«Зимушка-зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

.

 

 

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

На тему: «Зимушка-зима»

для детей средней группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_zimushka-zima.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Балаганский детский сад № 1

п. Балаганск, ул. Пролетарская, д. 41.

Конспект 

Непосредственной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

На тему: «Зимушка-зима»»

для детей средней группы.

Автор-составитель:

Прокопьева Светлана Ивановна

Воспитатель первой

квалификационной категорий

п. Балаганск

2019 г.

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о явлениях природы в зимнее время года и расширить представления о простейших связях между явлениями живой и неживой природой.

  Задачи:

Образовательные: 

- Закрепить знания детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе;

- Активизировать словарный запас детей;

- Учить вести диалог со сверстниками, слушать друг - друга и высказывать        свое мнение по теме;

Развивающие:

-  Развивать навыки общения;

-  Способствовать развитию партнерских отношений: работа в парах-аппликация «снеговик»;

- Развивать и укреплять физическое и психическое здоровье детей средствами физкультминутки и дыхательной гимнастики.

Воспитательные: 

- Формировать у детей чувство прекрасного, сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

Интеграция образовательных областей:

- Социально-коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

- Художественно-эстетическое развитие;

- Речевое развитие;

- Физическое развитие.

Методические приёмы: сюрпризный, игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физминутка, показ и объяснение воспитателя; наблюдение за работой детей; анализ работ воспитателем и детьми; поощрение.
Словарная работа: снежинки, снежная, красивая, снежки, ледяной, холодный, искрящийся… .
Индивидуальная работа: Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, оказание помощи во время  аппликации снеговиков.

Оборудование:

- аудиозапись со звуками вьюги, метели; сказочная зимняя мелодия

- снежинки из бумаги для дыхательной гимнастики;

-  ватные диски,

 -салфетки,

 -цветной картон.

- клей;

- шаблон ведра на голову снеговика, носа-морковки,

 глазки и пуговиц.

- разрезной пазл с изображением снеговика 4 шт.;

-Большой конверт со снежинками.

Предварительная работа:

- Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой;

- Беседы о характерных признаках зимы, какую одежду и обувь необходимо надевать зимой, чтобы не простудиться, какие зимние развлечения актуальны для детей;

- Чтение стихов, сказок, рассказов о зиме;

- Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами и забавами;

-  Просмотр мультфильмов: «Лунтик и его друзья»,

 «Зима в Простоквашино».

План совместной деятельности

1. Мотивация детей на беседу о зиме, ее приметах.

2. Закрепление и обобщение знаний детей о зиме через беседу.

3. Творческая работа «Снеговик».

Ход совместной деятельности.

 Вводный этап:

Звучит музыка (вой вьюги) воспитатель предлагает детям угадать, что это за звуки? Дети дают ответы (ветер, вьюга…)

Воспитатель: Ой-ой-ой! Вот это да! Откуда же ветер появился в нашей группе, ребята — это, наверное, волшебный ветер и что он нам принес? (на полу лежит конверт) дети, я нашла письмо! Это его, наверное, ветром принесло к нам. Ну, надо-же! Ветер-почтальон!

Ребята, давайте посмотрим, что у нас в конверте, а здесь (открывает письмо, достает снежинки с заданиями) ребята, а что это? (ответы детей) снежинки, правильно это красивые снежинки, а на них что-то написано. Давайте прочитаем что написано на первой снежинке.

Здесь написано, что, отгадав загадку, мы узнаем, кто же это сегодня с нами так шутит!

То ветер, то письмо…

Воспитатель: читает загадку

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы.

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает все кругом

белоснежным серебром. (ответы детей)

Основной этап:

 Воспитатель: да, верно, Зима! Как вы догадались? (ответы детей)

Наверное, зима в дни своего правления, хочет нам еще раз напомнить, что она вовсе не злая и холодная, а, напротив – веселая и добродушная. А давайте мы с вами тоже отправим «письмо – подарок».

Только что – же мы ей подарим?

 Для того чтоб это понять, нужно вспомнить, какая она – зима…

Воспитатель: ребята, какая погода бывает зимой? (ответы детей)

Воспитатель: Скажите, что такое снег? (ответы детей)

Воспитатель: правильно это много, много снежинок.

Воспитатель: Что можно сказать о снеге? Какой снег? (ответы детей)

(Белый, холодный, пушистый, рассыпчатый, блестящий, мягкий)

Воспитатель: Когда с неба падает снег, как называется это явление (ответы детей) снегопад.

Давайте повторим это красивое слово: снегопад.

- Скажите ребята, чем вы любите заниматься в это чудесное, сказочное время года? (ответы детей)

- Конечно! Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках или на ледянках и плюшках с горки! А еще можно строить снежные замки и изучать различные следы, любоваться снежинками!

- Но я хочу узнать, действительно ли вы любите зиму, и все знаете о ней!?

Я буду читать вам предложения, но в них есть ошибки, ну, а вы, постарайтесь их найти и исправить!

Упражнение «Назови правильно»

1. Наступила зима. Кругом бело. Листья на деревьях начали желтеть.

2. Зима у нас морозная, снежная. Теплый снег падает на землю.

3. За окном ветер кружит снежинки. В весеннем лесу трещит мороз.

4. Зимой в лесу тихо. Лишь изредка слышно, как трещат сучки деревьев, которые ломает неуклюжий медведь.

5. Птицам в зимний период холодно и голодно. Дети насыпают им в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.

6. Скоро закончится зима и наступит лето.

7. Зимой дети катаются на велосипедах, санках и лыжах.

   Воспитатель: вы справились! Вы молодцы, ребята!

- Какое все-таки интересное время года – зима!

Вот, например, какие малюсенькие снежинки падают с неба, но превращаются они в сугробы!

 Снежинки маленькие…, а сугробы? (большие)

Снег зимой мягкий, а лед …? (твердый)

А давайте поиграем с вами в игру. Я называю любой зимний предмет или явление, а вы мне называете, какой он этот предмет?

Игра «Какой? Какая?»

Горка – (длинная, скользкая, ледяная);

Снег – (белый, пушистый, мягкий);

Лед – (холодный, твердый, скользкий);

Ветер – (сильный, холодный);

Мороз – (жгучий, холодный);

Одежда – (теплая).

Воспитатель: конечно ребята! Самое главное зимой, для ребятишек, это быть тепло одетыми! Я проверю, как вы умеете тепло одеваться на улицу!

Вставайте со стульчиков на ноги.

Физминутка: «Собираемся на прогулку»

С помощью имитации надеваем штаны, брюки, носки;

Дети делают легкое поглаживание ног,

Надеваем кофты;

Поглаживание рук, живота,

Надеваем валенки;

Поглаживание ног от пальцев до колена,

Надеваем шапки;

Поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязок,

Застегиваем пуговицы на пуховиках,

Точечные движения от шеи до живота,

Завязываем шарфы.

Имитация завязывания.

 Воспитатель: готовы? (Да!)

- Отлично! Ну, раз уж мы с вами тепло оделись, я предлагаю вам веселую детскую забаву! А что мы будем делать вы узнаете, когда соберете пазл!

 (дети собирают пазл «Снеговик»)

 Воспитатель: ну, что, вы узнали, о какой забаве идет речь? Я предлагаю слепить снеговиков. Но эти снеговики будут не из снега, а из ватных дисков!

И лепить снеговиков мы будем парами. Пройдите к столам

Продуктивная деятельность: (Работа за столами)

Воспитатель: Из каких частей он состоит (ответы детей?) Да, снеговик состоит из кругов. Ребята, а давайте мы сделаем снеговика из ватных дисков. Положите перед собой лист картона и три ватных диска в вертикальном положении, начиная с нижнего. Каждый следующий кружок надо положить, немного накрывая предыдущий. Давайте разложим кружки правильно.

Дети выкладывают кружки по порядку. Как мы будем клеить (ответы детей).

Воспитатель: ребята, а чего не хватает на голове (ответы детей)

да ребята, правильно, не хватает глаз, носа, рта и шапки.

- Здорово! Какие замечательные снеговики у вас получились.

- А из чего лепят снеговиков на улице? (ответы детей)

- Каким бывает снег? (ответы детей)

 -На что похожи снежинки? (ответы детей)

- На что похож снег? (ответы детей)

- Какие же Вы молодцы. Вы все знаете про зиму.

- Мне сейчас захотелось прочесть отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

- Ребята, а давайте мы и со снежинками немного поиграем? Мы их будем сдувать со стола, как настоящий ветер (звучит музыка ветра).

Игра «Сдуй снежинку»

Чтобы нам снежинку сдуть,

Нужно глубоко вдохнуть.

(Дети выполняют упражнения на дыхание)

- Какие вы у меня молодцы! Ну, что я предлагаю сложить наших снеговиков в конверт и отправить его с самым сильным ветром Зимушке – зиме! Но это я сделаю, когда пойду на улицу.

Рефлексивно-оценочный этап

-О каком времени года мы говорили?

-Что мы делали на занятии? (отгадывали загадки, играли, лепили снеговиков).

- А сейчас найдите на своих столах смайлики, и покажите, какое у вас сейчас настроение, после того, как вы слепили в подарок снеговиков для Зимушки-зимы?

- Какое упражнение вам понравилось?

- А что вы запомнили о зимушке-зиме?

- Спасибо вам большое! Я тоже с удовольствием вспомнила, о том, какое это все-таки замечательное время года – ЗИМА, сколько много есть зимних забав.

И я вам предлагаю поиграть в пальчиковую игру «Пришла зима»

Пришла зима.

Развести руки в стороны, показывая вокруг себя

Стало холодно.

Обхватить руками себя за плечи и поежиться

Ударили морозы.

Стукнуть правым кулаком по левой ладони

Реки покрылись льдом.

Вытянуть руки перед грудью и развести их в разные стороны

Пошел снег.

Руки поднять вверх, а затем плавными

зигзагообразными движениями, не спеша, опускать их вниз

Он падал белыми пушистыми хлопьями на землю,

Изобразить сугробы

На дома,

Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша»

На деревья,

Согнуть руку в локте и поднять ее,

пальцы растопырить, изобразив ветви дерева

На людей.

Положить руки себе на голову

Воспитатель: до свидания, ребята, мне очень понравилось с вами играть, вы очень умные, добрые.

Список литературы:

Интернет ресурсы:

  1. http://nsportal.ru  Социальная сеть работников образования.
  2. http://razvitierebenka.com Сайт «Развитие ребёнка»
  3. http://dohcolonoc.ru Сайт для воспитателей детских садов.
  4. http://ped-kopilka.ru  Международный образовательный сайт «Учебно-методический кабинет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...