Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим социальным миром с детьми подготовительной группы по теме: «В стране Прав и Обязанностей»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конах Светлана Владимировна

  Закрепление знаний воспитанников с собственными правами и  обязанностями человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "В стране Прав и Обязанностей"38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 43 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим социальным миром

с детьми подготовительной группы

по теме: «В стране Прав и Обязанностей»

   

                                     Выполнила:

                                                                                   воспитатель группы

                                                                    Конах Светлана  Владимировна

Санкт-Петербург

2019

 

Цель:  Продолжать закреплять знания воспитанников с собственными правами и  обязанностями человека.

Обучающие задачиуточнить знания детей о правах и обязанностях детей (из книги "Конвенция о правах детей"); закрепить умение составлять из букв определённое слово; учить давать развёрнутые ответы на вопросы воспитателя;  закрепить умение  ориентироваться  в пространстве, развивать мелкую моторику; формировать интерес к активному участию в драматизации сказок.

Развивающие задачи:  развивать правовое мировоззрение; развивать внимание, память, логическое мышление, развивать связную речь, обогатить словарный запас.

Воспитательные задачи:  воспитывать чувство самоуважения, эмоциональной отзывчивости и уважение к другим людям.

Технологии:

Личностно-ориентированная;

Игровая - Дидактическая игра «Назови ласково», «Волшебная шляпа», «Сырный ломтик», Дидактические магнитные картинки «Сказочные персонажи»;

Здоровьесберегающая –  упражнение «Птенец», физкультминутка.

Оборудование:

Конвенция о правах детей, сундучок    с рисунками-символами прав (право на жизнь и имя, право на образование, право на любовь и заботу, право на медицинское обслуживание, право на игру). Дидактическая игра «Назови ласково» мяч, «Волшебная шляпа». Магнитные картинки (сказочные персонажи); буквы на магнитах-оборудование «Сырный ломтик».

Предварительная работа: Знакомство с Конвенцией о правах ребенка на занятиях, примеры прав ребенка из жизни, чтение сказок и анализ соблюдения  прав героев сказок. Беседы с детьми о том, как зовут их родителей, бабушек, дедушек, родственников. Рассказ о значении фамилии,  имен детей, обсуждение пословиц и поговорок об семье, загадки о семье.

Ход :

Воспитатель и дети  берутся за руки и проговаривают:

Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!

Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте, все!


Воспитатель: Сегодня мы с вами обсудим серьезную тему: «Права ребенка».

Вы знаете, что люди появились давным-давно, тысячи лет назад?

Тогда же появились вопросы: что могут люди делать и что не могут?  Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на все эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека». Заботясь о детях, написали книгу «Конвенцию о правах ребенка». Все права детей записаны в Конвенции о правах ребенка. Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности.

И мы все должны их выполнять. (Показ книги) 

Воспитатель: Ребята,  нам в группу сегодня утром принесли посылку, давайте, посмотрим, что в ней,  тут конверт и сундучок.  На конверте  и адрес есть. Воспитатель: Давайте прочитаем, кому это письмо предназначено. (Читает). «SOS! Срочно. Куда: Россия, г. Санкт-Петербург , Пушкинский р-он, Славянка, д\сад №43Кому: Воспитанникам подготовительной к школе группы № 14 . Откуда: Сказочная страна».

Дети, а кто знает что обозначает «SOS»?(Ответы детей).

Воспитатель: Давайте прочитаем письмо и узнаем, что же случилось. «Дорогие ребята, здравствуйте, меня зовут Чипполино. Я пишу вам из Сказочной страны, в которой живу со своим отцом Чипполоне и семью братьями. У нас в стране приключилась беда. Наш правитель принц Лимон придумывает новые правила, которые нам не понятны. Противостоять ему могут только те, кто знает Конвенцию «О правах ребёнка», но мы не знаем что это такое. Помогите нам, пожалуйста». 

Воспитатель : Ребята, что будем делать? (Ответы детей) .

А вы знаете, какие права есть у детей? (Ответы детей)

 Воспитатель: Тогда давайте разбираться по порядку.  В посылке было не только письмо, но ещё что то, (ответы детей) давайте посмотрим, что же в нем находится? (заглядывает в сундучок) Тут какие-то картинки. Наверное они помогут  нам узнать, какие права нарушаются в сказочной стране. Ребята, давайте рассмотрим их.

(Воспитатель достает из сундучка картинку с изображением солнца.)

Воспитатель: - Что символизирует солнце? О каком праве мы с вами будем говорить? (право на жизнь). Прикрепляем на магнитную доску – символ «Солнце».

 Первое и самое главное право – это право на жизнь. 

Как вы думаете, что значит “Право на жизнь”? (каждый ребенок имеет право на жизнь).

Об охране жизни ребенка заботятся государство, родители, педагоги, врачи, полиция и другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.

От чего нас сможет защитить это право? Как мы будем вести себя с другими, чтобы не нарушить это право? (Быть добрыми,  отзывчивыми, не обижать других).

Воспитатель : а научиться доброму отношению к другому человеку нам поможет упражнение “Птенец”.

Упражнение “Птенец”.

– Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого птенчика. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас в ладошках. Он ещё очень слаб, и любое наше грубое действие может стать угрозой для его жизни. Почувствуйте, сколько доброты и нежности в ваших руках. Вы сейчас охраняете право этого птенца на жизнь. Чувствуете, как его дыхание становится более ровным, спокойным? И вы тоже дышите в такт с ним. Согрейте его своим тёплым дыханием. Птенец окреп и сможет лететь дальше, отпустите его. Вы сохранили его жизнь. Запомните, какими добрыми были ваши руки. Если вы так же будете обращаться со сверстниками, вы не нарушите их право на жизнь. А теперь приложите руку к груди, и послушайте, как бьётся ваше сердце. Какое это счастье жить и радоваться жизни!

Воспитатель: Ребята, а вы  любите  сказки? А вы знаете сказки, в которых нарушаются права сказочных героев на жизнь? (Волк и семеро козлят, Колобок, красная шапочка) .

Воспитатель: Ребята вы молодцы. Давайте достанем следующую картинку.

(Из сундучка  воспитатель достает свидетельство о рождении и прикрепляет к мольберту - символ на магните.)

Воспитатель: Ребята,  послушайте отрывок из сказки…

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:

... Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.

“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино.

Это имя принесет мне счастье...”

 Воспитатель: Ребята, что это за сказка? (Золотой ключик или приключение Буратино)

Значит, что мы может сказать о правах  героя, какое право он получил?

(Право на имя).

Воспитатель: Правильно, ребята, это право на имя.

-Ребята, что это за документ? (свидетельство о рождении). Правильно, это свидетельство о рождении - документ, который есть у каждого человека, он выдается после рождения каждому родившемуся ребенку.

Ребята, а что записано в этом документе? (фамилия, имя, отчество  ребенка и его родителей).

- А бывает так, что у ребенка нет имени? (нет, без имени нельзя обойтись). 

- А сколько имен может иметь человек? (одно имя). Правильно. А как вы понимаете пословицу «У милого дитяти несколько имен» (имя можно изменять, называя людей ласково).

Давайте сейчас и мы назовем друг друга ласково.

Игра «Назови ласково» (дети стоя передают по кругу мяч, называя ласково друг друга).

Воспитатель: - А вы знаете, что каждое имя имеет свое значение. Ребята, а что обозначают ваши имена? (ответы детей)

 Например,

Арина-мир;

Матвей – дар бога;

Анна – миловидная;

Алёна – солнечная;

Мирон – благоухающий

Александра - защитница;

Сергей - ясный;

Иван - милостив.

Воспитатель:  Ребята посмотрите на столе лежат  картинки -половинки, давайте их соберём и выложим эти изображения на мольберте.

Игра «Собери картинки»

-Ребята, посмотрите на этих сказочных героев. Они с разными чертами характера, поведения. У них разные имена. А кто объяснит, почему их так назвали?

Дети: 

Айболит – лечит тех, кто болеет.

Снегурочка – девочка из снега.

Незнайка – мальчик, который ничего не знает.

Красная шапочка – девочка, которая носит красную шапочку.

Дюймовочка – девочка  очень маленького роста.

Самоделкин – мальчик, который сам умеет что-то сделать.

Курочка ряба – пестрая, рябая.

Воспитатель: А вы  знаете, что фамилия человека тоже может что-то обозначать.

Например, русская фамилия Иванов обозначает то, что первый человек, ее носивший, был сыном Ивана. А фамилия Кузнецов обозначает, что первый человек, ее носивший, был сыном кузнеца.

Воспитатель:  У граждан нашей страны кроме имени и фамилии есть еще и отчество.

Кто дает отчество ребенку? (отец). Правильно, если папу зовут Владимиром, то у ребенка будет отчество Владимирович.

- А  как будут вас называть, когда вы станете взрослыми?

Игра «Волшебная   шляпа». Дети стоят по кругу, воспитатель одевает шляпу, тот, у кого на голове шляпа, должен сказать «Меня зовут….»

Воспитатель:  У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

Не дразниться.

Не придумывать клички.

Обращаться друг к другу вежливо, ласково.

К взрослым обращаться по имени, отчеству.

Воспитатель  Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

Воспитатель: Давайте достанем следующую картинку и посмотрим, что она обозначает….(Картинка снегурка с родителями)

Воспитатель: Ребята, а сейчас послушайте…

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. ...Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками , стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.

Воспитатель: Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)

 Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)

Воспитатель:  правильно, у  Снегурочки появилась семья.

- О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Право на семью.)

Ребёнок читает стих:

Семья- это радость, тепло и уют,

Семья – это место, где любят и ждут.

Семья – там, где верят, желают добра.

Семья – там, где любят и ценят тебя.

Семья – это люди. Семья – это дом.

Семья – это мир, обогретый теплом.

Семья – это счастье. Семья – это свет.

Дороже семьи ничего в жизни нет.

Воспитатель: А сейчас давайте подойдём к нашему сырному ломтику , посмотрите здесь из домика  какое то слово рассыпалось по буквам,  нужно собрать все буквы, и после этого  соберем  это слово на магнитной доске.  

Игра - Сырный ломтик. «Собери слово»

Воспитатель: давайте на минутку отвлечемся и немного разомнёмся.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель: Семья – это главное в жизни человека.

Но кроме прав у вас есть еще и обязанности. 

Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?

Дети:

Я обязан убирать за собой игрушки после игры.

Я заправляю постель.

Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома.

Дети обязаны слушаться своих родителей.

Воспитатель: Давайте посмотрим, есть ли в нашем сундучке еще картинки….  

(достает из сундучка  домик- картинку).

Воспитатель: Ребята, какое право символизирует этот домик? (право на неприкосновенность жилища).

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто это?

Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.

Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.

Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.

Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).

Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!

Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Не права лиса она нарушила право на дом)

Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

Воспитатель. - Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома. 

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Никто не имеет право врываться в ваш дом и лишать тебя жилья. Ребенок должен чувствовать себя дома в полной безопасности. А еще каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. А вы знаете свои домашние адреса? (ответы детей).

Воспитатель:  Ребята, вы должны помнить, что в доме с тобой проживают и другие люди. И к ним нужно относиться с уважением, соблюдать правила проживания в доме. Какие правила вы знаете?

-вытирай ноги, входя в дом;

- не бросай мусор на лестнице и на лестничной площадке;

- не играй дома в мяч, не кричи, не стучи по батареям, не включай звук телевизора или музыкального центра слишком громко.

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали какие права нарушаются в сказочной стране.

Но это не все не права детей, есть ещё много прав о которых не знает Чиполино.

 Давайте ему отправим волшебный цветок, лепестки у которого с символами прав детей.

 Сначала мы  соберём наш цветок  для Чиполино. (Дети собирают цветок на доске и обсуждают какие права обозначены символами на лепестках).

Воспитатель: Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу. Поэтому, каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей, узнав об этом мы с вами будем жить дружно и не нарушать прав и свобод своих друзей.

А на сегодня наше занятие окончено, давайте скажем нашим гостям до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с элементами эксперемента в подготовительной группе.

Дети помогают любимым героям сказки "Волшебник изумрудного города выйти из затруднений. Подбирают ткань для сердца Железного Дровасека, предлагают новое непромакаемое платье для Страшилы и очищают вод...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: « Берегите воду! Не губите природу!».

Предлагаю вам конспек непрерывной  образовательной деятельности в старшей группе. Данный конспек направлен на развитие познавательных способностей, на воспитание экологически привильного поведени...

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: «Волшебная страна Времени»

Методическая разработка конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: «Волшебная с...

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе на тему: "Путешествие на остров Знаний"

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементрных математических представлений) в подготовительной группе на тему: "Путеше...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ознакомлению с окружающим миром «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» с детьми старшей группе

Цель: формировать целостное восприятие окружающего мира посредством  познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи:Образовательные:Расширить знания детей о свойствах воздуха, воды и с...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и развитию речи в 1 группе раннего возраста «Кошка»

Данный конспект предназначен для детей 1 группы раннего возраста для ознакомления с окружающим и развития речи....

  Конспект   непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром  на тему: «9 мая - Великий день Победы» в подготовительной группе№6 ГБДОУ «Детский сад №62

: диалог (проводится по типу беседы воспитателя с детьми, обсуждения актуальной темы); Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое...