Хинганский заповедник - жемчужина Амурской области
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Валентина Климович

Занятие в подготовительной группе, сопровождающееся презентацией. Цель :знакомство с Хинганским заповедником. Задачи: воспитывать патриотические чувства, любовь к природе родного края, бережное отношение к живой природе. На занятии дети знакомятся с понятием "заповедник", получают информацию о том, какие животные и растения обитают на территории заповедника. в занятии используются дидактические игры. В конце занятия дети создают коллаж "Заповедник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovedniki.docx24.95 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в                    подготовительной группе

Тема:  «Жемчужина Амурской области -Хинганский заповедник»

Образовательная область: «познание»

Программное содержание:

- расширять представление о взаимоотношениях человека с окружающей средой, через знакомство с Хинганским заповедником;

- уточнить и расширить знания детей о родном крае

-развивать патриотические качества личности ребенка.

- уточнить и расширить представления детей об образе жизни животных Хинганского заповедника;

- учить детей давать развернутые высказывания,  воспитывать любовь к животным.

-развивать интерес к изучению родного края. Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней, чувство патриотизма.

-формировать навыки культуры поведения в природе

-воспитывать зкологическую культуру.

Планируемые результаты:

Иметь представление о Хинганском заповеднике в жизни человека. Знать  название растений, животных, птиц занесенных в «Красную книгу». Знать и соблюдать правила поведения в заповедных местах, безопасного взаимодействия с растениями и животными. .

Предварительная работа:

 Рассматривание животных и птиц по карточкам, беседа о животных и растениях родного края, ознакомление с «Красной книгой» и ее назначением, знакомство с экологическими знаками.

Ход занятия

    - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе, о ее красоте, о ее важности в жизни каждого человека. Мы все с вами зависим от природы.

-Ребята, как вы думаете, каким образом человек заботится о природе?

-Знаете ли вы, что человек может не только заботиться, но и губить природу? (Примеры)

- В настоящее время существует множество видов животных и растений, которые полностью исчезли с лица земли по вине человека. Для того, чтобы остановить исчезновение животных и растений, люди стали создавать заповедники и законы, запрещающие губить живую природу.

-А вы знаете, такое заповедник? Это природный музей,  определенная территория, которая охраняется законом. На этой территории запрещены любые виды человеческой деятельности. Природа здесь живет по своим законам. Животные, растения охраняются законом.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных, вырубать лес.

В заповеднике можно только любоваться окружающей красотой.

-Ребята, на территории нашего родного края тоже есть заповедники: Хинганский, Норский, Зейский.  Жемчужина нашего края –Хинганский заповедник. Сегодня я расскажу вам о животных, которые обитают на его территории.

Презентация.

1.Амурский тигр

Самая крупная кошка в мире, хищник, одиночка. В середине прошлого века были практически истреблены браконьерами (и убийство животных, и вырубка лесов). Были взяты под охрану и численность стала восстанавливаться. Это единственная кошка в мире, которая может жить при температуре -40. На слайде – тигрица Илона.

2.Бурый медведь

Лесное животное, поражающее своей мощью и размерами. Они всеядны, но большей частью питаются растительной пищей :орехи, ягоды, коренья. Также в их рацион входят лягушки, мыши, муравьи, любят рыбу. Конечно они могут напасть на кабана, оленя или отобрать добычу у волков. На зиму они впадают в спячку, но перед ней необходимо набрать вес, нагулять жир. Если же медведь недобрал веса, то может встать из берлоги и ходить по лесу зимой в поисках пищи.

3.Волк

Хищник. Основа питания-копытные животные :кабаны, олени, могут нападать на домашних животных. Голодные волки могут напасть на спящего в берлоге медведя. Живут большими семьями. Также охотятся на больных, ослабленных животных и потому их называют «санитарами леса».

4.Кабарга

Маленький безрогий олень. У самцов есть загнутые клыки. Эти клыки придают животному угрожающий вид, хотя в действительности кабарга ест только растительную пищу.

5. Росомаха

В переводе с лат. «обжора».Ест почти все, может напасть на оленя, лося, чаще на больных, ослабленных животных, ее называют «санитаром леса». Бегает росомаха не быстро, но очень вынослива. Бывали случаи, когда они нападали на волков. Это бесстрашный, опасный зверь, даже медведь при встрече старается обойти ее стороной. Росомаха не достаточно изучена из-за скрытного образа жизни и свирепого нрава, агрессивны и безжалостны. Истребляют их из-за ценного меха.

6.Изюбрь

Олень с красивыми ветвистыми рогами. Плохо переносит морозы. В особенный холод они ложатся и прижимаются друг к другу. Питаются травой, листьями, хвоей, корой. Свои красивые рога изюбрь сбрасывает раз в год, затем они опять вырастают. Этому животному тяжело приходится, когда в лесу очень глубокий снег.

7.Лось

Самый крупный олень. Очень быстро бегает, как будто летит над землей. Кроме того, хорошо плавает, может даже нырять на глубину за водорослями.

Люди пытались сделать лося домашним и вполне успешно (как лошадь)лосята, услышав предупредительный сигнал матери, могут затаиться и даже притвориться мертвыми, пока не придет мать.

8.Соболь.

Красивый пушной зверь. Национальная гордость России. Люди истребляли соболя из-за его меха. Обитает в чаще леса, питается куропатками, птичками, бурундуками, мышами.

9.Японский журавль

Находится под угрозой полного исчезновения. Очень редкий вид. Его количество сокращается, потому что  засеиваются поля, строятся дамбы. Питаются водными растениями, лягушками, улитками, мелкой рыбой. Птенец уже через 2 дня может ходить за родителями. Журавли очень чистоплотны : все свободное время посвящают уходу за собой и своим оперением.

10.Дальневосточный аист

Обитает вблизи водоемов, питается лягушками, мелкой рыбой. Строит гнезда на высоких деревьях и даже на столбах линий электропередач. Аистят кормят лягушками, рыбой, поят из клюва, а если аистенок выпал из гнезда, то продолжают заботиться о нем даже на земле.

11.Лебедь-кликун

Образует пару на всю жизнь

12.Утка-мандаринка 

Мандаринка — единственный вид уток Хинганского заповедника, чья популяция увеличивается. Специалисты связывают это с тем, что птицы гнездятся в дуплах, то есть им не грозит потерять кладку из-за низового пожара или наводнения,

13.Бабочка Парусник Маака (Махаон) (назван в честь русского натуралиста) самая большая бабочка России. Парусника Маака часто собираются на влажных местах, вокруг луж, по берегам озер, рек и ручьев.

   14. Лотос Комарова (символ чистоты и красоты) Ученые не раз обнаруживали семена лотоса возрастом более 1000 лет! Причем помещенные на благодатную почву они успешно прорастали.

 

 15.Венерин башмачок                        

    Физминутка

Мы идем гулять все вместе

В заповедные леса.

Здесь живут медведь и белка

И пушистая лиса.

В небе птицы пролетают,

Лес листвою шелестит,

Тихо бабочки порхают,

Красота вокруг царит!

-Ребята, в заповеднике есть люди, работа которых состоит в том, чтобы следить за порядком.  Профессия у этого человека называется лесник.

Жить в лесу давно привык.

Для него лес- дом родной.

Для зверей давно он свой.

Хорошо ему в лесу.

Любит зайца и лесу,

Любит кедр и можжевельник,

Охраняет густой ельник,

Браконьеров прогоняет

И природу охраняет.

Лесник не только охраняет животных и растения, занесенные в Красную книгу, но и ведет подсчет животных, строит и наполняет кормушки для них 

   -Лесник не всегда может находиться в заповеднике. Для изучения жизни животных используются спец. камеры

Фотоловушка - это лесная  камера. Данный аппарат очень полезен .

 Красная книга

- Ребята, животные, которых мы встретили сегодня в заповеднике, занесены в Красную книгу.

- Почему именно в Красную?

- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).

- Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Игра «Правила охраны природы» (Работа в парах)

Детям раздаются картинки, изображающие правила поведения в природе, они должны их рассмотреть и рассказать об этих правилах)

+ В Мои закладки

Коллаж «Заповедник» (групповая работа)

(На ватмане зеленого цвета в центре расположена небольшая эмблема Хинганского заповедника. На столе различные изображения животных и растений, вырезанные из бумаги , с обратной стороны картинки –двусторонний скотч. Задача детей: отобрать и приклеить на ватман только тех животных и растений, которые населяют наш заповедник)

-Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, что нового вы узнали? Как называется наш заповедник? 

-Ребята, давайте будем беречь и охранять нашу родную природу!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Дикие животные Амурской области"

Конспект занятия для детей 2-ой младшей группы по развитию коммуникативных способностей в процессе закрепления знаний о животных леса....

Растения Красной книги Амурской области

Организованная образовательная деятельность. Беседа " Растения Красной книги Амурской области"...

Конспект ООД Тема: «Розовое чудо Амурской области»

Данная организованно образовательная  деятельность знакомство с Лотосом - Комарова проводится  в рамках регионального компонента «Приамурье мое».Цель -познакомить детей с реликтовым растение...

Растения и животные Амурской области: мифы и легенды о них.

Знаокмство с мифами и легендами о растениях и животных Амурской области....

Викторина "Хищные звери Амурской области"

Характерная черта животного мира уссурийских лесов – разнообразие хищных зверей.  Они очень не похожи друг на друга....

Презентация о Заповедниках Оренбургской области "Жемчужины Оренбургской области"

1. слайд: "Жемчужины Оренбургской области"2 слайд: В состав заповедника входит пять изолированных участков, расположенные в пяти муниципальных районах Оренбургской области: в Первомайском &m...