Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», тематический блок «Ознакомление с миром природы» на тему «Дикие животные наших лесов» с использованием ментальной карты памяти.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Метельская Елена Станиславовна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dikie_zhivotnye_2019.docx537.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Чебурашка»

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», тематический блок «Ознакомление с миром природы»

на тему «Дикие животные наших лесов»

с использованием ментальной карты памяти.

Автор конспекта ННОД:

Метельская Елена Станиславовна

Воспитатель группы компенсирующей направленности  

МАДОУ детский сад №10 «Чебурашка»

г. Краснокаменск 2019

Забайкальский край

Цель: Систематизировать  целостные представления о жизни диких животных на основе интеллект-карты.

Задачи:

1.Углубить   представления детей о диких животных наших лесов: медведе, волке, еже, лисе, зайце, лосе и белке.

2. Закрепить знания детей о жилищах животных, детенышах, способе питания, способе защиты.

3.Учить создавать интеллектуальный продукт – карту памяти по теме «Дикие животные» и с ее помощью структурировать информацию.

4.Продолжать учить при построении  карты памяти охватывать материал «единым взором», воспринимать материал как единое целое.

5.Учить детей использовать в речи грамматически правильные формы притяжательных прилагательных, существительных в нужном числе и падеже, кратких и развернутых предложений.

6.Воспитывать гуманное отношение к диким животным, осознание их значимости и необходимости в природе.

Предпосылки УУД

Личностные: воспитывать нравственные ориентиры (бережное отношение ко всему живому)

Регулятивные: умение отвечать по очереди на заданные вопросы взрослого

Познавательные: умение формировать логическое мышление

Коммуникативные: умение организовывать совместную деятельность в парах, умение рассуждать на заданную тему.

Личностные:  умение подводить промежуточные итоги занятия.

Интеграция:познавательное развитие, художественно-эстетическое.

Материал:карта, картинки: жилища животных, питание, семья, способы защиты.

Словарь:хищники, травоядные, всеядные, жилище, способы защиты, карта памяти

Ход занятия

1.Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей). Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.

Посмотрите, тут кто-то оставил нам письмо. Это письмо от семи гномов. Вспомните, в какой сказки жили гномы?(Белоснежка и 7 гномов)

Воспитатель зачитывает письмо: «Сегодня утром вокруг нашего дома дикие животные оставили следы. Следов очень много. Отгадайте по следам, какие животные оставили эти следы и  расскажите нам  о их жизни».

Загадки о животных.

В. Молодцы. Вы сумели распознать следы диких животных.

- Почему их так называют? (Потому, что они живут в лесу, сами воспитывают детенышей и добывают себе еду, умеют строить жилища).

- В. Хотите сегодня вспомнить на нашем занятии все, что мы знаем о диких животных? (Да)

2. Основная часть

- В этом нам поможет карта памяти.  Вот она.  В центре карты мы поместим картинку диких животных. (прикрепляет)

От  центра карты  в разные стороны отходят ветки  разного цвета. Каждая  ветка  обозначает  что-то из жизни животных. Что мы знаем о жизни животных?

Д.-где они живут. Хорошо. Вот эта ветка синего цвета будет обозначать жилища животных. Чтобы запомнить – кладем  картинку «Жилища» (кладет ребенок).

Д.- чем питаются. (Наводящий вопрос: Им нужна пища?) Хорошо. Вот эта ветка оранжевого  цвета будет обозначать пищу животных. Чтобы запомнить – кладем  картинку «Пища» (кладет ребенок).

Д.- какая у них семья. Хорошо. Вот эта ветка розового цвета будет обозначать семью животных. Чтобы запомнить – кладем  картинку «Семья» (кладет ребенок).

Д.- как они защищают себя  (наводящий вопрос - Что они делают в случае опасности?). Хорошо. Вот эта ветка коричневого цвета будет обозначать способ защиты от опасности животных. Чтобы запомнить – кладем  картинку «Когти» (кладет ребенок).

Мы с вами выделили основные ветки нашей карты памяти. Теперь мы будем заполнять карту памяти дальше. А  помогут  нам в этом разные задания.

Сейчас мы с вами выполним задание для ветки «Семья».

Задание1

1.Игра «Назови семью». (словесная игра)

Воспитатель: У каждого животного есть семья.От большой розовой ветки мы нарисуем несколько тонких веток такого же цвета для семьи каждого животного. (рисует 7 веток)

-  Я буду вам показывать картинки животных, а вы скажете, чья это семья и назовете членов семьи.

Показываю картинку медвежьей семьи.

- Назовите,чья это семья и членов семьи. (Это медвежья семья. Мама-медведица, папа-медведь, дети-медвежата)

- Возьмите на столе картинку медвежьей семьи и прикрепите к  маленькой веточке.

Ребенок берет картинку семьии прикрепляет ее  к ветке «Семья».

Далее аналогично.

Молодцы. Вы правильно назвали семьи животных. Сколько семей у нас получилось? (7).

- Кто из вас  сможет назвать  какие семьи есть у животных ? (Один ребенок называет еще раз семьи).

- Молодцы. Справились с заданием.

Задание2. - Какую ветку на карте памяти мы будем заполнять дальше? Как называется эта ветка? (способы защиты)

- От большой коричневой ветки мы нарисуем несколько тонких веток такого же цвета.Каждая тонкая ветка будет обозначать способ защиты животного.(рисует 7 веток)

В.Животных в лесу подстерегает много опасностей. Поэтому у каждого есть способ защиты.  Давайте представим, что случилось бы, если бы уних не было бы способов защиты.

Игра ТРИЗ «Что было бы, если бы …?»

В. Ребята, представьте себе, что было бы, если бы у зайца не было бы таких длинных лап?

Д. Он не смог бы убежать от лисы и волка

В. Прикрепите способ защиты зайца на нашу карту памяти.(ребенок прикрепляет)

В. А что было бы, если бы у лисы не было такого большого хвоста?

Д. Ей нечем бы было заметать следы, и охотники ее поймали бы.

В. Прикрепите способ защиты лисы на нашу карту памяти.(ребенок прикрепляет)

В. А что было бы, если бы у волка не было бы таких больших зубов?

Д. Его смогли бы поймать охотники и сделать из его меха шубу.

В.Прикрепите способ защиты волка на нашу карту памяти.(ребенок прикрепляет)

В. Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого хвоста?

Дети. Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее как руль.

В. Прикрепите способ защиты белки на нашу карту памяти.(ребенок прикрепляет)

В. А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок?

Д. Ему трудно было бы спасаться от врагов.

В.Прикрепите способ защиты ежа на нашу карту памяти.(ребенок прикрепляет)

В. А что было бы, если бы у лося не было таких больших рогов?

Д. Его смог бы съесть волк.

Прикрепите способ защиты волка на нашу карту памяти.(ребенок прикрепляет)

Воспитатель. На все мои вопросы вы дали правильные ответы. Молодцы!

Кто из вас еще раз назовет способы защиты животных? (Один ребенок еще раз называет способы защиты животных).

Физкультминутка.

Нам надо отдохнуть,
Наши ручки встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, -

Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадёмся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,
И мы головки повернём.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.

Садитесь на стульчики. Молодцы. Мышки-то норки свои нашли. Давайте и другим животным поможем найти свои дома.

Есть у каждого свой дом,
Нам тепло, уютно в нём,
И лесным животным тоже

Домик свой найти поможем.

Задание 3

Д/и "Найди жилище".

- Ветка какого цвета обозначает жилища животных? (синяя)

- От большой синей ветки мы нарисуем несколько тонких веток такого же цвета для жилища каждого животного.(рисует  7  веток)

- В этом задании надо для каждого  животного найти его жилище. Работать мы будем в парах. Посмотрите. На столе лежат перевернутые картинки с изображением животных и их жилищ. Вы должны взять себе по одной карточке и объединится в пары, так, что бы каждое животное поселилось в свое жилище. (Дети объединяются и садятся,  в паре  называют жилище животного и прикрепляют его изображение в нужное место)

Живут волки в логове.

Всю зиму медведь спит в берлоге.

Белка живёт в дупле дерева.

Живут лисы в норах.

Заяц живет под кустом.

Еж живет под пеньком дерева.

Для лося – лес.

- Кто из вас сможет назвать все жилища животных? (Один ребенок называет еще раз жилища).

В. Молодцы. Справились с заданием.

Задание4.

Все животные нашли свои дома и теперь они могут пообедать.

В лесу, чтобы выживать,

Пищу нужно добывать.
Вы скажите поскорей
Кто что любит из зверей!

- Какую ветку на карте памяти мы будем заполнять дальше? (пища)

- В. А вы знаете, чем питаются дикие животные?(Да)

Д/и «Кто что ест?»  

Сейчас мы поиграем в игру и узнаем, чем питаются дикие животные и как их различают по способу питания.

(На столе лежат картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д)

Возьмите со стола по одной картинке и расскажите, кто может этим питаться.

В. Что у тебя на картинке? (Грибы). Кто питается грибами? (Белка, еж, медведь). Опрашиваю всех детей.

В.А как различаются дикие животные по способу питания?» (травоядные, хищные или всеядные). 

- Кто такие травоядные? (те, кто питается растениями).

-Кто такие хищники? (те, кто питается другими животными).

-Кто такие всеядные животные? (те, кто питается травой и другими животными).

 На карте памяти от оранжевой ветки, которая обозначает пищу животных, нарисуем круг зеленого цвета, чтобы прикрепить в него пищу для травоядных животных. Прикрепите растения для травоядных животных в зеленый круг.

(Дети прикрепляют)

- На карте памяти от оранжевой ветки, нарисуем круг красного  цвета, чтобы прикрепить в него пищу для хищных  животных. У кого пища хищных животных прикрепите свои картинки в красный круг.

- А где  будет находиться пища для всеядных животных? 

- Молодцы. Кто назовет, чем питаются дикие животные и как их различают по способу питания. (Один ребенок называет еще раз способы питания животных).

В. Все задания выполнили. С помощью карты памяти мы вспомнили все, что знали о диких животных.

А чем похожи дикие животные? (у них есть семья, жилища, они все питаются и защищаются). По мере называния все показываю на карте.

А чем они отличаются? (у них разные жилища, способы питания и способы защиты, семьи) По мере называния все показываю на карте.

      - Ребята, как вы думаете, нужны ли вообще дикие животные?(Да, нужны.)А для чего? (Они дают людям мех, мясо. Из рогов оленей делают лекарства. Они в лесу поддерживают порядок. Хищники уничтожают слабых и больных животных.)

-  Совершенно верно. Прежде человек на всех хищников смотрел как на злейших врагов.  Но оказалось, что они для природы не только полезны, а просто необходимы. Хищники никогда не нападут первыми на людей, если это и случается, то очень редко.

Как вы думаете, мы все вспомнили про диких животных? (Да).

Мы  выполнили просьбу Белоснежки  и гномов?  Смогли рассказать и жизни диких животных?(Да)

Рефлексия.

-Ребята! Вы – молодцы! Так хорошо отвечали. Скажите, а вам понравилось сегодня наше занятие? Вам понравилось заполнять карту? Что больше всего вам понравилось? Почему? Какая игра вам понравилась больше? Почему? (Ответы детей).

G:\DSC03608.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи». Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов»

Предлагаемый материал  посвящен практическом усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов».Началось занятие с организационног...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие: ознакомление с природой» по теме: «Путешествие в зимний лес» в подготовительной к школе группе

Программные задачи:Образовательные задачи:1.       Способствовать систематизации и обогащению представлений детей о зиме;2.       Закреплять...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТ в старшей группе Тема: «Путешествие в страну математических чудес»

Конспект организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТв старшей группеТема: «Путешествие в страну математических чудес»...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе ( 3 – 7 лет) на тему « Поможем белочке».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе ( 3 – 7 лет) на тему « Поможем белочке...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему«Путешествие к Царице Природе»

Цель: обобщение знаний детей о живой и неживой природе, способствование развитию познавательных интересов. Задачи:- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;- р...