Главные вкладки

    Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста, с использованием здоровьесберегающих и ИКТ технологий "Путешествие с Колоском"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Борейко Татьяна Викторовна

    Форма непрерывно образовательной деятельности: Совместная деятельность с детьми 5-6 лет

    Образовательная область: Познавательное развитие.

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

    Цель: Формировать представления детей о процессе выращивания и приготовления хлеба.

    Образовательные задачи:

    -расширять знания детей о процессе превращения зерна в хлеб.

    Развивающие задачи:

    -развивать словообразование;

    -развивать познавательные способности.

    Воспитательные задачи:

    -воспитывать бережное отношение к хлебу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Совместная деятельность с детьми старшей группы.

    Воспитатель: Борейко Татьяна Викторовна

    Тема: «Путешествие с колоском»

    Цель: Формировать представления детей о процессе выращивания и приготовления хлеба.

    Образовательные задачи:

    -расширять знания детей о том, какой долгий и тяжёлый процесс превращение зерна в хлеб.

    Развивающие задачи:

    - совершенствовать грамматический строй речи, развивать словообразование;

    - развивать умения анализировать, сравнивать;

    -развивать познавательные способности;

    - развивать мелкую моторики;

    - продолжать формировать исследовательские действия;

    Воспитательные задачи:

    - воспитывать бережное отношение к хлебу;

    -воспитывать интерес к труду людей, участвующих в производстве хлеба.

    Оборудование и пособия: Гимнастический мяч-1 шт., ростовая кукла Колосок, корзинка с мучными изделиями, сухие колосья пшеницы, компьютерное оборудование, инвентарь для «Тропы здоровья», макет мельницы с жерновами, дидактическое оборудование ТАКТИНО, набор различных круп (не менее 5 наименований), зерно пшеницы, мука пшеничная, доски для лепки по кол-ву детей, фартуки белые по кол-ву детей, тесто солёное, макет русской печки, поднос большой, предметные картинки для дид. игры «Подбери правильно», магнитная доска, сюжетные картинки не менее 7 шт. для дид. игры «Хлеборобы».

    Ход НОД «Путешествие с колоском»

    Часть НОД

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Вводная часть.

    Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

    Сюрпризный момент.

    Входит курьер с корзинкой-Воспитатель №2

    Воспитатель побуждает детей к игровой деятельности.

    - Ребята, давайте сегодня во время приветствия скажем друг другу приятные слова-комплименты.

    - Теперь, после таких тёплых слов, у нас будет хорошее настроение целый день.

    Я с ярмарки пришла, вам подарки принесла! Посмотрите и скажите, что вы видите в моей корзинке?

    Правильно! Из чего они сделаны?

    Ребята, в корзине с гостинцами лежит письмо. Хотите узнать, что в нём? Тогда рассаживайтесь на стулья перед экраном.

    Игровая деятельность.

    Коммуникативная игра «Комплимент»:

    дети бросают мяч по очереди друг другу, говоря при этом комплимент своему ровеснику. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребёнку.

    Коммуникативная деятельность.

    - Хлеб, булка, ватрушки, пряники, сушки, пирожки…

    -Из теста, из муки.

    -Да, хотим!

    Основная часть.

    Презентация.

    Слайд №1 «Приветствие Колоска»

    Слайд №2

    «Не паханное поле»

    Слайд №3 «Трактор пашет поле»

    Слайд №4 «Боронование земли»

    Слайд №5 «Трактор-сеялка»

    Слайд № 6 «Уход за зерном»

    Слайд № 7 «Пшеничное поле»

    Слайд № 7 «Комбайн»

    Сюрпризный момент: воспитатель вносит ростовую куклу Колосок.

    Тропа здоровья №1

    Тропа здоровья № 2

    Воспитатель побуждает детей давать ответ полным, развёрнутым предложением.

    Следит за речью детей, поправляет, если дети если дети не договаривают окончания в словах или говорят их неправильно.

    -Ребята, как вы думаете, почему наше путешествие колосок начинает с этого поля?

    -Посмотрите, ребята, это поле совсем заросло травой, что надо сделать людям, что-бы вырастить здесь хлебный колос?

    -Ребята, кто знает стихотворение про то как трактора землю пашут?

    - Как называется профессия человека, который работает на тракторе?

    -Поле перепахано, теперь землю надо взрыхлить, что б комочков не было. Теперь люди на тракторах боронят землю.

    Землю подготовили. Чем теперь будут заняты люди?

    -Правильно.

    Что б посеять рожь, пшеницу

    Сеялка нам пригодится.

    Зёрнышко в земле сидело.

    Его солнышко пригрело.

    Стал росточек подрастать.

    Чем теперь будет заниматься человек?

    -Как человек ухаживает за ростком пшеницы?

    Молодцы, правильно отвечаете. Вот, и Колосок говорит об этом в своём письме.

    - Может быть кто -нибудь вспомнит стихотворение о том, как люди ухаживают за ростками пшеницы.

    Росточек рос, заколосился, зерном золотым налился.

    - Ребята, кто может рассказать стихи о пшеничном поле?

    -Действительно, колосья стали совсем золотые, пора убирать урожай.

    Как называются машины. Которые помогают людям убирать урожай спелых колосьев пшеницы?

    - Как называется профессия человека, который управляет комбайном?

    -Послушайте как люди говорят об этих машинах:

    Корабль -великан не по морю плывёт,

    Корабль -великан по земле идёт.
    Где пройдёт, все колоски соберёт.

    Колосок: Ребята, здравствуйте, это я- Колосок прислал вам письмо! Большой комбайн убрал давно все колоски с поля, а я вместе с письмом прилетел к вам.  Из моего письма вы узнали, как много людей разных профессий заняты в процессе выращивания хлеба. Как вы думаете, много или мало времени нужно, что -бы вырастить хлебный колос?

    Воспитатель побуждает детей давать развернутые ответы.

    -Правильно, ребята. Но я прилетел я не один, а со своими братьями -колосками. Давайте подойдём к столу и познакомьтесь с ними.

    -Колосья пшеницы подарили нам свои зёрна. Посмотрите похоже зерно на хлеб?

    - Тогда наше путешествие продолжается!

    Что за чудо?

     Наши ножки оказались на дорожке.

    Вот дорожка перед вами

    Вся усыпана листами.

    Их не будем поднимать,

    Через нах надо переступать.

    -Мы шли, шли и к мельнице пришли. Ребята, посмотрите-это ветряная мельница. Как выдумаете, почему она так названа?

    Воспитатель побуждает детей давать развернутые ответы.

    - Что делает ветер?

    -Значит, что бы наша мельница заработала, нужно научиться дуть как ветер.

    Дыхательная гимнастика. «Ветерок»

    Крылья мельница расправит,

    Всех работать нас заставит.

    Воспитатель даёт рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики.

    Воспитатель побуждает детей к действиям.

    -Теперь подуем на мельницу.

    -Посмотрите, ребята, у нашей мельницы завращались лопасти, а лопасти помогают крутить жернова.

    - Как называется профессия человека, который работает на мельнице?

    -Мельниками работают мужчины, потому что это очень тяжёлый труд.

    Сейчас мальчики помогут мельнику справиться с работой на мельнице, а девочки могут заглянуть в «Зерновую кладовую».

    - Посмотрите, ребята, мельник нам написал правила поведения на мельнице:

    Вы на мельнице моей соблюдайте правила:

    Не толкайтесь, не кричите и мукою не сорите.

    С жерновами не шалите,

    Свои пальцы берегите!

    Жернова нужны, что -бы молоть муку. Посмотрите из чего сделаны жернова?

    Для того что бы вращать тяжёлые жернова, надо много силы, мы ещё не такие сильные как мельник, поэтому будем вращать жернова все вместе. Для того чтобы было всем удобно, обратите внимания на коврики под вашими ногами, каждый выберет себе понравившийся и встанет на него.

    Вы на мельницу принесли пшеничное зерно, давайте засыплем его в жернова.

    Воспитатель контролирует деятельность детей в целях техники безопасности.

    - Скажите, как называется мука, которая у нас получилась?

    - Вспомните, какое было зерно?

    - Потрогайте, посмотрите и скажите, какая получилась мука?

    Молодцы, ребята, вы хорошо справились с работой мельника. Можете вытереть руки салфеткой.

    Воспитатель № 2

    - Я знаю вы принесли с собой зёрна пшеницы, как раз в моей кладовой их не хватало.

    Посмотрите потрогайте и скажите, что вы видите на столе?

    -Из этих зёрен можно делать муку.

    Воспитатель побуждает детей давать ответ полным предложением. Если дети неправильно выговаривают окончания слов, то воспитатель проговаривает окончания вместе с детьми. Просит повторить правильный ответ всех детей подгруппы.

    -Если мы будем молоть зерно пшеницы, какая получится мука?

    - Если будем молоть зерно гречи, тогда какая получится мука?

    - Если смолоть зерно гороха, тогда какая получится мука, скажите полным ответом?

    - Если смолоть зерно фасоли, тогда какая получится мука, скажите полным ответом?

    - Если смолоть зерно риса, тогда какая получится мука?

    А сейчас сыграйте в мою игру! Вам нужно будет отгадать наощупь, не заглядывая в мешок, какое зерно я разложил в мешочки.

    Молодцы, ребята, никто не ошибся. Теперь вы знаете из какого зерна можно делать муку.

    Мельник-воспитатель закрывает мельницу, обе подгруппы собираются на середине группы.

    Ребята, теперь вы знаете, что делают с зерном на мельнице?

    Воспитатель побуждает детей давать ответ полным предложением.

    Но мука -это ещё не хлеб и не булка. Значит наше путешествие продолжается!

    Впереди нас ждёт река-

    Широка и глубока.

    Но не будем мы бояться.

    Будем прыгать и смеяться.

    -Вот пекарня на пути, надо нам туда зайти.

    Воспитатель-Пекарь: Здравствуйте ребята! Я работаю в пекарне, вы знаете как называется мою профессия?

    Воспитатель побуждает детей давать ответ развёрнутым предложением.

    -Что вы мне принесли?

    -Кто знает, что пекарь делает из муки?

    -Тогда надевайте белые фартуки и поможете мне делать тесто.

    -Посмотрите на картинки и скажите, из каких продуктов делают тесто?

    Теперь надо замесить тесто. Приготовьте ваши руки и повторяйте за мной слова.

    Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»

    Воду наливаем,

    Муку засыпаем.

    Посолили, посластили

    И яичко положили.

    Тесто круто замесили.

    -Пекарь открывает салфетку и показывает детям готовое солёное тесто. Раздаёт каждому ребёнку по кусочку теста.

    -Пекарь: Сегодня из теста я научу вас делать баранки.

    Какой формы баранки?

    -Правильно, значит раскатаем сначала колбаску и сформируем из неё круг.

    -Теперь баранки надо испечь в горячей печке.

    Готовые баранки пекарь укладывает на поднос и ставит в макет русской печки.

    Коммуникативная деятельность.

    - Потому что колосок растёт в поле.

    -Людям надо вспахать поле.

    Ребёнок 1

    -Вышли в поле трактора,

    Землю им пахать пора,

    Что б посеять

    Рожь, пшеницу
    Ведь, на поле хлеб родится!

    - На тракторе работает тракторист.

    - Люди будут сеять зерно в землю.

    -Человек будет ухаживать за маленькими росточками.

    -Поливает ростки.

    - Вот росток молодой
    А что б был он удалой

    Не ленись поливай- Тогда будет урожай.

    Ребёнок 2.

    -Вырос в поле колосок

    Он и строен, и высок!

    Созревает жарким летом

    Тёплым солнышком согретый.

    В золотой своей рубашке

    Прячет зёрнышки в кармашке.

    -Эти машины называются комбайны.

    -Комбайном управляет комбайнёр.

    -Что бы вырастить хлебные колосья нужно много времени.

    Познавательно-исследовательская деятельность.

    Дети рассматривают колосья пшеницы.

    Дети рассматривают зёрна пшеницы.

    -Нет, зёрна не похожи на хлеб.

    Двигательная деятельность.

    Дети шагают на носочках, переступая через листики.

    Коммуникативная деятельность.

    - Потому что эта мельница работает от ветра.

    -Ветер дует.

    Двигательная деятельность.

    И.п.-ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища.

    1-дети понимают руки в стороны, делают вздох носом, надувают живот.

    2-дети вытягивают губы трубочкой, делают плавный выдох, живот сдувается. Опускают руки в низ с хлопком. (Повтор упражнения 2-3 раза)

    Дети дуют на лопасти мельницы.

    -На мельнице работает мельник.

    Подгруппа мальчиков.

    Познавательно исследовательская деятельность.

    -Жернова сделаны из шершавого камня.

    -Жернова очень тяжёлые.

    Дети встают на понравившиеся цветные коврики.

    Дети засыпают зерно в жернова и начинают вращать жернова по часовой стрелке.

    -У нас получилась пшеничная мука.

    - Зерно было твёрдое.

    -Зерно было круглое.

    -Зерно было жёлтое.

    -Мука получилась мягкая.

    -Мука получилась белая.

    - Мука получилась пушистая.

    Подгруппа девочек.

    Познавательно исследовательская деятельность.

    Дети обследуют зерно тактильно и зрительно.

    -Зерно риса.

    -Зерно гречи.

    -Зерно пшеницы.

    -Зерно фасоли.

    -Зерно гороха.

    Коммуникативная деятельность.

    -Получится пшеничная мука.

    - Получится гречневая мука.

    - Получится гороховая мука.

    - Получится фасолевая мука.

    - Получится рисовая мука.

    Игровая деятельность.

    Игра «Волшебный мешочек»

    Дети тактильно обследуют зерно в мешочках и говорят ответ.

    -В моём мешочке зерно гречи.

    -В моём мешочке рисовые зерна.

    -У меня в мешочке лежит зерно фасоли.

    - В моём мешочке зерно гороха.

    -А, в моём мешочке зерно пшеницы.

    Коммуникативная деятельность.

    -Из зерна на мельнице мелят мука.

    Двигательная деятельность.

    Дети перепрыгивают через дорожку шириной  40 см.

    -Профессия называется –пекарь.

    -Мы принесли тебе муку

    -Пекарь из муки делает тесто.

    Игровая деятельность.

    Игра «Подбери правильно»

    Из картинок, разложенных на столе дети должны выбрать только те картинки, на которых изображены продуктов, входящие в состав теста.

    Двигательная деятельность.

    Дети выполняют движение пальцами рук в соответствии с текстом

    -Баранки круглой формы

    Изобразительная деятельность.

    Каждый ребёнок на индивидуальных досках для лепки раскатывает солёное тесто и формирует свою баранку.

    Рефлексия.

    Пока пекутся баранки, давайте вспомним какой путь проделал наш колосок, что -бы превратиться в баранку.

    Разделитесь на пары и возьмите картинки со стола.

    -Посмотрите на картинки и решите, чья картинка будет первой, с чего началось путешествие нашего Колоска?

    Воспитатель побуждает детей давать ответ развёрнутым предложением.

    Воспитатель с помощью вспомогательных вопросов помогает детям вспомнить все этапы выращивания и производства хлеба.

    Например: Вот, поле забороновали, земля стала рыхлая, что теперь можно делать человеку?

    Кто вспомнит, как называется машина, которая помогает человеку убирать урожай пшеницы?

    Вот наше путешествие с Колоском подошло к концу! Что запомнилось больше всего?

    Вот и наши баранки готовы. Теперь нас ждёт весёлое чаепитие с друзьями.

    Резервное задание.

    Как вы объясните пословицу: Хлеб бросать – труд не уважать.

    Воспитатель побуждает детей сделать вывод.

    Как вы думаете, что -бы изготовить хлеб, много людям надо трудиться?

    Итоговый вывод делает воспитатель.

    Да, ребята, процесс выращивания хлеба очень долгий и трудный, поэтому мы должны уважать труд людей, которые выращивают и пекут хлеб и к самому хлебу относиться бережно.

    Игровая деятельность.

    Коммуникативная деятельность.

    Игра «Разложи по порядку»

    Дети берут по одной картинке на двоих. Рассматривают изображение, обсуждают друг с другом правильный ответ.  Прикрепляют картинки по порядку к магнитной доске. Каждая пара рассказывает, что изображено на картинке, называет профессию человека, который занят на этой работе.

    - Наша картинка первая. На ней изображено, как трактор пашет поле.

    - Теперь наша картинка. На ней нарисовано, как трактор боронует (рыхлит) землю.

    - Теперь наша картинка. На ней нарисовано, как трактор-сеялка сеет зерно в землю.

    - Наша картинка следующая. На ней изображено, как люди ухаживают за маленькими ростками. Эта поливальная машина поливает поля.

    - Наша картинка следующая. На ней нарисовано, как комбайн собирает урожай пшеницы и насыпает зерно в грузовик.

    - Теперь наша картинка. На ней нарисована мельница. На ней работает мельник, он мелит муку.

    - Теперь наша картинка. На ней нарисован пекарь, он печёт булочки из теста.

    Коммуникативная деятельность.

    Дети высказываются, рассказывают о своих впечатлениях.

    В конце образовательной деятельности дети забирают пакетики с настоящими баранками.

    -Очень долго люди трудятся, что -бы вырастить и приготовить хлеб.

    -Молоть зерно очень тяжело.

    -Надо уметь делать красивые рогалики.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Тема «Передача «Детская инструкция в кафе»

    Материал разработан совместно с логопедом. Занятие интегрированное. Программное содержание  прописано с учетом образовательных областей....

    Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста " Теремок" с использованием грамоты, математики, изобразительной деятельности.

    Конспект комплексного занятия "Теремок" в старшей группе.Цель:Упражнять детей в чтении и складывании слов из слогов.Продолжать знакомство детей со звучащим словом (Словесная игра "Подскажи словечко")....

    Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий.

    Материал поможет воспитателям провести совместную деятельность с детьми, а детям в игровой форме закрепить знания о геометрических фигурах и цвете....

    Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста по ПДД "Безопасная дорога от дома до детского сада"

    совместная деятельность с детьми по обучению  безопасному поведению на улице с использование визуальног паспорта дорожной безопасности...

    Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста, с использованием здоровьесберегающих и ИКТ технологий "Приключения Снеговика"

    Форма непрерывно образовательной деятельности: Совместная деятельность с детьми 5-6 летОбразовательная область: Познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений.Интеграц...

    Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича тема: «Школа Капитанов»

    Образовательные области: познавательное развитиеТип НОД: тематическоеВозрастная группа: старшая группаФорма НОД: совместная деятельность педагога и детейФорма организации: игроваяЦель: развитие познав...