Волшебный мир камней
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чанкуева Наталья Владимировна
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР КАМНЕЙ» В  СТАРШЕЙ  ГРУППЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Колосок» с. Ходынино»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

 

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР КАМНЕЙ»

В  СТАРШЕЙ  ГРУППЕ

 

ЧАНКУЕВА Н.В.

воспитатель первой

квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №6 «Колосок»

2017г.

Цель: Создание условий для расширения представлений детей о внешнем виде камней, их признаках и свойствах.

Программные задачи:

  1. Познакомить детей с камнями, их свойствами и внешними признаками.
  2. Научить использовать камни в подвижных играх.
  3. Учить замечать прекрасное вокруг себя, создавая оригинальные поделки.

Словарная работа: активизировать употребление в речи детей

-слов-антонимов: большой-маленький, твёрдый-мягкий, гладкий-неровный, шершавый, шероховатый;

-прилагательных, обозначающих форму и цвет предметов.

Материалы и оборудование:

  1. Коробки с камнями разной величины, формы, цвета.
  2. Емкость с водой.
  3. Презентация «Для чего нужны камни»
  4. Шкатулка с украшениями
  5.  Аудиозапись «Русская плясовая», «Японская музыка для релаксации», «Фоновая музыка для рисования»
  6. Оборудование для оформления японского сада камней.
  7. Гуашь разных цветов, тонкая кисточка, баночки-непроливайки, салфетки.
  8. Оборудование для создания мини-музея.
  9.  Лэпбук «Удивительный мир камня»

Использованные источники:

       Конспект разработан на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, А.А. Васильевой с опорой на интернет-ресурсы:

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

1.Мотивация общения.

      -Здравствуйте, ребята. Какие вы красивые, нарядные! Я очень рада вас видеть! Меня зовут Наталья Владимировна. Я приехала к вам издалека. И приехала я не с пустыми руками. Посмотрите, у меня есть вот такие коробочки.

(Демонстрирую)

      -Но коробочки не простые- они с секретом. А вы любите секреты? Хотите узнать, что лежит в этих коробочках?

       -Для этого нам нужно отгадать загадку:

В сережках у мамы он ярко блестит,
В пыли на дороге ненужным лежит.
Бывает большой – одному не поднять.
А может быть легкий – в ладошке лежать.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?

      -Верно, ребята, в этих коробках лежат камни. Все вы, конечно, видели камни и держали их в руках. А я предлагаю вам сегодня еще раз внимательно рассмотреть их, подержать, потрогать.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

     -Давайте мы с вами присядем за столы, заглянем в коробочки и посмотрим, какими бывают камни.

-А как вы думаете, камни одинаковые или разные? А чем они отличаются?

 (садимся за стол, рассматриваем камни по пунктам)

1.Определение внешнего вида и свойств камней. Рассматриваем камни, определяя:

  1. Размер камней.

-Ребята, найдите у себя в коробке самый большой камень. А теперь самый маленький. Покажите их. Камни отличаются размером: бывают большие и маленькие. Давайте сложим их в отдельную коробку.

  1. Цвет камней.

-Ребята, а все ли камни одинакового цвета? Посмотрите, каких цветов есть у вас камни. Этот какого цвета? А этот? Значит, камни бывают разного цвета: белые, серые, чёрные, голубые, розовые. Давайте сложим разноцветные камни в отдельную коробку.

  1. Форму камней. (демонстрирую сама)

А вот здесь ещё камни. Ребята, чем они отличаются друг от друга? Какой формы этот камень? А этот? Значит, камни отличаются своей формой: могут быть круглыми, овальными, треугольными и даже прямоугольными.

  1. Гладкие  или шероховатые. (Гладкие камни в коробках, шершавые лежат на поролоне)

У вас остался один камешек. Ребята, потрогайте этот камень, возьмите его в руки.  Какой он на ощупь?

(Раздаю по одному шероховатому камню)

А этот какой на ощупь? (неровный, шершавый, острый)

  В-ль: Одни камни гладкие, а другие - шероховатые. Покажите, где у вас гладкий камень. (Дети поднимают руку, в которой держат гладкий камень.) А теперь покажите шероховатый камень. (Дети выполняют задание.)

      Ребята, а как вы думаете, почему одни камни гладкие, а другие шероховатые, неровные, острые? (Варианты ответов)

       (Гладкими камни делает  вода- река или море- она обкатывает их и шлифует своими волнами. Ветер и дождь тоже помогают  камням стать гладкими- они откалывают острые уголки у камней.)

  1. Твердые или мягкие.

   В-ль: А давайте проверим: камни твёрдые или мягкие? Как это можно сделать? Как проверить, твёрдый камень или мягкий? (Варианты ответов)

  Ну-ка, сожмите свои камешки в кулачках. Сильно-сильно. Посмотрите, камни помялись, как пластилин, например?

  Возьмите в руки кусочек поролона. Какой он? А камни?

 6.Тяжелее воды.

   В-ль: А как вы думаете, что случится с камнем, если мы опустим его в воду? (Варианты ответов) Давайте я это проверю.

     (На столе стоит емкость с водой. Демонстрирую, как тонет камень.)

   В-ль: Мой камень утонул. А что случится с вашими? Проверьте. Что случилось с вашими камнями? (Тоже утонули) Значит, камни тяжелее воды.

2.Презентация «Для чего нужны камни»

       -Посмотрите, ребята, а у нас возник вопрос… (Подходим к экрану)

(Слайд 1.Знак вопроса)

Как вы думаете, камни нужны людям? А для чего они нужны? (варианты ответов)

      -Да, камни- это очень прочный материал, нужный, поэтому люди давно научились использовать их. Они научились делать из камней разные постройки. Что можно построить из камней?

(Слайд 2.Каменный дом)

(Слайд 3.Каменный забор)

(Слайд 4.Каменный мост)

(Слайд 5.Каменная дорога)

       -Кроме того, люди стали использовать камни для того, чтобы создавать красоту: это разные статуи, фигурки.

(Слайд 6.Каменная статуя)

      -Камнями украшают также клумбы, садовые участки.

(Слайд 7.Каменная клумба, горка с цветами)

(Слайд 8.Закрытая шкатулка )

(Рядом на столе стоит эта шкатулка. Накрыта.)

-Ой, а это что за шкатулка? (Снимаю со шкатулки платок)

-Как вы думаете, что может в ней лежать? (Варианты ответов)

-Давайте заглянем в нее. (Открываем шкатулку. В ней украшения из камней и с драгоценными камнями)

-Что лежит в шкатулке? (Украшения)

-А из чего они сделаны?(Из камней)

-Посмотрите, а вот в этой коробочке украшения с особыми камнями. Что это за камни, кто знает? (Драгоценные)

-Ребята, а вы знаете, где добывают драгоценные камни? (Драгоценные камни добывают из земли. Эти камни очень редкие. Они маленькие, очень красивые и дорогие.)

-Ну что же, теперь мы точно знаем, что камни нужны людям для строительства и для изготовления украшений.

3.Физкультминутка «Игра с камнем».

       - А еще, ребята, с камнями можно играть. Вы умеете играть с камнями? Хотите я вас научу?

Игра «Ты беги, беги, мой камень».

     -Давайте встанем в круг и возьмём один камень. Под весёлые слова мы будем передавать его по кругу. А у кого камень остановится, тот для нас станцует.

Ты беги, беги, мой камень,

Быстро- быстро по рукам,

У кого остановился,

Тот сейчас станцует нам!

(Русская плясовая)

   Вам понравилось играть с камнями?

4.Релаксационная пауза «Сад камней»

      -А сейчас  я приглашаю вас отдохнуть в саду камней. Придумали такой сад в Японии. Сад камней - это особое место, где нельзя шуметь, кричать, где нужно вести себя тихо-тихо… И тогда можно услышать, о чем говорят камни. Слышите, ребята, слышите, они о чем-то тихонько шепчутся… Т-ссс… давайте послушаем, о чем говорят камни.

(Музыка. Рассаживаемся в саду камней и 15-20 секунд тишины)

-Что же вы услышали? О чем вам рассказали камни?(Варианты ответов)

-А я, ребята, услышала, что камни загрустили… Они так хотят увидеть нас, а не могут… А почему камни не могут нас видеть? Чего у них нет? Можем ли мы как-нибудь помочь им? (Варианты ответов: нарисовать)

    -У меня как раз есть с собой краски и кисти. И мы с вами сможем нарисовать камням глазки.

5.Пальчиковая гимнастика «По камешку».

-Но сначала нужно собрать подходящие камешки! Посмотрите, их здесь видимо-невидимо. Давайте вместе соберём их.

Мы по камешку, по камешку

Соберем, соберем.

А потом мы камешки

В кулачках зажмем.

Мы закинем камешки

Далеко- далеко.

Мы подкинем камешки

Высоко- высоко.

А потом по камешкам

Босиком пойдем.

И еще мы камешков

Наберем, наберем.

          Много камешков мы насобирали! Молодцы!

6.Художественное творчество «Рисование на камнях».

-Теперь мы можем отправляться в нашу мастерскую. (Проходим за столы)

     -Вы когда-нибудь рисовали на камнях? –нет? Это очень просто. Сейчас я расскажу вам, как это делается. Камень- это лицо. Что нам нужно будет нарисовать? (Глаза, нос, рот, волосы) И получатся у нас замечательные каменные человечки.

(Демонстрация)

А теперь вы!  (Музыка)

 

3.Заключительная часть.

1.Организация музея камней.

    -Ребята, наши каменные человечки теперь с глазками, и им очень-очень интересно всё вокруг. А особенно интересно им узнать про себя!  Давайте расскажем нашим человечкам всё, что мы с вами узнали сегодня. Пока они будут сохнуть, давайте сделаем для них целый музей камней!

     Вспомним, какие бывают камни.

-разного размера

-разного цвета

-разной формы

-гладкие и шероховатые

-твёрдые  

-тонут в воде

-используются в строительстве и для украшений

-драгоценные камни

     -Ребята, нашим каменным человечкам очень понравилось и они тоже захотели в этот музей. И для них у меня здесь есть специальная  книга. Называется она «Удивительный мир камней».

    -Как вы думаете, о чем она? Это книга про камни. Давайте поселим здесь своих каменных человечков- здесь им будет очень уютно. (Раскладываем человечков на полочке. Рядом стоит лэпбук «Удивительный  мир камней»)

2.Рефлексия.     

-Ребята, вам понравилось знакомство с камнями? А что вам особенно понравилось? Что тебе больше всего запомнилось?(Спрашиваю каждого ребёнка) Что вы расскажете своим друзьям?

      -Молодцы, ребята! Мне очень понравилось у вас! Вы такие замечательные, добрые, весёлые! И на прощание я хочу сделать вам подарок.

 -Эта книга научит вас делать разные красивые рисунки на камнях.

-А еще одна книга – вот она. (Забираю лэпбук из музея) Она поможет вам не забыть все то, что мы с вами сегодня узнали, научит вас новым играм с камнями, а так же поможет узнать и еще что-то новое о них!

А мне пора прощаться с вами. До свидания.

  1. Размер камней.

-Ребята, найдите у себя в коробке самый большой камень. А теперь самый маленький. Покажите их. Камни отличаются размером: бывают большие и маленькие. Давайте сложим их в отдельную коробку.

  1. Цвет камней.

-Ребята, а все ли камни одинакового цвета? Посмотрите, каких цветов есть у вас камни. Этот какого цвета? А этот? Значит, камни бывают разного цвета: белые, серые, чёрные, голубые, розовые. Давайте сложим разноцветные камни в отдельную коробку.

  1. Форму камней. (демонстрирую сама)

А вот здесь ещё камни. Ребята, чем они отличаются друг от друга? Какой формы этот камень? А этот? Значит, камни отличаются своей формой: могут быть круглыми, овальными, треугольными и даже прямоугольными.

  1. Гладкие  или шероховатые. (Гладкие камни в коробках, шершавые лежат на поролоне)

У вас остался один камешек. Ребята, потрогайте этот камень, возьмите его в руки.  Какой он на ощупь?

(Раздаю по одному шероховатому камню)

А этот какой на ощупь? (неровный, шершавый, острый)

  В-ль: Одни камни гладкие, а другие - шероховатые. Покажите, где у вас гладкий камень. (Дети поднимают руку, в которой держат гладкий камень.) А теперь покажите шероховатый камень. (Дети выполняют задание.)

      Ребята, а как вы думаете, почему одни камни гладкие, а другие шероховатые, неровные, острые? (Варианты ответов)

       5.Твердые или мягкие.

   В-ль: А давайте проверим: камни твёрдые или мягкие? Как это можно сделать? Как проверить, твёрдый камень или мягкий? (Варианты ответов)

  Ну-ка, сожмите свои камешки в кулачках. Сильно-сильно. Посмотрите, камни помялись, как пластилин, например?

  Возьмите в руки кусочек поролона. Какой он? А камни?

 6.Тяжелее воды.

   В-ль: А как вы думаете, что случится с камнем, если мы опустим его в воду? (Варианты ответов) Давайте я это проверю.

     

В сережках у мамы он ярко блестит,
В пыли на дороге ненужным лежит.
Бывает большой – одному не поднять.
А может быть легкий – в ладошке лежать.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?

-А сейчас  я приглашаю вас отдохнуть в саду камней. Придумали такой сад в Японии. Сад камней - это особое место, где нельзя шуметь, кричать, где нужно вести себя тихо-тихо… И тогда можно услышать, о чем говорят камни. Слышите, ребята, слышите, они о чем-то тихонько шепчутся… Т-ссс… давайте послушаем, о чем говорят камни.

-разного размера

-разного цвета

-разной формы

-гладкие и шероховатые

-твёрдые  

-тонут в воде

-используются в строительстве

      и для украшений

-драгоценные камни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебный мир камня"

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшкго дошкольного возраста...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебный мир камня"

Конспект открытого занятия в старшей группе «Волшебный мир камня»Провели: воспитатель Артемова Наталья Анатольевна                  ...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебный мир камня"

Занятие дает  детям представление о том, что камни  в природе есть в земле, в реке, море, поэтому их называют речными и морскими, знакомит с использованием камней человеком; развивает ...

мастер- класс «Волшебный мир камня»

Аннотация          На протяжении  дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-поз...

Статья "Волшебные превращения камней. Идеи для творчества"

В данной статье даны рекомендации для родителей, воспитателей как обыкновенные серые камни можно превратиь в яркие, интересные поделки, сувениры, подарки, игрушки....

Конспект интегрированного занятия " Путешествие в волшебную страну камней"

Конспект интегрированного занятия  во второй младшей группе                                      ...