«ЗНАКОМСТВО С ЭКОЛОГИЕЙ РОДНОГО КРАЯ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА».
статья по окружающему миру (старшая группа)

Калачина Анна Петровна

В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее и сильнее. Не следует забывать о том, что начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения, поэтому, экологическое образование сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного образования. Можно, сказать, что нашим детям повезло родится в Республике Мордовии, потому что мы проживаем в одном из экологически чистом и благоприятном регионе. Но, если мы хотим сохранить и приумножить это богатство, то о природе мы должны заботится с малых лет, с рождения, как мать заботится о ребенке, так и ребенок с малых лет должен научится беречь мир вокруг себя, чтобы оставить его для потомков. Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, начинает выделять себя из окружающей среды.  Важно на этом этапе пробудить в ребенке чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды. Наблюдая за воспитанниками, стало заметно, как дети могут, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в карман или коробку жука, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях.  Именно поэтому появилась большая необходимость того, чтобы донести до ребенка важность и значение окружающего нас мира. Не секрет, что природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! И чтобы сохранить эти яркие детские впечатления от происходящего вокруг нас, решено было развивать экологические представления детей посредством художественного творчества, это позволяет обогащать знания детей с родным краем посредством художественного творчества.. Экологическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста наиболее успешно и продуктивно будет проходить в условиях полного личностного самовыражения, через художественное творчество. Приобретая навыки художественной работы в области декоративно-прикладного, в том числе народного искусства, у детей развиваются познавательные способности, фантазия, воображение, эмоциональная отзывчивость по отношению к эстетическим явлениям в жизни, таким образом, у детей проявляется любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya.docx401.52 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗНАКОМСТВО С ЭКОЛОГИЕЙ РОДНОГО КРАЯ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА».

Калачина А.П.

МАДОУ «Детский сад №80» (г.о. Саранск)

В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее и сильнее. Не следует забывать о том, что начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения, поэтому, экологическое образование сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного образования. Можно, сказать, что нашим детям повезло родится в Республике Мордовии, потому что мы проживаем в одном из экологически чистом и благоприятном регионе. Но, если мы хотим сохранить и приумножить это богатство, то о природе мы должны заботится с малых лет, с рождения, как мать заботится о ребенке, так и ребенок с малых лет должен научится беречь мир вокруг себя, чтобы оставить его для потомков. Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, начинает выделять себя из окружающей среды.  Важно на этом этапе пробудить в ребенке чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды. Наблюдая за воспитанниками, стало заметно, как дети могут, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в карман или коробку жука, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях.  Именно поэтому появилась большая необходимость того, чтобы донести до ребенка важность и значение окружающего нас мира. Не секрет, что природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! И чтобы сохранить эти яркие детские впечатления от происходящего вокруг нас, решено было развивать экологические представления детей посредством художественного творчества, это позволяет обогащать знания детей с родным краем посредством художественного творчества.. Экологическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста наиболее успешно и продуктивно будет проходить в условиях полного личностного самовыражения, через художественное творчество. Приобретая навыки художественной работы в области декоративно-прикладного, в том числе народного искусства, у детей развиваются познавательные способности, фантазия, воображение, эмоциональная отзывчивость по отношению к эстетическим явлениям в жизни, таким образом, у детей проявляется любовь к природе.

Экологическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста наиболее успешно и продуктивно будет проходить в условиях полного личностного самовыражения, через художественное творчество. Формировать у детей познавательный интерес к природе Республики Мордовия, экологического сознания и организации творческой деятельности нам поможет   интегрированный метод обучения, а именно взаимосвязь с искусством.  Этот метод позволит ребенку открыть душевный мир и овладеть простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами, самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования, такие как:

Техника тычка – этот метод будет больше интересен самым маленьким художникам. Ведь здесь практически все, что нужно делать – это точечно наносить краску с помощью специального предмета, прорисовывать, таким образом жителей лесов, знакомить с жителями водоемов, флоры и фауны нашей РМ.

Рисование ватными палочками этот метод можно так же  назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Рисование с помощью ватных палочек – это весьма необычная техника, интересная не только младшим школьникам, но и малышам, которые только начинаю знакомятся с различными инструментами для живописи.

Работа со световыми столами для рисования. Здесь дети не только учатся рисовать, но и снимают психоэмоциональное  напряжения.

Работа с кинетическим песком. Здесь при работе мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта». Так же в играх с кинетическим песком  интенсивно развиваются все познавательные функции  такие как восприятие, внимание, память, мышление, а так же речь и моторика.

Работа с художественным войлоком предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. Занятие с войлоком способствует развитию творческих способностей и расслаблению. В технике выкладывания картин из войлока,  дети учились выкладывать картины природы, животных, насекомых из шерсти, занятие увлекательное и новое для детей.

 Аппликация из круп и семян. Не что не может сравниться с природным материалом.  Соприкасаясь с природой, мы становимся добрее. И эта доброта нас вдохновляет на творчество, давая простор фантазий. Используя такой не обычный, но «повседневный» в нашей жизни материал, можно создать настоящей шедевр.

На основании цели были сформулированы следующие задачи:

Систематизировать знания об окружающем мире. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия. Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей. Развивать творческие способности детей. Развивать мелкую и общую моторику, посредством использования разнообразных техник и материалов. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение. Обеспечить единство воздействия детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического развития воспитанников.

Участники стали дети, родители, педагогический коллектив, детская городская библиотека им.  Н.А. Некрасова,  Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина.

Работа состоит из трёх этапов:1 этап – подготовительный, 2 этап – основной,

3 этап – заключительный

Первый этап подготовительный включает в себя 4 блога.

1.Блок: «Мордовия родина моя», здесь дети знакомятся с природой Мордовии её  уникальностью, заповедниками, инфраструктурой промышленностью нашего города.

2. Блок: «Растения Мордовии», здесь дети знакомятся с растительным миром Мордовии, с растениями, занесенными в Красную книгу Мордовии.

3. Блок: «Животные нашего края». Дети получат представления о животных нашего края, их приспособлении к среде обитания, о животных, занесенных в Красную книгу Мордовии.

  4. Блок: «Насекомые нашего края» здесь расширяем знания детей о жизни насекомых. Учиться выделять отличительные и общие признаки насекомых.

2 этап статьи – основной

Цель данного этапа: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

Участие в совместной деятельности вызвало большой интерес родителей. С целью усиления мотивации к участию в проекте были проведены консультации:

- «Воспитание любви к природе у детей»,

- «Прогулка в природу»,

- организована совместная экскурсия в Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина, детскую городскую библиотеку им.  Н.А. Некрасова.

  • участие в акциях «Зеленая весна».

-участие в акции «Бумажный бум» по сбору макулатуры

- проведение НООД «Времена года»

Цель: Расширять и уточнять представления детей о временах года.

-изготовление игр своими руками на экологическую тему

3 этап статьи – заключительный

Цель данного этапа: повышение уровня знаний по экологии у детей; совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме статьи; создание на территории МАДОУ № 80 экологически благоприятной среды, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

развития дошкольников.

- Анализ уровня обогащения предметно – развивающей среды в группах, в детском саду и на территории ДОУ.

На сегодняшний момент  работа не закончена, но анализ результатов повторного мониторинга позволяет сделать ряд положительных выводов.

У детей в целом сформирован познавательный интерес к природе родного края. Дети могут не только назвать достопримечательности родного города, но и рассказать о них, опираясь, во многом, на личный опыт.

Возрос интерес,  у детей, так же и у родителей к проблеме охраны природных объектов. Обогатился словарный запас детей.  Речь стала более правильной, выразительной, эмоциональной.

В заключение можно сказать, что целенаправленная и системная работа по знакомству с экологией родного края посредством художественного творчества является благоприятным средством, которое способствует становление начал экологической культуры у детей. Реализация данного проекта продолжается.

Литература

1.Красная книга Республики Мордовия. В 2 т. / Сост. Силаева Т. Б. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. — Т. 1: Редкие виды растений, лишайников и грибов. — 288 с.

2. Красная книга Республики Мордовия. В 2 т. / Сост. Астрадамов В. И. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. — Т. 2: Животные. — 336 с

3. Экологическая оценка реакционного потенциала лесных территорий республики Мордовия. О. Ю. Тарасова, кандидат сельскохозяйственных наук доцент кафедры экологии и природопользования ГОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарева» - Саранск, 2011. С. 22.

4 .Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в Республике Мордовия в 2011 году / Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия; редкол.: В.Т. Шумкин, В.М. Максимкин, А.Н. Макейчев, И.А. Новиков и др. - Саранск, 2012. 160 с.

         5. Республика Мордовии, Заповедники Мордовии http://ru.wikipedia.org

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».

Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда    красивая,    я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...

Презентация "Следы на снегу" к занятию по экологии родного края.

ЭКСКУРСИЯ В ПАРК. СЛЕДЫ НА СНЕГУ.Задачи: учить воспринимать красоту зимних пейзажей, расширить пред­ставление детей о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему пе­риоду, учить понимат...

" Нравственно-патриотическое воспитание одарённых детей от 4 до 7 лет посредством знакомства с историей родного края"

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию, предназначена для одарённых  детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет....

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...

Образовательная программа дополнительного образования по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества «РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСТВО»

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим ...

Приобщение детей 6-7 к культуре родного края посредством ознакомления с историей родного города.

План по самообразованию "Приобщение детей 6-7 к культуре родного края посредством ознакомления с историей родного города"...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях знакомства с родным краем посредством игры (народные, дидактические и др)».

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детско...