная варежка с магнитом, сказочное письмо, два подноса, мелкие предметы из разных материалов (деревянные фигурки, пластмассовые ложки, тканевые игрушки, скрепки, гайки, болты, резиновые игрушки, картонное сердечко), банка с водой, воздушный шар, блюдце с солью и перцем.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны?

- К нам из сказочной страны пришло письмо от сказочных героев. Хотите узнать что в нём? Волшебное письмо можно взять волшебной рукавичкой. (Беру письмо).

- Вы разгадали моё волшебство? Как с точки зрения науки объяснить моё волшебство? (Догадки детей).

- Скажите, что такое магнит? (Предмет, притягивающий изделия из метала). Такие предметы называются магнетическими. Предметы, из каких материалов магнит не притягивает? (Дерево, ткань, пластик, резина, бумага и др.) – это немагнетические предметы. Свойство магнитов, притягивать предметы, называется магнитной силой.

Давайте прочитаем письмо и узнает что в нём написано. Просьба о помощи от Ивана Царевича: «Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мою невесту, Василису Прекрасную похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Чтобы вызволить его и победить Кощея, нужен меч - кладенец, который хранится на дне глубокого колодца с водой. Я не знаю как достать меч и прошу вашего совета!

Воспитатель: Поможем Ивану Царевичу?

 Давайте проведём опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде (в стакан с водой опускаем скрепку, привязываем магнит к нитке, опускаем, достаем). Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде. Пошлём Иванушке посылку с магнитом. Что мы ответим Ивану Царевичу? Напишем ему, что меч можно достать из колодца с помощью магнита!

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир магнитов, чтобы поближе познакомиться с их свойствами.

Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит поднос. Что вы видите на нём? (Ответы детей – бумага, скрепки, ключи…) Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. Можете назвать, из каких материалов они сделаны?

Дети: (ответы детей) резиновые, деревянные и стеклянные игрушки; железные болты, гайки, ключи; металлические скрепки; пластмассовые ложки; цветы из ткани; кусочки картона и бумаги.

Воспитатель: рассмотрите и исследуйте их. А теперь скажите, как вы думаете, все ли эти предметы притянет к себе магнит?

Дети: (Дети выдвигают свои гипотезы).

Воспитатель: Ребята, вы выдвинули много интересных предложений. Давайте их все проверим, и заодно узнаем, каким очень интересным свойством обладает магнит. А чтобы вы ничего не перепутали и проверили все предметы, то мы сделаем так. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на жёлтое блюдо, а те которые не притягивает – на синее.

Дети: (Дети берут по одному предмету, называют материал, экспериментируют, подносят к нему магнит. Раскладывают по тарелкам).

Воспитатель: Молодцы. Назовите, какие предметы притянул магнит (Дети – скрепки, болты, ключи, гайки…). А какие не притянул? (Дети – пластмассовые ложки, картон, цветы, игрушки…). Как вы считаете, почему притянулись скрепки, болтики, ключи…?

Дети делают выводы

Воспитатель: Правильно, все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются. Это свойство притягивать к себе предметы называется магнетизм, от слова магнит.

Ребята, как вы считаете, если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, действует ли его сила через другие материалы? Влияет ли преграда на притягивание  предмета? И кто мне скажет, что такое преграда?

Дети (стена, шлагбаум, человек, машина…). Хорошо. У нас преградой будет лист обыкновенного картона. Сейчас мы с вами поиграем в  «Автогонки». (Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепки). Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте, а магнит приложите снизу. На старт, внимание, марш! Старайтесь двигаться как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину. Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном. Отчего так происходит? (Дети – магнит притягивает скрепку). Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через картон. А теперь оставьте всё на столе, у вас ещё будет время поиграть.

Молодцы ребята. А теперь давайте подведём итог нашей работы и вспомним, какими свойствами обладает магнит:

Дети:

- Магнит притягивает металлические предметы.

- Сила магнита действует через картон и на расстоянии.

- Вода и стекло не мешают действию магнита.

- Свойство притягивать к себе предметы называется магнетизм, от слова магнит.

Беседа об использовании магнита человеком.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу.

Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Учёные считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Также они обнаружили необычное свойство магнетита – притягивать железо.

Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путём и использовать их для разных целей.

 Воспитатель: Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе? (Конструктор, магниты-значки, кукла на магните с одеждой и т.д.). Ещё магниты используют в магнитофонных колонках – динамиках, в холодильниках, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колёс и рельс человек придумал использовать магнит.

 - Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.

- Как вы сможете помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки? Вот сколько полезных свойств у магнита. Ну что, вы запомнили, откуда появился магнит?

А ещё сегодня хочу показать вам другую силу притяжения. У меня надутый шарик, я потру его шерстяной варежкой и опущу к блюдцу с солью и перцем. Посмотрите, что происходит? Перец притягивается к шарику и мелкие крупинки соли. Эта сила притяжения называется статическим магнетизмом. Об этом, статическом магнетизме, я расскажу вам на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культурный человек»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культурный человек» Программное содержание: формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного...

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Экскурсия в школу»

Цель: Познакомить детей с учебным заведением.Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет учатся читать, писать, рисовать и считать и учит их этому учительница.Познакомить с помещением...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по конструированию из бумаги Тема занятия: Дед Мороз

Конспект занятия в подготовительной к школе группе   по конструированию из бумаги...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Школа пешеходов»

Задачи:Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.3. Закрепить знания детей о правилах перехода...