Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Волшебница - соль»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Тимофеева Зоя Николаевна

Познавательно-исследовательский проект  «Волшебница - соль»

 

1.Структура проекта.

Проблема:

Соль - незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем.

Анализ ситуации

Почему соль? Чем могла заинтересовать детей обыкновенная соль, что в ней необычного. Почему не сахар или другой продукт. А все очень просто. При рисовании с детьми новогодних снежинок нетрадиционным способом (с помощью цветной соли). С этого все и началось. Тогда и возникла идея создать этот проект.

Актуальность:

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. На мой взгляд, главное достоинство метода проектирования (это проявилось и в реализации детьми проекта «Волшебница - соль») заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:

принять и освоить цель, актуальную для них;

выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;

 решать творческие споры, достигать договоренности;

 оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками;

Соль – незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем.

Цель проекта:

 Формирование представлений детей о соли как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращивание ее кристаллов.

Задачи:

1. Выяснить: что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся.

2. Стимулировать познавательный интерес ребёнка: исследовать свойства и качества, разновидности соли опытным путём, в группе вырастить кристаллы соли.

3. Побуждать ребёнка ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, радоваться процессу и результату.

4. Развивать творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки.

Продолжительность: С 21 февраля по 06 марта

Тип проекта: познавательный, исследовательский.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.

Взаимодействие с семьей

Выпуск буклетов: «Соль–друг, соль-враг», «Полезные советы»

Анкетирование  родителей на тему  «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Консультации на тему: «История соли»,

Рекомендации «Лепка из соленого теста»

Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность  «Что я знаю о соли?»

Ожидаемый результат

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»

Л. С. Выготский.

• В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол.

• Узнали много нового об особенности соли, её свойствах и качествах и разновидностях.

• Самостоятельно провели много интересных опытов с солью. Вырастили кристаллы.

• У детей повысился познавательный интерес, развиты коммуникативные навыки.

• Умеют работать в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Этапы проекта.

1 этап:

Беседы : «Что такое соль?», «Интересные факты из истории про соль», «Полезные советы», просмотр слайдов «Добыча соли», разучивание поговорок, пословиц, образных выражений про соль.

Деятельность воспитателя:

Совместно с родителями и детьми подбирает литературу

Содействует созданию проблемной ситуации

Формулирует проблемные вопросы

Формирует задачи

Деятельность детей:

Вхождение в проблему

Принятие задач

Учатся самостоятельно задавать вопросы

Выдвижение гипотезы

Формулировка темы

Планирование своей работы

2 этап: Организация предметно-развивающей среды:

Создание мини лаборатории для экспериментально-исследовательской деятельности

Создание творческой мастерской

Деятельность воспитателя:

Организует деятельность

Предлагает спланировать деятельность по решению задач

Рекомендует способы презентации проекта

Деятельность детей:

Создание сообществ детей, работа в подгруппах

Распределение амплуа

Выбирают способ презентации

3 этап: Реализация проекта

Активная экспериментально- изобретательная деятельность детей:

Сбор материла совместно с родителями творческой группы

Опытно-экспериментальная деятельность в лаборатории

Работа в творческой мастерской

Деятельность воспитателя:

Ненавязчиво контролирует работу детей в лаборатории

Практическая помощь при необходимости в творческой мастерской

Деятельность детей:

Подготовка к презентации

4 этап Презентация творческого проекта «Волшебница-соль»

Итоговое мероприятие «Путешествие по увлекательным островам»

Открытие мини музея «Волшебница соль».

Демонстрация альбома «Удивительные рисунки цветной солью»

Демонстрация альбомов: «Загадки, пословицы, стихи о соли», «Интересные сведения и факты о соли»

Вывод:

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

Список литературы

1. Воробей И. С  «Ознакомление с окружающим через познавательно – практическую деятельность в группе «Фантазёры» Мозырь ООО ИД «Белый Ветер»,2004

2. Пономарёва Л.С «Экспериментальная работа в детском саду» Мозырь «Содействие»,2008

3. Иванова А.И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва Творческий центр, 2005

4. Наш мир. Всё обо всём Москва АСТ «Астрель» Фрэндон ДЖ. 2010

5. Почемучка Москва «Педагогика» Дитрих А. 1987

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa-_sol.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект  «Волшебница - соль»

1.Структура проекта.

Проблема:

Соль - незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем.

Анализ ситуации

Почему соль? Чем могла заинтересовать детей обыкновенная соль, что в ней необычного. Почему не сахар или другой продукт. А все очень просто. При рисовании с детьми новогодних снежинок нетрадиционным способом (с помощью цветной соли). С этого все и началось. Тогда и возникла идея создать этот проект.

Актуальность:

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. На мой взгляд, главное достоинство метода проектирования (это проявилось и в реализации детьми проекта «Волшебница - соль») заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:

принять и освоить цель, актуальную для них;

выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;

 решать творческие споры, достигать договоренности;

 оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками;

Соль – незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем.

Цель проекта:

 Формирование представлений детей о соли как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращивание ее кристаллов.

Задачи:

1. Выяснить: что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся.

2. Стимулировать познавательный интерес ребёнка: исследовать свойства и качества, разновидности соли опытным путём, в группе вырастить кристаллы соли.

3. Побуждать ребёнка ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, радоваться процессу и результату.

4. Развивать творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки.

Продолжительность: С 21 февраля по 06 марта

Тип проекта: познавательный, исследовательский.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.

Взаимодействие с семьей

Выпуск буклетов: «Соль–друг, соль-враг», «Полезные советы»

Анкетирование  родителей на тему  «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Консультации на тему: «История соли»,

Рекомендации «Лепка из соленого теста»

Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность  «Что я знаю о соли?»

Ожидаемый результат

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»

Л. С. Выготский.

• В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол.

• Узнали много нового об особенности соли, её свойствах и качествах и разновидностях.

• Самостоятельно провели много интересных опытов с солью. Вырастили кристаллы.

• У детей повысился познавательный интерес, развиты коммуникативные навыки.

• Умеют работать в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Этапы проекта.

1 этап:

Беседы : «Что такое соль?», «Интересные факты из истории про соль», «Полезные советы», просмотр слайдов «Добыча соли», разучивание поговорок, пословиц, образных выражений про соль.

Деятельность воспитателя:

Совместно с родителями и детьми подбирает литературу

Содействует созданию проблемной ситуации

Формулирует проблемные вопросы

Формирует задачи

Деятельность детей:

Вхождение в проблему

Принятие задач

Учатся самостоятельно задавать вопросы

Выдвижение гипотезы

Формулировка темы

Планирование своей работы

2 этап: Организация предметно-развивающей среды:

Создание мини лаборатории для экспериментально-исследовательской деятельности

Создание творческой мастерской

Деятельность воспитателя:

Организует деятельность

Предлагает спланировать деятельность по решению задач

Рекомендует способы презентации проекта

Деятельность детей:

Создание сообществ детей, работа в подгруппах

Распределение амплуа

Выбирают способ презентации

3 этап: Реализация проекта

Активная экспериментально- изобретательная деятельность детей:

Сбор материла совместно с родителями творческой группы

Опытно-экспериментальная деятельность в лаборатории

Работа в творческой мастерской

Деятельность воспитателя:

Ненавязчиво контролирует работу детей в лаборатории

Практическая помощь при необходимости в творческой мастерской

Деятельность детей:

Подготовка к презентации

4 этап Презентация творческого проекта «Волшебница-соль»

Итоговое мероприятие «Путешествие по увлекательным островам»

Открытие мини музея «Волшебница соль».

Демонстрация альбома «Удивительные рисунки цветной солью»

Демонстрация альбомов: «Загадки, пословицы, стихи о соли», «Интересные сведения и факты о соли»

Вывод:

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

Список литературы

1. Воробей И. С  «Ознакомление с окружающим через познавательно – практическую деятельность в группе «Фантазёры» Мозырь ООО ИД «Белый Ветер»,2004

2. Пономарёва Л.С «Экспериментальная работа в детском саду» Мозырь «Содействие»,2008

3. Иванова А.И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва Творческий центр, 2005

4. Наш мир. Всё обо всём Москва АСТ «Астрель» Фрэндон ДЖ. 2010

5. Почемучка Москва «Педагогика» Дитрих А. 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский проект «Всё о соли»

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей сред...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Образовательный проект познавательно - исследовательского характера «Это удивительная соль»

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятел...

Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей старшей группы «Непоседы

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой де...

Познавательно-исследовательский проект "Эта удивительная соль".

Наука познаёт новое, пытается заглянуть за пределы Вселенной, а мы стали искать необычное рядом. Есть продукт, без которого нельзя приготовить ни одного блюда. Это соль. Мы решили пополнить знания о н...

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Волшебница вода»

Среднесрочный познавательно-исследовательский проект«Волшебница вода»Проблема:• Возможна ли жизнь на Земле без воды?• Кому нужна вода?• Что нужно делать, чтоб...