КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста от 5 до 6 л с использованием инновационной технологии ТРИЗ «Беседа о русской березе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Миронова Нина Федоровна

Конспект НОД знакомит детей с природой Подмосковья дает представления детям о различных видах берез, которые есть в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_beseda_o_russkoy_bereze.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №1 «Теремок» г. Протвино, Московской области

                                       КОНСПЕКТ

     непосредственно образовательной деятельности

                для детей старшего возраста от 5 до 6 лет

                 с использованием инновационной  технологии ТРИЗ

          «Беседа о русской березе»

                составил:

         Миронова Н.Ф.

         воспитатель МАДОУ

                                                                                    «Детский сад №1 «Теремок»

                                         г. Протвино, 2020г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с использованием инновационной технологии ТРИЗ (структурный подход)

в старшей группе детского сада возраст от 5 до 6 лет

Образовательная область: познавательное развитие.

Раздел: ознакомление с природой

Проектировочный компонент:

Тема: «Родной край. Беседа о русской березе. Рассматривание картин Васнецова и Куинджи «Березовая роща».

Программное содержание: воспитание любви к родному краю, к русской земле. Воспитание любви к живописи. Использование структурного подхода для объяснения связей между объектами и их элементами между собой.

Предварительная работа: чтение и разучивание стихов о русской березе, наблюдения за березой на прогулке.

Медиа-объекты: макет березы, репродукции картин Васнецова и Куинджи «Березовая роща», диктофонная запись звуков летнего леса.

Организационный компонент:

Материалы:

Демонстрационный: картины с изображением русской березы, альбом «Мое родное Подмосковье»

Раздаточный: картинки с изображением березы и березовой рощи в разное время года на каждого ребенка.

Занятие составлено в соответствии с СанПиН и здоровьесберегающими технологиями, направлено на развитие интереса к родной природе и положительно-эмоциональный отклик.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель обращает внимание детей на то, что к ним в группу пожаловала непростая гостья, краса русского леса – береза. Дерево, без которого нельзя представить Россию, наш родной край.

       Люблю березку русскую

       То светлую, то грустную…

Так говорил о березе поэт Александр Прокофьев.

- А какая сейчас наша гостья? (Грустная).

-  Почему она грустная? (Наступила осень. Осыпаются c березы ее листочки).

- И хотя сейчас у нее красивое разноцветное платье, которое подарила ей волшебница осень, береза все же немножко грустит.

- Давайте послушаем, что она хочет сказать нам на прощание перед долгим зимним сном.

Воспитатель включает грамзапись.

Береза: « Как грустно. Какая печальная картина. Улетают мои друзья птицы. Засохли колокольчики, которые все лето развлекали меня своим «перезвоном». Все вокруг шелестит: «Спать. Спать». А какой ужасный свирепый ветер. Он так и норовит сорвать последние листочки моего прекрасного наряда. Вот, если бы кто-нибудь напомнил мне о весне, о лете. Я тогда смогла бы перенести и этот ветер, и этот дождь, и долгую суровую зиму».

Воспитатель предлагает детям показать березе фильм с ее участием.

Дети «включают» «волшебный телевизор».

   

       Весенний лес

            Лес летом

      Лес осенью

   Береза ранней

         весной

Береза

  летом

Береза

   осенью

   Ветка с набухшими

        почками

Зеленая

   ветка

Ветка с желтыми

   листьями

 

 - Белоствольная красавица – так ласково у нас называют березу. Однако молодые побеги березы имеют бурую окраску. Белеть береза начинает лишь с 5 лет. К этому возрасту в коре образуются клетки с белым веществом – бетулином, который и придает березе белый цвет.

- А какие интересные приметы и поговорки связаны с березой!

                      Народные приметы и поговорки:

  1. Из березы течет много сока – к дождливому лету.
  2. Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое. Если ольха наперед – мокрое.
  3. Береза не угроза – где она стоит, там и шумит.

Особенно красива береза во время цветения. Цветет береза в середине мая одновременно с распусканием листьев.

Наряжается березка в листву и желтые сережки. (Воспитатель показывает рисунок или ветку березы из гербария).

- Кто знает, какой у березы плод? (Ответы)

- Плод березы – маленький орех с двумя прозрачными крыльями (показывает детям). В конце лета и в начале осени много мелких плодов разносится ветром. Существует 65 видов берез. Вот некоторые из них:

Карликовые березы – растут на Дальнем Востоке.

Карельская береза – в Карелии. Ее древесину называют мраморной за ее рисунок.

Извилистая береза – растет в Лапландии.

Черная береза – растет в США.

Полярная береза – самая маленькая и низкая.

- Береза, исконно русское дерево. Россия и береза – два неразделимых понятия. Где бы мы не находились в бескрайних просторах нашей страны, везде помним прохладу и свежесть березового леса. Но не только прохладу дарит нам береза в летний день. Из ее почек изготавливают лекарства. А какой вкусный и полезный березовый сок! Но нельзя бессердечно ранить березу, чтобы напиться ее сока. Отверстия надо делать аккуратно и обязательно, потом залепить землей.

Воспитатель просит вспомнить прогулку в лес. Какие деревья, кустарники они там видели. Предлагает рассмотреть альбом «Мое родное Подмосковье». Обращает внимание детей на пейзажи, изображенную растительность.

Береза «благодарит» детей за напоминание о лете. Воспитатель предлагает детям почитать стихи о березе: С.Есенина, Ф.Тютчева и др.

И. Токмакова «Береза»

               Если б дали березе расческу,

               Изменила б береза прическу:

               В речку, как в зеркало глядя,

               Причесала б кудрявые пряди.

               И вошло б у нее в привычку

               По утрам заплетать косичку.

- Дети, давайте сделаем еще один подарок для нашей гостьи. Нарисуйте ее «портрет» в красивом платьице: зеленом или ярко-желтом и подарите его ей.

Дети рисуют березу, а потом со словами пожеланий дарят ей рисунки на память.

    Береза благодарит, стряхивает последние листочки и «засыпает».

Воспитатель обращает внимание детей на то, что многие русские пейзажисты изображали на своих картинах березу, березовую рощу. Одним из таких художников был Куинджи (вносится и рассматривается его картина «Березовая роща») и Ю.В.Васнецов (вносится картина этого художника).

Воспитатель предлагает сравнить картины, почувствовать настроение художника, его манеру написания картины.

- Какое настроение вызывает у вас каждая из этих картин?

- Почему у них одно и то же название?

- Что изобразил каждый художник?

Воспитатель предлагает составить рассказ по картинам. Рассказать, что особенно понравилось и почему.

Заканчивается НОД прослушиванием записи звуков летнего леса, сделанной во время целевой прогулки.

 

Список использованной литературы:

1. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Минск, ИВЦ Минфина, 2008г.

2. Страунинг А.М.   Росток : Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста : В 2 т. : [Учеб.-метод. пособие] - Обнинск : [Принтер], 1999г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей младшего возраста с ОНР с использованием здоровьесберегающих технологий

Материал будет полезен воспитателям детского сада и родителям.  Познавательно- речевая деятельность с использованием самомассажа, дыхательных упражнений и речевых подвижных игр....

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего возраста в области «Познавательное развитие». Тема: «Страна знаний и умений» ( с использованием ИКТ)

1.     Развивать у детей представления о цвете, о длине.2.     Формировать навык понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.3....

НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста " Поможем Федоре" с использованием элементов ТРИЗ технологий

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 23 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДАС ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ...

Конспект развлечения «Путешествие в весенний лес» для детей старшего возраста c ТНР, с использованием здоровьесберегающих технологий.

Цель:Использование здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья, профилактики различных заболеваний и приобщение детей к здоровому образу жизни.Задачи:Обучающие:- продолжать учи...

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Первобытные люди» с использованием ИКТ-технологий

Цель: Формировать у старших дошкольников представлений о возникновении и истории экономики в цивилизации человечества.Задачи:1.ОбразовательныеПознакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного ч...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ старшего возраста ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВ

Одним из видов творческой деятельности детей дошкольного возраста является художественно-изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Аппликация весьма актуальна в работе с детьми. Вед...