История становления экологического воспитания в ДОО
статья по окружающему миру
Чтобы ребенок научился понимать природу, читать ее язык, с раннего дошкольного возраста должен быть сделан акцент на природоохранное воспитание на примере природных объектов родного края, ближайшего окружения, так как «природа – это тот край, та земля, которая нас вырастила и кормит».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
История становления экологического воспитания в ДОО
С появлением дошкольной педагогики как специальной отрасли науки знаний методические идеи учёных – естествоиспытателей о необходимости развития экологической составляющей в биологическом образовании получают предметное развитие в русле дошкольной педагогики, в рамках которой научное обоснование получает вопрос об экологическом воспитании дошкольников.
В то же время слабая разработка содержания, методов, форм, дошкольного образования тормозили развитие методики ознакомления детей с природой. Важную роль детей в дальнейшем развитии дошкольного экологического образования вообще и методики экологического воспитания дошкольников в частности сыграла научно – педагогическая система педагога – натуралиста Е.Н. Водовозовой. Развивая идеи своего учителя, выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, она впервые наиболее полно раскрыла проблемы умственного, нравственного, эстетического воспитания дошкольников средствами природы.
Е.Н. Водовозова писала: «Если ребёнок дошкольного возраста не уяснит себе внешних признаков окружающих предметов, он не может быть наблюдательным, природа с её разнообразными явлениями будет чужда его сердцу, а вместе с этим ему будет недоступна огромная область знаний».
В своей книге «Из русской жизни и природы» Е. Н. Водовозова прямо указывала: «Если вы раскроете перед ребёнком великую книгу природы и будете руководить им, то он всей душою привяжется к окружающему миру». Таким образом, Е.Н. Водовозовой впервые была принята попытка научного обоснования и раскрытия методики наблюдений с учётом возрастных особенностей дошкольников, в процессе которых ребёнок « приучается получать представления о каждом наблюдаемом предмете природы» на основе активных методов воспитания: прогулок, экскурсий, постановки опытов, самостоятельного труда за растениями и животными. В этой связи Е.Н. Водовозова подчёркивает: «Обращайте внимание вашего питомца на блеск солнца, красоту неба, не пропускайте без внимания ни дерева, ни кустика, ни цветка, ни порхающей бабочки».
Наметившаяся тенденция на развитие дошкольного образования в России во многом предопределила и дальнейшее развитие методики экологического воспитания вообще, а также методики экологического воспитания дошкольников в частности. Необходимо особо подчеркнуть, что именно в этот период времени были заложены научные основы частных методик, в том числе и природоведения.
Положительное влияние на решение вопроса об ознакомлени детей с природой оказали научные труды А.П.Усовой. Благодаря её усилиям в 1953 году в практику дошкольного воспитания стали входить и систематические занятия с дошкольниками, ориентированные на формирование знаний об окружающем мире, предусматривающие ознакомление детей с природой, при руководящей и ведущей роли воспитателя. Её отличительной особенностью стала чёткая структура, определение образовательных и воспитательных целей и задач, объёма знаний о природе в разных возрастных группах, видов деятельности детей в природе. Данная программа нашла положительный отклик как у педагогов – практиков, так и у руководителей системы дошкольного образования того времени. До 70 – годов XX столетия в методике дошкольного образования в частности не было системных работ, отражающих экологическое образование дошкольников.
Есть имена педагогов, развивающих идею гармонизации взаимоотношений человека и природы на этом историческом этапе (Е.А. Валерьянова, З.А. Клепинина, М.Н. Скаткин и др.) Подтверждением является оригинальная система нравственного воспитания детей средствами окружающей природы выдающегося советского педагога В.И. Сухомлинского. Его система воспитания была построена на принципах гуманизации, регионализма и природолюбия. В своих книгах он неоднократно подчеркивал уникальные возможности природы в развитии личности ребенка: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Далее читаем: «Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, приобщение к жизни в природе…».
Следует учитывать, что сама природа не является воспитателем, а воспитывает ребенка только активное взаимодействие с ней: «Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности». Важно, считал великий практик, с самого раннего детства создать такие условия, чтобы ребенок мог ухаживать за животными, садить растения, беспокоиться о них («живой уголок», «птичья лечебница» и т.д.) Это пробуждает у детей мысли о единстве человека и природы, чувство тревоги за ее богатства, а в конечном итоге формирует экологическое мировоззрение.
Чтобы ребенок научился понимать природу, читать ее язык, с раннего дошкольного возраста должен быть сделан акцент на природоохранное воспитание на примере природных объектов родного края, ближайшего окружения, так как «природа – это тот край, та земля, которая нас вырастила и кормит».
Великое влияние работ В.А. Сухомлинского на развитие методики экологического образования дошкольников. Вот один из его методических советов воспитателям: «Идите в поле, в парк, пейте з источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными, людьми, поэтами». По мнению В.А. Сухмолинского, наглядность и доступность природных объектов, их красота и разнообразие способствует не только накоплению знаний, но и формирует навыки поведения в природе, пробуждает отзывчивость, восприимчивость, гуманность.
Рассматривая вопрос о воспитании гуманных чувств, В.А. Сухмолинский отмечал, что уже в дошкольном возрасте происходит развитие эмоционального отношения к окружающему, формируется умение воспринимать красоту. Ребенок учится понимать природу, читать ее язык, а значит, по мнению автора, беречь ее в настоящем и будущем: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».
Таким образом, начиная с В.А. Сухмолинского, в методике экологического образования дошкольников вновь появляется исторически сложившийся принцип природосообразности воспитания, который приводит к осмыслению важности культуры взаимоотношений в системе «человек – природа».
Впоследствии опыт творческой работы школы В.А Сухмолинского послужит прообрзом современной системы экологического воспитания.
Литература
- Сухмолинсикй В.А. Школа и природа // Соч.: в 5 т. – Киев, 1980. – Т. 5. – С. 565-581.
- Тюмасаева 3. И. Экологическое строительство детской души: учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История становления детских садов в России
Крткий экскурс в историю и мечты о будущем дошкольного образования....
История становления и развития педагогической профессии.
История становления и развития педагогической профессии....
Проект «Образовательная деятельность по нравственному становлению личности дошкольника посредством экологического воспитания»
Экологическое воспитание дошкольников....
Статья «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Аннотация в статьеВ статье раскрывается опыт работы педагогического коллектива по созданию экологических пространств на территории ДОУ, как условия осмысления педагогами новой идеологии федераль...
Консультация «Экологическое воспитание в детском саду: история становления и универсальный статус в современном мире».
Педагоги ‐ классики (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А.Сухомлинский и др.) учили и воспитывали детей через природу, на природе, с помощью природы, закладывали основы тонкого мироощущения и понимания за...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: "История становления сотрудничества сада и семьи в физическом воспитании дошкольников в России с 1917г."
История становления сотрудничества сада и семьи в физическом воспитании дошкольников в России с 1917г....
1 История становления дошкольного воспитания
история становления дошкольного воспитания...