Конспект НОД в средней/старшей группе "Всем нужна вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Хорошилова Ольга Николаевна

Воспитание бережного отношения к природе. Экология с детского сада. Опыты с водой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №72 «КОРАБЛИК»

http://zebra-media.online/wp-content/uploads/2016/07/rodnik1.jpg

                                                                                                Составила и провела:                          

                                                                                                        Хорошилова О.Н.

г. Мытищи 2020г.

Цели:

  1. Формировать представления о некоторых свойствах воды (жидкость без вкуса, цвета, запаха, запаха и формы), значение воды для всего живого.
  2. значение воды для всего живого;
  3. развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;
  4. развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;
  5. развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.

Задачи:

развивать внимание и наглядно-действенное мышление;

воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;

развивать любознательность, речь;

воспитывать бережное отношение к воде.

Словарная работа:

знакомые слова: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; новые слова: лаборатория, родник, исследователь, опыт.

Оборудование и материалы: пустая бутылка, стаканчики, воронки, пипетки, пластиковые крышки, полоски цветной бумаги, узкий, высокий стакан, низкий стакан, ковшик, резиновая перчатка, надувной шарик, молоко, таблички «Мы — исследователи» с эмблемой, соломинки  — по числу детей.

Ход занятия

Воспитатель.Ребята, я сегодня получила посылку, а в ней пустая бутылка и письмо.

«Дорогие ребята, у нас в лесу случилась беда. На полянке под березкой нас радовал родник. В нем была чистая, ключевая вода. (Слайд №2 и звучание ручья). Каждое утро мы приходили на водопой, попить водичку, умыться. Сегодня мы пришли, а воды нет. (Выключить звучание ручья). Возле березки лежали фантики от конфет, обертки от чупа-чупсов, пустые бутылки из под сока и лимонада.

Ежик, белочка и зайчик сидят под деревом и плачут. У них дома малыши пить хотят. На березке синички, воробьи жалобно чирикают. Все цветочки на полянке головки повесили. (Слайд №3)

Воспитатель.Какое грустное письмо нам прислали из леса. Как вы думаете, почему пропала вода в роднике?

Дети. Из-за мусора в роднике пропала вода.

Воспитатель.Вот еще бутылка, на которой загадка. Послушайте:

Если бы не было её, знайте, дети,
Погибло бы всё живое на свете,
Люди, животные и цветы,
О чем идёт речь, знаешь ты? 

(Вода)

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем говорить о воде. Как вы думаете, для чего нужна вода? (На экране сопровождается презентация)

Дети. Люди пьют воду, варят суп, моют грязные овощи и фрукты. Каждый день моют руки и лицо. Поливают растения, чтобы не засохли. Вода нужна рыбам. Люди смывают грязь с машин, протирают влажной тряпочкой мебель, моют посуду, стирают одежду. (Слайд №4)

Воспитатель. Ребята, а вы очень хотите, чтобы в роднике снова появилась вода? Для этого нам нужно все узнать о воде, о ее свойствах. Вы готовы стать учеными и отправиться со мной в лабораторию? Предлагаю вам надеть таблички и превратиться в ученых-исследователей. (Каждый ребенок прикрепляет себе на грудь эмблему «Мы — исследователи».) В нашей лаборатории живет ученый Дедушка Знай.  (Слайд №5) Он вам напомнит правила поведения в лаборатории!  Одно из любимых занятий всех ученых — это проведение опытов и экспериментов. Приглашаю вас пройти за столы для исследований. (Слайд №6)

Воспитатель. Молодцы!  Приступим к первому опыту!

Опыт № 1: «У воды нет запаха»

Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Воспитатель. Дети, чем пахнет вода? Правильно, совсем не пахнет. Как вы думаете, вода может иметь запах? (Ответы детей.) Чистая вода не имеет запаха. Но если в нее добавить какой-нибудь запах, вода будет пахнуть. (Слайд №7)

Опыт № 2: «Вода прозрачная»

Перед детьми стоят два стаканчика: один — с водой, другой — с молоком. В оба стаканчика положены ложки.

Воспитатель. В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?

Дети. Вода прозрачная, а молоко — нет. (Слайд № 8)

Воспитатель. Ну, а теперь давайте ученые-исследователи проведут опыт. И проверим, какая у вас водичка. Перед вами лежит пипетка и пластиковая крышка. Давайте наберем воду в пипетку и капнем на крышку. (Объяснить, как пользоваться пипеткой). Возьмем крышку и поиграем с капелькой. Куда повернете крышечку, туда капелька и двигается. Звери в лесу тоже так любят играть с капельками росы и умываются ими. Переходим к следующему опыту. На столе у вас лежат полоски цветной бумаги. Выберите любую полоску и положите под крышку. Что вы видите?

Дети. Через воду видно синий, красный и зеленый цвет.

Воспитатель. А у воды есть цвет?

Дети. Вода бесцветная. (Слайд № 9) На магнитную доску поместить схему.

Воспитатель. Уважаемые исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Могли бы рыбы и другие животные жить в таких реках?

Дети. Нет.

Воспитатель. Как вы думаете, почему? (Предположения детей.) Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках и озерах не могут жить растения. А если не будет растений — не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это значит, что водоемы загрязнять нельзя.

Опыт № 3: «Вода — жидкость»

Воспитатель. Ребята, лесным зверям плохо без воды, они хотят пить. Как можно их напоить?

Дети. Налить им воды.

Воспитатель. А как это сделать? Мы с вами в детском саду. А звери в лесу. (Подвести детей к мысли, что можно отправить им посылку - бутылку с водой). Давайте посмотрим на столы, что нам может помочь?

Дети. Налить воду в бутылку.

Воспитатель. Как можно налить воду?

Дети. Налить воду в бутылку.

Воспитатель. Как же сделать, чтобы вода не разлилась? В бутылку вставить воронку и налить воду. Давайте попробуем.

Воспитатель. А теперь можно отправить бутылку с водой?  

Дети. Нужно закрутить бутылку крышкой, чтобы не пролилась.

Воспитатель. Почему вода может разлиться?

Дети. Потому что она жидкая.

Воспитатель. Что мы с вами узнали из первого опыта? Вода какая?

Дети. Вода жидкая.

Воспитатель. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. (Слайд №10) На магнитную доску поместить картинку-схему.

Опыт № 4: «У воды нет вкуса»

Предложить детям через соломинку попробовать воду.

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, есть ли у воды вкус? (Ответы детей.) Правильно, у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!» (Слайд №11)

А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть. (Слайд №12)

Физкультминутка «Рыбки»

Пять маленьких рыбок

Играли в реке,

Лежало большое

Бревно на песке,

И рыбка сказала:

“Нырять здесь легко!”

Вторая сказала:

“Ведь здесь глубоко”.

А третья сказала:

“Мне хочется спать!”

Четвёртая стала

Чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула:

“Здесь крокодил!

Плывите скорей,

Чтобы не проглотил!”

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. 

Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.


Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).


Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).


Быстро качаем ладонями (дрожь).



Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот). 


Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).

Воспитатель. Молодцы! Мы немного отдохнули и теперь можем продолжить.

Опыт № 5: «Вода принимает форму»

Воспитатель. Звери в лесу очень любят купаться и у них возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?». Давайте проведем следующий опыт. Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Воспитатель приглашает поочередно по двое детей. Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита.

Воспитатель. Итак, мы определили еще одно свойство воды — она не имеет формы. (Слайд №13)

Уважаемые исследователи, проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей) Правильно, вода жидкая, не имеет запаха и вкуса, может быть прозрачной, не имеет формы.

Ребята, давайте наполним бутылку, которую нам прислали звери, чистой водой. Мы с вами теперь все знаем о воде.

Звучит журчание ручейка. (Слайд №14)

Воспитатель. Слышите какой-то звук? Что это может быть?

Дети. Это вода. Журчит ручеек.

Воспитатель. Ребята, в роднике снова появилась чистая, ключевая вода. Люди больше не будут бросать мусор в лесу, потому что нас окружает красивая природа и ее нужно хранить и беречь.

Воспитатель.

Уважаемые исследователи, пора из нашей лаборатории возвращаться в группу. Но мы с вами обязательно еще раз встретимся. Благодарю всех за отличную работу. Прощаются с Дедушкой Знаем.

Использованная литература

  1. Интернет-ресурс: http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv71. htm
  2. Зубкова Н. В. Воз и маленькая тележка чудес: опыты и эксперименты для детей 3—7 лет. — СПб., 2006.
  3. Нищеева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. – Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСВО - ПРЕСС», 2015. – 240 С.- (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
  4. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2—7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. — Волгоград, 2012.
  5. Прохорова Л. П. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М, — 2004.
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 128 с., с ил. – (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)