Птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Эльвира Максимовна

Цель: закрепить знания детей о  птицах.

 Задачи: способствовать обобщению представления детей о перелетных птицах, прилет,  выведении птенцов, выкармливание, забота о них; развитию представлений о заботе человека о птицах; воспитывать бережное отношение к птицам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_o_ptitsah.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие о птицах.

Цель: закрепить знания детей о  птицах.

 Задачи: способствовать обобщению представления детей о перелетных птицах, прилет,  выведении птенцов, выкармливание, забота о них; развитию представлений о заботе человека о птицах; воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход занятия.

Воспитатель: Какое время года у нас  на дворе?

(Ответы детей: весна).

- А вы слышали, как по утрам птицы радостно щебечут?

(Ответы детей).

- Какие перелетные птицы вернулись на родину?

(Ответы детей).

-  Правильно, птицы все возвращаются  с зимовок на родину. Они летят в строгом порядке, отрядами, каждый отряд в свою очередь.

-  А как вы думаете, меняют ли птицы свою воздушную дорогу?

(Ответы детей).

- Каждый год птицы летят одними и теми же воздушными дорогами и в том же порядке, в каком летели их предки тысячи, десятки тысяч лет подряд.

А первыми трогаются в путь те, которые улетели от нас последними. А последними те, что первыми улетели от нас. Позже всех прилетают самые яркие и пестрые птицы: им надо дождаться свежей листвы и травы. Они слишком заметны на голой земле и деревьях и им невозможно спрятаться от хищных зверей и птиц.

Через Ленинградскую область проходит Великий морской путь птиц. Воздушный путь этот называется Балтийским.

- Как вы думаете, ребята, легко ли птицам лететь на родину?

(Ответы детей).

- Да, путь этот очень длинный и трудный. Птицы летят вдоль берегов Африки, через Средиземное море (показ на карте), проливами, Северными и Балтийскими морями. Густые туманы стеной встают перед крылатыми странниками. В сыром мраке птицы теряют дорогу, с размаху разбиваются об острые невидимые скалы.

 Морские бури ломают их перья, сбивают крылья, уносят далеко от берегов. Внезапные холода сковывают воды и птицы умирают от голода и стужи. Тысячи их гибнут от жадных хищников – орлов, соколов, ястребов.  Но все же птицы летят домой, на родину и ничего не может их остановить.

- Ребята, а как вы думаете, в  каких странах зимуют птицы?

(Ответы детей).

- Некоторые птицы зимуют в Африке, другие в Индии, а некоторые, как плосконосый куличок-плавунчик, зимовали в Америке.  Некоторые птицы преодолевают путь около 15 тысяч километров. Перелет птиц может продлится почти два месяца.

- Назовите мне, ребята, самую красивую  и изящную перелетную птицу. птицу.

(Ответы детей).

- Это лебеди.  Прилет лебедей означает, что пришла настоящая весна.

Давайте мы  с вами  поиграем  в хороводную игру «Лебедь».

Лебедь белый, лебедь смелый          Дети ритмично машут руками и бегут

Улетает далеко -                                 по кругу друг за другом, произнося текст.

В страны жаркие, где пищу

Он найдет зимой легко.                    Останавливаются.

Лишь весна настанет, лебедь           Бегут в противоположном направлении,

Вновь на родину летит,                    машут руками.

И у озера родного                             Останавливаются, поворачиваются лицом

Приземлиться он спешит                 в круг, опускаются на одно колено,

                                                             руки в стороны.

- Здравствуй, лебедь,                         Встают на ноги, делают поклон от груди.

С возвращением!

Где так долго пропадал?

- Был  в далеких жарких странах,       Машут руками, произнося текст.

Зиму там  пережидал!                       Произносят с опущенными руками.

- А сейчас, ребятки, я буду загадывать загадки и вопросы о птицах, а вы будете их  отгадывать.

1. Назовите птицу, которая является вестником весны. Он прилетает самым первым.

(Ответы детей: грач).

2. Какая птица прилетает после грача? (скворец)

3. Всех перелетных птиц черней.

Чистит поле от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица … (грач).

4. Какая птица не хочет трудиться,

Гнезда не вьет, детей раздает.   (кукушка)

5. Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.   (сорока).

6. На шесте дворец,
Во дворце певец,

А зовут его   … (скворец).

7. Назовите первого весеннего певца?  (Соловей).

8. В какое время суток прилетают соловьи? (ночью)

9. А какая птица прилетает самой последней? (кукушка).

10. На одной ноге стоит,

      В воду пристально глядит.

      Тычет клювом наугад –

       Ищет в речке лягушат.   (цапля).

11. Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет.

     (Скворец).

12. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей).

- Молодцы, ребята. Правильные ответы вы все дали.

- Скажите, пожалуйста, что было бы, если бы не было птиц?

(Ответы детей).

- Да, ребята, птицы – наши друзья и без них мы бы не смогли жить.

- Ребята, а что нужно делать, чтобы привлекать птиц в наши сады, рощи и леса?

(Ответы детей: надо подготовить  птичьи домики)

- Да, кроме этого надо эти скворечники умело повесить, чтобы птицы заняли их.

- А я хочу напомнить вам, ребята, что нужно делать для птиц весной:

1. Птицы весной строят гнезда и выводят птенцов. Птиц на гнездах нельзя беспокоить и тревожить. Они могут покинуть свои гнезда и тогда птенцы погибнут.

2. Нужно защищать птиц от врагов (кошек, ворон, сорок, ястребов).

3. Берегите птиц и не обижайте их

- Птиц надо охранять и любить не только за то, что они сохраняют зеленые насаждения и сберегают урожай, но птицы украшают наши леса, радуют нас своими звонкими и красивыми песнями.

(Проводится физкультминутка).

Однажды по лесу                        Дети двигаются по группе в разных

Птичка летела,                           направлениях, машут руками.

Увидев пенек,                           садятся на корточки.

На него сразу села.

Потом отдохнула,                    Встаем.

Встала на ножки

И важно, как цапля,                Ходим с высоко поднятыми коленями.

Пошла по дорожке.

Потом наша птичка                Прыгают на двух ногах.

Как зайчик скакала,
Как мишка-воришка             Делают вид, что слизывают мед с лап.

Мед с лапы лизала,

Летала, кружилась, как мотылек.    Бегают по группе.

Устала и села опять на пенек.    Садятся на стульчики.

Подводится итог занятия.

- Что нового узнали сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....