Проект озеро Байкал
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ионинская Ирина Владимировна
Если знакомить детей с уникальностью озера Байкал, то дети усвоят правила и нормы взаимодействия с окружающим миром, будут проявлять чуткость и доброту к представителям животного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_baykal.docx721.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Байкал – одно из семи чудес России»

Средняя группа

Подготовила воспитатель : Ионинская И.В.

Вид проекта: краткосрочный, познавательно - исследовательский, творческий.

Срок реализации: 1 неделя (06.08 – 10.08.2018), но может быть продлен по инициативе детей.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители

Актуальность

Богатый воспитательный и образовательный потенциал нашего региона заложен в ближайшем природном окружении – озере Байкал.

Основой построения работы по ознакомлению детей с озером является формирование у них устойчивого интереса, познавательного отношения к данному материалу. Ознакомление с уникальностью озера позволяет дошкольнику устанавливать взаимосвязи организмов друг с другом, ребенок узнает о приспособленности уникальных животных славного моря к среде  обитания. Ознакомление с природой Байкала обогащает сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире, происходит обогащение словарного запаса, а это помогает сделать речь ребенка разнообразной и выразительной. Общение с природой помогает пробудить эмоционально - чувственное отношение к окружающему. Развивается стойкий интерес к познавательной деятельности, наблюдательность.

Если знакомить детей с уникальностью озера Байкал, то дети усвоят правила и нормы взаимодействия с окружающим миром, будут проявлять чуткость и доброту к представителям животного мира.

Цель: Познакомить с озером Байкал, его обитателями,

Задачи: 

  1. Дать некоторые исторические знания о Байкале;
  2. Расширять словарный запас;
  3. Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Сбережем Байкал для потомков»
  2. Изготовить дома с детьми поделки, для оформления  выставки совместных работ детей и родителей

Планируемый результат:

- Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к озеру и его обитателям, умение видеть красоту окружающего мира, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и быту.

-  Кроме того, предполагается формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

- Привлечь родителей к реализации проекта

Обр обл

Организация совместной деятельности взрослого и детей

Организация развивающей среды

Соц-комразв

Тема: Правила поведения на природе Ц: Закреплять знания детей о том, что можно, а чего нельзя делать на природе

С/р игра: «На Байкал». 

Уборка участка от мелкого мусора и травы

Игра «Песочные узоры»

Атрибуты к с/р.и: покрывало, посуда, фрукты, овощи, коробки и др.

Атрибуты для игр с песком: лопатки, грабли, ведерки, песочницы, палочки для рисования

Позразв

Беседа: «Байкал – жемчужина Сибири». Ц: Познакомить детей с одним из уникальных озер мирового значения. Учить детей заботиться об окружающей среде, о родном крае. Воспитывать потребность общения с природой, интерес к познанию ее законов и явлений.      

Беседа: «Животные Байкала ».  Цель: учить детей беречь природное богатство нашей родины. Закреплять знания  о видах животного мира нашей области

Беседа: «Что такое лекарственные растения?» (их использование, место произрастания).  Цель: познакомить с  разнообразием растительного мира Прибайкалья, о пользе лекарственных растений 

Просмотр презентаций «О Байкале», «Животный и растительный мир Байкала», «Подводный мир Байкала»

Экспериментальная деятельность с  водой (подкрашивание или подсаливание), пускание корабликов.

Д/и:  «Четыре времени года» на Байкале,  «Что было бы, если бы исчезли растения?»,  «Какое что бывает?» (цвет, форма, материал), «Найди ошибку»,  «Раздели на группы»,  «У кого кто»

Мозайка – выложи по образцу  «Озеро».

Настольно-печатные игры «Нерпенок», «Байкал» сделанные детьми

Подготовка презентации

Атрибуты для проведения экспериментов: краски, соль, различные предметы

Картинки для д/и

Разрезные картинки

Реч разв

Чтение художественной литературы: стихотворение «Байкал» В.Киселев, стихотворение «В теченьи быстром Ангары…» Сергей Дурницкий,  стихотворение «Гимн Байкалу» В.Б.Жемчужников, рассказ «Ветра Байкала…», легенды и сказки о Байкале, «О нерпе» Ц: учить детей слушать и отвечать на вопросы по тексту

Отгадывание загадок «Узнай  животное».

Д/и : «Про кого я говорю»

Подбор художественной литературы

Худ-эст разв

Лепка «Нерпа».

Конструирование из бумаги «Лодочка»

раскраски по теме недели «Байкал», «Нерпы», «Рыбы»

Рассматривание картинок «Животный мир Байкала», иллюстрации с изображением  Природы Байкала

Рассматривание картины «Байкал летом» Лебединский Б.И.  Отметить красоту пейзажных изображений Байкала.

Игры – перевоплощения «Если бы ты был животным?»   «Мы – водяные жители»,  мимические упражнения   Ц: учить перевоплощаться , действовать согласно поведению выбранного персонажа 

Прослушивание музыкальных произведений: «Гимн Байкалу», «Шум воды», «Крики чаек»

Материал для творчества: пластилин, досточки для лепки, карандаши, краски, кисточки, стаканчики для воды,  бумага для конструирования

Картина «Байкал летом» Лебединский Б.И

Подбор муз.произведений

Физ разв

П/и: «Летящий диск», «Караси и щука», «Найди пару», «Лягушки и цапля»,  «Ходят капельки по кругу» «Веселая рыбка», «Рыбаки и рыбки» Ц: упражнять в беге, в прыжках через шнур, беге по кругу, подбрасывании и ловле мяча.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки плавают, резвятся».

Атрибуты для п/и: мячи, скакалки,

Итоговое мероприятие: Оформление выставки совместных работ детей и родителей

C:\Users\user\Desktop\Camera\IMG_20180810_142243.jpg

C:\Users\user\Desktop\Camera\IMG_20180810_142327_1.jpg

Дидактическая игра «Байкал» (разрезные картинки)

Сделанная детьми

C:\Users\user\Desktop\Camera\IMG_20180809_170548.jpg        C:\Users\user\Desktop\Camera\IMG_20180809_170319.jpg

Цель: Развитие интереса детей к самостоятельной деятельности, умению изготавливать игры своими руками и играть в них.

Приложение 1

Загадки о Байкале для детей

1.Древен род его в природе, кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нем, Как его мы назовем? (Байкал)

2.Бледно-розова, нежна, студена вода нужна.

Что за рыбка-невеличка- меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта….? (Голомянка)

3. Начинается на «о», ох, и любят же его!

Говорят- живет в Байкале. Вы, случайно, не слыхали?(Омуль)

4. В снежном логове родятся. Простудиться не боятся.

Подрастут –начнут нырять, шубки белые менять.

Если очень повезет- лет полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами? Ну, подумайте-ка, сами!(Нерпа)

1. Древен род его в природе,

    Кличут озером в народе,

    Волны моря плещут в нем.

    Как все это назовем?  (озеро Байкал, пролив Малое Море)

2.  Собравши дань с гористых круч,

     Несется к морю в три потока,

     Другая, с морем, зев открыв,

     Глотает бурно и глубоко.

     Одна безвестна и скромна,

     Другая - украшенье мира.

     Сверкая кружевом плотин,

     Все славит своего кумира.

     Они - кормилица и дочь.

     Но мало в именах различья.

     Теперь прошу вас мне помочь.

     Назвать их схожесть и отличья.  (Река Верхняя Ангара и Нижняя Ангара)

3.   Одни пасутся в чистом поле,

     Другие плавают на воле.

     одних по всей земле встречали,

     Другие водятся в Байкале.

     Широкий лоб, приличный хвост,

     Как их название - вопрос? (Бычки)

4.  Малый остров

     В малом море.

  Город чаек на... (Остров Елор)

5.Как сердит бывает батюшка Байкал.

   Он не раз куски у суши отнимал.

   А однажды расстарался, так гулял...

   Вместо сел степных теперь залив... (Пролив Провал)

ЖИВОЙ БАЙКАЛ

Как ты красив, наш батюшка Байкал! Среди лесов, песчаных дюн и скал

Стоишь, не зная горестей и бед уж четверть миллионов лет.

Играют над тобой Сарма, Култук, а то и Баргузин задует вдруг.

И, как с цепей сорвавшись, Верховик мчит над тобой, ловя прекрасный миг.

А ты вальяжно нежишься, но все ж и по тебе идет волнами  дрожь

От непослушных ветреных детей. Они уснут- становится теплей.

И в тишине ведешь богатству счет, что притаилось в бездне твоих вод:

Шесть сотен видов флоры лишь одной, из фауны хорош осетр с икрой.

И ловят омуля, кому не лень есть сиг, и голомянка, и тюлень:

Нажил богатства ты нее без труда, но главное из них- твоя вода.

Целебных свойств ее не перечесть, и тайная в ней святость тоже есть.

Отведаешь водицы не спеша, и чище станет у тебя душа.

Н. Дробот

Приложение 2

Консультация для родителей

«Сохраним Байкал для потомков»

Если Сибирь часто называют драгоценной диадемой России, богатой и сказочно красивой, то озеро Байкал, несомненно, самая прекрасная жемчужина этой диадемы.

Невольное волнение охватывает человека, когда перед его взором открывается огромное зеркало озера, обрамленное лесистыми хребтами со сверкающими снежными вершинами. С острогов этих гор можно любоваться богатством и разнообразием красоты Байкала, их чудесными переливами.

В 1980 г. через Байкал проезжал великий русский писатель А.П. Чехов. Озеро поразило своей красотой. Он писал родным «Байкал удивителен и недаром сибиряки его называют не озером, а морем ...».

Байкал вбирает в себя 330 рек, а отдает лишь одну - красавицу Ангару. Вода Байкала необычна чиста и прозрачна. Богата фауна Байкала - в озере насчитывается около 1800 видов живых организмов. В озере есть породы рыб, не встречающихся не в одном другом водоеме мира. Это глубоководная рыба голомянка. Без чешуи, с плавниками, похожими на крылья бабочки, она почти целиком состоит из жира. Жир голомянки высоко ценится в народной медицине. В озере водится байкальский тюлень - нерпа, имеющая прекрасный мягкий мех.

Вся территория Байкала принадлежит Баргузинскому заповеднику, основанному более 60 лет назад для охраны и разведения соболя. Здесь обитают еще 35 видов зверей: бурый медведь, росомаха, рыси, лоси, барсуки, горностаи, хорьки и др. Разнообразен и богат птичий мир.

Район Байкала - прекрасное место для тех, кто любит покой и красивые пейзажи.

В декабре 1996 года озеро Байкал было включено в список природных объектов Всемирного Наследия. Но уз Участка Всемирного Наследия было исключено пять населенных пунктов (Северобйкальск, Селегинск, Байкальск, Слюдянка, Култук) из-за неблагополучной экологической ситуации вокруг Байкала.

Основные этапы возрастания антропогенного воздействия на экосистему Байкала;

♦    Резкое увеличение поступления загрязняющих веществ с водами реки Селенги.

♦    Подъем уровня вод Байкала со строительством Иркутской ГЭС, поступления загрязняющих веществ вследствие размыва берегов.

♦    Строительство Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, увеличение численности населения на берегу озера (увеличение сброса сточных вод).

Байкал - уникальное явление природы. Как природный объект он представляет громаднейшую ценность для всего человечества, Очень хочется, что эта ценность осталась нашим потомкам в чистом виде. И чтобы наши внуки также гордились как мы.

Та земля, где с детства даль за далью

Я прошел, проехал, проскакал,

-Та земля зовется Забайкальем

-Славным твоим именем, Байкал!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)

Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...

Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"

Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...

Методическая разработка: педагогическиий проект "Озеро Байкал- жемчужина Сибири"

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети  получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (вне...

Проект "Озеро Байкал и его обитатели"

Муниципальное образование Тайшетский районМуниципальное казенное дошкольноеобразовательное учреждение детский сад «Белочка»...

Педагогический проект «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»

В ходе образовательной деятельности  с дошкольниками была выявлена проблема - недостаточный уровень знаний детей о своём родном крае, в  котором они проживают, природе Прибайкалья, озере Бай...

Проект "Озеро Байкал - жемчужина Сибири"

Познакомить детей с достопримечательностью нашего региона озером Байкал - его тайнами, секретами, растительным и животным миром.в ходе реализации проекта использовали формы как: наблюдение, проектиров...