Непосредственнообразовательнойдеятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в осенний лес».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Золотарёва Надежда.

Образовательная область:  «Познание»

Образовательная деятельность: ребенок и  окружающий мир

Цель: формировать  знания детей о сезонных  изменениях в природе зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_zimniy_les.docx22.06 КБ
Файл konspekt_puteshestvie_v_zimniy_les.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

МуниципальноеБюджетноедошкольноеобразовательноеучреждениедетский сад № 37   «Колокольчик»

Непосредственнообразовательнойдеятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Тема:  «Путешествие в осенний лес».

Подготовила воспитатель:

Н.С.Золотарёва

СУРГУТ

2019

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Образовательная область:  «Познание»

Образовательная деятельность: ребенок и  окружающий мир

Цель: формировать  знания детей о сезонных  изменениях в природе зимой.

Задачи:

Образовательные:

Расширять и закреплять знания детей об изменениях в неживой природе  с наступлением зимы.

Расширять и закреплять знания о жизни животных и растений  в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

Учить устанавливать причинно-следственные связи в жизни животных и растений с наступлением зимы.

Расширять и уточнять словарь по теме «Зима».

Развивающие:

Развивать познавательный интерес.

Развивать  плавное речевое  дыхание; слуховое и зрительное  восприятие,   внимание,  память, логическое  мышление, координацию речи с движением.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

Дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

Образовательная область «Коммуникация»: активизация  словаря по теме «Зима»; закрепление навыков согласования и словоизменения; формирование навыков употребления распространенных предложений.

Образовательная область «Социализация»: закрепление навыков поведения в игре, беседе.

Образовательная область «Здоровье»: развитие плавного длительного речевого выдоха.

Образовательная область «Физическая культура»: формирование точных координированных движений в сочетании с речью.

Словарь: береза, сосна, ель, тополь,  хвойные, лиственные, заяц, медведь, белка, волк, хищники;  логово, нора, берлога, дупло.

Оборудование:

Презентация «Зима»;

Силуэты следов зверей (зайца, белки);  мяч;  сундучок со снежинками; письмо, аудиозапись.

Предварительная работа:

Беседа о жизни диких животных зимой, о зимних явлениях в природе.

Рассматривания иллюстраций, картин.

Отгадывание загадок о зимних явлениях природы и диких животных.

Дидактические игры «Чего не стало?», «Четвертый лишний», «Кто, где живет?», « Кто, что ест?».

Тема:   Путешествие в зимний лес

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель читает загадку про зиму.

Снег на полях,

Лед на реках.

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? ( Зимой).

2. Беседа с детьми.

 -  О  каком времени года я загадала загадку? ( О зиме).

 -  Как  вы догадались, что наступила зима? (Снег укрыл всю землю, на реках лежит снег).

- Какие еще изменения происходят в природе? ( Дуют холодные ветра, стало холодно, метут метели, солнце светит, но не греет, идут снегопады)

 -  Сегодня утром я шла в детский сад и по дороге встретила Деда Мороза. Он рассказал, что очень скоро придет к нам в гости на праздник, а сейчас приглашает нас к себе в гости в зимний лес. Интересно, что изменилось в лесу, когда наступила зима?

Пойдем  в гости к Деду Морозу?

3. Речь с движением.

Мы шагаем по сугробам

По сугробам крутобоким,

Поднимай повыше ногу

Проложи другим дорогу.

Воспитатель. Посмотрите, куда мы пришли? (Мы пришли в зимний лес).

4. Развитие плавного длительного речевого выдоха.

Упражнение « Приятный запах».

 - А какой свежий воздух в лесу. Давайте подышим.

( Глубокий вдох, одновременно поднимая руки вверх,

                                 на выдохе произносим «Ах»).

5. Закрепление понятий хвойные, лиственные деревья.

- Что растет в лесу? (В лесу растут деревья)

 - Назовите, какие деревья растут в лесу? (Береза, осина, ель, сосна, тополь).

 -  Куда не посмотришь зимой, все вокруг бело. Неужели зимой вся жизнь останавливается? Конечно же, нет! Снег, словно пушистым белым, одеялом защищает землю от мороза. Природа зимой не погибает, а просто засыпает. Это можно увидеть на примере. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.

-Посмотрите, в каком лесу мы находимся. ( Мы находимся в хвойном лесу).

-Как вы догадались? (Потому что, здесь растут хвойные деревья. Это ель, сосна, лиственница, кедр.).

-А теперь, посмотрите на картинки, как вы считаете,  что здесь лишнее? (Лишняя береза, потому что это лиственное дерево, а все  остальные хвойные).

 -  Давайте дальше продолжим наше путешествие.

6. Закрепление знаний о жизни животных зимой.

  -  Давайте узнаем, как живется животным зимой в лесу? Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его  чародейка – зима. Кажется,  никто не живет в лесу. Тишина.

- Ребята, если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. Кто их оставил?

 -  По следам  можно узнать, какие животные зимуют в лесу.

 На полу наклеены  следы зайца и  белочки.

 -  Давайте пройдем по запутанным следам и узнаем, кто же их оставил?   Воспитатель читает загадку:  

  Длинное ухо,

  Комочек пуха,

  Прыгает ловко,

 Любит морковку. ( Это заяц).

- Где живет заяц? ( Заяц живет под кустиком).

- Чем питается зимой заяц?  (Он грызет кору деревьев).

- А какого цвета у него шубка зимой? ( У зайца шубка белая).

- А зачем ему такая шубка? ( Чтобы спасаться от врагов).

- А какая у него шубка, тонкая или теплая пушистая? ( У зайки шубка теплая, пушистая).

- А почему? (Чтобы не замерзнуть в лесу).

  Зайцев трудно зимой отыскать, они в белой пушистой шубке, как маленький сугробик, найти их можно только по следам.

- Давайте пойдем по другим следам?

Воспитатель читает загадку:

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы? ( Это белка).

-Правильно, вот мы дошли до белочки?

-Где живет белочка? ( Белочка живет в дупле).

- Почему она не боится зимы? (У белочки теплая шубка).

 -  Белочка не боится зимы, щедрая зима подарила ей новую шубку, которая также как и зайцу, помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется.

- Почему она не волнуется? (Потому что она сделала себе запасы).

 - А какие запасы?

- А следы, каких хищников мы еще можем встретить в лесу? (Следы  лисы и волка).

- А холодно им зимой? (Нет, не холодно).

 - А почему? ( У них тоже теплые шубки).

- А как волк и лиса добывают себе пищу? (Они бегают по лесу и ищут добычу)

 -  Ребята, посмотрите, а что это за странный сугроб в лесу?

- Кто догадался? (Это берлога медведя).

 -  Правильно, это берлога медведя. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не  перевернется. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.

 -  А какие еще животные спят зимой под снегом? (ежи).

 - Трудно зверям зимой в лесу. Поэтому подкармливают люди голодных зверей. Лосям раскладывают сено, белкам – шишки, орешки.

7. Дидактическая игра «Кто живет в домике» (с мячом).

Медведь живет в ….(берлоге)

Белка живет в ….(дупле)

Волк живет в …(логове)

Лиса живет в …(норе)

Заяц живет…(под кустиком).

Звучит  аудиозапись.

 - А вот погода изменилась. Завыла вьюга, метель.   Снегопад, метель, вьюга, бывают только зимой. Они похожи между собой, так как состоят из снежинок. Но снегопад появляется из снежных туч, а во время вьюги, метели ветер поднимает снег с земли. Наверно, мы очень близко подошли к дому Деда Мороза.

-А вот тут под сугробом я нашла письмо  от деда Мороза.

Воспитатель читает письмо:

 «Ребята, я благодарен вам за то, что вы приняли мое приглашение и побывали в моем зимнем лесу, за ваши знания, за то, что вы правильно вели себя в лесу. В память о зимнем лесе я вам хочу подарить сказочный сундучок. Скоро приеду к вам в гости. До встречи! Дед Мороз».

 - Ребята, давайте вернемся в детский сад и посмотрим, что в сундучке.

Итог занятия.

- Где мы с вами побывали? (В зимнем лесу).

 - Какие деревья в лесу? ( В лесу сосны, березы, ели, тополя).

 - Кто живет в лесу? (В лесу живут заяц, белка, волк, лиса, медведь).

-  Вам понравилось в зимнем лесу?

 - А в нашем сундучке лежат сказочные снежинки, которые оставил нам Дед Мороз.  

- А давайте  украсим нашу ёлочку на Новый год этими снежинками? (ответ детей).  



Предварительный просмотр:

МуниципальноеБюджетноедошкольноеобразовательноеучреждениедетский сад № 37   «Колокольчик»

Непосредственнообразовательнойдеятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Тема:  «Путешествие в осенний лес».

Подготовила воспитатель:

Н.С.Золотарёва

СУРГУТ

2019

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Образовательная область:  «Познание»

Образовательная деятельность: ребенок и  окружающий мир

Цель: формировать  знания детей о сезонных  изменениях в природе зимой.

Задачи:

Образовательные:

Расширять и закреплять знания детей об изменениях в неживой природе  с наступлением зимы.

Расширять и закреплять знания о жизни животных и растений  в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

Учить устанавливать причинно-следственные связи в жизни животных и растений с наступлением зимы.

Расширять и уточнять словарь по теме «Зима».

Развивающие:

Развивать познавательный интерес.

Развивать  плавное речевое  дыхание; слуховое и зрительное  восприятие,   внимание,  память, логическое  мышление, координацию речи с движением.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

Дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

Образовательная область «Коммуникация»: активизация  словаря по теме «Зима»; закрепление навыков согласования и словоизменения; формирование навыков употребления распространенных предложений.

Образовательная область «Социализация»: закрепление навыков поведения в игре, беседе.

Образовательная область «Здоровье»: развитие плавного длительного речевого выдоха.

Образовательная область «Физическая культура»: формирование точных координированных движений в сочетании с речью.

Словарь: береза, сосна, ель, тополь,  хвойные, лиственные, заяц, медведь, белка, волк, хищники;  логово, нора, берлога, дупло.

Оборудование:

Презентация «Зима»;

Силуэты следов зверей (зайца, белки);  мяч;  сундучок со снежинками; письмо, аудиозапись.

Предварительная работа:

Беседа о жизни диких животных зимой, о зимних явлениях в природе.

Рассматривания иллюстраций, картин.

Отгадывание загадок о зимних явлениях природы и диких животных.

Дидактические игры «Чего не стало?», «Четвертый лишний», «Кто, где живет?», « Кто, что ест?».

Тема:   Путешествие в зимний лес

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель читает загадку про зиму.

Снег на полях,

Лед на реках.

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? ( Зимой).

2. Беседа с детьми.

 -  О  каком времени года я загадала загадку? ( О зиме).

 -  Как  вы догадались, что наступила зима? (Снег укрыл всю землю, на реках лежит снег).

- Какие еще изменения происходят в природе? ( Дуют холодные ветра, стало холодно, метут метели, солнце светит, но не греет, идут снегопады)

 -  Сегодня утром я шла в детский сад и по дороге встретила Деда Мороза. Он рассказал, что очень скоро придет к нам в гости на праздник, а сейчас приглашает нас к себе в гости в зимний лес. Интересно, что изменилось в лесу, когда наступила зима?

Пойдем  в гости к Деду Морозу?

3. Речь с движением.

Мы шагаем по сугробам

По сугробам крутобоким,

Поднимай повыше ногу

Проложи другим дорогу.

Воспитатель. Посмотрите, куда мы пришли? (Мы пришли в зимний лес).

4. Развитие плавного длительного речевого выдоха.

Упражнение « Приятный запах».

 - А какой свежий воздух в лесу. Давайте подышим.

( Глубокий вдох, одновременно поднимая руки вверх,

                                 на выдохе произносим «Ах»).

5. Закрепление понятий хвойные, лиственные деревья.

- Что растет в лесу? (В лесу растут деревья)

 - Назовите, какие деревья растут в лесу? (Береза, осина, ель, сосна, тополь).

 -  Куда не посмотришь зимой, все вокруг бело. Неужели зимой вся жизнь останавливается? Конечно же, нет! Снег, словно пушистым белым, одеялом защищает землю от мороза. Природа зимой не погибает, а просто засыпает. Это можно увидеть на примере. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.

-Посмотрите, в каком лесу мы находимся. ( Мы находимся в хвойном лесу).

-Как вы догадались? (Потому что, здесь растут хвойные деревья. Это ель, сосна, лиственница, кедр.).

-А теперь, посмотрите на картинки, как вы считаете,  что здесь лишнее? (Лишняя береза, потому что это лиственное дерево, а все  остальные хвойные).

 -  Давайте дальше продолжим наше путешествие.

6. Закрепление знаний о жизни животных зимой.

  -  Давайте узнаем, как живется животным зимой в лесу? Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его  чародейка – зима. Кажется,  никто не живет в лесу. Тишина.

- Ребята, если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. Кто их оставил?

 -  По следам  можно узнать, какие животные зимуют в лесу.

 На полу наклеены  следы зайца и  белочки.

 -  Давайте пройдем по запутанным следам и узнаем, кто же их оставил?   Воспитатель читает загадку:  

  Длинное ухо,

  Комочек пуха,

  Прыгает ловко,

 Любит морковку. ( Это заяц).

- Где живет заяц? ( Заяц живет под кустиком).

- Чем питается зимой заяц?  (Он грызет кору деревьев).

- А какого цвета у него шубка зимой? ( У зайца шубка белая).

- А зачем ему такая шубка? ( Чтобы спасаться от врагов).

- А какая у него шубка, тонкая или теплая пушистая? ( У зайки шубка теплая, пушистая).

- А почему? (Чтобы не замерзнуть в лесу).

  Зайцев трудно зимой отыскать, они в белой пушистой шубке, как маленький сугробик, найти их можно только по следам.

- Давайте пойдем по другим следам?

Воспитатель читает загадку:

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы? ( Это белка).

-Правильно, вот мы дошли до белочки?

-Где живет белочка? ( Белочка живет в дупле).

- Почему она не боится зимы? (У белочки теплая шубка).

 -  Белочка не боится зимы, щедрая зима подарила ей новую шубку, которая также как и зайцу, помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется.

- Почему она не волнуется? (Потому что она сделала себе запасы).

 - А какие запасы?

- А следы, каких хищников мы еще можем встретить в лесу? (Следы  лисы и волка).

- А холодно им зимой? (Нет, не холодно).

 - А почему? ( У них тоже теплые шубки).

- А как волк и лиса добывают себе пищу? (Они бегают по лесу и ищут добычу)

 -  Ребята, посмотрите, а что это за странный сугроб в лесу?

- Кто догадался? (Это берлога медведя).

 -  Правильно, это берлога медведя. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не  перевернется. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.

 -  А какие еще животные спят зимой под снегом? (ежи).

 - Трудно зверям зимой в лесу. Поэтому подкармливают люди голодных зверей. Лосям раскладывают сено, белкам – шишки, орешки.

7. Дидактическая игра «Кто живет в домике» (с мячом).

Медведь живет в ….(берлоге)

Белка живет в ….(дупле)

Волк живет в …(логове)

Лиса живет в …(норе)

Заяц живет…(под кустиком).

Звучит  аудиозапись.

 - А вот погода изменилась. Завыла вьюга, метель.   Снегопад, метель, вьюга, бывают только зимой. Они похожи между собой, так как состоят из снежинок. Но снегопад появляется из снежных туч, а во время вьюги, метели ветер поднимает снег с земли. Наверно, мы очень близко подошли к дому Деда Мороза.

-А вот тут под сугробом я нашла письмо  от деда Мороза.

Воспитатель читает письмо:

 «Ребята, я благодарен вам за то, что вы приняли мое приглашение и побывали в моем зимнем лесу, за ваши знания, за то, что вы правильно вели себя в лесу. В память о зимнем лесе я вам хочу подарить сказочный сундучок. Скоро приеду к вам в гости. До встречи! Дед Мороз».

 - Ребята, давайте вернемся в детский сад и посмотрим, что в сундучке.

Итог занятия.

- Где мы с вами побывали? (В зимнем лесу).

 - Какие деревья в лесу? ( В лесу сосны, березы, ели, тополя).

 - Кто живет в лесу? (В лесу живут заяц, белка, волк, лиса, медведь).

-  Вам понравилось в зимнем лесу?

 - А в нашем сундучке лежат сказочные снежинки, которые оставил нам Дед Мороз.  

- А давайте,  украсим нашу ёлочку на Новый год этими снежинками? (ответ детей).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по предметам "Развитие речи", "Изо", "Окружающий мир", "Ритмика" для детей старшего дошкольного возраста , тема: "Путешествие в страну Вообразилию"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста. Форма занятия - урок путешествие. Разнообразная смена деятельности не дает детям скучать во время занятия. Путешествие проходит по островам, в завершен...

Электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие незнайки в город».

Тема: "Путешествие Незнайки в город".Возраст целевой группы :5-7 лет.Цель пособия: Уточнение и закрепление знаний правил дорожного движения.Задачи пособия:1. развивать внимание;2. развивать умение реш...

Конспект игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие по морю»

    Задачи  руководства  игрой.  Способствовать  развитию  сюжетосложения  в  игре.  Закреплять  у  детей  умение  выстраив...

Проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в страну вежливости».

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее...

Конспект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну спутанных дорожных знаков»

формировать знания детей о безопасном поведении  на дороге. расширить представление детей о дорожных знаках и их назначении;- воспитывать культуру поведения в общественном транспорте,...

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Путешествие на Луну» в рамках открытого показа на методическом объединении №1 Тема МО: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  "Путешествие на Луну".  Вид деятельности: опытно-экспериментальная...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в осеннем лесу»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в осеннем лесу»...