Занятие "У зимушки- зимы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Никитина Марина Дмитриевна

Занятие "У зимушки- зимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_zimushki_zimy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «В гостях у Зимушки-зимы».

Цели занятия:

  • закрепление представлений о зиме и её приметах;
  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;
  • совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов);
  • учить подбирать однокоренные слова;
  • развитие диалогической речи;
  • развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления;
  • воспитание навыков самостоятельности, инициативности и сотрудничества.

Совершенствование мелкой, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование:

магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Зима», магниты, снежинки, полоса со стрелками, демонстрационный снеговик, конверты с плоскостными частями снеговика, карточка с изображением частей снеговика, магнитофон.

Ход занятия.

1. Приветствие. Организационный момент.

Дети собирают общую разрезную сюжетную картинку.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?
Сообщение темы занятия.
- Мы сегодня отправимся в гости к Зимушке-зиме.

2. Игра «Художники».

- Что такое зима? Давайте представим, что мы с вами художники и «нарисуем» зимнюю картину.
На столе разложены предметные и сюжетные картинки, связанные с зимой (снежинка, Дед Мороз, снеговик и т.д.). Дети закрепляют на магнитной доске выбранную картинку и рассказывают о ней.

3. Игра «Кто больше слов придумает».

- Дети, без чего не бывает зимы?

- Какой бывает снег?
Подумай, называй.
Своё словечко быстро
Снежинкой отмечай!

Называя прилагательные, каждый ребёнок закрепляет на доске снежинку. (Белый, пушистый, мягкий, сухой, мокрый, липкий, скрипучий, искрящийся, сверкающий, холодный, грязный и т.д.)

- Что делает снег?
Попробуй сказать.
Все стрелочки - действия
Прошагать.

На доске висит полоска, на которой нарисованы стрелочки. Каждый ребёнок, называя слово-действие, передвигает магнит по дорожке, (падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит и т.д.)

4.Cлова-антонимы.

- Давайте одеваться на прогулку и поиграем в игру «Закончи предложение»

У меня большие перчатки, а у вас маленькие.
Длинные сапоги
Тонкий свитер
Широкий шарф
Чёрные валенки
Сухие варежки

5. Физминутка.

Музыкально-речевая игра «Прилетел ветерок» (муз. Г.Вяхирева).

Прилетел ветерок,
Прилетел на денёк.
Нас погладил ласково рукой.
Оглянулся вокруг,
Улыбнулся и вдруг
Закружился в пляске озорной.

А мы надели лыжи
И встали на коньки.
Играем, играем
В пушистые снежки.

6.Упражнение «Узнай по частям».

На наборное полотно вывешивается карточка с изображением частей снеговика.
- Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части?

7.Логопед помещает на доске снеговика.

Игра «Составь снеговика».


- Дети, у вас на столах лежат конверты. Попробуйте сделать каждый своего снеговика.

8.Упражнение «Большие и маленькие».

- Чем отличаются снеговики?
- Я буду говорить, что есть у большого снеговика, а вы про эти же части у маленьких снеговиков, называя их ласково.

У большого снеговика красный нос.
У маленького снеговика красненький носик.
Чёрные глаза
Лохматая метла
Зелёное ведро
Длинный шарф.

9.Дидактическая игра «Доскажи словечко».

— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давай-те поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба все скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Все снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Все сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)

Вопросы:

- Какой праздник самый веселый, самый волшебный и самый добрый? (Новый год).

-А, вы, помните запах Нового года?

-Чем он пахнет? (Конфетами, хвоей, мандаринами).

2.Вот они наши мандарины. С их помощью мы вспомним запах Нового года. Упражнение на развитие речевого дыхания “Запах Нового года”. Из-под салфетки достаются блюдечки с дольками мандарина. Инструкция: Глубоко вдохните носом, не поднимая плечи, а на выдохе произнесите фразу: “Ах, как вкусно пахнет!” Выполнить 3 раза.

3. Ой, что-то погода портится. Ветер воет, завывает: “в-в-в-в-в”. Изобразим все вместе вой ветра, он будет то усиливаться, то утихать: в-в-в-в-в-в-в. Выполнить 3 раза.

4. Ветер все сильнее, вьюга начинается. Упражнение на формирование направленной воздушной струи “ВЬЮГА”, используя стаканы с пенопластом и трубочки для коктейля. Дуть в течение 6 секунд, выполнить 3 раза.

5. А мы вьюги не боимся. Выходите, поиграем в игру “Зима” на координацию речи с движением:

Вот снежинки вниз летят, (Руки подняты вверх, постепенно опускаются, кисти 

На дома и на ребят. изображают падающие снежинки)

Мы на улицу пойдем. (Ходьба по кругу с размахиванием руками)

И в снежки играть начнем. (Наклониться, “слепить снежок”, бросить)

Падай снег, веселей! (Руки поднять вверх, кисти постепенно ритмично опускать) Будет все кругом белей. (Круговые движения руками).

6.Вы любите играть со снежинками? Пальчиковая гимнастика “Снежинки”:

Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладошке)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю. (Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладошке)

Но где же, снежинки? В ладошке вода. (На 1 вопрос сжать, а на 2 разжать кулачки)

Куда же исчезли снежинки? Куда? (На 1 вопрос сжать, а на 2 разжать кулачки)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи… (Ритмичные потряхивания ладошками)

Как видно, ладошки мои горячи. (Ритмичные потряхивания ладошками).

7. Наши снежинки не растаяли. Вот они. Поиграем с ними в игру “Чья снежинка дальше улетит?”

Сдувание снежинки с ладошки: глубокий вдох и длительный плавный направленный выдох. Ладошку держать прямо.

8.Понравилось вам играть со снежинками? Когда нравится, что мы делаем? (Улыбаемся).

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики:

“Улыбка” - “трубочка” 3 раза;

Ой-ой-ой! Губки наши плохо работают. Нам понадобиться расческа.

Упражнение “Расческа”

Необычная расческа у меня всегда с собой.

Если хочешь, я секретом поделюсь сейчас с тобой.

Зубы верхние причешут мою нижнюю губу.

Зубы нижние причешут мою верхнюю губу.

Этой чудною расческой сейчас причешем язычок.

Вот и славно причесались все довольные остались.

“Забор” - “окно” 3 раза; “Мост” - “Парус” 3 раза.

“Холодный ветер” 3 раза;

“Лопатка” с чередованием “Накажем непослушный язычок” 3 раза;

“Лопата копает” 3 раза; “Вкусное варенье” 3-5 раз;

“Теплый ветер”; “Жук”; “Лошадка цокает”;

“Молоток” (д-д-д-д или т-т-т-т); “Дятел” (Д-ддд; Д-ддд);

“Пулемет” (ддд+ толчок воздуха=дрр)

9.Упражнение “Сдуй снежинку с кончика носа” (“Фокус”) 3 раза.

10.Массаж тела.

Чтобы не зевать от скуки, встали и потерли руки.

А потом ладошкой в лоб: хлоп-хлоп-хлоп.

Щеки заскучали тоже, мы и их похлопать можем.

Ну-ка, дружно, не зевать: раз, два, три, четыре, пять.

Вот и шея. Ну-ка, живо переходим на загривок.

А теперь уже, гляди, добрались и до груди.

Постучали тут и там, и немножко по бокам.

Не скучать и не лениться! Перешли на поясницу.

Чуть нагнулись, ровно дышим. Хлопаем, как можно выше.

(Движения выполняются по тексту).

11.Ну что отдохнули, сил набрались? Тогда выполним упражнения на развитие силы выдыхаемой струи воздуха.

На них понадобится сил больше.

2 человека выполняют упражнение “Сдуй карандаш со стола”; 1- “Сдуй яблоки с ежиков”.

12.Наступает весна. Солнце все выше. Нам всем становится веселее. Птички весело поют. Дуть в птичку с водой. Чтобы выразить наше настроение, мы можем пускать мыльные пузыри. Глубокий вдох и плавный длительный выдох. Вдохните, не поднимая плеч, носом и выдыхайте плавно и длительно через нос на пену, чтобы получились пузыри.

13. Вот и все. Сегодня все хорошо поработали. Молодцы! Давайте сами себе похлопаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...