Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: «Незнайка и мороженое»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Негородова Людмила Николаевна.

Материал может использоваться в дошкольных учреждениях. По познавательно - исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neznaika.docx26.35 КБ
Файл neznaika.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность.

Тема: «Незнайка и мороженое»

Цель:

  • Познавательное развитие:

- Закреплять знания детей о тепловых явлениях и теплопередаче.

- Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

-Учить рассуждать, устанавливать  простейшие  связи  между  предметами  и  явлениями, делать простейшие обобщения  и выводы.

- Формировать первичные  представления  об  объектах  окружающего

          мира, умение обследовать предметы разной формы.

           - Расширять представления о  фактуре предметов  (гладкий, пушистый,

           холодный,  шероховатый  и  т. п.).

  • Социально – коммуникативное развитие:

     - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку

сообща  играть, заниматься.

  • Речевое развитие:

     -Развивать умение поддерживать беседу.

     -Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или  

      несогласие с ответом товарища.

  • Физическое развитие:

-Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания. Акцентировать внимание детей на особенностях организма и здоровья (Если есть мороженое большими кусочками, заболит горло).

     - Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения, согласовывать речь с движением.

     -Развивать общую и тонкую моторику.

      Интеграция: Познавательное, Социально – коммуникативное, Физическое, Речевое развитие.

Виды деятельности: Познавательно - исследовательская, коммуникативная, двигательная, ситуативная беседа.

 Материал:

-Два кусочка мороженого,  два   маленьких  блюдечка,   меховая  варежка, шубка, поднос, салфетка.

-Предметные и сюжетные картинки, характеризующие признаки разных времен года.

Ход:

Организационный момент.

1,2,3,4,5

Я зову вас всех играть.

Вместе за руки возьмемся,

и друг другу улыбнемся,

ты мой друг и я твой друг

Встанем мы в широкий круг.

Воспитатель: Чтобы разбудить наши глазки, сделаем зарядку.

(Дети разогревают руки массажными движениями, сопровождая их пальчиковой гимнастикой)

Пальчиковая гимнастика  «У меня есть две руки»

У меня есть две руки,

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и веселых,

Быстрых чудо - мальчиков.

Будут-будут наши пальчики

трудиться,

Не пристало чудо - мальчикам

лениться!

Сюрпризный момент

«Узнай, что находится под салфеткой»

(Ребята обследуют предмет, лежащий на подносе под салфеткой, называя его признаки)

Дети: холодный, легкий, маленький, твёрдый и т.д.

Ситуативная беседа.

Воспитатель: как вы думаете, что лежит под салфеткой?

Дети: Мороженое.

Воспитатель:   Ребята,   вы   любите   мороженое?   А   какое   оно, мороженое?  Что  можно  про  него  сказать?  

Дети: Вкусное,  холодное,  сладкое.

Воспитатель: А  если  мороженое  будет  лежать  в  тепле,  что  с  ним  будет?  Дети: Растает.

Воспитатель: Правильно,  мороженое  холодное, а в  тепле  оно растает. А   что   же   нужно  сделать,   чтобы   мороженое   не  таяло?

Дети: Положить  в холодильник, съесть.

Воспитатель рассказывает историю про Незнайку.

Воспитатель: Послушайте историю, которая приключилась с Незнайкой.

Однажды   Незнайка   купил   два   эскимо,   вкусных,   холодных!   Одно

мороженое   он   решил   сам   съесть,   а   другое   хотел   подарить   своей

подруге  Кнопочке.  Но  оказалось,  что  Кнопочки  ушла  гулять  в  лес,

и  решил  Незнайка  оставить для  нее  мороженое  на  блюдечке.  Знайка

увидел   мороженое   и  спросил   у   Незнайки:

-  «Незнайка,   почему  ты мороженое   положил   на   блюдечко?   Ведь   оно   быстро   растает!»

-«А  куда  же  мне  еще  ею  положить?  Холодильника  у  нас  нет!»

 Знайка говорит:  «Незнайка,  если  ты  хочешь  на  некоторое  время  сохранить мороженое,  то это можно  сделать  и  без  холодильника».

Воспитатель: Ребята,  а вы   можете  решить  эту  задачу?   Как  сохранить  мороженое  на  некоторое   время   без  холодильника?

Дети: Никак нельзя, оно растает, надо быстрее съесть.

Воспитатель    выслушивает   ответы   детей.

Воспитатель: А знаете, что предложил сделать Знайка:

- «Положи  мороженое  во  что-нибудь,  например,  в  варежку,  или  в  шубу».  А  Незнайка  засмеялся:

«Да   в  шубе   или   в  варежке   мороженое  сразу  растает!   Ведь  варежку

для   того   и   надевают,   чтобы   она   грела!   Варежка   руку  согревает,   а

если   мы  в  нее  положим  мороженое,  то  оно  растает!»  Знайка  отвечает:  «Ну,  раз  ты  мне  не  веришь,  давай  проведем  опыт  и  посмотрим.

Проводится опыт.

Педагог  предлагает  детям  проделать  опыт:  «У  меня  здесь два  кусочка  мороженого.  (Показывает.)  Один  кусочек  мороженого мы  положим  на

блюдечко,  а  другой   кусочек   тоже  положим   на  блюдечко, но поместим  его  в  варежку.  Если  варежка  греет,  то  в  ней  мороженое  растает быстрее.  (Раскладывают кусочки  мороженого.)

 Воспитатель: Пока наше мороженое тает, мы с вами пойдём делать зарядку.

Физминутка «Зарядка» 

Каждый день по утрам

Делаем зарядку

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Раз - весело шагать

Два - руки поднимать

Три - приседать и вставать

Четыре - прыгать и скакать.

Зрительная минутка, работа на тренажёре  «Солнышко», по системе Ковалёва В.А.

(Дети встают около стульчиков, следят глазками за открывающимися «Солнышками» на варежках воспитателя).

Дети садятся на стульчики

 Ситуативный разговор.

Воспитатель показывает  предметные и сюжетные картинки (в чёрно – белом варианте), с изображёнными на них признаками разных времён года.

Воспитатель:

-Какое время года зашифровано на картинке?

Де т  и:  Зима или  лето.

(Необходимо добиваться полного, аргументированного ответа)

Дети: Я думаю, что на этой картинке зашифрована зима (лето), потому, что: кругом лежит снег, много цветов, листьев на деревьях и т.д.

Воспитатель: А  на этой  картинке,  какое  время  года?  (воспитатель показывает картинку:  мальчик с  зонтиком,  в  плаще,  идет  дождь.)

Д е т и:   Весна.  Осень.

Воспитатель: Одни  считают,  что  это  весна,  другие, что осень. Как тут быть?

Дети: Весной  бывает  и  холодно,  и  тепло,  и  осенью  бывает  тоже  и холодно и  тепло.  Весной  идет  дождь,  и  осенью  идет  дождь.

Воспитатель: Но  давайте все  же  выясним,  чем  же  отличается  весна  от  осени.   Посмотрите на эту  картинку.  Что  здесь  изображено?  (На  картинке  бегут   ручьи, тает снег.)

Д е т и.:  Весна.

Воспитатель:  Снег  и  лед  весной...

Д е т и:   Тают.

Воспитатель: И  становится  все  теплее  и  теплее.  А  теперь

смотрите  вот  на  эту  картинку.   (На  картинке  осенний  лес,  опавшие

листья.)  Что  здесь  изображено?

Д е т и.  Осень.

Воспитатель: Если  весной  все  теплее  и  теплее,  то  осенью.

Д е т и:  Холоднее  и  холоднее.

Воспитатель: Совершенно  верно.  Весной  теплеет,  а  осень холоднеет,  замерзает.  Весной  все  нагревается,  вес  к лету  идет,  a  осенью

все  охлаждается,  все  к  зиме  идет.  

Воспитатель: Как   вы  думаете,   ребята,  где растаяло быстрее   мороженое, в варежке или на столе?  Сейчас  проверим...

Воспитатель подводит детей к столу.

Воспитатель: А  теперь  давайте  посмотрим,  где у нас  быстрее  растаяло   мороженое…..

Педагог  вынимает  блюдечко  из  варежки   и  сравнивает  количество

растаявшего   мороженого:   «Смотрите,   ребята!   А   в   варежке   луж

меньше.  Значит,  в  варежке  мороженое тает  медленнее.  Знаете,  почему?

Вы  все  думали,  что  варежка  греет.  Запомните,  ребята,  варежка или пальто  не  греют,  не  нагревают.  Вы  же  помните,  что  может  нагревать?

Дети: огонь,  электрическая  плитка,  солнечные  лучи.  

Воспитатель: А  варежка  просто сохраняет  тепло. Если  вы  наденете  варежку,  то  ваше  тепло,  тепло  вашей руки  ветер  и  мороз  не  заберут,  варежка  не  отпустит  тепло.  Так  же  и с мороженым,  ведь  варежка  сохраняет  и  бережет  не  только  тепло,  и холод!  Не  дает  мороженому  нагреться  —  не  пропускает теплый  воздух и  оно  сохраняется  в  холоде.  Правда,  тепло  все  же  подходит,  но   медленнее.

Рефлексия. Дети выходят в круг.

Воспитатель: Как же сохранить тепло и холод?

Дети: Надо  во что- то завернуть.

Воспитатель: Ребята, а какой совет вы дадите Незнайке, когда он будет кушать мороженое?

Дети: Мороженое надо кушать аккуратно, маленькими кусочками, или облизывать, или чуть- чуть  растаять на блюдце.

Воспитатель: А если мы не будем соблюдать это правило….

Дети: у нас может  заболеть горло.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность.

Тема: «Незнайка и мороженое»

Цель:

  • Познавательное развитие:

- Закреплять знания детей о тепловых явлениях и теплопередаче.

- Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

-Учить рассуждать, устанавливать  простейшие  связи  между  предметами  и  явлениями, делать простейшие обобщения  и выводы.

- Формировать первичные  представления  об  объектах  окружающего

          мира, умение обследовать предметы разной формы.

           - Расширять представления о  фактуре предметов  (гладкий, пушистый,

           холодный,  шероховатый  и  т. п.).

  • Социально – коммуникативное развитие:

     - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку

сообща  играть, заниматься.

  • Речевое развитие:

     -Развивать умение поддерживать беседу.

     -Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или  

      несогласие с ответом товарища.

  • Физическое развитие:

-Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания. Акцентировать внимание детей на особенностях организма и здоровья (Если есть мороженое большими кусочками, заболит горло).

     - Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения, согласовывать речь с движением.

     -Развивать общую и тонкую моторику.

      Интеграция: Познавательное, Социально – коммуникативное, Физическое, Речевое развитие.

Виды деятельности: Познавательно - исследовательская, коммуникативная, двигательная, ситуативная беседа.

 Материал:

-Два кусочка мороженого,  два   маленьких  блюдечка,   меховая  варежка, шубка, поднос, салфетка.

-Предметные и сюжетные картинки, характеризующие признаки разных времен года.

Ход:

Организационный момент.

1,2,3,4,5

Я зову вас всех играть.

Вместе за руки возьмемся,

и друг другу улыбнемся,

ты мой друг и я твой друг

Встанем мы в широкий круг.

Воспитатель: Чтобы разбудить наши глазки, сделаем зарядку.

(Дети разогревают руки массажными движениями, сопровождая их пальчиковой гимнастикой)

Пальчиковая гимнастика  «У меня есть две руки»

У меня есть две руки,

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и веселых,

Быстрых чудо - мальчиков.

Будут-будут наши пальчики

трудиться,

Не пристало чудо - мальчикам

лениться!

Сюрпризный момент

«Узнай, что находится под салфеткой»

(Ребята обследуют предмет, лежащий на подносе под салфеткой, называя его признаки)

Дети: холодный, легкий, маленький, твёрдый и т.д.

Ситуативная беседа.

Воспитатель: как вы думаете, что лежит под салфеткой?

Дети: Мороженое.

Воспитатель:   Ребята,   вы   любите   мороженое?   А   какое   оно, мороженое?  Что  можно  про  него  сказать?  

Дети: Вкусное,  холодное,  сладкое.

Воспитатель: А  если  мороженое  будет  лежать  в  тепле,  что  с  ним  будет?  Дети: Растает.

Воспитатель: Правильно,  мороженое  холодное, а в  тепле  оно растает. А   что   же   нужно  сделать,   чтобы   мороженое   не  таяло?

Дети: Положить  в холодильник, съесть.

Воспитатель рассказывает историю про Незнайку.

Воспитатель: Послушайте историю, которая приключилась с Незнайкой.

Однажды   Незнайка   купил   два   эскимо,   вкусных,   холодных!   Одно

мороженое   он   решил   сам   съесть,   а   другое   хотел   подарить   своей

подруге  Кнопочке.  Но  оказалось,  что  Кнопочки  ушла  гулять  в  лес,

и  решил  Незнайка  оставить для  нее  мороженое  на  блюдечке.  Знайка

увидел   мороженое   и  спросил   у   Незнайки:

-  «Незнайка,   почему  ты мороженое   положил   на   блюдечко?   Ведь   оно   быстро   растает!»

-«А  куда  же  мне  еще  ею  положить?  Холодильника  у  нас  нет!»

 Знайка говорит:  «Незнайка,  если  ты  хочешь  на  некоторое  время  сохранить мороженое,  то это можно  сделать  и  без  холодильника».

Воспитатель: Ребята,  а вы   можете  решить  эту  задачу?   Как  сохранить  мороженое  на  некоторое   время   без  холодильника?

Дети: Никак нельзя, оно растает, надо быстрее съесть.

Воспитатель    выслушивает   ответы   детей.

Воспитатель: А знаете, что предложил сделать Знайка:

- «Положи  мороженое  во  что-нибудь,  например,  в  варежку,  или  в  шубу».  А  Незнайка  засмеялся:

«Да   в  шубе   или   в  варежке   мороженое  сразу  растает!   Ведь  варежку

для   того   и   надевают,   чтобы   она   грела!   Варежка   руку  согревает,   а

если   мы  в  нее  положим  мороженое,  то  оно  растает!»  Знайка  отвечает:  «Ну,  раз  ты  мне  не  веришь,  давай  проведем  опыт  и  посмотрим.

Проводится опыт.

Педагог  предлагает  детям  проделать  опыт:  «У  меня  здесь два  кусочка  мороженого.  (Показывает.)  Один  кусочек  мороженого мы  положим  на

блюдечко,  а  другой   кусочек   тоже  положим   на  блюдечко, но поместим  его  в  варежку.  Если  варежка  греет,  то  в  ней  мороженое  растает быстрее.  (Раскладывают кусочки  мороженого.)

 Воспитатель: Пока наше мороженое тает, мы с вами пойдём делать зарядку.

Физминутка «Зарядка» 

Каждый день по утрам

Делаем зарядку

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Раз - весело шагать

Два - руки поднимать

Три - приседать и вставать

Четыре - прыгать и скакать.

Зрительная минутка, работа на тренажёре  «Солнышко», по системе Ковалёва В.А.

(Дети встают около стульчиков, следят глазками за открывающимися «Солнышками» на варежках воспитателя).

Дети садятся на стульчики

 Ситуативный разговор.

Воспитатель показывает  предметные и сюжетные картинки (в чёрно – белом варианте), с изображёнными на них признаками разных времён года.

Воспитатель:

-Какое время года зашифровано на картинке?

Де т  и:  Зима или  лето.

(Необходимо добиваться полного, аргументированного ответа)

Дети: Я думаю, что на этой картинке зашифрована зима (лето), потому, что: кругом лежит снег, много цветов, листьев на деревьях и т.д.

Воспитатель: А  на этой  картинке,  какое  время  года?  (воспитатель показывает картинку:  мальчик с  зонтиком,  в  плаще,  идет  дождь.)

Д е т и:   Весна.  Осень.

Воспитатель: Одни  считают,  что  это  весна,  другие, что осень. Как тут быть?

Дети: Весной  бывает  и  холодно,  и  тепло,  и  осенью  бывает  тоже  и холодно и  тепло.  Весной  идет  дождь,  и  осенью  идет  дождь.

Воспитатель: Но  давайте все  же  выясним,  чем  же  отличается  весна  от  осени.   Посмотрите на эту  картинку.  Что  здесь  изображено?  (На  картинке  бегут   ручьи, тает снег.)

Д е т и.:  Весна.

Воспитатель:  Снег  и  лед  весной...

Д е т и:   Тают.

Воспитатель: И  становится  все  теплее  и  теплее.  А  теперь

смотрите  вот  на  эту  картинку.   (На  картинке  осенний  лес,  опавшие

листья.)  Что  здесь  изображено?

Д е т и.  Осень.

Воспитатель: Если  весной  все  теплее  и  теплее,  то  осенью.

Д е т и:  Холоднее  и  холоднее.

Воспитатель: Совершенно  верно.  Весной  теплеет,  а  осень холоднеет,  замерзает.  Весной  все  нагревается,  вес  к лету  идет,  a  осенью

все  охлаждается,  все  к  зиме  идет.  

Воспитатель: Как   вы  думаете,   ребята,  где растаяло быстрее   мороженое, в варежке или на столе?  Сейчас  проверим...

Воспитатель подводит детей к столу.

Воспитатель: А  теперь  давайте  посмотрим,  где у нас  быстрее  растаяло   мороженое…..

Педагог  вынимает  блюдечко  из  варежки   и  сравнивает  количество

растаявшего   мороженого:   «Смотрите,   ребята!   А   в   варежке   луж

меньше.  Значит,  в  варежке  мороженое тает  медленнее.  Знаете,  почему?

Вы  все  думали,  что  варежка  греет.  Запомните,  ребята,  варежка или пальто  не  греют,  не  нагревают.  Вы  же  помните,  что  может  нагревать?

Дети: огонь,  электрическая  плитка,  солнечные  лучи.  

Воспитатель: А  варежка  просто сохраняет  тепло. Если  вы  наденете  варежку,  то  ваше  тепло,  тепло  вашей руки  ветер  и  мороз  не  заберут,  варежка  не  отпустит  тепло.  Так  же  и с мороженым,  ведь  варежка  сохраняет  и  бережет  не  только  тепло,  и холод!  Не  дает  мороженому  нагреться  —  не  пропускает теплый  воздух и  оно  сохраняется  в  холоде.  Правда,  тепло  все  же  подходит,  но   медленнее.

Рефлексия. Дети выходят в круг.

Воспитатель: Как же сохранить тепло и холод?

Дети: Надо  во что- то завернуть.

Воспитатель: Ребята, а какой совет вы дадите Незнайке, когда он будет кушать мороженое?

Дети: Мороженое надо кушать аккуратно, маленькими кусочками, или облизывать, или чуть- чуть  растаять на блюдце.

Воспитатель: А если мы не будем соблюдать это правило….

Дети: у нас может  заболеть горло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) Тема: «Незнайка – путешественник»

Конспект предназначен для детей дошкольного возраста с целью развития познавательного интереса в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....

Организованная образовательная деятельность во второй группе раннего возраста Познавательное развитие. Экспериментально - исследовательская деятельность. Тема: ««Плывут кораблики».

Цель: формировать у детей представления о свойствах воды. Развивать мелкую моторику, физиологическое дыхание, вырабатывать длительную, направленную струю воздуха при выдохе. Задачи: Воспитательны...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию развитие (поисково-исследовательская деятельность) Тема: «Эти удивительные камни»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессеэкспериментирования. - Формировать представление о камнях, как части неживойприроды, о их роли в жизни человека.Задачи:Образовательные  - ...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментально-исследовательская деятельность) Тема «Магнитная лаборатория»

Данное занятие познакомит детей с понятием «магнит»; поможет сформировать представления о свойствах магнита посредством проведения практических опытов....