План Экономического воспитания
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Назаренко Марина Владимировна

Экономическое воспитание — это процесс, который направлен на взаимодействия взрослого и ребёнка. Он формирует духовную основу ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, помогает сформировать у ребёнка морально экономические качества, которые помогут ему для развития интереса в мире экономики. Вводя ребёнка в мир экономики, мы помогаем ему, раскрыть окружающий мир духовных и материальных ценностей. Ребёнок в нынешней жизни является равноправным членом общества. Он с ранних пор участвует в жизни своих родителей, когда вместе с ними ходит в магазин делать покупки, слышит слова «дёшево», «дорого», деньги», цена», «заработать». Главной целью экономики для дошкольников является формирование навыков и умений, ознакомление с современными рыночными отношениями. Давая понятие об экономике в раннем возрасте, мы тем самым помогаем ребёнку, лучше адаптироваться в современном обществе, строить свою жизнь более организовано, самостоятельно, творчески. В процессе экономического воспитания, у ребёнка развивается мышление, приобретаются определённые экономические навыки, которые пригодятся ему в жизни. Основной задачей родителей и воспитателей является, донесение до ребёнка информации и умении правильно ей пользоваться. Процесс экономического воспитания может осуществляться разными формами. Ведущей формой обучение в дошкольном возрасте является игровая деятельность. «Игра — это большое светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» (В. А. Сухомлинский.) Основы экономической культуры легче зарождаются и проявляются в игре. В игре, у ребёнка раскрываются творческие способности, индивидуальность. В ходе игры он закрепляет, знания, которые получил на занятиях, экскурсиях, во время бесед, чтения художественной литературы. Через игру ребёнок осваивает и познаёт мир, осознаёт своё «я» и определяет своё место в системе общественных отношений. Игра помогает воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре ребёнок моделирует жизненные ситуации, через игру, происходит знакомство с социальной действительностью. Дети учатся ориентироваться в экономических понятиях, происходит формирование базы социального развития ребёнка, сопричастность его к окружающей действительности. При помощи игры дошкольника легче научить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания в вести в мир вещей, предметов и взаимоотношений. Экономические знания придают социальную направленность, что позволит ребёнку впоследствии, выстраивать правильную линию собственного поведения, способом зарабатывания и разумному использованию. Благоприятные, комфортные условия, созданные в группе позволяют каждому ребенку реализовать свои способности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План Экономического воспитания23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Содержание работы

Задачи

Форма работы

 Сентябрь

Банк. Банкир.

 1 В «Лесной академии» Гнома Эконома.

Учить применять знания, полученные от уроков Миши – бизнесмена. Стимулировать познавательную активность детей, творчество, фантазию.

 Вводное занятие познавательного развития.

 2 Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать.

Дать понятие о сберегательном банке, разъяснить, что в банке деньги не только хранятся, но и «растут».

 Совместно – самостоятельная деятельность: чтение художественной литературы.

 3 Для чего нужен сберегательный банк?

Раскрыть детям смысл вложения денег в сберегательный банк.

 Игровая ситуация.

 4 «Домик – копилка» - уроки Гнома Эконома, «Волшебный огонек», «Оптовичок».

Развивать умение считать, используя действия сложения и вычитания над числами. Раскрыть сущность понятий: накопление, денежная прибыль, долг, доход, расход.

 Занятие по математике. Дид. игра «Живая картина»

 5 Рынок

Раскрыть детям сущность понятий: прибыль, долг, зависимость получаемой прибыли от качества товара.

Сюжетно – дидактическая игра.

 6 Банк

 Расширить первичное представление детей о некоторых операциях, производимых в банке.

Сюжетно – дидактическая игра.

 Октябрь.

Орудия труда, материалы (ресурсы). Экономия.

 1 Кому что нужно для работы.

Закрепить знания об орудиях труда повара, плотника, художника – оформителя, кассира, закройщика; выделить их роль в изготовлении товара, сформировать умение рационально использовать материал.

Игра – занятие по познавательному развитию

 2 Как сделать лучше и быстрее.

Показать детям, что результат работы зависит от выбранного способа действий.

Игровая ситуация.

 3 Маршрут товаров.

Развивать у детей умение определять по схеме самый короткий путь (маршрут); показать зависимость между расстоянием и временем, затраченным на передвижение.

Игровая ситуация.

 4 Праздник в Мишином магазине.

Дать понятие о благотворительности и о том, почему она приносит не только добро, но и выгоду.

Совместно – самостоятельная деятельность: чтение художественной литературы.

 5 «Как Миша задумал ярмарку в лесу устроить…» «Представь себя…»

Объяснить, почему устраиваются ярмарки и кому от этого польза.

Совместно – самостоятельная деятельность: чтение художественной литературы.

6 А Мебельная мастерская.

Б Чего один не сделает – сделаем вместе.

Раскрыть детям значение качества выпускаемой продукции и ее польза для человека.

Игра – занятие по труду. Игровая ситуация.

В «Петушок и бобовое

зернышко»

Раскрыть цепочку связей в трудовой деятельности, показать взаимосвязь трудовых процессов, значение ответственности за качество продуктов труда.

Чтение.

7 Гном Эконом на ярмарке.

Расширить знания детей о народных промыслах, пробуждать интерес к талантам народных умельцев и художников.

Занятие по

познавательному

развитию.

8 Телепередача «Уроки

Мальвины».

Закрепить представления о содержании труда людей, цене товара; развивать умение различать цифры и монеты разного

достоинства.

Занятие по

математике.

Ноябрь.

Экономические

явления: выставка –

реклама – обмен.

1 Встеча товаров у Гнома Эконома.

Способствовать осознанию ребенком связей между названием производителя и продукцией; расширить представления о

назначении рекламы и ее видах, воспитывать уважение к труду рекламных агентов.

Игра – занятие по

познавательному

развитию.

2 Путешествие рубля.

Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах.

Совершенствовать навыки счета, умение производить арифметические действия, развивать самостоятельность мышления.

Игра – занятие по

математике.

3 Как Миша решил фабрику

построить.

Рассказать детям о том, как появляются предпринимательские идеи.

Совместно –

самостоятельная

деятельность: чтение

художественной литературы.

4 А Как тыдумаешь?

Б Найди и исправь ошибки.

Формировать логику мышления.

Экономическая

минутка.

5 Что понадобилось  Мише для изготовления стула.

Дать понятие о том, что такое средства производства и какие они бывают.

Совместно – самостоятельная

деятельность: чтение

художественной  литературы.

6 Кто чем занят  на Мишиной

фабрике?

Дать понятие о разделении труда и о том, почему все работают по- разному.

Игровая инсценировка

(использование масок) –

театрализованная

деятельность.

7 Лепим из пластилина.

Развивать умение планировать свою деятельность, действовать с учетом задания, использовать приемы рационального

Игровое упражнение по

ручному труду.

Декабрь

Сбережения

(накопления)

1 Домик-копилка.

Учить детей считать, производить действия сложения и вычитания над числами, дать понимание сущности понятий: накопление, денежная прибыль, долг. Расширить

представление детей о доходах и расходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения.

Совместно- самостоятельная

деятельность: игра.

2 Что такое сберегательный

банк и что в нем нужно сберегать.

Раскрыть детям сущность понятия «функции денег как средства накопления»

Чтение художественной

литературы.

3 «Как три поросенка хотели

Стать  экономистами»

Учить детей решать проблемные задачи, используя арифметические действия сложения и вычитания, обозначать результат цифрами и знаками (больше, меньше, равенство).

Развивать элементарное умение планировать расходы

Математическое развлечение.

4 Миша - банкир

Закрепить понятия накопление, выгода.

Чтение художественной

литературы.

5 экономические минутки

Формировать память детей, развивать логику мышления.

Совместно- самостоятельная

деятельность.

Январь

Экономические

явления.

1 На острове Заплуталия.

Развивать у детей умение подмечать в сказочных действиях экономические явления, учить преодолевать препятствия, радоваться своим и чужим достижениям, учить выделять

слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам.

Игра – занятие по познавательному развитию.

2 Интересный обмен.

Раскрыть сущность операции натурального обмена.

Игра – инсценировка.

3 Найди в сказке экономику.

Расширять знания детей о натуральном обмене товаров, подвести их к пониманию смысла выражения «равноценный обмен» (справедливый, выгодный).

Игра.

4 Рынок

Показать на примере изготовления детьми поделок из бросового материала, из пластилина, что такое прибыль, долг,

зависимость между качеством товара и прибылью.

Занятие по ИЗО

5 экономические минутки

Закрепить понятие о благотворительности, сберегательных банках.

Совместно – самостоятельная

деятельность.

Февраль.

Совместный труд.

1 «Петушок и бобовое

зернышко».

Показать детям, что совместный труд и использование рациональных способов работы уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время. Раскрыть цепочку связей в трудовой

деятельности, проиграть диалог героев, закрепить понятие о взаимозависимости трудовых процессов, значении

ответственности за качество продуктов труда, воспитывать чувства соучастия, сопереживания, радости достижения цели

Инсценирование (постановочная деятельность)

2 Кому что нужно для работы

Закрепить знания об орудиях труда повара, шофера, столяра, плотника, художника – оформителя.

Игра

3 «В гостях у Барби»

Сформировать умение рационально использовать материал, действовать с помощью чертежа, шаблона, развивать

воображение, фантазию. Расширить представление о профессии модельера.

Игровая ситуация «Дом моды

«Барби» - ручной труд (занятие)

4 экономические минутки

Активизировать мыслительную деятельность детей.

Совместно – самостоятельная

деятельность

Март

Количество и

Качество результатов труда

1 Мебельная мастерская

Раскрыть детям значение качества продукции и ее пользы для человека. Учить конструировать на примере изготовления

мебели для Миши, используя шаблон и дополнительные детали, изгибая их с помощью линейки.

Комплексное занятие по

изодеятельности и

конструированию

2 «Красивый домик» - упаковка подарка маме.

Развивать у детей умение выполнять работу точно по инструкции. Раскрыть значение внешнего вида упаковки товаров (подарка), показать разнообразие упаковок.

Комплексное занятие по

изодеятельности и

конструированию

3 что понадобилось Мише для

изготовления стула

Рассказать детям о том, что такое средства производства и какие они бывают

Совместно- самостоятельная

деятельность: чтение.

4 экономическая минутка

Учить детей находить и исправлять ошибки.

Совместно- самостоятельная

деятельность: чтение.

«Королевство Мудрецов».

Закреплять у детей навыки количественного счета, использования знаков арифметических действий в решении задач; развивать смекалку, стимулировать проявление творчества и изобретательности.

Развлечение по математике.

6 «В кафе «Лакомка»

Раскрыть детям зависимость товара от количества вложенного в него труда. Развивать коммуникативные навыки, диалогическую речь.

Дидактическая (ролевая) игра

7 Урок Гнома Эконома

«Путешествие Капа и Капельки»

Показать значимость экономического отношения к природным ресурсам.

Вечер досуга «Живая картинка»

Апрель

Валюта.

1 Волшебное превращение

денежки.

Познакомить с валютой, как денежной единицей страны, других стран.

Игровая ситуация.

2 Путешествие денежки.

Дать представление о многообразии денежных знаков в разных странах.

Игра – занятие по познавательному развитию.

3 Задачки Гнома Эконома.

Учить решать задачи, связанные с жизненными ситуациями, применять арифметические действия, а так же понимать

значение слов стоимость, дарение, прибыль и др.

Игра – занятие по математике.

4 Как на Мишиной фабрике деньги тратятся.

Рассказать детям о том, что такое издержки производства и зачем их нужно подсчитывать.

Чтение.

5 Экономические минутки.

Учить решать проблемные ситуации, оказывать помощь нуждающемуся.

Игра.

6 Почему фабрика Миши доход приносит.

От чего зависит цена (стоимость) товара.

Рассказать детям о том, какая важная вещь цена и как ее нужно назначать.

Раскрыть зависимость цены от качества и количества товара.

Чтение.

Проблемная ситуация.

7 Бартер

Путешествие товара

Путешествие товара в разные страны

Расширить знания детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товарами между людьми

Игровая ситуация.

Май.

Банк. Банкир.

Познакомить с местом, где дают деньги в долг, меняют, хранят и выплачивают. Дать знание о новой профессии – профессии банкира.

1 Дом, в котором живут деньги.

Миша – банкир.

Дать первоначальные знания о банке. Объяснить, для чего нужен банк и какую выгоду имеет Миша.

Игра-занятие по познавательному развитию.

Чтение.

2 Банк.

Расширить первоначальные представления детей о некоторых операциях, производимых в банке.

Сюжетно – дидактическая игра.

3 В гостях у семьи экономистов.

Совершенствование навыков счета, сравнение чисел, выполнение арифметических действий над числами. Закрепить сущность понятий: доход, его основные источники.

Игра – занятие по математике.

4 Почта Гнома Эконома.

Закрепить представление детей о содержании труда людей некоторых профессий (повар, портной, строитель, врач), связанных с удовлетворением потребностей людей в пище, одежде, жилье и др.

Занятие – «телепередача» по познавательному развитию.

5 Гном Эконом у архитектора.

Учить детей создавать воображаемое сооружение, используя схему, чертежи. Развивать умение использовать приемы «компьютерной графики».

Игра-занятие по конструированию.

6 «Теремок» на новый лад

Развивать у детей выдумку, сообразительность, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности

Вечер – развлечение.

КВН

Развивать внимание и самостоятельность, стремление доставить радость и получить удовольствие от игры.

Игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы по экономическому воспитанию

перспективное планирование поможет воспитателю оптимально полно преподнести детям материал....

Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказки. Старшая группа

Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста  посредством сказкиСтаршая группа  Месяц   Экономическиекатегории...

Перспективный план реализации вариативной программы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «МАГНАТ»

Сформировать экономические представления о современной жизни. Экономическое воспитание проводится по интегрированному принципу в форме специально организованных занятий: в свободном общении воспитател...

Экономическое воспитание старших дошкольников. План работы на год.

Экономика прочно вошла в нашу жизнь, и дошкольники сами требуют экономических знаний. Детей интересуют серьёзные проблемы, связанные с экономическим содержанием. Они часто задают вопросы, связанные с ...

Учебно-тематический план по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Учебно-тематический план составлен на 1 учебный год. Начинается обучение детей с 3 недели сентября по май. В начале и в конце обучения проводится диагностика знаний и умений детей на начало и конец уч...

План по самообразованию «Экономическое воспитание дошкольников»

Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к экономическим знаниям, используя для этого различные виды деятельности....

План реализации парциальной образовательной программы дошкольного воспитания «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...