КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ О ЗИМУЮЩИХ И ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦАХ в подготовительной группе
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа)

Гришакина Юлия Фёдоровна

Цель: Закрепление и обобщение знаний детей о жизнедеятельности зимующих и перелетных птиц.

Задачи:

Обучающая. Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями.

Развивающая. Развивать способность анализировать внешний облик птиц, их поведение.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к птицам, любить их, беречь. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_viktoriny_o_ptitsah.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ О ЗИМУЮЩИХ И ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦАХ в подготовительной группе

Цель: Закрепление и обобщение знаний детей о жизнедеятельности зимующих и перелетных птиц.

Задачи:

Обучающая. Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями.

Развивающая. Развивать способность анализировать внешний облик птиц, их поведение.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к птицам, любить их, беречь. 

Словарная работа: зимующие, перелетные, стая, вожак, корм, клин. 

Предварительная работа: изучение характерных особенностей внешнего вида и жизнедеятельности птиц.

Демонстрационный материал: карточки с изображением зимующих и перелетных птиц; аудиозапись с голосами птиц.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на адрес нашего центра пришла телеграмма от мудрой совы, но она попала под дождь и ее немного размыло. Помогите мне ее прочитать. (Дети разгадывают ребус «Стертые буквы», на котором написана фраза: «Помогите птицам зимой»)

Воспитатель: Как вы думаете, почему сова прислала нам такую тревожную просьбу? (Дети отвечают)

(В группу влетает Мудрая сова)

Воспитатель: Здравствуй Мудрая сова. Мы получили твою телеграмму и обсуждаем почему ты просила помочь птицам зимой. Нужно решить много вопросов. 

Сова: Какие вопросы, вы все равно ничего не знаете. У вас только игры, забавы, драки на уме.

Воспитатель: Тише, тише Мудрая сова! Ребята скоро идут в школу и многое уже знают и смогут помочь, правда ребята? (Да)

Сова: Тогда я собираю птичий совет и решим, как птицам выжить зимой. Я предлагаю вам, разделится на две стаи. Одна перелетная, другая зимующая. Для этого на столе лежат перевернутые картинки, каждый ребенок должен подойти и взять одну. Рассмотрите изображение птицы и скажите как она называется и к какой группе она относится. (Дети называют птиц и делятся на две группы. Выбирают названия для свои команд).

Ваши ответы сегодня будут оценивать совет «Мудрой совы». (Представляет Совет — жюри, которое будет подводить итоги, одевают маски птиц). За правильный ответ «Совет Мудрой Совы» командам будет давать зерна и гусеницы. Зерна для зимующих птиц. Гусеницы для перелетных птиц.

Внимание, внимание начинаем наш совет.

1 задание. «Вопросы Мудрой Совы»

Команде «Зимующие птицы»

1.Как называется птичий дом? (гнездо)

2.Для чего птице хвост? (руль)

3.Как, по другому можно назвать перелетных птиц? (насекомоядные)

4.Какая птица живет у людей в часах? (кукушка)

5.Какая птица может выучить несколько слов? (ворона)

6.Назовите самую маленькую птицу, которая питается нектаром? (колибри)

7.Какие птицы прилетают последними? (ласточки-питаются насекомыми)

8.Какую птицу называют санитаром леса? (дятел)

9.Какая птица летает выше всех? (орел)

10.Какие птицы ночуют зарывшись в снегу? (тетерев, куропатка)

11.Почему птицы улетают в другие страны? (Перелетные птицы улетают в теплые края в поисках корм

Команде «Перелетные птицы»

1. Как называется дом для птиц сделанный человеком? (скворечник)

2.Какая птица выводит птенцов зимой? (клест-есть шишки)

3.Как по другому можем назвать зимующих птиц? ( зерноядные)

4.Какая птица может работать почтальоном? (голубь)

5. Какую птицу называют зимним яблоком? (снегирь)

6.Назовите самую большую птицу? (страус)

7.Какие птицы прилетают первыми? (грачи)

8.Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

9.Какие птицы не летают? (пингвин, курица, страус)

10.Какая птица ни разу шаг не сделала? (воробей)

11. 1. Чем питаются птицы, которые остаются на зиму? (Ягодами, семенами, жучками из под коры)

2 задание. «Кто лишний».

Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?

( скворец- лесная ,остальные птицы - домашние.)

Грач, ласточка, снегирь, скворец. Кто лишний?

(Снегирь- зимующая, остальные птицы перелётные.)

Цыплёнок, петух, грач, снегирь. (Цыплёнок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые большие.)

Сорока, скворец, курица, журавль; (курица – домашняя птица)

Ворона, синица, воробей, соловей; (соловей – перелетная птица)

Жаворонок, грач, синица, ласточка;(синица- зимующая)

Ворона, сова, воробей, голубь;(сова- лесная птица)

Глухарь, клёст, воробей, дятел; (воробей-городской житель)

Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай- декоративная птица);

Гусь, индюк, курица, ворона (ворона- все остальные домашние);

Журавль, аист, цапля, грач (грач – у всех остальных длинные ноги).

Утка, сорока, гусь, лебедь (сорока-все остальные водоплавающие)

3 задание. «Рассели птиц»

Детям раздаются картинки с птицами, нужно распределить их по месту обитания (работа со схемами).

Лес: кукушка, глухарь, тетерев, клест, дятел, сова.

Водоем: утка, лебедь, гуси, чайка

«Задание для капитанов»

Собрать пазл и рассказать о птице.

4 задание. «Чей голосок?»

Ворона, тетерев, соловей, дятел, филин, кукушка.

(Включаем прослушать аудиозапись с голосами птиц)

5 задание. «Закончи пословицу и объясни»

Грач на горе …..(весна на дворе)

Лучше синица в руках ….(чем журавль в небе)

У каждой птицы ….(своя песня)

Болтлива, как …. (сорока)

Слово не воробей, …..(вылетит не поймаешь)

Глухой, как ….. (тетерев)

А теперь отгадайте загадку:

Птица железная в небе летит,

След оставляя, шумит и гудит -

В дальние страны уносит людей...

Это не голубь и не воробей.

Физкультминутка.

Подвижная игра под видеозапись «Самолет».

6 задание. «Сказочные персонажи»

Птицы-источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы проверим, как вы помните сказки.

- Какие птицы унесли брата у сестрицы Аленушки? (Гуси-лебеди)

- Какая птица помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка)

- Птица, которая несла золотые яйца? (Курочка Ряба)

- Какие птицы несли на прутике лягушку-путешественницу? (Утки)

- В кого превратился «Гадкий утенок»? (В прекрасного лебедя)

-Какая птица помогла зайчику выгнать лису? (Петух)

-Назови имя вороны из передачи «Спокойной ночи малыши»(Каркуша)

-У кого лиса украла сыр в одной из басен Ивана Крылова?(у вороны)

-Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там? Кто там?» (галчонок)

-Какие птицы помогли Айболиту добраться до Африки? (орлы)

-Кто подавился бобовым зёрнышком? (петушок)

-Какая птица разорвала мешок зайцу в сказке «Мешок яблок»?(ворона)

7 задание. «Береги природу»

– Чем же полезны человеку птицы? (Уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)

– А наносит ли вред птицам человек, какой?

«Истории про птиц»

1 команде

Я хочу рассказать вам историю. Таня вместе с бабушкой, в начале зимы повесили во дворе кормушку. Каждый день Таня спускалась во двор и насыпала в кормушку корм. Наступили морозы, но Таня каждый день выходила к птицам. Однажды в один из морозных дней Таня забыла насыпать корм, когда на следующий день она вышла во двор с кормом -кормушка была пуста. Птицы не прилетели и на следующий день. Почему? (обсуждение ситуации с детьми)

2 команде

Жила была на свете девочка Маша. Однажды Маша гуляла по лесу и встретила волшебника. Волшебник сказал, что исполнить одно Машино желание. Я хочу, — сказала Маша, — чтобы из леса исчезли все комары, потому что они злые и надоедливые. Волшебник взмахнул палочкой, и комары исчезли. Как вы думаете, правильно ли поступила Маша? (обсуждение ситуации с детьми)

– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?

Не разорять гнезда.

Не ловить и не убивать.

Не трогать яйца и птенцов.

Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голод.

Делать кормушки.

Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.)

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Так давайте же беречь и охранять нашу природу и её обитателей.

«Правила обращения с птицами»

«Угадай птицу по написанию»

Воробей. -Серенькая, маленькая, подвижная птичка. - Эта птичка издаёт призывное " чив..., чив...", которое служит приглашением к обеду для всех окрестных собратьев.

- В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Ворона. 

- Эта птица крупная, у нее продолговатое туловище. Она ходит широкими шагами. Имеет крепкий клюв.

- Основной цвет оперения птицы черный.

- Ей нравится подбирать блестящие предметы.

Дятел.

- Эта птица имеет пестрое оперение.

- Эту птицу называют «лесным доктором».

- Верхняя часть тела черная, а низ белый. У самцов на затылке красное пятно. На крыльях белые пятна.

Снегирь.

- Эта перелетная птица появляется в нашем регионе в начале зимы в большом количестве.

- Нижняя часть тела самцов красная, спина - серая; верх головы, крылья и хвост блестяще-черный.

- Птица носит снежное название.

Сорока.

- Ловкая, суетливая птица.

- Голова, крылья, хвост - чёрные, на крыльях есть белые пятна. Хвост длинный, будто стрела.

- В народе про нее говорят, что она трещит.

Синица.

- Очень подвижная и ловкая птичка размером с воробья.

- Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желтая и брюшко желтое, а щеки и пятно на затылке белые.

- В зимний солнечный денек звонко поет: «Синь-синь-синь!»

Педагог: А теперь пока наш Мудрый Совет подводит итоги, чья команда набрала больше корма, давайте и мы с вами обобщим все, что мы сегодня вспомнили о зимующих и перелетных птицах. Каким птицам мы должны помогать зимой? Почему мы — люди, должны помогать птицам? Почему важно, чтобы птицы не погибли зимой? Как мы можем им помочь? Какой корм мы можем предложить птичкам?

Рефлексия: Ребята, кому показались сложными вопросы Мудрой совы?

После подведения итогов и награждения команд педагог читает детям стихотворение «Покормите птиц зимой!»

 Пусть со всех концов

 К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.

 Не богаты их корма.

 Горсть зерна нужна, Горсть одна, -

 И не страшна будет им зима.

 Сколько гибнет их - не счесть,

 Видеть тяжело.

 А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.

 Разве можно забывать:

 Улететь могли,

 А остались зимовать

 Заодно с людьми.

 Приучите птиц в мороз

 К своему окну,

 Чтоб без песен не пришлось

 Нам встречать весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект викторины по правилам ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ "Что? Где?Когда?" (подготовительная группа)

В форме круглого стола проводится викторина: команда детей и гостей детского сада. В ходе игры уточняются представления детей о специальных световых сигналах светофора. Углубляются знания детей о доро...

Конспект викторины по безопасности совместно с детьми и родителями подготовительной группы на тему: «Знатоки правил безопасности».

Пропагандировать среди родителей  основы безопасного поведения в быту, на дороге, изучение правил дорожного движения, правил пожарной безопасности. Привить чувство ответственности за ...

Конспект НОД "Волшебница зима" с применением методологии ТРИЗ в подготовительной группе

Конспект НОД "Волшебница зима" с применением технологии ТРИЗ в подготовительной группе...

Конспект викторины «Знайки» по обучению грамоте и развитию речи ( подготовительная группа № 7 «Сказка»)

Цель:• Доставить детям радость и удовольствие от игр.• Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.• Закрепить у детей знания полученные ранее.Задачи:Образовательные:Совершенст...

Конспект викторины "Знатоки птиц" в подготовительной группе

Конспект викторины "Знатоки птиц" в подготовительной группе...

Конспект викторины по ПДД " Правила движения достойны уважения"в подготовительной группе.

Конспект проведения викторины в подготовительной группе с использованием игровых ситуаций,дидоктических игр,ИКТ....

Конспект интегрированного занятия "Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать" (Подготовительная группа)

Конспект интегрированного занятия "Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать" (Подготовительная группа)...