Откуда к нам хлеб пришел
план-конспект занятия по окружающему миру

Янгирова Рита Рамиловна

Конспект ОД 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_otkuda_k_nam_hleb_prishel.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Вид деятельности: познавательно - исследовательская.

Возрастная группа: старшая группа.

Тема: «Откуда к нам хлеб пришёл».

Цель: В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о хлебе.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий.


Развивающие: Развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми; Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.


Воспитательные: Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу; воспитывать желание делиться полученными знаниями и получать радость от процесса получения новой информации.

Словарная работа: активизация словаря: поле, земля, трактор, батон, булка, пирожок, урожай, свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, белый, сдобный, пышный, колос, комбайн, уборка, элеватор, мука.

обогащение словаря: озимые, хлебобулочные изделия, всходы.

Материалы и оборудование: хлебобулочные изделия, крошки хлеба, колосья ржи, пшеницы, мука (ржаная, пшеничная), разрезные картинки с изображением хлебобулочных изделий, чудо-дерево, электрическая кофемолка, пророщенные семена, снег, разнос, влажные салфетки, одноразовые тарелочки, машина, соленое тесто, мультимедийная презентация, лупы, карандаш, блокнот, карточки последовательности исследования.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?

Дети: Молочная каша, булка, чай.

Воспитатель: А вчера?

Дети: Омлет, булка с маслом, кофе.

Воспитатель: А что было на обед?

Дети: Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб.

Воспитатель: Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?
Дети: Хлеб.
Воспитатель: Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб.
Ребята, сегодня после завтрака я попросила дежурных собрать остатки хлеба, крошки вот в эту коробочку. Подскажите, что мне с ними сделать?

Дети: Можно отнести на кухню, покормить птиц на улице…

(Дети обращают внимание на чудо-дерево)

Воспитатель: Как у наших, у ворот, чудо-дерево растёт,

Не листочки на нём, не цветочки на нём,

А интересные задания и картинки на нём.

Вы все к дереву спешите, что на нем посмотрите.

(Дети подходят к чудо- дереву, рассматривают, предлагают снять конверты и посмотреть что в них).

Воспитатель: Ребята, что же лежит в конвертах? Как вы думаете, что нам нужно сделать?

(Дети предлагают собрать разрезные картинки и посмотреть, что получится).

- Назовите, что у вас изображено на картинках? (хлеб, батон, пирожки, рогалики…)

-Как всё это можно назвать одним словом? (Хлебобулочные изделия)

Воспитатель: Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл? Чтобы узнать, откуда хлеб пришел, мы проведем небольшое исследование. Потом наша задача подготовить сообщение или по научному – доклад. А для того, чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию по данной теме и обработать ее. Как это можно сделать, и какими способами?
Дети: Можно прочитать, спросить, посмотреть по телевизору, поискать в компьютере, узнать у кого-нибудь.
Воспитатель: Да, существует много способов сбора информации, их называют методами исследования. А как вы думаете, с какого метода начинают свои исследования ученые?
Дети: Наверное, с изучения специальной литературы.
Воспитатель: Этот метод тоже используется, но что нужно сделать вначале?
Дети: Мы должны подумать.
Воспитатель: Правильно, сначала мы должны подумать и вспомнить, что мы уже знаем о хлебе, а затем прочитать в литературе.
Воспитатель выставляет на наборное полотно карточку с символом, обозначающим действие – “подумать самостоятельно”, а затем – “посмотреть в книгах”.
Воспитатель: Где мы еще можем узнать о хлебе?
Дети: Еще мы можем узнать у родителей, взрослых, воспитателей.

Воспитатель: Верно!
Выставляется карточка “спросить у другого человека”.
Воспитатель: Информация собирается из разных источников, куда мы еще можем обратиться?
Дети: Мы можем спросить у человека, который знает все о хлебе.
Воспитатель: Такой человек называется агроном.
Выставляется карточка “связаться со специалистами”.
Воспитатель: Все ли методы мы использовали, все ли предусмотрели?
Дети: Еще можно посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.
На полотно выставляются карточки “посмотреть по телевизору”, “получить информацию у компьютера”.
Воспитатель: А еще мы забыли очень важный метод исследования – это наблюдение. Этот метод один из самых важных.
Выставляют карточку “понаблюдать”.
Воспитатель: Таким образом, какая у нас получается схема исследования?
Дети: (отвечают по получившейся схеме) подумать самостоятельно, посмотреть в книгах, понаблюдать, спросить у другого человека, связаться со специалистами, посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.
Сбор материала.
Воспитатель: Исследование довольно долгий процесс. И полученную в ходе исследования информацию довольно трудно запомнить. Что же нам делать?
Дети: Полученные сведения можно записать.
Воспитатель: Но мы еще не умеем писать, а что мы умеем делать очень хорошо?
Дети: Мы умеем рисовать.
Воспитатель: Правильно. И не важно, красивые будут рисунки или нет, важно быстро зафиксировать на них полученную информацию. Это могут быть символы, значки, схемы. Главное, чтобы вы вспомнили зарисованные сведения. И еще что-то все-таки можно запомнить.

Этапы исследовательской работы.
Подумать самостоятельно.
Воспитатель: Ребята подумайте и вспомните, что вы знаете о хлебе? Где мы покупаем хлеб?
Дети: Хлеб покупаем в магазине, а также булочки, батон, пирожки, баранки, сушки, плюшки…

Воспитатель: Ребята, сделайте свои зарисовки.

(дети делают зарисовки)

Воспитатель: Как же появился хлеб у людей? Я предлагаю узнать это из книги.
Посмотреть в книгах.
Воспитатель: У меня в руках “Энциклопедия для дошкольников”. Когда – то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Люди научились размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научились выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным, как сейчас.
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А, вы, знаете пословицы о хлебе?
Дети: 1. Хлеб – всему голова! 2. Без хлеба – нет обеда! 3. Будет хлеб – будет и песня. 4. Без хлеба не вкусно и не сытно. 5.Хлеб да вода – богатырская еда. 6. Худой обед, если хлеба нет!

Воспитатель: Делаем зарисовки, что узнали из книги.

(Дети делают зарисовки).

Воспитатель: Какой следующий этап исследования?
Связаться со специалистом.
Воспитатель: Свяжемся со специалистом – агрономом.

Агроном: Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю. Специальными машинами, сеялками. Сажать зерно нужно вовремя, во влажную, теплую землю. Отгадайте загадку, кто в этом помогает: “Какой конь землю пашет, а сена не ест?” (Трактор) Человека, работающего на тракторе, называют тракторист. С началом весны трактора готовят землю для посева зерна. Они землю пашут, боронуют, потом при помощи сеялки сеют зерно. Зерно прорастает, всходы растут, появляются колосья. Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.
Самолет над полем кружит
Следом вьюга вьет и кружит.
Летчик сверху всюду – всюду
Сыпет белый порошок.
Порошок этот от вредителей.

Агроном: Ребята, в какое время года сеют зерно?

Дети: Весной.
Агроном: А ещё когда?

Дети: Осенью.

Агроном: Как вы думаете, дети, зерно, которое лежит под снегом замерзает?

Рассматривание проросших семян

-Сейчас мы с вами посмотрим, что же происходит под снегом.

(На подносе под салфеткой снег. Ребенок лопаткой раскапывает снег, находит проросшие семена – всходы)

Агроном: Эту рожь называют озимой. Её сеют осенью. Зёрна успевают до холодов прорасти. Всю зиму они лежат под снежным одеялом. А как только наступит весна, рожь сразу начинает расти. Растет рожь до следующей осени, а потом хлеборобы соберут урожай. Отгадайте загадку, кто помогает в этом: “Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?”
Дети: Комбайн.
Воспитатель: Ребята, кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер.
Просмотр презентации «Этапы выращивания хлеба»

Воспитатель: Зафиксируйте информацию.

(Дети фиксируют новые данные).
Физкультминутка.
Дети изображают росток, а затем колосок.
Колоски золоченые
На ветру качаются
На ветру качаются
Низко наклоняются.
Воспитатель: Какой метод исследования мы не использовали?
Дети: Наблюдение.
Наблюдение.
За дверью слышится сигнал машины.

Воспитатель: Дети, что-то сигналит, пойдемте, посмотрим что же там? (Машина выезжает в группу)

Воспитатель: Что лежит в кузове грузовика? Машина привезла нам настоящие колосья.

Дети забирают колоски и проходят за столы.

Экспериментирование с колосьями

Воспитатель: Внимательно рассмотрите колосья пшеницы и ржи. Чем они отличаются?
Дети рассматривают и сравнивают колоски ржи и пшеницы, делают вывод:

Дети: Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Колос ржи колючий.

Воспитатель: В колоске не одно, а много зёрнышек. Давайте рассмотрим зерно пшеницы. Возьмите лупы и зерно.
Воспитатель: Внимательно посмотрите и скажите, какого оно цвета?
Воспитатель: Теперь определите, какой формы зерно?
Воспитатель: Накройте зерно другой ладонью. Какое оно на ощупь гладкое или колючее? Какое зерно по размеру?
Воспитатель: Давайте теперь, определим, оно твёрдое или мягкое?
Воспитатель: Скажите, ребята зерно по весу тяжёлое? Тяжело его было держать в ладошке?
Дети: Зерно пшеницы жёлтого цвета, форма его овальная. На ощупь зерно гладкое и твёрдое, а по весу лёгкое.

Воспитатель: Зафиксируйте информацию.

(Дети фиксируют новые данные).
Воспитатель: Ребята, эти зерна называются хлебные. Из пшеницы получают белую пшеничную муку, из ржи – ржаную темную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная?
(Дети исследуют муку, находят пшеничную и ржаную.)
Поэтому и хлеб получается белым и темным. Попробуем сами сделать муку из зерна. Для этого нужно размельчить зерно.

Демонстрация эксперимента воспитателем

Приглашаю детей подойти к столу,где лежат зёрна ржи, кофемолка

- Ребята, как вы думаете, с помощью кофемолки можно получить муку? (предположения детей). Сегодня мы с вами тоже попробуем получить муку у нас в группе. Засыпаем зерно (засыпают) в кофемолку и включаем кнопку. Зерно, с помощью ножей, которые находятся внутри кофемолки, перетирается и получается мука.

(Дети рассматривают муку, полученную с помощью кофемолки)

Воспитатель: Этот метод очень долгий, поэтому люди придумали большие мельницы. Давайте сделаем зарисовки, что еще вы узнали.

(Дети делают зарисовки.)
Воспитатель: Следующий метод исследования?
Дети: Спросить у другого человека.
Воспитатель: Давайте узнаем информацию у наших гостей.
Вопросы детей: Куда зерно поступает дальше?
Гости: Зерно везут на элеватор.
Вопросы детей: Что там с зерном делают?
Гости: Его там сушат, чтобы оно долго хранилось, просеивают от мусора, калибруют.
Вопросы детей: Что дальше происходит с зерном?
Гости: Затем его везут на мельницу, делают муку.
Воспитатель: Хоть и собрано зерно,
Да не хлеб еще оно.

А затем зерно везут на мельницу.

Здесь такое с ним твориться,
В оборот его берут,
В порошок его сотрут!
Воспитатель: Что это за порошок?
Дети: Мука.
Воспитатель: Человек, который работает на мельнице, называется мельник или мукомол.
Вопросы детей: Что делают с мукой?
Гости: Дальше муку везут в пекарню. Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто.
Воспитатель: Спасибо гости вам. Ребята, зарисуйте, то, что вы узнали.

(Дети делают зарисовки).

Воспитатель: У нас осталось еще два этапа, какие?
Дети: Посмотреть по телевизору и получить информацию у компьютера.
Воспитатель: Давайте посмотрим фотографии, как убирают хлеб с полей и видеоролик “На хлебозаводе”, как мука превращается в тесто, а потом в хлеб. Внимательно смотрите, потом зафиксируете информацию.

Дети смотрят видеоролик, после просмотра делают зарисовки в блокноте.

Практическая работа

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли пекарей и приготовить соленое тесто. Как вы думаете, что можно слепить из соленого теста?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Дети вместе с воспитателем замешивают тесто и лепят хлебобулочные изделия для сюжетно ролевой игры «Магазин».

Ребенок:
На большом хлебозаводе
Станет тестом та, мука,
Хлебу путь теперь недолгий,
Вот он в булочной на полке,
Вот уже к тебе на стол
Он пожаловал – пришел.
Воспитатель: С хлебозавода хлеб попадает в магазин, а затем к нам домой. Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями. Длинный путь хлеба от поля до нашего стола.
Воспитатель: Вот мы и закончили сбор информации. Сейчас несколько детей по желанию, глядя на свои записи, зарисовки сделают доклад.
2–3 ребенка по своим зарисовкам пробуют делать доклад. Затем воспитатель подводит итоги исследования, обобщая записи детей.
Игра "Цепочка".
Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)
В магазин, откуда попал? (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)
Из чего пекут хлеб? (Из муки.)
Из чего мука? (Из зерна.)
Откуда зерно? (Из колоса.)
Откуда колос? (Вырос в поле.)
Воспитатель: Наше исследование подходит к завершению. Ребята, посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб?
Дети: Пшеничный, ржаной, пышный, мягкий, душистый, аппетитный, хрустящий.
Воспитатель: Много людей работает, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, а одним словом – хлеборобы.
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
С огурцами ли, с картошкой,
Надо хлеб съедать до крошки.

Литература:

 1) О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом…» Т.Ц. Москва 2001.

2) И. М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва, Мозаика-Синтез, 2009 г.

3) С.В.Машкова, Г.Н.Суздалева , Л.А.Егорова, Я.К.Березняк, Т.А.Макаренко, Л.П.Магомедова «Познавательно- исследовательские занятия» изд. «Учитель» 2010

 4)Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для старшей группы на тему "Откуда к нам хлеб пришел"

Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.Активизировать речь детей....

Откуда к нам хлеб пришел?

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста про хлеб...

Конспект интегрированного занятия для старшей группы "Откуда к нам хлеб пришел?"

«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье»....

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Откуда к нам хлеб пришел?"

Материал будет полезен воспитателям и родителям.  Конспект содержит приложение с пословицами и загадками о хлебе....

Откуда к нам хлеб пришел

Данный материал воспитатели могут использовать в работе  с детьми старшего дошкольного возраста. Презентация доступна для понимания, дополнительный материал поможет выявить степень понимания деть...

Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы на тему: "Откуда к нам хлеб пришел".

Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы на тему: "Откуда к нам хлеб пришел"....