Конспект занятия учителя-дефектолога по развитию речи на основе ознакомления с окружающим по теме "Путешествие в воздушную лабораторию"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Сигарева Светлана Владимировна

Конспект занятия учителя-дефектолога по развитию речи на основе ознакомления с окружающим по теме "Путешествие в воздушную лабораторию" в рамках проекта "Дни науки в ДОУ".

Цель:

-формирование представлений детей о воздухе и его свойствах;

-формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей на основе экспериментирования

Задачи: 
- Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
-Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
-Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
-Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
-Активизировать речевую деятельность детей, развивать фонематическое восприятие
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия учителя-дефектолога Сигаревой С.В.

 в подготовительной группе по окружающему миру

в  рамках проекта «Дни науки в детском саду» («Путешествие в воздушную лабораторию»).

Цель:

  • формирование представлений детей о воздухе и его свойствах;
  • формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи

  • Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  • Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
  • Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
  • Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
  • Активизировать речевую деятельность детей, развивать фонематическое восприятие.

Оборудование

Одноразовые халаты и шапочки (7 шт) набор карточек с буквами, карточки-символы, картины «город» и «деревня в лесу»,

стаканы, салфетки, емкость с водой 1 шт, мандарины 7 шт, полиэтиленовые пакеты биоразлагаемые, зубочистки 7 шт,

Ход занятия:

Учитель-дефектолог

Дети (примерные ответы)

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся!

Здравствуйте!

Дети выбирают из лежащих на столе карточек по одной. Далее П(педагог) показывает на детей по очереди

Вода – назовите первый звук – 

«в»

После каждого верно угаданного звука П даёт детям магнит с изображением буквы, который ребёнок крепит на доску

Картинка «солнце» - назовите 2 звук – 

«о»

Картинка «пазлы» – назовите 3 звук – 

«з»

«ведро» – назовите 3 звук – 

«д»

«гусь» – назовите гласный звук – 

«у»

«хомяк» – назовите первый звук –

«х»

-какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «воздух». Правильно, молодцы, слово «воздух».

Итак, сегодня  мы поговорим с вами о воздухе.

скажите, пожалуйста, а что такое воздух

(воздух, это то чем мы дышим)

-а где есть воздух

(везде)

-а кто дышит воздухом

(люди, птицы, животные, насекомые, растения).

-а можно жить без воздуха

(ответы детей) Не больше 3минут

-почему? 

(ответы детей)

Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте превратим наш кабинет в лабораторию и приступим к исследованиям. Для этого, вы, как настоящие лаборанты наденете защитные халаты и шапочки.

Дети надевают халаты и шапочки, П выставляет оборудование для опытов

Дети, в лаборатории нужно соблюдать определённые правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно и внимательно.

1 опыт со стаканом

Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? 

 Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. 

Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной ёмкость с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? 

нет, он пустой.

ответы детей.

дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая.

-намокла ли салфетка? 

-что же помешало воде её намочить? 

-а что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан

Вывод: воздух заполняет всё пространство/ воздух везде

нет, не намокла

воздух в стакане

пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет.

карточка-символ №1 крепится на доску

1воздух везде.jpg

Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики:

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий!

Раз – подбросим.  Два – поймаем.

Три – уроним. И …сломаем.

2. Кто из вас, ребята, видит воздух?

Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.

-как можно его обнаружить

-а я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?

Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами?

Что в них находится? 

какой он? Вы его видите? 

Давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?

Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – почувствовать!

Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.

Выводвоздух прозрачный, бесцветный;

 увидеть НЕЛЬЗЯ, но

воздух можно почувствовать кожей. 

 

(ответы)

(воздух) 

(нет).

ответы

почувствовать!

карточки-символы№2, №3

2 нельзя увидеть_images.jpg3 почувствовать.jpg

3. Воздух можно не только почувствовать, но и услышать.

Как это возможно?

 Где мы можем услышать воздух(ветер, насос, и т. д.)

возьмите в руки резиновые игрушки. Сжимайте и разжимайте их

Вы слышите звук?

Что это, как вы думаете?

Правильно, это воздух, который выходит через узкое отверстие при сжатии игрушки (при выдавливании его)

-а теперь попробуйте зажать пальцем отверстие.

Что происходит?

(звук не слышно, игрушка не расжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).

мы еще раз убедились, что воздух везде, он наполняет все кругом, все предметы, отверстия и щели.

Выводвоздух можно услышатьвоздух не имеет своей формы, но  он заполняет собой другие предметы. 

да

это воздух

ответы

(карточка-символ № 4)

4 можно услышать.jpg

4. Продолжим исследования. Ребята, нальем в банку воды и закроем крышкой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? 

(нет) 

а где находится слой воды? 

(в нижней половине банки).

А где слой воздуха? .

 А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. 

Воздух легче воды.

-убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоят

(в верхней половине банки)

ёмкости с водой, рядом лежит мандарин. Мандарин опускаем в воду. Проверяем что происходит.

-что происходит?

Мандарин не тонет

Правильно, мандарин держится на поверхности воды. А теперь ,дети, Достаём и очищаем мандарин от кожуры и снова опускаем в воду.

Что происходит теперь?

Мандарин утонул

Правильно, мандарин опустился на дно ёмкости.

Так в чём же секрет?

Правильно, дети! Мы сняли кожуру, как будто сняли спасательный круг с мандарина. А секрет в кожуре, дело в том, что в ней содержатся частички воздуха. А поскольку, мы уже знаем, что воздух легче воды, мандарин в кожуре не тонет, а без неё опускается на дно.

выводвоздух легче воды.

Ответы детей

Карточка- символ №5

5 воздух легче воды.jpg

Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду. Воздух помогаем нам в быту.

Какие бытовые приборы в своей работе задействуют воздух?

Верно, их очень много.

А сейчас ещё один эксперимент:

Попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите!

Легко?

Почему вы убрали руку и открыли рот?

Чего вам не хватило?

Как вы себя чувствовали?

А как правильно нужно дышать?

-при правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений (пыли) и поступает в легкие.

Как вы думаете какой воздух полезен для здоровья человека?

Только чистый воздух полезен для здоровья.

Фен, насос, пылесос, вентилятор.

****************

*************

**********

Ответы детей

Чистый

Карточка-символ№6

6 чистый воздух полезен для здоровья.jpg

За чистотой воздуха на земле следят ученые – экологи. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится

Здоровье человека зависит и от того как мы дышим (вдох через нос, и от того, чем мы дышим.

Предлагаю вам рассмотреть две  картинки.

 

(ответы) 

(изображение мегаполиса и деревни в лесу).

деревня в лесу.jpgнаш город.jpg

Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?

Ответы детей

Как вы думаете, где воздух чище?

Что в нашей жизни загрязняет воздух

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)

что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? на заводах и фабриках?

ставят специальные фильтры для очистки воздуха,

 

на улицах города -

поливать дорожки и

тротуары в тёплое время года)

На газонах  и в парках

сажать деревья, кусты, цветы;

В помещении, дома ?  

А для чего нам деревья в городе?

Всё верно.

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

-конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? 

 

Что категорически запрещено делать в лесу?

 Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? 

-правильно, молодцы.

Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле.

Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.

проветривать помещения, протирать пыль)

 

ответы детей

(ответы детей).

***

(ответы детей).

Итог.

А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе в нашей лаборатории. Я предлагаю вам встать, подойти к доске поближе.

Итак, свойства воздуха:

первая картинка

Воздух везде

Вторая

Воздух невидим, прозрачный

Третья

Воздух можно почувствовать

Четвёртая

Воздух можно услышать

Пятая

Воздух легче воды

Молодцы! Спасибо вам за внимание и старание. А теперь пришло время из учёных-исследователей превратиться обратно в детей. Снимаем халаты и шапочки. И прощаемся. Всего хорошего!

До свидания!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром на тему: "Зима.Зимующие птицы."

Конспект по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром на тему: "Зима.Зимующие птицы."...

Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для старших дошкольников "Февраль - последний зимний месяц"

Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Февраль – последний зимний месяц».Цель занятия: расширение и систематиза...

Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для старших дошкольников "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Ёж"

Цель: Формирование навыка пересказа текста по плану с использованием наглядной опоры.Задачи:Образовательная. Познакомить детей с рассказом Е. Чарушина «Ёж». Учить составлять пересказ услыш...

Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Тема: "Фрукты".

Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Фрукты».Цель занятия: расширение и систематизация знаний детей о фруктах.Задач...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром

Конспект занятия предназначен для детей с ЗПР старшей группы, в нём подроны описаны методы и приёмы работы по развитию речи на основе ознакомления с окружющим миром...