Конспект занятия "Загадки природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Загадки природы» в подготовительной группе.
Цели: формирование экологически правильного поведения по отношению к природе, умение прогнозировать последствия действий человека, стремление сохранить окружающий мир.
Задачи:
Образовательные: Обобщить знания детей об экологической системе «Водоем»; взаимосвязи человека и природы, и необходимости соблюдений экологических норм и правил.
Воспитательная: Воспитывать любовь к природе и чувство ответственности человека за свои действия.
Развивающая: Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.
Ход занятия:
Воспитатель:
 - Ребята, сегодня мы нас ожидает необычное путешествие. Напомните мне, пожалуйста. Что необходимо взять в дорогу путешественнику, который не хочет заблудится?
Д/и «Что берем с собой в поход»
Ответы детей.
Итак, перед нами карта Калининградской области и нам для начала нужно вспомнить, что и какими цветами обозначается на карте. У меня в руках карточка зеленого цвета, давайте подумаем, что обозначать на карте участки зеленого цвета?
Ответы детей 
Хорошо, а теперь посмотрите, у меня карточка желтого цвета с мелкими коричневыми точками. Какие участки обозначаются такой окраской на карте? 
Ответы детей
Верно, пустыни. Есть на карте Калининградской области такие участки?
Ответы детей
Конечно, нет. А теперь, посмотрите на последнюю карточку голубого цвета и подскажите, что  может обозначатся на карте этим цветом?
Ответы детей.
Как называется река, протекающая по нашему городу? Как называется море, на берегу которого расположена Калининградская область? 
Хорошо, но мы видим на карточке какие-то красные знаки и название одного из водоемов. Что это за знаки, и что они обозначают, может быть кто-то из вас знает?
Ответы детей
Правильно, это английские буквы и обозначают они сигнал бедствия «SOS». «SOS» это международный сигнал бедствия. Такой сигнал могут подавать с помощью сигналов азбуки Морзе терпящие бедствие. Также он может обозначатся буквами.
Вот и нам предстоит помочь обитателям указанного водоема. Давайте сначала вспомним, кто  обитает в водоеме(жуки-плавунцы, головастики, рачки, мальки, взрослые рыбы , утки, лебеди) и что в нем и возле него растет ( водоросли, ряска, камыш, трава, кустарники и деревья на берегу).
Д/и «В пруду и на берегу»
Объекты и обитатели, перечисляемые детьми, условно отмечаются на схеме пруда и берегов на доске.
Давайте теперь посмотрим, что же случилось в нашем водоеме. Оказывается, недалеко от него расположен завод, по изготовлению пластика и в одной из труб, идущих к заводу, образовалась дыра и в почву и воду попали химикаты.
Посмотрите ребята, на схему нашего пруда, и давайте вместе подумаем, какие изменения в нем произошли.
Вместе с детьми находим отличия чистого пруда и загрязненного:
1. Химикаты попали в почву и водоросли пропитались ими.
2. Стали болеть рачки, жучки, мальки, и рыбы питающиеся ими.
3. Заболели взрослые хищные рыбы
4. Заболели утки и лебеди
5. Химикаты попав в почву и воду проникли через корни в траву и погубили ее, от этого стали исчезать насекомые
6. Пострадали кустарники и деревья, 
7. птицы лишились ягод, насекомых и стали покидать берег.
Для наглядности, силуэты пострадавших растений и обитателей на доске обводятся темным цветом.
Посмотрите, сколько бед принесла утечка химикатов из трубы. Давайте подумаем ребята, как мы можем помочь восстановить водоем?
Предложения детей
Совместно решаем, что нужно сначала отремонтировать трубу, затем очистить воду, с помощью фильтров химичесткой очистки, заселить пруд мальками рыб, удалить погибшие растения засеять траву и посадить на берегу новые, с добавлением чистой земли. Все эти меры приведут к тому, что водоем и его берега заселятся новыми здоровыми обитателями. 
Давайте теперь немного отдохнем и разомнемся: 
 
Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте.)
Да! (Хлопки в ладоши.)
И поэтому все встали.
(Руки вверх -потянулись.)
Дружно вытянули шеи
(Наклоны вперед.)
И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш».
(Повороты туловища влево - вправо.)
Пошипели, помолчали
И, как зайцы, поскакали.
(Прыжки на месте.)
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
(Ходьба на месте.)
 
И давайте теперь посмотрим какие отношения будут складываться, между новыми обитателями водоема и его берегов. Могут ли, например, птицы, помочь сохранить растения на берегу здоровыми? (да, они уничтожают вредителей) Такие отношения, когда два участника сосуществуют вместе, и приносят друг другу пользу в природе называют симбиоз. Например, деревья дают птицам дом и еду, а птицы защищают их от вредителей, переносят семена. В таких же отношениях находятся пчелы и цветы.
А вот, например, как будет вести себя в водоеме щука по отношению к малькам других рыб?
Ответы детей.
Правильно, она съедает их, проявляет себя как хищник, для которого мальки – это добыча.  Такие отношения «хищник -жертва» встречаются довольно часто. Например, стрекоза ловит других насекомых, а ее личинка питается мальками. Птицы поедают жуков, а пауки ловят в свои сети добычу.
Придумываем с детьми примеры отношений «хищник жертва»
А знаете ли вы, что птицы иногда прилетают на муравейник, но не для того, чтобы склевать муравьев, а для того, чтобы принять «душ» из муравьиной кислоты?
Как вы думаете. Зачем им это нужно? Ведь искупаться они могут и в луже. Почему им необходима именно муравьиная кислота?
Ответы детей.
Таким образом птицы избавляются от мелких клещиков, которые селятся на их коже под перьями и мешают им. Клещи – паразиты и для животных ,и для человека. Они питаются кровью, не съедая свою жертву целиком. Между вороной и клещиками возникают отношения «хозяин – паразит». Такие же отношения возникают между кошкой и блохой, человеком и клопами. Даже между деревом и древесным грибом. 
Вместе с детьми придумываем еще примеры отношений «хозяин -паразит».
Подводятся итоги занятия, делаем выводы о сложности и разнообразии взаимосвязей в природе. О том, как легко человек может нарушить равновесие и гармонию в природе и вызвать экологические катастрофы разного масштаба. 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sos.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Загадки природы» в подготовительной группе.

Цели: формирование экологически правильного поведения по отношению к природе, умение прогнозировать последствия действий человека, стремление сохранить окружающий мир.

Задачи:

Образовательные: Обобщить знания детей об экологической системе «Водоем»; взаимосвязи человека и природы, и необходимости соблюдений экологических норм и правил.

Воспитательная: Воспитывать любовь к природе и чувство ответственности человека за свои действия.

Развивающая: Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Ход занятия:

Воспитатель:

 - Ребята, сегодня мы нас ожидает необычное путешествие. Напомните мне, пожалуйста. Что необходимо взять в дорогу путешественнику, который не хочет заблудится?

Д/и «Что берем с собой в поход»

Ответы детей.

Итак, перед нами карта Калининградской области и нам для начала нужно вспомнить, что и какими цветами обозначается на карте. У меня в руках карточка зеленого цвета, давайте подумаем, что обозначать на карте участки зеленого цвета?

Ответы детей

Хорошо, а теперь посмотрите, у меня карточка желтого цвета с мелкими коричневыми точками. Какие участки обозначаются такой окраской на карте?

Ответы детей

Верно, пустыни. Есть на карте Калининградской области такие участки?

Ответы детей

Конечно, нет. А теперь, посмотрите на последнюю карточку голубого цвета и подскажите, что  может обозначатся на карте этим цветом?

Ответы детей.

Как называется река, протекающая по нашему городу? Как называется море, на берегу которого расположена Калининградская область?

Хорошо, но мы видим на карточке какие-то красные знаки и название одного из водоемов. Что это за знаки, и что они обозначают, может быть кто-то из вас знает?

Ответы детей

Правильно, это английские буквы и обозначают они сигнал бедствия «SOS». «SOS» это международный сигнал бедствия. Такой сигнал могут подавать с помощью сигналов азбуки Морзе терпящие бедствие. Также он может обозначатся буквами.

Вот и нам предстоит помочь обитателям указанного водоема. Давайте сначала вспомним, кто  обитает в водоеме(жуки-плавунцы, головастики, рачки, мальки, взрослые рыбы , утки, лебеди) и что в нем и возле него растет ( водоросли, ряска, камыш, трава, кустарники и деревья на берегу).

Д/и «В пруду и на берегу»

Объекты и обитатели, перечисляемые детьми, условно отмечаются на схеме пруда и берегов на доске.

Давайте теперь посмотрим, что же случилось в нашем водоеме. Оказывается, недалеко от него расположен завод, по изготовлению пластика и в одной из труб, идущих к заводу, образовалась дыра и в почву и воду попали химикаты.

Посмотрите ребята, на схему нашего пруда, и давайте вместе подумаем, какие изменения в нем произошли.

Вместе с детьми находим отличия чистого пруда и загрязненного:

  1. Химикаты попали в почву и водоросли пропитались ими.
  2. Стали болеть рачки, жучки, мальки, и рыбы питающиеся ими.
  3. Заболели взрослые хищные рыбы
  4. Заболели утки и лебеди
  5. Химикаты попав в почву и воду проникли через корни в траву и погубили ее, от этого стали исчезать насекомые
  6. Пострадали кустарники и деревья,
  7. птицы лишились ягод, насекомых и стали покидать берег.

Для наглядности, силуэты пострадавших растений и обитателей на доске обводятся темным цветом.

Посмотрите, сколько бед принесла утечка химикатов из трубы. Давайте подумаем ребята, как мы можем помочь восстановить водоем?

Предложения детей

Совместно решаем, что нужно сначала отремонтировать трубу, затем очистить воду, с помощью фильтров химичесткой очистки, заселить пруд мальками рыб, удалить погибшие растения засеять траву и посадить на берегу новые, с добавлением чистой земли. Все эти меры приведут к тому, что водоем и его берега заселятся новыми здоровыми обитателями.

Давайте теперь немного отдохнем и разомнемся:

Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте.)

Да! (Хлопки в ладоши.)

И поэтому все встали.

(Руки вверх -потянулись.)

Дружно вытянули шеи

(Наклоны вперед.)

И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш».

(Повороты туловища влево - вправо.)

Пошипели, помолчали

И, как зайцы, поскакали.

(Прыжки на месте.)

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

(Ходьба на месте.)

И давайте теперь посмотрим какие отношения будут складываться, между новыми обитателями водоема и его берегов. Могут ли, например, птицы, помочь сохранить растения на берегу здоровыми? (да, они уничтожают вредителей) Такие отношения, когда два участника сосуществуют вместе, и приносят друг другу пользу в природе называют симбиоз. Например, деревья дают птицам дом и еду, а птицы защищают их от вредителей, переносят семена. В таких же отношениях находятся пчелы и цветы.

А вот, например, как будет вести себя в водоеме щука по отношению к малькам других рыб?

Ответы детей.

Правильно, она съедает их, проявляет себя как хищник, для которого мальки – это добыча.  Такие отношения «хищник -жертва» встречаются довольно часто. Например, стрекоза ловит других насекомых, а ее личинка питается мальками. Птицы поедают жуков, а пауки ловят в свои сети добычу.

Придумываем с детьми примеры отношений «хищник жертва»

А знаете ли вы, что птицы иногда прилетают на муравейник, но не для того, чтобы склевать муравьев, а для того, чтобы принять «душ» из муравьиной кислоты?

Как вы думаете. Зачем им это нужно? Ведь искупаться они могут и в луже. Почему им необходима именно муравьиная кислота?

Ответы детей.

Таким образом птицы избавляются от мелких клещиков, которые селятся на их коже под перьями и мешают им. Клещи – паразиты и для животных ,и для человека. Они питаются кровью, не съедая свою жертву целиком. Между вороной и клещиками возникают отношения «хозяин – паразит». Такие же отношения возникают между кошкой и блохой, человеком и клопами. Даже между деревом и древесным грибом.

Вместе с детьми придумываем еще примеры отношений «хозяин -паразит».

Подводятся итоги занятия, делаем выводы о сложности и разнообразии взаимосвязей в природе. О том, как легко человек может нарушить равновесие и гармонию в природе и вызвать экологические катастрофы разного масштаба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГБОУ детский сад № 994 (1971) «Образовательная область» Конспект занятия «Природа» с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе №2 «Солнышко».

Программное содержание.1. Задачи на развитие познавательных способностей: обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)...

ГБОУ детский сад № 994 (1971) «Образовательная область» Конспект занятия «Природа» с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе №2 «Солнышко».

Программное содержание.1. Задачи на развитие познавательных способностей: обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)...

Конспект НОД "Природы жалобная книга" для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Природы жалобная книга"для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Природа и человек. Лето" для старшей группы

Тематическое занятие, проводимое для детей старшего возраста в летний период....

Конспект занятия " Природая стихия - огонь"

Конспект занятия " Природнаян стихия - огонь"...

Конспект занятия "Природа родного края"

Конспект разработан для подготовительной группы....