Открытое занятие в подготовительной группе "Наша прекрасная река Обь"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чальцева Ирина Александровна

Материал позволит включить детей в подготовку к занятию, почувствовать детям ответственность за ход занятия, погрузить воспитанников в исследование и опытно-экспериментальную деятельность.

Ссылка на презентацию    https://cloud.mail.ru/public/5911/3bBg5PEJ2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.obitateli_reki_ob.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме «Наша прекрасная река Обь»

Автор: воспитатель Чальцева И.А.

Цель: Создание условий для уточнения и систематизирования знаний детей о реке Обь и ее обитателях.

Задачи:

  • Расширять знания детей реке Обь и ее обитателях, а также их роли в жизни природы и человека;
  • Развивать умение читать условные обозначения и знаки, делать по ним выводы и формулировать умозаключения;
  • Совершенствовать умение анализировать фрагмент мультфильма и формулировать свою мысль;
  • Проводить опытно-экспериментальную работу и обобщать полученные результаты в деятельности;
  • Воспитывать бережное отношение к реке и ее обитателям и желание сохранять красоту окружающей природы.

Дети стоят в кругу взявшись за руки

Воспитатель:

Доброе утро улыбчивым лицам! (1 слайд)

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Воспитатель -А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!

- Я рада вас видеть! Вы много знаете, многое умеете, друг другу поможете, я верю, у вас все получится!

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель – (2 слайд) Сегодня я вам предлагаю на этом занятии побыть в роли сотрудников Сибирского отделения Российской академии наук, настоящими учеными-исследователями важной части нашего города.

(3 слайд) Закройте глаза и  прислушайтесь, и потом попробуйте угадать, что мы с вами будем изучать. (Звучит аудиозапись шум реки.)

- Что вы слышали? (Шум реки.) Сегодня мы с вами попробуем исследовать реку нашего района и города. Кто знает, как она называется? (река Обь)

Воспитатель: (4 слайд) Обь - река в Западной Сибири. Одна из крупнейших рек в мире. Берёт начало при слиянии Бии и Катуни. Существует одна из версий, откуда река получила такое название, данное русскими - “обе”, то есть “обе реки” — “Обь”, имея в виду две реки — Катунь и Бию, слившиеся в Обь.

(5 слайд) Обь судоходна на всем протяжении. На Оби существуют интересные и увлекательные речные круизы. На реке можно заниматься различными водными видами спорта. Некоторые отдыхающие сплавляются по реке, несмотря на не очень интенсивное течение.

Издавна на Оби было развито рыболовство. В настоящий момент в водах Оби и Обской губы обитает около 50 видов и подвидов рыб, половина из них имеет промышленную ценность. Предлагаю обратить ваше внимание на наиболее ценные виды (щука, карась, кумжа, стерлядь, налим, нельма).

(6 слайд) Сообщение ребенка: Налим имеет тело удлинённое, невысокое, округлое в передней части и сильно сжатое с боков - в задней. Голова уплощена. Глаза маленькие. Рот большой, нижняя челюсть короче верхней. Налим более активен в холодной воде. Старшие особи поедают молодь донных рыб, а также лягушек, речных раков, моллюсков. Может поедать разлагающихся животных.

(7 слайд) Воспитатель: Карась – небольшая рыба, водится в большом количестве, питается растениями, мелким планктоном и останками умерших животных, очень живуч, впадает в спячку зимой и выдерживает промерзание водоема до дна.

(8 слайд) Кумжа – лосось, красная рыба с крупной красной икрой, молодь живет в пресной воде 3-7 лет.

(9 слайд) Сообщение ребенка: Взрослая щука имеет удлиненное, сжатое с боков тело и огромную пасть, усаженную острыми, отгибающимися назад зубами. Окраска щуки чаще всего пятнистая или полосатая и до чрезвычайности изменчивая. На чистой неглубокой воде она светлей, в глубоких местах - темней. Эта способность делаться малозаметной позволяет ей весьма успешно охотиться за добычей. Щука – хищник, но также может питаться жуками, клопами, лягушками,

Воспитателя Щука хватает также куликов, утят и случайно попавших в воду мышей или ящериц. Несмотря на прожорливость, в щука играет и положительную роль. Уничтожая больных и ослабевших рыб, она оздоровляет водоем.

(10 слайд) Воспитатель Нельма – Очень ценная промысловая рыба из-за исключительно нежного, жирного белого мяса. Поэтому нельма занесена в Красную книгу, так как интенсивный вылов и ухудшение экологической ситуации на водоемах, прежде всего загрязнение, сильно уменьшили ее численность. Необходимые меры по охране — это искусственное разведение, то есть человек выращивает до взрослого возраста нельму и выпускает ее в реки.

Также жителями реки Обь являются и некоторые другие животные, такие как бобры, ондатры и выдры.

(11 слайд) Сообщение ребенка: Бобр - второй по величине грызун мира: его длина с хвостом достигает 1 метра и более, а весит он порой более 30 килограммов. У бобра хвост. плоский, широкий и кожистый, он имеет большое значение. В первую очередь, это весло, помогающее грызуну быстро плавать под водой. Кроме того, хвост служит своему хозяину опорой на суше, когда он садится на задние лапы. Он же и средство общения: громкий шлепок хвоста по водной глади может отпугнуть незваного пришельца или сообщить сородичам об опасности. А еще голый хвост охлаждает зверя в жару.

Воспитатель Мех бобра плотен, так что зимой ледяная вода не проберет животное не то что до костей, а даже до кожи — подшерсток ее попросту не пропустит. Как вы знаете Бобры — прекрасные строители. Причем строят не только плотины, но и хатки. В этом бобру помогают мощные челюсти, которые способны прогрызать дерево шириной до полутора метров.  Селятся в тех частях Оби, где течение замедленно.

Питается корой и тонкими ветками деревьев, предпочитая осину, иву, берёзу, водными и прибрежными травянистыми растениями. Даёт ценную пушнину и бобровую струю, используемую в парфюмерии и медицине. Мясо используют в пищу.

Воспитатель -Но не только рыбой и грызунами богата Обь, в ней обитают также лягушки, ракообразные и моллюски.

(12 слайд) Сообщение ребенка: Рак речной. Имея огромные цепкие клешни, одетый в кольчугу рак, тем не менее очень мирное создание: кормится планктоном, поедает личинок комаров, улиток, ест богатые солями извести растения, подбирает мертвых животных и тем самым выполняет роль санитара в реке.

Воспитатель В момент опасности медленный, неуклюжий рак защищается с молниеносной быстротой. Он умеет мгновенно схватить и защемить нападающего клешнями, так же мгновенно, ударив хвостом о воду, отбросить тело назад, прочь от опасного места.

(13 слайд) Сообщение ребенка: Беззубки – это моллюски, которые живут в несоленой воде. Раковина небольшая, с ладошку ребенка 5-6 лет, тонкая и внутри разноцветная. Зубов нет. Они малоподвижны. Нога у двустворчатых моллюсков весьма неуклюжа и напоминает по форме топор или клин. Беззубки питаются частицами и микроорганизмами, которые поступают с током воды в ее полость. Беззубки являются хорошими фильтраторами воды, очищая ее от вредных частиц.

(14 слайд) Воспитатель – Предлагаю вам собрать разрезные фотографии обитателей реки Обь и еще раз назвать их.

Дети подходят к столу. У каждого ребенка разрезная фотография одного из обитателей реки. Необходимо правильно сложить картинку (стоя) и назвать животного.

Воспитатель  -Молодцы. Вы справились с поставленной перед вами задачей.

Все эти животные обитают в одном общем доме – реке Обь. (15 слайд)  Но несладко им там порой приходится: люди, не всегда задумываются о последствиях, загрязняют и саму воду в реке, и ее берега различными бытовыми отходами. Что же может произойти с животными реки Обь?

Дети –Они могут погибнуть, если не очищать водоем.

Дети садятся на стульчики.

 Предлагаю на эту тему посмотреть небольшой отрывок из мультфильма о Чебурашке и крокодиле Гене. (16 слайд)

Воспитатель – Предлагаю вам- ученым-исследователям порассуждать над вопросами:

1. С какой проблемой столкнулись герои мультфильма?

2. Как вы думаете, что сказала бы вода, если бы она умела говорить?

3. Что явилось источником загрязнения реки?

4. Какой выход нашёл крокодил Гена?

5. Что бы вы предложили в данной ситуации?

6. Как люди должны вести себя возле побережья водоема? (17 слайд)

Воспитатель. Давайте попробуем вместе назвать правила поведения людей у воды.

Попробуйте подобрать название для знаков. (18-25 слайд)

Воспитатель (26 слайд) Как вы считаете, можно ли пить грязную воду? Почему? (нет, там много вредных бактерий)

Воспитатель -Откуда в наших кранах поступает вода? (Из реки Обь)

Воспитатель -Думаете, как можно добиться того, чтобы вода в водоемах была чистой? Как это сделать?

Дети - Да, можно построить очистительные сооружения.

Воспитатель Одним из средств очищения воды могут служить фильтры, которые не дают загрязняющим и вредным веществам попадать в реку, если заводы сливают ненужную использованную грязную воду в нее. Предлагаю в нашем Сибирском отделении Российской академии наук пройти в лабораторию.

(27 слайд) -Как вы думаете, вы можете создать фильтр и очистить эту грязную воду в стаканах?

У каждого из вас есть стаканы с водой. Что вы заметили на дне стаканов? (грязь)

Вода в реке движется по течению. Возьмите ложечки и перемешайте воду. Какая она стала? (мутная, грязная) Так и в реке Обь со дна поднимается все частички.

А откуда берется вода в кранах? (из реки)

Почему она тогда прозрачная? (проходит через очистительные сооружения)

Опыт с грязной водой (фильтр: два ватных диска, активированный уголь; воронка).

Обсуждение опыта (что было на столах у каждого, что из этого изготовили, какой опыт провели, что получили в результате).

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. (28 слайд)

Воспитатель -Как думаете, когда только люди смогут справиться с общей бедой – загрязнение реки Обь?

Дети -Когда все люди вместе и сообща начнут действовать.

Рефлексия -Что нового узнали о пользе животных нашей реки? -Что было сложным? -Сможете ли вы дома самостоятельно изготовить фильтры для очистки воды?

Воспитатель –Я желаю вам, мои маленькие ученые-исследователи, чтобы вы, когда вырастете, создали новые полезные очистительные фильтры, и никогда не забывали, что мы все вместе живем на одной большой планете Земля, и что от каждого из нас зависит, останется ли она прекрасной или погибнет. Все в наших с вами руках!

Карась – небольшая рыба, водится в большом количестве, питается растениями, мелким планктоном и останками умерших животных, очень живуч, впадает в спячку зимой и выдерживает промерзание водоема до дна.

Кумжа – лосось, красная рыба с крупной красной икрой, молодь живет в пресной воде 3-7 лет.

Налим – более активен в холодной воде, поедает молодь донных рыб, лягушек, раков, моллюсков, разлагающихся животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Прекрасна ты, осенняя пора!"

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Прекрасна ты, осенняя пора!"...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: Чудо-чудное, диво дивное—золотая хохлома. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

Прдолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; продолжать знакомить с русской ...

Открытое занятие "Жилище человека. Путешествие по реке времени"

Данное открытое занятие помогает детям узнать как обустраивал своё жилище человек с древних времен до нашего времени....


 

Комментарии

Чальцева Ирина Александровна

К сожалению презентация не загружается (слишком тяжелая). Попробую позже.