Познавательное развитие в старшей группе "Песня колокольчика"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рахматуллина Юлия Витальевна

Познавательное развитие в старшей группе "Песня колокольчика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie_v_st.gr_._-_pesnya_kolokolchika.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по Познавательному развитию "Песня колокольчика"


Цель: знакомство с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах, устройством колокола и особенностями звучания.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси;
  • познакомить с историей колоколов и колокольных звонов на Руси;
  • познакомить с устройством колокола и особенностями звучания, закрепить знания о стекле, дереве и металле.

Развивающие:

  • Развивать умение с помощью орнаментов и узоров растительного предметного характера, используя симметрию в композиционном построении для украшения бумажного силуэта колоколов.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа, знакомить с народной культурой России.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие,
  • Речевое развитие,
  • Художественно-эстетическое развитие,
  • Социально-коммуникативное развитие.

Методические приёмы:

  • словесные: приветствие детей; загадки; рассматривание, рассказ; объяснение; постановка поисковых вопросов; положительный анализ деятельности детей;
  • наглядно-слуховой: слушание колокольного звона; музыкально-дидактическая игра «Отгадай, какой колокольчик звучит»;
  • наглядно-зрительный: показ «Колокола на Руси»;
  • художественно-практический: физическая минутка.  

Словарная работа: Активизация: колокольчик (глины, металла и стекла); колокол: уши, плечи, туловище, язык, колокольня.

Обогащение словаря: Благовест - «благая весть», колокольня; звонарь, звонница, храм, символ державы и мощи духа русского человека, Царь Соломон, Древние греки, Епископ Ноланский, колокольные мастера, Царь-колокол, дуга, артисты – скоморохи, Сысой, Лебедь, Ясак, Красный.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование:

  • демонстрационное: колокольчики разных размеров и материала;
  • наглядное: разные по величине, тембру колокольчики;
  • раздаточный: колокольчики; шаблоны колокольчиков из бумаги, цветные карандаши, восковые мелки.

Литература

1. Дыбина О.В. – «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа - Издательство: Мозаика-Синтез, 2018 г.

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие детей.

Воспитатель входит, держа в руках шкатулку с колокольчиком.

Слайд 2.

Воспитатель: Ну-ка, все встали в круг

За руки все взялись, вдруг.

Будем рядом стоять,

Ручками махать.

Начинаем заниматься,

Обещаем постараться.

Повторять, не зевать,

Все запоминать.

Воспитатель: ребята, а я вам кое-что принесла! А что именно, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

1. Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
«Дили-дон, Дили-дон».

2. Голова об шапку – бом!
И на всю округу – звон!

Дети: колокольчик.

Воспитатель: правильно! Это колокольчик.

Достает колокольчик из шкатулки и читает стихотворение:

Слайд 3.

Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.

2. Основная часть

Воспитатель звенит колокольчиком сначала тихо, затем громче.

Воспитатель: Слышите, как он звенит? Подойдите к столам. Возьмите каждый по колокольчику, присаживайтесь на стульчики.

Рассмотрите внимательно их, давайте позвоним колокольчиками!

Дети рассматривают колокольчики, звонят в него.

Воспитатель: Ребята, из чего сделан этот колокольчик? Как вы думаете, из какого материала?

Дети: из металла.

Воспитатель: Правильно  из металла. А как вы думаете, можно ли сделать колокольчики из дерева и стекла?

Дети: да, можно.

Слайд 4.

Воспитатель: такие колокольчики  делают в виде сувениров, подарка, потому что колокольчик из дерева не был бы таким звонким, (слайд 5) из дерева делают другие музыкальные инструменты – деревянные ложки.

Слайд 6.

Воспитатель: А стекло очень хрупкое, легко разбивается, а вот звенит стеклянный колокольчик очень красиво.

(Позвонить стеклянным колокольчиком).

Рассказ воспитателя.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, когда  впервые появились колокольчики?

Слуги Царя Соломона золотые колокольчики привязывали к крыше храма. Древние греки они носили их на поясе, в кошельках и при ходьбе они красиво звенели.

Слайд 7. Легенда рассказывает, что когда-то давно, ещё в конце 4 века в Италии, служителю церкви (Епископу Ноланскому) приснился сон, в котором он увидел полевые цветы - колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна было велено создать поющий цветок из металла и использовать во время службы в храме.

Сегодня я вам хочу рассказать об этом поющем цветке. На Руси колокола стали символом державы и мощи духа русского человека.

Слушание. Звучит запись колокольного звона. (Слайд 7)

Воспитатель: - Что это вы сейчас услышали?

Дети: звон колоколов.

Воспитатель:  - А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?

Дети: чтобы созывать народ.

Слайд 8.

Воспитатель:  Правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. А где мы сейчас можем услышать звон колоколов?

Дети: На музыкальном занятии, в храмах.

А теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть:

Физкультурная минутка

Колокольчик в руке (поднимают руки вверх)
Колокольчик на дуге 
(смыкают руки над головой)
Колокольчик в море 
(делают плавательное движение рукой)
Колокольчик в игре  
(из руки в руку перекладывают дети  колокольчик)
А рыбак на удочку 
(будто закидывают удочку)
Нацепил на дудочку 
(игра на дудочке)
Колокольчик – бубенец
Наступил игре конец 
(хлопают в ладоши).

Слайд 9.

Воспитатель: Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Обычно колокола отливали из меди и бронзы. Иногда их покрывали золотым сплавом. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением.

Слайд 10. Колокол, как человек - имеет уши, за которые  колокол подвешивают, язык – металлическая палка с веревкой, за которую  раскачивают язык, ударяя о пояс  -  самое широкое место колокола, его край и туловище – сам колокол.

Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия: Сысой, Лебедь, Ясак, Красный и т.д. Каждый колокол звенел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие, массивные, звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола маленькие, изящные звенели нежно да звонко.

Воспитатель:  Как вы думаете, для чего колокола устанавливали на высоких башнях?

Дети: чтобы слышно было далеко.

Воспитатель: Правильно, колокола  вешали на высокие колокольни или звонницы, потому что  они были самыми высокими строениями, что  позволяло слышать колокольный звон на большое расстояние.

Но не каждый человек заставит петь колокол. Кто знает, как называют человека, который звонит в колокола?
Дети: звонарь.

Слайд 11. На звонаря надо учиться и мастерство приходит с годами. Колокольный звон - это целая наука. Он бывает разный и имеет свое название:
Благовест, Трезвон, Перезвон, Красный звон.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется самый большой  колокол?

Слайд 12. Дети: Царь-колокол.

Воспитатель:  он находится в Москве, столице нашей родины. Царь-колокол никогда не звонил, он является уникальным памятником России.
Воспитатель: колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры, их вешали под дугу лошадям.

Бродячие артисты - скоморохи пришивали колокольчики – бубенчики на свои колпаки и своим звоном веселили народ.

А как вы думаете, где ещё использовали колокольчики?

Слайд 13.  Дети: в колокольчик звонили во входную дверь; вешали животным на шею, чтобы они не потерялись; колокольчиками украшают ёлки; в школе приглашает на уроки, используют в оркестрах, а также в разных играх.

3. Заключительная часть

Д.и. «Угадай, где звенит?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по плаванию с элементами развивающего обучения и интеграции в познавательной области для старшей группы Колокольчики инструктора по плаванию Кривченко А.А.

Конспект открытого занятия по плаванию с элементами развивающего обучения и интеграцией в познавательную область для старшей группы Колокольчики инструктора по плаванию Кривченко А.А.Разминка в танце ...

Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...

Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Колокольчик” Тема: «Волшебный Новый Год»

Новый год отмечают не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Хотите узнать, как же именно его отмечают? Сейчас я предлагаю вам превратиться в путешественников и отправиться в пу...

Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...