Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие на север" участие в профессиональном конкурсе "Учитель года"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Алена Владимировна Левшанкова

Цель: Знакомство детей с природной зоной «север».

Задачи:

  1. Закреплять полученные знания о природной зоне «север»;
  2. Знакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры;
  3. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;
  4. Обогащать словарный запас за счет слов «чум, нарты, унты, парка, малица»;
  5. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sever.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим для конкурса педагогического мастерства «Учитель года»

Тема: «Путешествие на север» подготовительная группа.

Цель: Знакомство детей с природной зоной «север».

Задачи:

  1. Закреплять полученные знания о природной зоне «север»;
  2. Знакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры;
  3. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;
  4. Обогащать словарный запас за счет слов «чум, нарты, унты, парка, малица»;
  5. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

В: Ребята, посмотрите сколько гостей к нам сегодня пришло. Что нужно делать когда приходят гости? Как можно поздороваться? Давайте поздороваемся. (здороваются)

А сейчас поприветствуем друг друга. Давайте встанем в круг.

«Что за чудо-чудеса:

Вот тебе моя рука,

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая!

Скажем вам, не тая

Это все мой друзья».

 Сюрпризный момент: Ребята посмотрите, что это такое (на столе стоит емкость со льдом накрытая тканью). Интересно, что это может быть? (предположения детей). Потрогаем, какой? (от. холодный), постучим (твердый), а давайте понюхаем (не пахнет). Так, что это? Не имеет запаха, твердый, холодный? (от). И правда-это лёд.

Ребят, а вы знаете где круглый год холодно и почти всегда зима? (от) А хотите сегодня отправиться в путешествие на север?

  • На чем можно путешествовать? (от.)
  • А какой самый быстрый транспорт? (самолет)
  • Правильно, на нем и отправимся в путешествие.
  •  А где нам его взять? Из чего сделать? (из модулей) Строим.
  • Наш самолет готов, а кто же им будет управлять? (пилот). Тогда необходимо выбрать пилота, как будем выбирать? (Предположения), (выбираем).

Пилот: Пристегните ремни, приятного полета.

 (ФУТАЖ ВЗЛЕТ САМОЛЕТА).

Мы прибыли в конечный пункт. Север.

(СЛ №1) Изображения тундры.

В: Ребята, а мы с вами точно оказались на севере. А как вы узнали? (тундра-снежная равнина). Ребята скажите, что вы уже знаете о тундре? Какая там погода? А почему на севере холодно? А там есть растения? Какие? (на столе разложены картинки с изображением растений)

 Д/и «Что растет на севере». Давайте посмотрим все ли растения мы вспомнили. Ой ребята, все картинки перемешались! помогите найти картинки на которых изображены растения севера и прикрепите их на плакат. (дети выбирают, прикрепляют, отвечают). Давайте проверим. (открываю презентацию растения севера СЛ №2). Молодцы!

 А каких животных севера вы знаете? Давайте их вспомним (презентация животные севера СЛ№3) Ребята, а кого здесь нет? (бел медведя) СЛ№4 (Белый медведь) Ребята как вы думаете чем питается белый медведь? Где он добывает пищу? (ответ). Что происходит с водой на морозе? А почему же он не замерзает когда выходит из воды мокрый? (предположения).  А давайте проверим.

Опыт «Почему мех у медведя не промокает?» Где же нам взять воду? А вон виднеется прорубь. Пойдемте к ней. (коробка с прорезью обтянутая белой тканью, в ней стоит таз с водой)

Мат-л: 2 кусочка меха, вода, жир.

Один из кусочков меха предварительно смазан жиром. В емкость с водой опустить кусочки меха. Не смазанный жиром кусочек меха намок, а со смазанного кусочка меха вода легко стряхнулась и он остался сухим. Ребята, как вы думаете почему один кусочек меха намок, а другой нет? (предпол.) Этот кусочек намазан жиром и именно поэтому он и не намок. Давайте на себе проверим так ли это. Опустите тыльную сторону ладони в воду, посмотрите, что с ней стало? (намокла) Вытрите руки, смажьте их кремом, снова опустите ладонь в воду, посмотрите что произошло? На смазанной руке вода собирается капельками и легко стряхивается.  Вот и у белого медведя шкура покрыта жировой пленкой и когда он выйдя на льдину встряхивается, то от него в разные стороны летят брызги воды и он снова сухой, ему не холодно.

Ребята посмотрите, кто это нас здесь ждет? (кукла в национальном костюме)

Это девочка живет в тундре, зовут ее Аяна. Разные народы здороваются по-разному. Например, северные народы здороваются носиками. Как вы думаете, почему? (т.к. на севере очень холодно и часто рукавички снимать не будешь). Давайте поздороваемся как жители севера, носиками, вот и поздоровались.

Жители севера это очень выносливый народ.

Ребята, а вы знаете какие основные занятия у жителей севера? СЛ№5

Основное занятие жителей севера- оленеводство, рыболовство, охота. Как вы думаете, чем могут питаться люди севера? (Они вялят и сушат рыбу, летом собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку.) Как вы думаете на чем передвигаются северные жители? Олени служат им транспортом во все времена года. На чем переезжают оленеводы? Отгадайте загадку. «Олень от них убегает, а они не отстают.» Что это? (сани) (СЛ№6) А как называются северные сани вы знаете? Северные сани называются «нарты» (СЛ№7) Нарты бывают грузовые и легковые. А одежда северных людей отличается от нашей? СЛ№8 Какая она у них если там холодно? Да одежда и обувь у них теплая и свободная, сшитая из оленьего меха. Мужская одежда называется МАЛИЦА-это сплошная шуба с капюшоном из оленьего меха. Женская одежда называется ПАРКА у нее нет капюшона. Обувь у народов севера называется УНТЫ или ПИМЫ.

 Ой, что то становится холодно.

Ребята, Аяна приглашает нас к себе в гости погреться, пойдем?  

Только её дом далеко и нам придется идти по снегу.

Скажите на чем мы сможем передвигаться по снегу? (от.) Конечно, по снегу удобней передвигаться на лыжах. Надеваем лыжи, Все надели идем? Посмотрите кругом много снега. Что-то снег становится глубже, надо выше поднимать ноги. Идем быстрей. Ветер надул большие сугробы, надо поднимать ноги еще выше.

В: Ребята, Аяна почему то плачет, что же случилось? Аяна говорит, что не видит своего дома, наверно его замело во время пурги, где же она будет жить. Давайте поможем Аяне и построим для нее дом, вы знаете как он называется? (чум) Но для начала давайте познакомимся с этим жилищем. (СЛ№10) 

Чум- это жилище кочевников народов Севера, занимающихся оленеводством. Олени передвигаются с места на место в поисках корма. И оленеводам приходится кочевать- ходить за стадом. И поэтому придумали такое жилище, чтобы можно было его быстро собрать и разобрать. Ребята скажите какой формы чум? Как вы думаете почему именно такой формы? Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума. (СЛ№11) А из чего они строят свой чум? Чтобы построить чум, люди берут длинные, деревянные жерди, связывают их с одной стороны, разводят в разные стороны с другой, сверху укрывают полотном. Зимой укрывают оленьими шкурами, а летом мешковиной, корой или берестой. Вот и готов чум.

В: Итак, как называется дом у северных людей? (от) Ребята, как вы думаете это легко построить чум. Как вы думаете мы справимся? Хорошо. Что нужно для начала взять? (палки)А они есть в группе? Несите скорей сюда. Ребята посмотрите, ваши палочки чем то отличаются? (красные и зеленые) Ребята мы с вами разделимся на две команды и построим два чума. Один для Аяны другой для ее родственников. У кого палочки отмечены красным цветом будут строить чум на большом ковре, у кого зеленым на маленьком. (Дети подбирают материал в группе для строительства чума). Что нужно с палочками сделать?

 Конструктивная деятельность: «Построим чум»

Детям нужно собрать палки в пучок и в верху закрепить резинкой, поставить на пол и развести палки в разные стороны. Сверху укрыть тканью.) Чум готов.

Ребята пока мы с вами строили чум наступила ночь. Посмотрите, что появилось на небе (Северное сияние СЛ№11). А хотите сделать северное сияние? Как мы можем его сделать? (…..). А давайте мы его сделаем новым способом в тарелке из конфет и воды.

Опыт: «Северное сияние в тарелке».

В тарелку выкладывается М&М, наливается вода. Наблюдаем. Глазурь смывается.

В: Ну, что ребята наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в группу. Давайте скажем Аяне до свидания. Пойдемте к нашему самолету. Прошу всех на борт.

Пилот: Пристегните ремни, приятного полета.

Ну что ребята, вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами побывали? Чем занимаются люди на севере? Чем они питаются? На чем люди передвигаются по тундре? А как называются северные сани? Какая   одежда у северных людей? Как она называется? Как называется дом в котором они живут. Что больше всего вам запомнилось и понравилось в нашем путешествии? А были ли трудности в чем ни будь? В: Наш самолет прилетел в конечный пункт. Просьба покинуть борт самолета. Всем спасибо!

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).

На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в подготовительной к школе группе, тема «Из чего делают бумагу»

Познакомить детей с производством бумаги. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью....

План конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим с элементами конструирования в первой младшей группе детского сада

Конспект интегрированного  занятия включает в себя:комментарий хода занятияметоды и приёмыразвитие ключевых начальных компетентностей детей младшего дошкольного возраста....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи "Елочка елка лесной аромат".

На занятии дети учатся отгадывать загадки, знакомятся с хвойными деревьями: елью, сосной и кедром. Учатся составлять рассказ по схеме. Играют в малоподвижную игру "Были бы у елочки ножки" и пальчикову...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию во 2 младшей группе

Занятие с применением нетрадиционных способов рисования (рисование пальчиками),  и ИКТ технологий....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию в средней группе, «Ежи».

Расширять знания детей о ежах. Обогащать словарь детей. Учить рисовать животных с помощью тычка....