Сценарный план НОД " Необычные свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сценарный план  НОД " Необычные свойства воздуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarnyy_plan_o_vozduhe.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: «Необычные свойства воздуха».

 

Цель: расширение представлений детей о воздухе и его свойствах. 

Задачи:                                                                                                                                                                                           Образовательные:

1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

2. Способствовать обогащению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.

2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

3. Активизировать речевую деятельность детей.

Образовательные области: область «Познание» раскрывалась в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативная», «Физическая культура», «Художественно - эстетическая», «Речевая».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.

         Используемое оборудование: компьютер (ноутбук), проектор, интерактивная доска, картинка с изображением глаза,носа,рта,руки, полиэтиленовые пакеты, цветные карандаши, картон, стаканчики с водой, коктельные трубочки, апельсин, мыльные пузыри, мяч, карточки с изображением живой и неживой природы, картина с загрязнением окружающей среды, колпачки от фломастеров, духовые музыкальные инструменты.

         Предварительная работа:
Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, наблюдение за ветром; изготовление корабликов, вееров, вертушкою.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу о воздухе, рассуждать и давать необходимые пояснения; выражает положительные эмоции (радость, удивление, восхищение), обладает представлениями о воздухе и его свойствах.

Примерный план деятельности.

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Мотивационный

Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня.

-какой сегодня день недели? А что мы с вами проводим  в четверг? Мы сегодня ученые. Где работают они? Какие правила надо соблюдать при работе в лаборатории?

А что же мы будем изучать?                                                                                                                      

Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку, конечно без вас я ее открывать не стала. Давайте посмотрим от кого она. А посылка то из Цветочного города, от Незнайки. Ребята посмотрите но здесь конверт с письмом. Давайте сначала прочитаем письмо.

«Дорогие ребята! Знайка, дал мне задание- узнать о том, что находится в посылке. Пожалуйста, помогите мне» (загадка про воздух).

Рассказывают о правилах поведения в лаборатории:

-соблюдать тишину, не перебивать друг друга, действовать по команде…..

- нельзя нечего пробовать на вкус;

-работать только на подносе;

-соблюдать порядок, на рабочем месте;

-брать только те предметы, которые нужны для опыта;

- осторожно пользоваться оборудованием;

После прочтения письма. Отгадывают загадку про воздух.

Основной

Что находится в посылке?

И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. С помощью опытов мы с вами узнаем о свойствах воздуха. А помогут нам наши помощники-органы чувств

Дети перечисляют органы чувств (глаза, нос, уши, рот, руки).

Посмотрите на модель – (рот).

Какой мы можем задать вопрос?

Эксперимент № 1. Воздух помогает говорить.

Возьмите в руку листочек бумаги, сейчас мы с вами поработаем со звуком (п).

Вы заметили, что произносить звук «П» мы с вами смогли только на выдохе, а также говорить кричать, петь, шептать, мы можем тоже только на выдохе, когда воздух выходит из легких наружу через рот и нос. А голос человека – это звуковые колебания воздуха.

Какой можем сделать вывод?

Следующая модель свойств воздуха (ухо).

На какой вопрос мы с вами будем искать ответ?

Давайте создадим тишину и послушаем. Воздух, не слышен.

Эксперимент № 2 «Слышим воздух»

Возьмите крышечку от фломастера подуйте с краю. Что вы слышите?

Дыхательная гимнастика: Надуй шарик.

Посмотрите на модель (рука).

Как вы думаете, почему изображена эта модель?

Эксперимент № 3 «Почувствуй воздух?»

Пальчиковая гимнастика «Веер».

У тебя есть две руки, (вращаем кистями, руки раскрыты)

Есть и десять пальчиков.

Будут пальчики трудиться, (сжимать и разжимать пальчики в кулачки)

Не пристало им лениться.

Мы купили новый веер, (раскрыть пыльцы и «обмахивать «им лицо, как веером).

Он работает, как ветер.

Что вы чувствуете?

А теперь подуйте на свои ладошки. Что вы чувствуете? Ветер – это движение воздуха.

Физкультминутка «Ветер».

Ветер веет над полями,                                                                                                                                И качается трава (Дети плавно качают руками над головой)                                                                    Облако плывет над нами,                                                                                                                      Словно белая гора (Потягивание – руки вверх)                                                                                                                   Ветер пыль над нами носит. (Дети плавно качают руками над головой)                                                                                              Наклоняются колосья –                                                                                                                          Вправо-влево, взад-вперед (Наклоны вправо-влево, назад-вперед)                                                                                                        А потом наоборот                                                                                                                                    Мы взбираемся на холм (Ходьба на месте)                                                                                                          Там немного отдохнем (Дети садятся)

Ответ детей: Помогает ли нам воздух говорить?

(Дети произносят звук (п) на бумажку).

Дети рассуждают- при помощи опыта мы доказали, что воздух помогает, произносить звуки и говорить.

Ответ детей: Можно ли услышать воздух?

Дети дуют  с краю колпачка, слышат звук.

Дети представляют, что у них в руках шарик, мы его надуваем насосом (дыхание ртом короткое) ф-ф-ф-ф (руки разводят, а сдувается (длинный выдох) ш-ш-ш-ш, в конце хлопок.

Рассуждения детей: проведя эксперимент, мы доказали, что при помощи воздуха, мы можем услышать разные звуки.

Ответ детей: Можем ли мы почувствовать воздух?

Дети выполняют движения по тексту.

Ответы детей- струю холодного воздуха, а когда дуем на ладошки- теплый ветерок.

Рассуждения детей: при помощи экспериментов мы доказали, что воздух можно почувствовать.

Дети выполняют движения по тексту физминутки.

Перейдем к следующей модели - (нос).

Подскажите, на какой теперь вопрос будем искать с вами ответ?

Давайте вздохнём носиком? Что вы почувствовали? 

Но когда вы приходите домой, а мама печет вкусные пирожки, вы сразу чувствуете их аромат.

Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»

Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко) и ответить какой запах вы почувствовали. Вы замечательно справились. Молодцы!

Ответ детей: можем ли мы почувствовать запах воздуха?

(ответы детей)Воздух запаха не имеет!

Рассуждения детей: сам воздух без запаха, но при потоке воздуха мы можем почувствовать запахи.

Перейдем к следующей модели (глаз).

Как вы думаете, на какой вопрос мы теперь будем искать сейчас ответ?

Ребята мы уже говорили, что воздух находится вокруг нас, значит какой он? (прозрачный, а как же нам тогда его увидеть?

Эксперимент № 5 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Для нашего опыта понадобится стакан с водой и коктельная трубочка. Нужно опустить один конец в воду, а в другой подуть.

Подуйте в трубочку слабо. А теперь по сильней. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.

Так вот эти пузырьки и есть пузырьки воздуха.

Ответ детей: можно ли увидеть воздух?

Рассуждения детей: проведя эксперимент, мы увидели пузырьки с воздухом.

Рефлексивный

А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе.

Я предлагаю вам взять со стола две карточки зеленую и красную. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете хлопать и топать. Если  вы со мной согласны – хлопаем в ладоши, если не согласны - топаем. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

1. Воздух окружает нас со всех сторон.

2Воздухом дышат люди и животные.

3. Самый чистый воздух в городе. 

4. Воздух прозрачный. 

5. Пузырьки воды это воздух. 

6. Человек может жить без воздуха. 

7. Воздух можно почувствовать.

8. Воздух помогает говорить.

9. Воздух помогает услышать разные звуки.

10. Воздух имеет запах.

11. При потоке воздуха мы можем почувствовать запахи.

Ребята, скоро праздник мам. А воздух сможет помочь нам украсить группу? Как?                              

Дети соглашаются или противятся утверждению, хлопая в ладоши и топая.

Дети получают воздушные шары и их надувают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Воздух. Свойства воздуха!

Исследовательская работа...

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»

Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...