Конспект НОД для подготовительной группы "Хлеб пшеничный и ржаной"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лисина Оксана Сергеевна

Конспект НОД для подготовительной группы "Хлеб пшеничный и ржаной" с использованием метлда "6 шляп   мышления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл нод хлеб пшеничный и ржаной28.49 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №75»

Конспект НОД

по познавательному развитию

«Хлеб пшеничный и ржаной»

в подготовительной к школе группе

Подготовила: воспитатель высшей категории

Лисина Оксана Сергеевна

г. Энгельc

Цель: формирование понятий из программы «Окружающий мир» (знакомство с различными видами злаковых трав – пшеница, рожь; введение термина «колос»).

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Познавательное развитие: актуализировать знания детей о зерновых культурах, из которых делают и пекут хлебобулочные изделия. Закрепить понятие «Хлебобулочное изделие». Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых. Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания. Закрепить знания о долгом пути от поля до стола. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

Речевое развитие: развивать связную речь и обогащать словарный запас детей.
Художественно - эстетическое: закреплять умение детей передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приемы лепки.

 Методы и приёмы: 

 Практические: создание художественного продукта, физкультминутка, сюрпризный момент.
                 Наглядные:презентация.
                 Словесные: беседа, объяснения, вопросы к детям, словесная игра.
                 Материал и оборудование: каравай, мяч, картинки с изображением пшеничного и ржаного колоса, карточки для игры «Что сначала, что потом», изделия из соленого теста, соленое тесто для лепки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о хлебе («Колосок», «Лисичкин хлеб» и т. д.). Рассматривание картин из серии «Выращивание хлеба»; рассматривание колосков злаковых культур. Разучивание загадок, пословиц, поговорок о хлебе.

ХОД НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

I.Организационный момент.

- Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы ее угадаете и узнаете что спрятано у меня на подносе.

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место…

- Ребята, а вы любите хлеб?

- Какой хлеб вы знаете?

- Я вам предлагаю поиграть в игру «Скажи какой», и, передавая мяч, называть качества хлеба.

- Из чего пекут хлеб?

- А что еще пекут из муки?

- А как можно назвать все это двумя словами?

Дети заходят в зал под русскую народную мелодию

Хлеб

Да

Пшеничный, ржаной

Дети передают друг другу мяч и называют качества хлеба - вкусный, мягкий, белый, ароматный, горячий, свежий

Пекут из муки, добавляя дрожжи, сахар, соль, воду, но главное – мука.

Булки, баранки, торты, пирожки.

Хлебобулочные изделия.

Слайд 1

(Звучит рус.нар.мелодия)

У воспитателя в руках поднос с хлебом, накрытый салфеткой

Слайд 2

II. Основная часть

- Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамины, которые укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Он самый главный на каждом столе. Дети, а как вы думаете, хлеб сразу есть в таком виде, каким мы его знаем?

-Правильно, не сразу стали зерна хлебом на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле.

- А вы хотите отправиться в путешествие и узнать, откуда берется хлеб?

- Теперь мы с вами проведем небольшое исследование. Посмотрите, что она я приготовила для вас.

Открываем первую подсказку – «Провести наблюдение».

Ребята, посмотрите, какие колоски выросли на поле. Это колосок пшеницы. А это колосок ржи (на слайде).

-Давайте подойдем к столу и рассмотрим пшеничный и ржаной колосья.

- Чем они отличаются?

- Поставьте фишку синего цвета около колоска пшеницы, а фишку зеленого цвета около колоска ржи.

- Открываем следующую подсказку.

- Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

- Открываем следующую подсказку.

- Мы узнали, откуда хлеб на нашем столе. Как же хлеб появился у людей? Чтоб ответить на этот вопрос мы воспользуемся следующей подсказкой.

- Для этого нам понадобится «Энциклопедия дошкольника».

- Сначала люди ели зерна. Потом стали измельчать их, подсушивать на камнях. Колоски срезали и перетирали камнетерками. Так получилась первая мука. Первоначально человек готовил себе из зерен кашу. Однажды древняя женщина случайно пролила кашу на  горячий камень, подхватила испекшийся кругляшок и решила попробовать. Вкусно! Так стали кашу из зерен жарить на горячих камнях. А позже и печь в печи. Так хлеб и появился.  Хлеб всегда на Руси пользовался почётом и уважением. Гостя встречали хлебом и солью. Даже пословицы сложили.

- А вы знаете пословицы о хлебе?

 Динамическая пауза:

По весне поле вспахали.

Зерном поле засевали.

Солнце припекает.

Землю согревают.

Высоко поднялись колоски,

К солнышку тянутся они.

Ветер налетает,

Колоски качает.

Вправо пригнулись,

Влево качнулись.

А как дождичек идёт,

Рожь водицу пьёт и пьёт.

Вот какая нива!

До чего ж красива.

- Предлагаю посмотреть на следующую подсказку.

- Вы все молодцы много знаете, но все же, люди каких профессий  участвуют  в приготовлении хлеба?  

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Я предлагаю вам сыграть в игру «Угадай профессию» (на экране картинки с изображением комбайнера, мельника, пекаря). А ответить на вопросы нам помогут наши шляпы.

-Молодцы. Видите, ребята, сколько труда нужно, чтобы хлеб вырастить, убрать, пекари пекут его в пекарнях и только потом он попадает в магазин.

Поэтому хлеб нужно беречь, нельзя выкидывать хлеб.

- В старину был такой обычай: дарить дорогим людям изделия из соленого теста, а назывались они «Хлебосол». Эти изделия приносили богатство и благополучие в дом.

- Соленое тесто готовят из муки, соли и воды. Затем сушат в духовом шкафу и раскрашивают гуашевыми красками. После этого их можно будет дарить.

Сегодня  я предлагаю вам тоже смастерить хлебосол.

Ответы детей

Дети смотрят видео фильм «Откуда хлеб к нам пришел»

Дети рассматривают на слайде карточки-подсказки:

- провести наблюдение;

-подумать самостоятельно;

- посмотреть в книгах;

- ответить на вопросы.

На ржаных есть усы, на пшеничных - нет. Зёрна ржи удлинённые, пшеницы – овальные. Колосок пшеницы желтого цвета, а ржи – коричневого.

Дети выполняют задание

Дети раскладывают последовательность сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба (на столе).

- Хлеб - всему голова.

- Без хлеба нет обеда.

- Хлеб – батюшка, вода – матушка.

- Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.

- Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

- Хлеб на столах - счастье в домах.

- Хлеб, соль, вода - живая еда.

Дети выполняют задания в соответствии с текстом под музыку.

Дети называют профессию и при помощи шляп объясняют, чем занимается каждая профессия.

Рассматривают изделия из соленого теста.

Дети из соленого теста мастерят хлебосол.

Слайд 3 (фильм)

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд  9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12,13

Используются белая, красная, желтая, черная шляпы.

Слайд 14

III. Итог НОД (рефлексия)

- Наше исследование подошло к концу.

- Ребята, понравилось ли вам наше исследование?

-Что было интересно? Что запомнилось больше всего? Какое задание было самым трудным?

- Хлеб нужен каждому человеку каждый день, всегда помните о том, как тяжело его вырастить, берегите хлеб.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»

Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Птицы - наши друзья"

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о птицах.Задачи:Развивающие:Развивать связную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать уме...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе по рисованию «Пшеничные колосья»

Цель: Формировать умение детей рисовать нетрадиционным способом пшеничный колосок.Задачи:- Учить подбирать соответствующую цветовую гамму;- Закрепить навыки рисования с помощью ворса кисточки;- Закреп...