Экспериментирование и опытническая деятельность в детском саду
проект по окружающему миру (старшая группа)

Экспериментирование и опытническая деятельность в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lazareva_s.v.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

 «Экспериментирование и опытническая деятельность в детском саду»

В современном мире умение человека мыслить креативно, находить самостоятельно пути  решения проблемы, очень важно, так как это позволяет развиваться, двигаться вперед.

 Актуальность выбранной темы обусловлена следующим:

  • Познавательно-исследовательская деятельность – это один из ведущих видов детской деятельности, т.к. дети по природе – исследователи.
  • В целевых ориентирах ФГОС ДО указано, что одними из важнейших достижений воспитанников являются развитие любознательности, познавательной активности, формирование у них осознанной картины мира
  • В старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются мыслительные процессы (память, речь, мышление), образование детей ориентируется на зону ближайшего развития
  • Многие родители воспитанников недооценивают важность организации познавательно-исследовательской деятельности детей (сопротивляются детским идеям либо немедленно удовлетворяют желания ребенка), что ограничивает процесс поиска и самостоятельного открытия ребенком мира, у дошкольников возникают трудности в использовании разнообразных средств познания окружающего мира.

 

 В процессе совместной элементарной исследовательской деятельности ребенок получает возможность найти ответы на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет, если? Благодаря опытам и экспериментам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают чувство удовлетворения от своей работы.

 Реализация технологии исследовательской деятельности воспитанников в экологическом воспитании направлена на решение следующих целей и задач:

Цель работысоздание условий для развития познавательной активности и исследовательских умений детей

Задачи:

  • Формировать систему знаний об окружающей действительности
  • Закреплять и уточнять представления о свойствах веществ, явлениях окружающего мира
  • Совершенствовать действия экспериментального характера, направленные на выявление скрытых свойств объектов
  • Формировать потребность самостоятельно получать информацию о природе, о существующих связях и зависимостях

 Основополагающими принципами организации элементарной исследовательский деятельности являются следующие:

  • ориентир на зону ближайшего развития ребенка, подведения дошкольника к самостоятельному раскрытию истины;
  • обеспечение овладения детьми способами действий по исследованию окружающего пространства 
  • соблюдение поэтапности в организации исследовательской деятельности воспитанников по степени увеличения их самостоятельности в познании окружающего мира.
  • поддержка инициативы, самостоятельности и активности воспитанников в получении новых представлений, исследовании окружающего пространства (избегать отрицательной оценки детских идей, использования директивных приемов, проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения; использовать предвосхищающую оценку, повышая веру ребенка в свои силы)

 Для успешной реализации работы по исследовательской деятельности важно создание вариативной творческой предметно-пространственной среды, включающей производственные и авторские пособия, оборудование, активизирующие исследовательское поведение детей дошкольного возраста

В группе создан уголок экспериментирования, где собрано разнообразное оборудование для организации совместной и самостоятельной исследовательской деятельности.

Содержание работы по исследовательской деятельности реализуется в трех блоках: НОД, совместная деятельность ребенка со взрослым и со сверстниками,  самостоятельная свободная деятельность детей

В развитии исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста большое значение придается играм-экспериментированию и элементарной опытнической деятельности, т.к. в них дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого предмета, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.  В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Отличаясь по содержанию, опыты и эксперименты имеют единую структуру:

1. Постановка проблемы

2. Поиск путей решения проблемы

3. Проведение наблюдения

4. Обсуждение итогов, формулировка выводов

5. Фиксация результатов

Опытническая деятельность проходит как фронтально, так и индивидуально. В течение года мы проводим опыты с воздухом, которые показали детям, что он невидим, но присутствует везде, что даже растения дышат. Опыты: «Дыхание листа», «Воздух-невидимка», «Волны»

Опыты с водой показали детям то, что вода прозрачная, безвкусная, принимает форму того предмета, в котором она находится. Опыты: «Что мы видим через воду», «Какую форму может принять вода», «Таяние снега», «Цветные льдинки», «Как растение пьет»

 В опытах и экспериментах с песком дети пришли к выводу, что песок состоит из песчинок, он сыпучий и рыхлый, что строить можно только из мокрого песка, а сухие песчинки легко сдуваются Опыты: «Лепим из мокрого и сухого песка», «Рассмотри песчинки», «Песок и ветер»

Наибольший интерес и восторг вызывают у детей опыты и эксперименты со статическим электричеством, со свойствами магнитной силы. Опыты «Волшебные цепочки», «Полюса магнита», «Ловим электричество»

 Реализация работы по исследовательской деятельности осуществляется в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников: организована стендовая информация «Домашняя лаборатория», проведен мастер-класс «Волшебные превращения бумаги», проведен совместный исследовательско-творческий проект «Капелька» (дома  родители проводили с детьми опыты с водой), памятки для родителей «Помощь юным исследователям»

Перспективами дальнейшего развития опыта считаю разработку авторских игр и пособий, пополнение картотеки опытов и экспериментов, изготовление лэпбука «Метеостанция», «Вода».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Опытническая деятельность в детском саду».

В данной статье рассмотрены опыты со снегом и льдом....

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней логопедической группе детского сада. Тема: «Великие открытия, перевернувшие мир».

quot;Знакомые незнакомцы" Об удивительных свойствах всеми любимых макарон, дети узнают в ходе веселых экспериментов и опытов...

«Отчёт о проделанной работе по теме: Опытно-экспериментированная деятельность в детском саду »

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из г...

«Из чего сделали ложку?», познавательная деятельность (экспериментирование) во второй младшей группе детского сада.

«Из чего сделали ложку?», познавательная деятельность (экспериментирование) во второй младшей группе детского сада...

конспект образовательной деятельности по экспериментированию во второй младшей группе детского сада "Лед-вода"

в проведении данной образовательной деятельности для детей 3 лет хотела дать детям основные знания о состояниях воды в природе. при проведении экспериментов дети выясняют что вода бывает в твердом вид...