История становления экологического воспитания в ДОО
статья по окружающему миру

Мальцева Алла Михайловна

Чтобы ребенок научился понимать природу, читать ее язык, с раннего дошкольного возраста должен быть сделан акцент на природоохранное воспитание на примере природных объектов родного края, ближайшего окружения, так как «природа – это тот край, та земля, которая нас вырастила и кормит».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

История становления экологического воспитания в ДОО

  С появлением дошкольной педагогики как специальной отрасли науки знаний методические идеи учёных – естествоиспытателей о необходимости развития экологической составляющей в биологическом образовании получают предметное развитие в русле дошкольной педагогики,  в рамках которой научное обоснование получает вопрос об экологическом воспитании дошкольников.

  В то же время слабая  разработка содержания,  методов, форм,  дошкольного образования тормозили развитие методики ознакомления детей с природой. Важную роль детей  в дальнейшем развитии дошкольного экологического образования вообще и методики экологического воспитания дошкольников в частности сыграла научно – педагогическая система педагога – натуралиста Е.Н. Водовозовой.  Развивая идеи своего учителя, выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, она впервые наиболее полно раскрыла проблемы умственного, нравственного, эстетического воспитания дошкольников средствами природы.

  Е.Н. Водовозова писала: «Если ребёнок дошкольного возраста не уяснит себе внешних признаков окружающих предметов, он не может быть наблюдательным, природа с её разнообразными явлениями будет чужда его сердцу, а вместе с этим ему будет недоступна огромная область знаний».

  В своей книге «Из русской жизни и природы» Е. Н. Водовозова прямо указывала: «Если вы раскроете перед ребёнком великую книгу природы  и будете руководить им,  то он всей душою привяжется к окружающему миру». Таким образом, Е.Н. Водовозовой впервые была принята попытка научного обоснования и раскрытия методики наблюдений с учётом возрастных особенностей дошкольников,  в процессе которых ребёнок « приучается получать представления о каждом наблюдаемом предмете природы» на основе активных методов воспитания: прогулок, экскурсий, постановки опытов, самостоятельного труда за растениями и животными. В этой связи Е.Н. Водовозова подчёркивает: «Обращайте внимание вашего питомца на блеск солнца, красоту неба, не пропускайте без внимания ни дерева, ни кустика, ни цветка, ни порхающей бабочки».

  Наметившаяся тенденция на развитие дошкольного образования в России во многом предопределила и дальнейшее развитие методики экологического воспитания вообще, а также методики экологического воспитания дошкольников в частности. Необходимо  особо подчеркнуть, что именно в этот период времени были заложены научные  основы частных методик, в том числе и природоведения.

  Положительное влияние на решение вопроса об ознакомлени детей с природой оказали научные труды А.П.Усовой. Благодаря её усилиям в 1953 году в практику дошкольного воспитания стали входить и систематические занятия с дошкольниками, ориентированные на формирование знаний об окружающем мире, предусматривающие ознакомление детей с природой, при руководящей и ведущей роли воспитателя. Её отличительной  особенностью стала чёткая структура, определение образовательных  и воспитательных целей и задач, объёма знаний о природе в разных возрастных группах, видов деятельности детей в природе. Данная программа нашла положительный отклик как  у педагогов – практиков, так и у руководителей системы дошкольного образования того времени. До 70 – годов XX столетия в методике дошкольного образования в частности не было системных работ, отражающих экологическое образование дошкольников.

  Есть имена педагогов, развивающих идею гармонизации взаимоотношений человека и природы на этом историческом этапе (Е.А. Валерьянова, З.А. Клепинина, М.Н. Скаткин и др.) Подтверждением является  оригинальная система нравственного воспитания детей средствами окружающей природы выдающегося советского педагога В.И. Сухомлинского. Его система воспитания была построена на принципах гуманизации, регионализма и природолюбия. В своих книгах  он неоднократно подчеркивал уникальные возможности природы в развитии личности ребенка: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,  вечный источник детского разума». Далее читаем: «Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, приобщение к жизни в природе…».

Следует учитывать, что сама природа не является воспитателем, а воспитывает ребенка только активное взаимодействие с ней: «Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности». Важно, считал великий практик, с самого раннего детства создать такие условия, чтобы ребенок мог ухаживать за животными, садить растения, беспокоиться о них («живой уголок», «птичья лечебница» и т.д.) Это пробуждает у детей мысли о единстве человека и природы, чувство тревоги за ее богатства, а в конечном итоге формирует экологическое мировоззрение.

Чтобы ребенок научился понимать природу, читать ее язык, с раннего дошкольного возраста должен быть сделан акцент на природоохранное воспитание на примере природных объектов родного края, ближайшего окружения, так как «природа – это тот край, та земля, которая нас вырастила и кормит».

Великое влияние работ В.А. Сухомлинского на развитие методики экологического образования дошкольников. Вот один из его методических советов воспитателям: «Идите в поле, в парк, пейте з источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными, людьми, поэтами». По мнению В.А. Сухмолинского, наглядность и доступность природных объектов, их красота и разнообразие способствует не только накоплению знаний, но и формирует навыки поведения в природе, пробуждает отзывчивость, восприимчивость, гуманность.

Рассматривая вопрос о воспитании гуманных чувств, В.А. Сухмолинский отмечал, что уже в дошкольном возрасте происходит развитие эмоционального отношения к окружающему, формируется умение воспринимать красоту. Ребенок учится понимать природу, читать ее язык, а значит, по мнению автора, беречь ее в настоящем и будущем: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство,  а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в  труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».

Таким образом, начиная с В.А. Сухмолинского, в методике экологического образования дошкольников вновь появляется исторически сложившийся принцип природосообразности воспитания, который приводит к осмыслению важности культуры взаимоотношений в системе «человек – природа».

Впоследствии опыт творческой работы школы В.А Сухмолинского послужит прообрзом современной системы экологического воспитания.

                                                                   Литература

  1. Сухмолинсикй В.А. Школа и природа // Соч.: в 5 т. – Киев, 1980. – Т. 5. – С. 565-581.
  2. Тюмасаева 3. И. Экологическое строительство детской души: учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1995.