Экологическая тропа
проект по окружающему миру (средняя группа)

Смирнова Гульчячак Марсовна

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx172.39 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: Экологическая тропа

МАДОУ «Детский сад № 98»

Цель. Формирование начальных основ экологического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Задачи:

  • Развитие познавательного интереса к миру природы.
  • Воспитание осознанного отношения к природе. Формирование системы экологических знаний и представлений.
  • Расширение представлений о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде.
  • Формирование навыков культурного поведения в природе.
  • Привлечение детей к участию в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
  • Воспитание любви к природе,  привлечение внимания к проблемам окружающей среды города.
  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
  • Развитие эстетических чувств (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее).
  • Развитие речи детей, внимания, умения анализировать содержание вопросов, загадок и давать полный содержательный ответ на них. Развитие навыков выразительного чтения  стихотворений.
  • Знакомство детей с русскими народными играми, плясками.
  • Формирование у родителей активной позиции к вопросам экологического образования, повышение уровня экологической компетентности родителей.

Вид, тип проекта: образовательный, долгосрочный, групповой.

Место проведения: территория детского сада.

Сроки реализации: средняя, старшая, подготовительная группа.

Участники: воспитанники, родители, педагоги.

Возраст детей: с 4-х до 7-ми лет.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разработана на основе интегрированного подхода к экологическому воспитанию в ДОУ. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, беседуют, экспериментируют, рисуют, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы, отгадывают загадки т.д.

Формы и методы работы: наблюдения во время прогулок, целенаправленные экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, труд в природе, создание коллекций, гербариев, познавательно-исследовательская деятельность, игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые), инсценировки, продуктивная художественная деятельность.

Формы и методы работы с родителями: родительские собрания, КВН, семейные проекты, участие в конкурсах, совместных развлечениях и досугах, субботниках, экологических акциях.

Ожидаемый результат. 

  • Сформированы основы экологической культуры.
  • Дети имеют представления о живой и неживой природе и взаимосвязях в ней.
  • Проявляют познавательный интерес к миру природы.
  • Создана на территории ДОУ экологически благоприятная среда.
  • Сформирована экологическая компетентность родителей по теме проекта.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный.

II этап – основной.

III этап – заключительный.

I этап. Подготовительный.

  • Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
  • Составление картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов.
  • Выбор вместе с детьми хозяина тропы - сказочного персонажа.
  • Составление паспорта всех станций тропы.
  • Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую станцию.
  • Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой станции.
  • Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
  • Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, и т.п.).
  • Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

II этап. Основной.

Работа с детьми по экологической тропе в соответствии со временем года и задачами.

III этап. Заключительный.

Средняя группа.

  • Развлечение «В гостях у Лесовичка».
  • Создание на территории детского сада экологической тропы.
  • Обогащение уголка природы, дополнение его разнообразным материалом (гербарий, иллюстрации на разные экологические темы).

Старшая группа. 

  • Праздник «День земли».
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды экологической направленности в группе и на территории детского сада.

Подготовительная группа.

  • Шефство над средней группой «Нас познакомили, и мы познакомим малышей с природой».
  • Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды.

      Станции экологической тропы:

  1. Птичья столовая.
  2. Сказочная полянка.
  3. «Здоровей-ка».
  4. Грустный Ёжик.
  5. Лес полный чудес.
  6. Огород «Витаминный».
  7. Речка Уржумка.
  8. Лягушка Царевна.
  9. Радуга цветов.

Актуальность

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.

Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Дети неплохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В нашей группе мы стараемся создать систему экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры. Поэтому мы создали экологическую тропу, где дети непосредственно смогут общаться с природой, воочию наблюдать  явления природы, восхищаться красотой окружающего.

Паспорт экологической тропы

Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений и животных, взаимосвязями между ними, представить на практике природоохранную деятельность.

ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ

  1. Птичья столовая.

Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих птицах, узнают их на картинках. Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьей столовой» (скворечник, кормушки), беседует с детьми о птицах, их особенностях, внешнем виде, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам, предлагает насыпать корм в кормушки и понаблюдать за птицами.

  1. Сказочная полянка.

Дети в игровой форме узнают персонажей разных сказок, отгадывают загадки, рассматривают различные иллюстрации из сказок. Играют с Буратино. Педагог обогащает словарный запас. Закрепляет у детей умение отвечать полным предложением, рассуждать.

  1. «Здоровей-ка».

Дети отправляются в волшебную страну, где находят волшебную поляну с цветами и с разными заданиями. А ещё там растёт чудо дерево, которое рассказывает детям о здоровье как об одном из главных ценностей жизни, которое необходимо беречь. Педагог прививает детям здоровый образ жизни, желание заботится о своем здоровье. Создает радостное настроение.

  1. Грустный Ёжик.

Дети знакомятся с Ёжиком, узнают, почему он такой грустный, повторяют  правила поведения в природе (используются экологические знаки, расположенные по периметру поляны для отдыха), рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:

- Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума.

- Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

- С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.

- С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

  1. Лес, полный чудес.

Станция включает, разные породы деревьев смешанного леса (берёза, рябина, черёмуха). Дети рассматривают и наблюдают за деревьями, сравнивают их, отгадывают загадки про животных, играют в игры, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок (листья, и т.д.). Педагог беседует с детьми об обитателях леса (растениях, животных, насекомых), организует словесные и подвижные игры. Закрепляет умение пользоваться лупами для наблюдений.

  1. Огород «Витаминный».

Взяв с собой семена, грабли, лейки идут на огород. Дети совместно с взрослыми делают бороздки и в них на определенном расстоянии кладут семена выбранных растений. Борозды засыпают землей, поливают. Наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями полив, прополка, рыхление, сбор урожая.  Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, поиграть в игры, обсудить пословицы о труде, о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого.

  1. Речка Уржумка.

Дети рассматривают речку в разное время года, растения, растущие по берегам, насекомых, которые обитают возле речки, наблюдают за изменениями живых объектов природы по сезонам, отгадывают загадки, связанные с речкой и его обитателями. Педагог, беседует с детьми об обитателях водоёма (растения, животные, насекомые), как меняется среда обитания в зависимости от времени года.

  1. Лягушка Царевна.

Уточняются и расширяются знания детей о жизни лягушек в природе, о среде их обитания, особенностях внешнего вида, повадках, питании, передвижении, размножении, образе жизни в разное время года, пополняется словарный запас детей. Формируются представления о пользе и взаимосвязи всех живых организмов в природе. Педагог загадывает загадки, знакомить детей с поговорками о лягушках.

  1. Радуга цветов.

Дети рассматривают цветы (флоксы, колокольчик, ромашка), наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой цветов и наслаждаются их ароматом. Знакомятся со строением цветка, условиями, необходимыми для выращивания цветов. Трудятся, поливая цветы на клумбах. Педагог беседует с детьми о цветах, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, закрепляет умение читать стихи про цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....