Проект "Зимующие птицы"
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ » В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Актуальность Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время. Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 20 опрошенных воспитанников меньше половины группы (8 детей) узнали и назвали правильно (6 птиц: воробья, голубя, синицу, ворону, дятла, сова) почти всех предъявленных птиц, каждый третий (6 детей) смог узнать и уверенно назвать 4 птицы (воробей, голубь, дятел, сова) а каждый шестой (7 детей) смог вспомнить и назвать только 3 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Именно поэтому я и решила взятпроект : « Зимующие птицы » .
Вид проекта: информационный, познавательный. Цель проекта: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах. Задачи проекта: Образовательные Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц. Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц. Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми. Развивающие Развивать познавательные способности детей, учить проявлять любознательность и самостоятельность. Ф ормировать умения и навыки наблюдения за птицами. Активизировать познавательную и речевую деятельность детей. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников. Воспитательные Воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время. Сроки реализации проекта: краткосрочный (1-2 недели декабря) Участники проекта: воспитатели, родители, дети 4-5лет.
Реализация образовательных областей через виды и формы детской деятельности Игровая Познавательно- исследовательская Коммуникативная Двигательная Дидактические игры. «Собери картинку», «Кто прилетел к кормушке»«Скачет шустрая синица»«Чей это голос» «Разукрась птицу»,«Угадай-ка»,«Кормушка» Сюжетно-ролевые игры. «Больница для птиц», «Семья»: сюжет «Идем кормить птиц», «Птичья столовая», «В гости к птицам» Труд. Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц Безопасность: «Правила безопасности во время наблюдений за птицами». Экология. Тема: «Стайка снегирей на ветках рябины» ФЭМП. Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?» Наблюдение за птицами зимой. Наблюдение за синицей, наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем, наблюдение за голубями, наблюдение за синичкой. Эксперименты с птичьим пером. Рассматривание птичьих следов. Беседы: «Зимующие птицы», «Почему птиц стало меньше», «Знакомство с воробьем», «Синичка-гостья нашего двора», «Кормушка», «Помощь пернатым в зимнее время года» Решение проблемной ситуации. «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой». Театрализация. «Где обедал воробей» Творческое рассказывание. «Как я спас птичку». Упражнения на дыхание«Дятел», «Ворона», «Филин», «Гуси летят», «Птичка», «Крылья». «Птицы летят», «Птицы кричат». Упражнение на развитие мелкой моторики рук.»Птичья кормушка» «Я зимой кормлю всех птиц» «Воробьи – воробушки»,«Птичка крылышками машет» «Ну-ка, посчитай-ка!» «Мы кормушку смастерили», «Дятел» «Сел на ветку снегирек » «Летит над полем птичка» «Воробей» «Лесной лекарь» «Птички» «Птичка» «Зимовать у нас остались» «Сорока» «Снегири» «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело» «Воробьи – воробушки», «Сорока» Подвижные игры:«Птички и кошка»«Птичка и птенчики» «Кот и воробышки»«Птички в гнездышках»«Ворона и собачка» «Воробышки» « Совушка », «Воробушки и автомобиль» «Найди свое гнездо», «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Воробьи и ворона» Утренняя гимнастика «Воробьи-воробышки» Гимнастика пробуждения: Реализация образовательных областей через виды и формы детской деятельности Игровая Познавательно- исследовательская Коммуникативная Двигательная Дидактические игры. «Собери картинку», «Кто прилетел к кормушке»«Скачет шустрая синица»«Чей это голос» «Разукрась птицу»,«Угадай-ка»,«Кормушка» Сюжетно-ролевые игры. «Больница для птиц», «Семья»: сюжет «Идем кормить птиц», «Птичья столовая», «В гости к птицам» Труд. Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц Безопасность: «Правила безопасности во время наблюдений за птицами». Экология. Тема: «Стайка снегирей на ветках рябины» ФЭМП. Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?» Наблюдение за птицами зимой. Наблюдение за синицей, наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем, наблюдение за голубями, наблюдение за синичкой. Эксперименты с птичьим пером. Рассматривание птичьих следов. Беседы: «Зимующие птицы», «Почему птиц стало меньше», «Знакомство с воробьем», «Синичка-гостья нашего двора», «Кормушка», «Помощь пернатым в зимнее время года» Решение проблемной ситуации. «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой». Театрализация. «Где обедал воробей» Творческое рассказывание. «Как я спас птичку». Упражнения на дыхание«Дятел», «Ворона», «Филин», «Гуси летят», «Птичка», «Крылья». «Птицы летят», «Птицы кричат». Упражнение на развитие мелкой моторики рук.»Птичья кормушка» «Я зимой кормлю всех птиц» «Воробьи – воробушки»,«Птичка крылышками машет» «Ну-ка, посчитай-ка!» «Мы кормушку смастерили», «Дятел» «Сел на ветку снегирек » «Летит над полем птичка» «Воробей» «Лесной лекарь» «Птички» «Птичка» «Зимовать у нас остались» «Сорока» «Снегири» «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело» «Воробьи – воробушки», «Сорока» Подвижные игры:«Птички и кошка»«Птичка и птенчики» «Кот и воробышки»«Птички в гнездышках»«Ворона и собачка» «Воробышки» « Совушка », «Воробушки и автомобиль» «Найди свое гнездо», «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Воробьи и ворона» Утренняя гимнастика «Воробьи-воробышки» Гимнастика пробуждения: Комплексно – тематический план в средней группе детского сада « Звездочки »
Изобразительная Конструирование Восприятие художественной литературы и фольклора «Воробушки на кормушке»(лепка) «Как розовые яблоки на ветках снегири» «Сова и синица» «Синички»(аппликация) «Посмотри-прилетели снегири» (нетрадиционное рисование) Конструирование из конструктора: постройка кормушки для птиц. Изготовление кормушек из бросовых материалов Загадки по теме «Зимующие птицы»В. Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости», Ю.Никонова «Снегирь», « Воробьишко », «Умная птичка», К. Лукашевич «Добрая девочка», А. Яшин «Покормите птиц зимой», Н. Тургенев «Воробей», Бианки «Птичья столовая»,М. Пришвин «Птицы зимой», П. Соколов «Снегирь», Б.Брехт «Зимний разговор через форточку», Е. Чарушин «Воробей» М. Горький « Воробьишко » + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинский «О чём плачет синичка» просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Разучивание стихов С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», А. Барто «Синица» Заучивание русской народной потешки «Сорока». Изобразительная Конструирование Восприятие художественной литературы и фольклора «Воробушки на кормушке»(лепка) «Как розовые яблоки на ветках снегири» «Сова и синица» «Синички»(аппликация) « Посмотри-прилетели снегири» (нетрадиционное рисование) Конструирование из конструктора: постройка кормушки для птиц. Изготовление кормушек из бросовых материалов Загадки по теме «Зимующие птицы»В. Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости», Ю.Никонова «Снегирь», « Воробьишко », «Умная птичка», К. Лукашевич «Добрая девочка», А. Яшин «Покормите птиц зимой», Н. Тургенев «Воробей», Бианки «Птичья столовая»,М. Пришвин «Птицы зимой», П. Соколов «Снегирь», Б.Брехт «Зимний разговор через форточку», Е. Чарушин «Воробей» М. Горький « Воробьишко » + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинский «О чём плачет синичка» просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Разучивание стихов С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», А. Барто «Синица» Заучивание русской народной потешки «Сорока». Взаимодействие с семьей Папка-передвижка для родителей: «Покормите птиц зимой» Конкурс «Лучшая кормушка» Сбор корма для птиц Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели? СУСДД Внесение в группу атрибутов для сюжетно-ролевых игр а так же плакатов, альбомов, книг, энциклопедий по теме зимующие птицы. Изготовление лэпбука «Зимующие птицы»
Результаты реализации проекта. Дети: Расширился кругозор детей о зимующих птицах Новосибирской области (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются). У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность. Дети стали более коммуникативными и компетентными по данной теме. Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях. Родители: Изменение отношения к данной проблеме. Совместное с детьми чтение художественной литературы о зимующих птицах. Активное участие родителей в выставке «Лучшая кормушка» Литература Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. Горький М.А. Воробьишко . – Ленинград: « Детская литература » , 1974 Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004 Чарушин Е.И. Воробей. Программная разработка образовательных областей « Чтение художественной литературы » , « Коммуникация » в средней группе детского сада. – Воронеж: ООО « Учитель » , 2013
БЕСЕДЫ
Рассказы про птиц
Дидактические игры
Пальчиковые игры
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Пальчиковые игры
Подвижные игры
Стихи про птиц
Подвижные игры
Художественно- эстетическое творчество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....