Конспект НОД по познавательному развитию для детей среднего возраста «Блокада Ленинграда» с использованием ИКТ технологий
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Бахвалова Наталья Владимировна

Конспект

НОД по познавательному развитию для детей среднего возраста

«Блокада Ленинграда»

с использованием ИКТ технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

художественно-эстетическому развитию детей

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга.

Конспект

НОД по познавательному развитию для детей среднего возраста

«Блокада Ленинграда»

с использованием ИКТ технологий

воспитатель: Бахвалова Н.В.

Санкт – Петербург

2020 г.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей среднего возраста «Блокада Ленинграда» с использованием ИКТ технологий

1. Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

2. Задачи:

Образовательные: 

  • Обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда;
  • Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».
  • Создать условия для систематизации знаний о блокаде Ленинграда.

Развивающие: 

  • Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.
  • Способствовать развитию познавательной активности, речи
  • Пробуждать нравственные качества личности.

Воспитательные: 

  • Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.
  • Вызвать интерес к истории своей страны.

3. Индивидуальная работа:

  • Следить за речью детей, добиваться полных ответов;
  • Оказывать помощь при ответах на вопросы;

4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания:

 Ноутбук, телевизор, слайды, чемодан с военной атрибутикой: пилотки, медали, железные кружки, открытки, письма, свеча…

5. Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему «Блокада Ленинграда», Беседы о ВОВ, рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам Родины, чтение и разучивание с детьми стихов о блокадном городе. Прослушивание песен и музыки военных лет.

Этап

Структурные компоненты деятельности

Организация деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

Вводная часть

Организационный момент

Ребята, я сегодня прибиралась в шкафу и нашла старый чемодан. Давайте вместе посмотрим, что там? В чемодане военная атрибутика: пилотки, медали, железные кружки, открытки, письма, свеча…

-Что это, как здесь оказалось? Кому принадлежит?

Рассаживаются на ковре. Рассматривают вещи в чемодане.

Предположения детей, ответы.

1 мин

2.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели

Давайте подойдем к экрану телевизора, и я вам расскажу о Великой Отечественной войне.

Слайд 1

Когда-то очень давно, когда нас с вами еще не было, фашистская Германия напала на Советский Союз (так называлась раньше наша страна). И в нашей стране началась Великая Отечественная война. Она прошла почти по всем городам и селам.

И сегодня я вам расскажу о блокаде города Ленинграда.

Звучит голос Ю.Левитана "Начало войны"

Дети рассаживаются перед экраном телевизора на стулья.

Прослушивание записи Ю.Левитана "Начало войны"

3 мин

3.

Основная часть

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализации знаний детей

Слайд 2

Посмотрите (карту-картинку), на что это похоже? (Круг, кольцо.)

Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Блокада – это, когда враги окружают город со всех сторон, т. е. город попадает в кольцо, и ни в город, ни из города нельзя, ни въехать, ни выехать.

 Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй.

Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города.

Воспитатель читает стихи стихи:

Нет хлеба. Нет света. Воды и тепла.

Висит над Невою морозная мгла.

И если не лает, не воет война –

Глухая, немая стоит тишина.

Враги окружили наш город и началась блокада. Части нашей армии встали на защиту города.

Слайд 3

Враги обстреливали мирных жителей Фашисты бомбили наш город по нескольку раз в день. Город был сильно разрушен. Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены). Приходилось прятаться в бомбубежище.

Ответы детей (о Ленинградцах, о войне, о блокаде, о детях блокады)

Дети встают в круг

Рассаживаются на места

Включить сирену.

14 мин

4.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Слайд 4

Город был почти полностью разрушен много погибло мирных жителей.

Слайд 5

Враги полностью окружили Ленинград. В городе не было ни света, ни тепла. Водопровод не работал. Начался голод. Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах «буржуйки» - небольшие железные печки. В огонь бросали деревянную мебель, разгромленную во время бомбежек.

Слайд 6

Тяжело приходилось жителем блокадного города. Очень трудно было доставать воду. За ней нужно было ходить на Неву в мороз и стужу к специально прорубленным полыньям.

Слайд 7

Вот такой кусочек хлеба давали человеку на сутки. Каждый кусочек хлеба и сахара был огромным счастьем. Бережно относились к каждой крошке.

Слайд 8

Люди ослабли от голода и холода. Многие умерли. Фашисты хотели, чтобы город сдался. Но жители боролись, не смотря на страшные испытания.

А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Что напоминает этот звук? Он напоминал звук биения сердца.

Говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.

Слайд 9

Дети блокадного Ленинграда, ходили в детский сад. Ученики ходили в школу на занятия. Для того, чтобы помочь детям пережить эти страшные дни, взрослые устраивали праздники.

Слайд 10

Героический труд жителей Ленинграда. Женщины трудились на заводе, выпускали снаряды для фронта.

Слайд 11

Жители расчищали завалы домов после бомбежек. Люди проявляли мужество и героизм, спасая свой город от врагов.

Слайд 12

Чтобы спасти людей от голодной смерти было решено доставлять зерно и муку по замершему Ладожскому озеру. Этот путь назвали «Дорогой жизни». Мешки с зерном везли на лошадях и машинах. Под бомбежками врага водители совершали подвиг. Некоторые машины проваливались под лед, но после бомбежек люди возвращались к машинам и доставали из воды мешки с зерном и мукой.

Раздать детям хлеб.

Звучит запись метронома

5.

Самостоятельное применение нового на практике, актуализация уже имеющихся знаний, представлений (выполнение работы)

Слайд 13

Спустя 872 дней 27 января 1944 года наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день! Радость наполняла всех солдат и жителей освобожденного города. В честь этой победы был дан салют.

Слайд 14

Никто не забыт и ни что не забыто… В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо»

Слайд 15

Давайте помнить, что мы с вами живем в героическом городе. Сейчас как наш город называется? Санкт-Петербург. Он очень красив и горд.

Посмотрим небольшой фильм о блокадном Ленинграде.

Давайте, зажжём свечу и почтим память всех героев Великой Отечественной войны.

Просмотр короткометражного фильма «Блокадный Ленинград» под песню И. Резника «Дети войны».

Дети встают и передают свечу (на батарейках) друг другу.

6.

Рефлексия

Ребята, давайте подведём итог нашей встречи. Как вы считаете, что такое война? Что такое блокада? О чем мечтали дети во время блокады? Как сейчас называется город, который во время войны называли Ленинград?

Ответы детей.

2 мин