Проект "Юнные исследователи"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Сумина Олимпиада Рысовна

Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Наши малыши самые активные, самые любознательные. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Чтобы дети сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы, я решила начать с ними исследовательскую работу по неживой природе: «Юные исследователи». Обратить внимание детей на то, что даже самые привычные объекты: солнце, вода, воздух, песок таят в себе много неизвестного. Несмотря на столь ранний возраст, я считаю, что детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, природе, в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunye_issledovateli_yabogan.docx96.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Ябоганский детский сад».

Педагогический проект «Юные исследователи»

 Воспитатель: Сумина О.Р.. 2017г.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Актуальность.

Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Наши малыши самые активные, самые любознательные. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Чтобы дети сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы, я решила начать с ними исследовательскую работу по неживой природе: «Юные исследователи». Обратить внимание детей на то, что даже самые привычные объекты: солнце, вода, воздух, песок таят в себе много неизвестного. Несмотря на столь ранний возраст, я считаю, что детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, природе, в повседневной жизни.

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.

Сроки реализации проекта: 2 месяца (краткосрочный).

Цель проекта: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

Задачи:

  • обогащение представлений малышей об объектах неживой природы
  • развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения; обогащение словарного запаса.
  • создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Ожидаемый результат:

  • формирование представлений детей о объектах неживой природы: солнце, вода, песок и воздух.
  • формирование познавательного интереса к играм, опытам, наблюдениям, экспериментам.
  • обогащение словарного запаса.
  • воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Виды деятельности

  • художественное творчество (изо, лепка)
  • коммуникация (беседа, чтение художественной литературы)
  • физическое развитие
  • познание (Ф Э М П, Ф Ц К М, сенсорное развитие, познавательно – исследовательская деятельность)
  • труд
  • безопасность. О Б Ж, экологическое сознание.
  • здоровье (КГН, ЗОЖ)

,социализация (Игры, театр, экспериментирование)

Этапы реализации проекта:

I этап: Подготовительный.

  1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме «Опыты, игры, эксперименты для второй младшей группе».
  2. Разработать картотеку потешек, пальчиковых и дидактических игр; картотеку исследований, опытов, экспериментов.
  3. Разработать перспективный план «Опыты, игры эксперименты во

второй младшей группе» с учётом картотеки игр.

  1. Пополнить предметно – развивающую среду.
  2. Подготовить информацию для родителей по темам:
  • анкета для родителей: «Детское экспериментирование в семье»
  • консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность в детском саду»
  • памятка для родителей: «Экспериментирование с неживой природой»

консультация для родителей: «Играя, познаём окружающий мир»

  • консультация для родителей " Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром».

2 этап. Основной.

1. Привлечение родителей:

  • к созданию предметно развивающей среды:

Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д. пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки.

  • к проведению опытно – экспериментальной деятельности в домашних условиях.

2. Реализация проекта «Юные исследователи».

Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.

С     –         Неделя — Солнце.

Виды деятельности. Название. Цель.

Чтение художественной литературы Стихотворение

Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания.

Разучивание потешки про солнышко. Развитие речевого общения; умения соотносить слова с действиями.

Эксперимент «Солнечные лучики».

Цель: развитие воображения, восприятие величины.

Чем еще мы может оставлять следы на песке? (рукой, пальчиком, кулачком, стаканом, карандашом, палочкой и т.д.).

Воспитатель рисует пальчиком на песке круг, просит детей помочь ему нарисовать солнышко. Для этого ребята к кругу пририсовывают прямые линии.

Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко». Способствовать развитию моторики рук, развитие речи.

Рисуем мелом на асфальте «Светит солнышко». Цель: Познакомить детей с мелом, показать для чего нужен мел, как мел рисует на асфальте, развивать речь, социализировать детей в обществе, развивать физические качества.

Слушанье и пение песни «Солнышко». Формирование у детей интереса к солнышку, его красоте.

Труд: «Привлечь детей к мытью игрушек». Развивать трудолюбие, бережное отношение к игрушкам.

Наблюдение: Игрушки на солнышке сохнут быстрее, чем в тени.

Рисование «Светит солнышко». Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру. Развивать художественно — эстетическое восприятие окружающих предметов, воспитывать аккуратность, интерес к работе.

Беседа «Учимся радоваться солнышку и природе». Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы.

Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности.

С       – по       Неделя «Воздушные чудеса».

Беседа «О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздухом.

Дидактическая игра «Воздушный шарик» дети надували шарики, чтобы они становились упругими. Воспитатель с помощью этой игры, показывал детям, что внутри шарика находиться воздух.

Опыт «Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух.

Исследование «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к выводу о том, что мыло пенится.

Экспериментирование «Игры с воздушным шариком». Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух.

Игра «Пускание мыльных пузырей». Стимулировать двигательную активность.

Труд: Сбор мусора на участке. Воспитывать желание помочь взрослым.

Наблюдение: За чистотой на участке, за травкой.

Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность

Лепка: «Мой мяч». Учить лепить округлые предметы из пластилина круговыми движениями.

Экспериментирование «Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве.

С        – по       Неделя «Фокусы с песком».

Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей.

Проблемная ситуация, игра «Юные кладоискатели». Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке

Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Пирожки для мишки». Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы.

Игра «Чувствительные ладошки». Цели: Закрепить знание свойств песка. Способствовать развитию речи, рассматривая иллюстрацию узнавать героев сказки, отвечать на вопросы. Развивать мелкую моторику, слуховое внимание. Научить, прислушиваясь к себе, проговаривать свои ощущения.

Беседа «О свойствах мокрого и сухого песка». Развивать познавательную и речевую деятельность детей.

Игра с песком «Пропусти через сито». Помочь в изучении свойств сырого и сухого песка, в совершенствовании конструктивных умений.

Труд: «Сбор песка в песочницу, с помощью лопаток, грузовых машин». Воспитывать желание трудиться вместе, развить трудовые умения, усовершенствовать их; воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость.

Наблюдение: «Из чего состоит песок». Помочь детям пронаблюдав за песком сделать вывод. Что песок состоит из множества песчинок.

С       —           Неделя «Вода – чудо природы».

Культурно — гигиенические навыки: продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями и смывать водой

Гигиенические процедуры: обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям (потешкам, стихам и т. д)

Изучение потешек о воде. «Водичка, водичка умой моё личико». Развитие речевого общения; умения соотносить слова с действиями.

Дидактическая игра: Ухаживать за цветами. Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.

Игры-опыты «Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет.

Экспериментирование «Переливание воды». Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному.

Опыт «Водичка сладкая, солёная». Помочь детям получить представления о том, что некоторые вещества в воде растворяются и могут передавать воде свой вкус.

Труд: «Поливаем цветы». Сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь; развить трудовые умения, усовершенствовать их; воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость.

Экспериментирование «Переливание воды». Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному.

Беседа «Свойства воды». Формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.

Рисование «Красивые чашки для волшебницы-воды» (коллективная работа), по мотивам народной песенки «Ладушки, ладушки. Цели: напомнить содержание русской народной песенки; поощрять попытки выполнять движения, о которых говорится в песенке; учить договаривать слова, фразы; развивать моторику рук; совершенствовать умение рисовать тычком, стараясь равномерно расположить рисунок.

Чтение художественной литературы. А. Барто «Девочка – чумазая» Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания.

Эксперимент «Мыло-фокусник». Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом.

С       –        Неделя «Ветерок-волшебник».

Подвижная игра «Раздувайся пузырь». Цель: знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем.

Дидактическое упражнение «Ветерок». Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: Дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф» (дуют на  лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Чтение стихотворения «Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч»

Закрепить знания детей о ветре, причинах его возникновения, роли в жизни человека.

Игры с султанчиками, вертушками, мыльными пузырями;

Труд: «Собрать веточки на участке сорванные ветром». Формировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь; развить трудовые умения, усовершенствовать их; воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость.

Эксперимент «Послушный ветерок». Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу.

3 этап Заключительный.

  1. Оформление коллажа «Юные исследователи»
  2. Презентация проекта.
  3. Фотоотчёт.

Вывод: В результате реализации  проекта «Юные исследователи», можно твердо сказать, что у малышей существует интерес и желание выполнять различные упражнения, эксперименты, опыты, исследования, играть с песком и водой, вести здоровый образ жизни, так как это весело и увлекательно.

Организуя, показывая, предлагая малышу разные способы обследовательских действий: посмотреть, потрогать, погладить, подержать, попробовать на вкус и т. д.; воспитатель поможет освоить свойства и качества предметов и материалов, называя их, то есть стимулирует развитие активной речи. Так же способствует развитию любознательности, развитие всех видов восприятия (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, логического мышления, устойчивого внимания. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками и т. д. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.

В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психологического развития. Она проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим: сразу же исследовать его; с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами; подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми.

Организуя игры с водой и песком, я не только знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляю элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваю мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок мы пересыпаем из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него закапываем различные предметы и откапываем их, строим горки, дорожки и т. д. Считаю, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться.

Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней расслабленности малыша.

Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей.

Метод детского экспериментирования не труден; он просто не привычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения.

Но я считаю, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

ОПЫТ № 11

«Свойства воздуха»

Цель.

Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

ОПЫТ № 12

«Воздух сжимается»

Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

ОПЫТ № 13

«Воздух расширяется»

Цель:

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

Ход: Рассмотреть "термометр", как он работает, его устройство (бутылочка, трубочка и пробка). Изготовить модель термометра с помощью взрослого. Проделать шилом отверстие в пробке, вставить ее в бутылочку. Затем набрать каплю подкрашенной воды в трубочку и воткнуть трубку в пробку так, чтобы капля воды не выскочила. Затем нагреть бутылочку в руках, капля воды поднимется вверх.

ОПЫТ № 14

«Вода при замерзании расширяется»

Цель:

Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

Ход: Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?

Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед , лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.

«Юные исследователи»

подготовительная группа, долгосрочный,

поисково-исследовательский, творческий проект

1. Актуальность проекта.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.» К.Е.Тимирязев

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

2. Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта:

Развивать детскую инициативу;

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно - символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Развивать наблюдательность;

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта: групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 5 -7 лет, родители воспитанников, педагоги – специалисты.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

2. Создание единого инновационного пространства.

3. Чёткое выполнение поставленной задачи.

4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

3. Содержание реализации проекта.

Модель организации экспериментирования

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;

Организация совместной деятельности родителей и детей;

Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Совместная деятельность родителей с детьми.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия.

КВН, развлечения.

Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Беседы по теме эксперимента.

Целевая прогулка.

Структура проведения игры–экспериментирования:

Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)

Подведение итогов, вывод;

Фиксация результатов;

Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

тайна, сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так?);

ситуация выбора.

Методическое обеспечение

     РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по исследовательской деятельности старших дошкольников

«Юные исследователи»

Образовательная область «ПОЗНАНИЕ»

Пояснительная записка

Детское исследование как метод обучения

старших дошкольников

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указано, что в основу обновленного содержания общего образования положена ориентация на формирование ключевых компетентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах, составляющих образовательную компетентность.

Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

Главная особенность исследовательского обучения — активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать обучающимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.       «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского поведения - формирование  у ребёнка готовности и способности самостоятельности, творчески осваивать и перестраивать новые  способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Исследовательская деятельность  свободна, практически нерегламентирована какими-либо внешними установками, её не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез, в ней больше места для импровизации. Исследовательское поведение призвано выполнять важнейшую функцию – функцию развития.  

Целенаправленное развитие исследовательского поведения ребёнка путём построения  образовательного процесса на основе использования методов самостоятельного исследовательского поиска имеет давнюю историю. Элементы исследовательского обучения встречаются уже в  структуре знаменитых бесед Сократа, и в более поздние времена их активно использовали в образовании. Наиболее интенсивно разрабатывалась эта проблема в конце 19- начале 20 веков. Хороши, известны имена таких специалистов, результативно работавших в этом направлении: К.Н.Венцель, Дж.Дьюи( «чужие книги и слова  могут дать знания, но воспитывают не они , а опыт»), У.Киллпатрик, Е.Пракхерст, И.Ф.Свадковский, С.Френе -  и многих других.

В фундаменте исследовательского поведения  психическая потребность в поисковой  активности. Она выступает в качества мотива – двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения. В основе поисковой активности безусловный рефлекс, получивший от своего первооткрывателя И.П. Павлова наименование «ориентировочно-исследовательского». И.П. Павлов  писал о том, что «бескорыстная любознательность» имеет самостоятельное побуждающее значение. Этот рефлекс выступает фундаментом, на котором базируется  поисковая активность, порождающая явление, именуемое исследовательским поведением. Исследовательские способности обнаруживаются в степени проявления поисковой активности, а также глубине, прочности овладения способами и приёмами исследовательской деятельности. Под  «способами и приёмами исследовательской деятельности» следует понимать способы и приёмы, необходимые при осуществлении  исследовательской деятельности, такие, как: Умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определения понятиям, и другие.

Идеи исследовательского обучения  находили сторонников и в среде ярких представителей просветительской педагогики России 18 века. Среди них: Ф.С. Салтыков, И.т. Посошков, Ф. Прокопович, В.Н.Татащев. Они считали главным обучением учащихся живому познанию действительности через непосредственное соприкосновение с умом. Главную задачу педагога видели в том, чтобы прийти на помощь, природе ребёнка, устранив все препятствия к естественному развитию заложенных в человеке задатков.

К.Д.Ушинский (1824-1871) пропагандируемый демократизм в образовании, выделяет и описывает этапы обучения. Первым он называет этап «живого восприятия материала»; вторым – переработку в сознании полученных образов»; третьим – «систематизацию знаний» и четвёртым  - «закрепление знаний и навыков».

Повышенное внимание предметно-развивающей среде, в которой  протекает обучение уделялось в работах итальянского педагога Марии Монтессори (1870-1952)., в создании «простора свободным и естественным проявлениям личности ребёнка.

«Программы Государственного учёного совета» постоянно корректировались, их обновлённые варианты были представлены сначала в 1927 , а затем в 1927-1930 годах. Ини прямо ориентировали педагогов перестраивать обучение по канонам студийной системы, требовали активно использовать исследовательские методы обучения преимущественно метод проектов. Основоположники советской педагогики настаивали на необходимости воспитания у учащихся исследовательского подхода к действительности (И.Г. Автухов, П.П. Блонский, Ш.И.Ганелин, Н.К. Крупская, Б.Е. Райков, С.Т. Шацкий  и др.). Термин «Исследовательское обучение вошёл в профессиональный обиход сравнительно недавно, во второй половине 20 века. Первоначально он стал проявляться  трудах исследователей, работающих  над проблемой сравнительной педагогики (М.В. Кларин и др.). Они подчеркивали. что один из магистральных инновационных путей современной европейской  школы – исследовательское обучение. Впоследствии его стали активно использовать в своих работах специалисты в области педагогической психологии (А.Н.Подъяков, А.И.Савенков и др) В настоящее время развитие исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующая для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности любой сфере культуры. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Это важно  ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путём выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не мене важно и то, что для ребёнка естественнее и потому гораздо легче  постигать новое, действуя подобно учёному (проводить собственное исследование – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И.Лисин, Е.Е.Кравцова в своих работах отмечали важность собственной активности ребёнка, когда он выступает как полноценная личность, творец  собственной деятельности, ставящий её цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребёнок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.

Итак, познакомившись с исследованиями выше указанных авторов, убеждаемся в актуальности данной проблемы на современном этапе.

Однако современная образовательная практика  по-прежнему недооценивает значимость самостоятельной, исследовательской, познавательной деятельности ребёнка. Мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое считаем наиболее важным. В итоге учебная деятельность автономизируется от познавательной и  нередко превращается в скучную повинность. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращаем внимания на природную исследовательскую потребность ребёнка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности.

Обучение должно быть «проблемным», оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы. Организовать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность; тогда в нём есть всё, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Данная рабочая программа направлена на разработку специфических особенностей содержания, организации и методики применения исследовательского обучения в  детском саду.

Объект исследования 

информационная компетенция детей

Предмет исследования

процесс, формирования информационной компетенции обучающихся в рамках современных педагогических технологий (метод исследовательского обучения)

Цель  исследования

Определить и экспериментально проверить результативность путей и средств формирования информационных компетентностей обучающихся с использованием исследовательского обучения.

Гипотеза исследования

Эффективность процесса формирования информационной компетенции обеспечивается при условии применения современных педагогических технологий (метод исследовательского обучения)

Сроки эксперимента

2009 – 2010 гг.

Условия реализации

- наличие нормативно- правовой и научно-методологической

  основы эксперимента;

- теоретическая и практическая подготовка   педагогов

- материально-техническая оснащенность исследовательской деятельности;

Опытно-экспериментальная база исследования

МДОУ ЦРР ДС «Сказка» п.Северомуйск, дошкольная разновозрастная группа (5-7 лет)

Средства контроля

- Аналитические отчёты по исследовательскому обучению детей, деятельности педагога;

- проведение экспертизы  результатов исследовательского обучения детей;

- проведение    конференции, конкурса детских работ;

- публикации  материалов исследовательской деятельности.

Взаимодействие с семьей.

Родительское собрание: «Исследовательская деятельность в семье» Цель: ознакомление родителей с содержанием программы развития исследовательской деятельности»

Лекторий для родителей «Роль семьи в развитии интереса к исследовательской деятельности ребёнка» Цель: ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское исследование»

Взаимодействие со школой.

Экскурсии с детьми в школу.

Ознакомление учителей с направлением педагогического поиска ДОУ по проблеме детского исследования.

Финансовое и материальное техническое обеспечение

Обновление оборудования групповых уголков экспериментирования и их оформления. Оборудование детской экспериментальной лаборатории.

Обустройство в группах мини-центров.

К фундаментальным идеям, на которых строится исследовательское обучение отнесены:

Принцип ориентации па познавательные интересы ребёнка. Исследование – процесс творческий, творчество невозможно навязывать извне, рождается только на основе внутренней потребности.

Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение.

Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.

Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации. Главная задача современного образования – не только сообщение знаний, а первую очередь развитие у ребёнка  потребностей и способностей эти знания добывать.

Ребёнок не просто потребляет информацию, а сам порождает знание.

 Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения.

Принцип формирования представлений о динамичности знания.

Принцип формирования представления об исследовании как о стиле жизни.

Педагог должен быть фасилитатором учения, а не просто транслятором информации. Основным фактором развития креативности ребёнка является не сколько его  включение  в творческую деятельность, а наличие в его окружении «образца творческой деятельности»

Принцип использования авторских  учебных программ.

Учебная программа, рассчитанная на творческое учебно-исследовательское взаимодействие ребёнка и педагога  строится на базе  «Программы воспитания и обучения в детском саду»   под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Ведущими задачами «Программы воспитания и обучения в детском саду»   под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой являются:

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
  • вариативность использования образовательного  материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями  каждого ребёнка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • обеспечение развития ребёнка в процессе воспитания и обучения;
  • координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечения участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
  • соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающие умственные и физические перегрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста.

Образовательная область «Познание»

   Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).

    Основные задачи психолого-педагогической работы:

  • развитие сенсорной культуры;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

При реализации области «Познание» необходимо учитывать следующее:

- познавательное развитие сопряжено с освоением систем культурных    

   средств, которые ребенок не может изобрести самостоятельно, а должен освоить как заданные идеальные формы в ходе развивающего образовательного процесса;

 - для развития познавательной мотивации детей необходимо обеспечить поддержку познавательной инициативы дошкольников, что предполагает создание соответствующей культуры как дошкольного образовательного учреждения, так и группы детей дошкольного возраста.

Примерные виды интеграции области «Познание»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

 «Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми)

«Чтение художественной литературы»  (решение специфическими средствами идентичной  основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира)

«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни)

«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире)

«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности)

«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы)

«Музыка» и «Художественное творчество»  (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного  искусства)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира)

«Музыка» и «Художественное творчество»  (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности  детей  для обогащения содержания области «Познание)

     Детское исследование как деятельность начинает формироваться в период раннего возраста и проявляется в любопытстве и желании  что-то сделать любыми доступными средствами. В младшем и среднем  дошкольном возрасте  дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоятельности, но в большинстве случаев продолжают действовать вместе с взрослыми или под их контролем. Часто задают вопросы и пытаются  искать на них ответы. Делают первые попытки высказывать предположения о возможном результате опыта и о способах его достижения. Дети старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психологическими возможностями. Их отношение с взрослыми, сверстниками и с окружающим миром в целом становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности детей, появляется способность анализировать и обобщать. Их деятельность характеризуется большой активностью и самостоятельностью. Это проявляется и в формулировке задачи, прогнозировании результата.

    Педагогический результат – это бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

   Поэтому, старший дошкольный  возраст является наиболее оптимальным периодом для развития творческой активности и самостоятельности в процессе детского исследования.

Цели и задачи

Основной целью исследовательского метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

 

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

В старшем дошкольном возрасте это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной  исследовательской деятельности.

    Форма организации учебной деятельности оказывается очень эффективной в условиях, когда решение образовательных задач  осуществляется преимущественно путём создания специальной  развивающей среды, в которой ребёнок находил стимулы для самообучения и развития.

   Отсюда и основные требования: нестандартное использование времени занятий, помещения, опираться на собственный опыт учащегося, обучать в действии, побуждать учащегося к наблюдению и экспериментированию,  чередовать индивидуальную и коллективную работу.

Предметно-развивающая среда

     Особое значение имеет предметно-развивающая среда. Помещение  необходимо разделить на «предметные мини-центры» по видам деятельности и областям знаний, где  сосредоточить самые разнообразные средства и материалы для самостоятельной работы. Дети, оказавшись в пространстве, организованном подобным  образом, сначала изучают всё, что находится в помещении, затем выбирают  себе предметный мини-центр, укромные уголки, где могут  уединиться, обдумать собственные планы, просто подумать, посмотреть книги, поработать самостоятельно.

 

   Педагог, свободно перемещается по помещению, внимательно наблюдает за детьми, помогает им советами, наводящими вопросами, иногда показывает образцы действий, направляет деятельность детей. В задачи педагога входит  обучение детей рационально и продуктивно использовать рабочее время, уважать собственный и чужой труд. По окончанию занятий дети подробно докладывают педагогу о результатах своей работы. Стимулирование и саморегуляция учебной деятельности осуществляется в  основном за счёт любознательности детей и  её постоянного стимулирования со стороны педагога и предметно-пространственного  окружения ребёнка; дети взаимодействуют друг с другом, произвольно группируются и перегруппировываются в соответствии с общими целями и интересами.

   Занятие может идти автономно от обычного  учебного занятия, предусмотренного программой. Но вместе с тем эту игровую технологию можно использовать на самых разных предметных занятиях. В этом случае заготовленные карточки с изображениями тем будущих исследований должны быть связаны с кругом изучаемых проблем.

    Эти занятия расширяют кругозор ребёнка, открывая простор для критического мышления и речи. Создаются условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем Дети могут работать, индивидуально, в парах и в тройках.

              

                                   Формы образовательной работы:

  • на специально организуемых и познавательных занятиях;
  • на комплексных занятиях;
  • на занятиях по любым другим  видам деятельности;
  • в играх;
  • на прогулках;
  • в свободной самостоятельной деятельности в течение дня;
  • в виде своеобразных домашних заданий, даваемых как детям, так и их  родителям.

              Последовательность проведения исследований с детьми.

1.Актуализация проблемы (выявить  проблему и определить направление будущего исследования).

2. «Инкубационный  период»  Определение сферы исследования (сформулировать основные  вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы и исследования).

4.Выработка гипотезы (разработать гипотезу  или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5.Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6.Разработать методику проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

9. Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).

10.Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

11. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.

      Программа исследовательского обучения  в детском саду включает:

  • развитие у детей исследовательских умений и навыков;
  • детскую исследовательскую практику;
  • мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

     

 Программа учебно-исследовательской деятельности детей включает три относительно самостоятельные программы:

    1.Подпрограмма – «тренинг»

   Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска.

   2.Подпрограмма -  «детская исследовательская практика»

   Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

   3.Подпрограмма – «мониторинг»

   Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения: защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др.

Характеристика содержания подпрограмм.

Подпрограмма – «тренинг»

   В ходе тренинга развития  исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить собственные мини-доклады;
  • объяснять, доказывать и защищать свои  идеи.

Методы и приёмы активации учебно-исследовательской

деятельности   дошкольников.

Структурно- логическая схема формирования навыков исследования у детей старшего дошкольного возраста.

Этапы исследования

Задания и  упражнения

Вопросы

1

Учимся задавать вопросы

Упражнение «Исправление ошибок»

Игра «Угадай, о чём спросили»

Какие ты любишь мультфильмы?

2

Учимся выдвигать гипотезы

Почему цветы имеет яркую окраску? Почему  зимой идёт снег, а летом дождь? Почему в космос летают ракеты?

Может быть; Предположим; допустим; возможно; что если..;

3

Учимся видеть проблемы

 «Посмотрите на мир чужими глазами»; Составьте рассказ от имени другого персонажа»; «Составьте рассказ, используя данную концовку»; «Сколько значений у предмета»; «Назовите как  можно больше признаков предмета»; «Наблюдение как способ выявления проблем»;

Почему играют котята?

Почему светит солнце?

4

Учимся давать определения понятиям

«Описание»; «Характеристика»; «Разъяснение посредством примера»; «Сравнение»; «Различение»; «Загадки как определения понятий»; «Трудные слова»

5

Учимся классифицировать

«Задания, содержащие ошибки»; «деление понятий по определенному основанию на классы»

6

Учимся наблюдать

«Упражнения на развитие внимания и наблюдательности»; «Парные картинки»; «Нарисуем изученную вещь по памяти»

7

Познание в действии, или как провести эксперимент.

«Мыслительный эксперимент»

Эксперименты с реальными объектами» с кляксой, с набрызгом красок, с акварелью, с лучом солнца, с магнитом и металлом, как исчезает вода.

«Что можно сделать из песка?

8

Суждение

Проверьте правильность утверждений.

Все деревья имеют ствол и ветви. Тополь имеет ствол и ветви. Следовательно, тополь – дерево.

9

Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное.

Использование простых графических схем, обсуждений;

Схема «Дом с колоннами»;  Схема «Паучок»

 Найди главную  идею, мысль;

10.

Учимся делать выводы и

умозаключения

Умозаключения по аналогии «Скажи, на что похожи: узоры на ковре, облака, старые автомобили, новые кроссовки»;

«Как люди смотрят на мир»

Метафора и метафоричность

( «Объясни значение выражения»)

Кто же был прав?

Друзья познаются в беде

                                               Подпрограмма -  «исследовательская практика»

   Основное содержание работы в рамках действий этой программы – проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение  ими  творческих проектов. Эта подпрограмма выступает  в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой программы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма – «мониторинг»

   Мы должны обязательно дать каждому ребёнку возможность изложить собственные результаты; обучить его элементарным навыкам презентации собственных открытий.

Ребёнок должен понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы, слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы. В рамках мониторинга исследовательской деятельности детей дошкольного возраста хороший эффект дают фестивали  и конкурсы детских  исследовательских работ.

   Создавая систему мониторинга, следует особое внимание обратить на критерии оценки результатов детских учебных  исследований. Один из главных критериев, степень самостоятельности. Ребёнок выполняет работу под руководством взрослого, но участие взрослого (педагога или родителя) должно быть строго дозированным. К числу важных критериев относятся: познавательная ценность темы; исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками, освоенными в ходе подпрограммы «тренинг»); и, конечно, логичность изложения и умения отвечать на вопросы.

           Методика проведения учебных исследований в детском саду.

   Методика предложенная  по материалам лекций А.И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» позволяет включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Она   рассчитана на то, чтобы обучить детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, включает в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребёнка наиболее рациональному варианту поиска информации.    Для того чтобы познакомить детей с методикой, потребуется 2-3 тренировочных занятия для ознакомления каждого ребёнка с «техникой» проведения исследования.

Планируемые промежуточные результаты

освоения Программы

Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников

  • Интегративное качество «Физически развитый,

овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

  • Интегративное качество «Любознательный, активный»
  • Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый
  • Интегративное качество «Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

  • Интегративное качество «способный управлять своим поведением  и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы  и правила поведения»
  • Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные

и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

  • Интегративное качество «имеющий первичные представления

о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

  • Интегративное качество «овладевший универсальными  предпосылками учебной деятельности»
  • Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

                                              Ожидаемые результаты

  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • Умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной  исследовательской деятельности.
  • Рост  уровня   любознательности, наблюдательности;
  • Активизация  речи  детей, словарный запас пополнился многими понятиями;
  • Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы;
  • Улучшение  психологического  климата в группе;
  • Изменение  отношения « Дети – Родители», « Родители  - Воспитатели»        (взаимопонимание, уважение, умение видеть в детях любознательную, творческую личность).

Приложение 1.

Картотека исследований, опытов, экспериментов.

  1. Опыты воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика (один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть), что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.
  2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.
  3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
  4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что    происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
  5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.) Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.)Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри.) Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)

Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.

6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.

7. «Пирожки для мишки». Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.

8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем?(Камень не виден.) Вывод: вода может изменять цвет.

9. Опыты воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика (один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.

10. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его свойства (сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.

11. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков).

12. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками». На прогулке воспитатель показывает как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.

13. Эксперимент «Солнечные лучики»

Цель: развитие воображения, восприятие величины.

Чем еще мы может оставлять следы на песке? (рукой, пальчиком, кулачком, стаканом, карандашом, палочкой и т.д.).

Воспитатель рисует пальчиком на песке круг, просит детей помочь ему нарисовать солнышко. Для этого ребята к кругу пририсовывают прямые линии.

14. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» На прогулке воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют на песке.

15. «Из чего состоит песок». На прогулке воспитатель предлагает насыпать песок на листок бумаги, с помощью луп рассмотреть его. Из чего состоит песок? (зернышек, песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песка.

16. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.

17. Эксперимент «Солнечные лучики».

Рисуем на песке под прочитанное воспитателем стихотворение.

Цель: развитие воображения, восприятие величины.

Воспитатель рисует пальчиком на песке круг, просит детей помочь ему нарисовать солнышко. Для этого ребята к кругу пририсовывают прямые линии. Чем еще мы может оставлять следы на песке? (рукой, пальчиком, кулачком, стаканом, карандашом, палочкой и т.д.).

Кто-то рисует гуашью,

А кто-то карандашом.

Я предлагаю тебе, дружок,

Рисунок создать песком.

Это совсем не сложно,

А все даже очень просто

И что, в общем-то, замечательно,

Песком рисовать увлекательно.

Песок засыпаешь ты на стекло,

Что снизу светом освещено.

И, включая воображение,

Рисуешь картины на удивление.

Плавно пальцами волну начерти,

И поплывут на картине ручьи.

Пальцы большие навстречу веди

И ель на картине изобрази.

Если песок струей насыпать,

Ствол дерева сможешь ты показать.

А если сверху песок распылять,

То дереву крону ты сможешь придать.

Чтоб показать облака в небесах,

Пальцы свои сожми в кулачках.

И по стеклу кулачками кружа,

Ты нарисуешь вверху облака.

Я рассказала тебе лишь крупицу,

Как фантазия может развиться.

Стоит лишь только начать рисовать

И идеи уже не унять.

Сможешь даже, легко и шутя,

Фильм динамичный создать из песка.

18. Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.

«Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку!»

- Ребята, давайте погуляем. Ходьба врассыпную. Дети выполняют движения, подражаю воспитателю, топают ножками, хлопают в ладоши, выполняют прыжки на двух ногах на месте. — Ой, дождик идет! Скорей домой! (Дети бегут и садятся на скамеечку)

«Дождик, дождик, веселей,

Капли капай не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

- Никого дождик не замочил.

Приложение 2

Картотека потешек, пальчиковых и дидактических игр.

1. Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко»

Солнышко, солнышко

Золотое донышко,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

Хлопают ладонями

Сгибают и разгибают ладони

Показывают волну.

Машут руками.

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Опускают руки вниз.

Поднимают руки вверх.

2. Потешка про солнышко.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

3. Потешка о воде.

Водичка, водичка.

Умой моё личико –

Чтоб глазки блестели.

Чтоб щечки горели

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок.

4. Дидактическая игра: «Чувствительные ладошки». Воспитатель ставит на стол тазик с водой. Дети опускают ладоши в воду, закрывая при этом глазки. Воспитатель просит детей почувствовать, какая вода. Затем дети открывают глаза и рассказывают воспитателю о своих ощущениях.

5. Дидактическая игра «Воздушный шарик».

Рассматривает воспитатель вместе с детьми два воздушных шарика (один сильно надут упругий, другой слабо мягкий. С каким шариком лучше играть? Почему? Воспитатель предлагает подуть, что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находиться внутри шарика (воздух, откуда берётся (его выдыхают). Игра со вторым шарикам. Надуваем, чтобы был упругий, опускаем шарик с отверствием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух»

6. Дидактическая игра «Пускание корабликов».

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.

Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» — дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)

Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

7. Дидактическое упражнение «Ветерок». Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: Дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф» (дуют на осенний лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще три раза.

8. Дидактическая игра. Ухаживать за цветами. Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях. Ход игры: На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делали.

Литература

  1. Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» — Москва: ТЦ Сфера, 2004;
  2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» — Волгоград: Перемена, 2001;
  3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
  4. Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»
  5. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 97.
  6. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» — Москва: Мозаика – Синтез, 2006;
  7. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995 г.
  8. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15«Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  9. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
  10. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  11. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С.13-16.

Конспект НОД во второй младшей группе «Лаборатория неживой природы»

Проблема: Как познакомиться с неживой природой?

Исследуемый объект «Воздух».

Цель: формировать познавательную активность детей; продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

ХОД

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Сегодня к нам опять пришёл в гости наш друг Экоша. Давайте поздороваемся с ним.(здороваются). Экоша принёс нам воздушные шарики (показывает воздушные шары – один хорошо надут, второй – наполовину, посмотрите какие красивые! Какого цвета эти шарики (дети отвечают). Хотите поиграть с шариками?(дети играют с шариками и в ходе игры выясняется, что с первым шариком играть лучше, так ка он легко отбивается,«летает», плавно опускается вниз и пр.)

Постановка проблемы: почему один шарик хорошо летает, а другой – плохо?

Дети вместе с воспитателем обсуждают причину различия в шариках и приходят к выводу, что один хорошо надут, а второй – нет, слабо.

Воспитатель: нам с Экошей так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, но только что для этого нужно сделать я не знаю, Экоша тоже не знает. Как вы думаете, ребята, как нам поступить? (дети выдвигают свои предположения и вместе приходят к выводу, что шарик нужно побольше надуть).

Воспитатель: Вы считаете, что шарик нужно ещё надуть? (ответы детей). А зачем его надувать, что находится внутри шарика? (воздух). А как же воздух попал в шарик? (его туда выдыхают).

Воспитатель: Давайте покажем Экоше, как человек вдыхает и выдыхает воздух. Посмотри, Экоша, как наши ребята умеют вдыхать и выдыхать воздух.

2. Мотивационный момент:

Игра 1. Совместная детско-взрослая деятельность: (дети кладут руку себе на грудь)

Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)

И обратный держит путь (выдох ртом)

Он невидимый, но, всё же,

Без него мы жить не можем.

Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух, который вдыхаете и выдыхаете? (ответы детей). Конечно же, его никто не видит. Воздух – он невидимка. Давайте вместе посмотрим на экран (показ презентации про воздух)

3. Основной момент:

А как же нам с вами быть, мы же должны Экоше показать, что такое воздух? (предположения детей; воспитатель подводит детей к тому, что воздух можно почувствовать).

4. Практическая деятельность:

Опыт – игра 2.. Совместная детско-взрослая деятельность:

«Воздух в человеке».

- Ребята, я хочу вам что-то показать. Посмотрите на наши столики, давайте пройдём к ним. (Подводит детей к оборудованным столам. На столах салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка и воспитателя)

- Что вы здесь видите?

- Как вы думаете, для чего нам это нужно? (ответы детей).

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите!

Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, давайте вдохнём носиками, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Физкультминутка: А сейчас я расскажу вам стишок про ветер и мы немного разомнёмся.

Физ. минутка:

Солнце, солнце высоко! руки вытянуты вверх, ладони раскрыты;

Нам от солнышка тепло! ладонями гладим щёки;

Тает снег от лучей, садимся на корточки;

Звонку побежал ручей. бежим по кругу друг за другом;

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. идём большими шагами;

Вот весёлый воробей руки за спину сгибаем в локтях;

В лужице купается, хлопаем сложенными «крылышками»;

Чистит свои пёрышки руки вытягиваем вперед и поглаживаем;

И отряхается. трясём руками;

А теперь полетели руки в стороны, бегаем в рассыпную;

И на место тихо сели. встаём в круг, на свои места;

садимся на корточки.

Воспитатель: Отдохнули? Ребята, я знаю одну тайну, хотите открою её вам? (ответы детей). Хорошо, слушайте! Вы знаете, что при помощи воздуха можно не только дышать, но и рисовать? Хотите попробовать? Тогда приступаем.

Игра-опыт 3. «Картинки из воздуха»

Детям предлагаются листы бумаги, на которые воспитатель капает каплю цветной воды, а дети дуют через соломинку на эту каплю и получают различные графические изображения.

5. Итоговый момент.

Воспитатель: Давайте посмотрим, как воздух помог вам создать такие интересные работы. (дети показывают, у кого что получилось. Педагог смотрит, интересуется, на что похож каждый рисунок). Далее педагог подводит итог о том, что дети узнали про воздух:

  • воздух постоянно нас окружает
  • воздух есть внутри предметов
  • воздух есть внутри людей
  • без воздуха невозможна жизнь

В конце совместной деятельности педагог хорошо надувает второй шарик и дарит детям веера для свободной деятельности.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...