Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Ромашка" на тему: "Лесная лаборатория"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Суркова Анна Геннадьевна

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о хвойных деревьях.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о мире растений, о деревьях.

- уточнить с детьми названия частей дерева, понятие «кора», для чего она служит дереву, какими свойствами обладает, рассказать о лечебных свойствах коры и деревьев.

- учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст.

 - закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными.

- уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев.

Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления, наблюдательности.

Воспитательные:

 - воспитывать экологическое сознание, развивать интерес к экспериментированию.

- продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_pozn.issled.d-ti_lesnaya_laboratoriya.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Города Москвы Школа №2083 ДОП «Семицветик»

Конспект организованной образовательной

деятельности в подготовительной группе «Ромашка»

на тему: «Лесная лаборатория»

Подготовила и провела: Суркова А.Г.

г. Москва, 2019г.

Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности

 в подготовительной группе «Ромашка» на тему: «Лесная лаборатория»

Образовательная деятельность: познавательно – исследовательская.

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о хвойных деревьях.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о мире растений, о деревьях.

- уточнить с детьми названия частей дерева, понятие «кора», для чего она служит дереву, какими свойствами обладает, рассказать о лечебных свойствах коры и деревьев.

- учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст.

 - закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными.

- уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев.

Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления, наблюдательности.

Воспитательные:

 - воспитывать экологическое сознание, развивать интерес к экспериментированию.

- продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.

Материалы и оборудование: кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); хвоя еловая и сосновая; веточки хвои и сосны; шишки сосны и ели; нарисованные листья березы; линейка; образцы предметов, сделанных из бересты, из коры дуба, липы, картинки по теме.

Ход ООД:

- Ребята, в выходные дни я была в парке и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт с письмом. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево.)

- Совершенно верно, это дерево (показывает плакат).

- Из каких частей состоит дерево?

- Правильно, корни, ствол, ветки, листья.

-  Как вы думаете, дерево живое или нет? (предположения детей)

- Почему вы считаете, что дерево неживое? (дерево не может ходить)

- Почему вы считаете, что дерево живое? 

- Да, дерево не умеет ходить, но оно дышит, питается, растет, размножается, а значит оно живое. 

- Как дышит дерево?

- Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.

Основная часть

- СЛАЙД 1. Ребята, а теперь я приглашаю вас в осенний лес. Лес - это большой дом для растений, птиц, зверей и насекомых. Все обитатели леса живут рядом, сообща помогая друг другу. Но самые главные в лесу – это деревья.

- Как деревья могут нас?

(Ответы детей) Дуб дает полезные и вкусные плоды - желуди. Из высушенных и измельченных желудей варят желудевый кофе. Липа дает душистый и полезный липовый мед – липец. У клена весной появляется кленовый сироп. Дерево орешник дает – орехи. Берёза дает вкусный березовый сок.

- Деревья очищают воздух, насыщают его кислородом. Кислород необходим всем для дыхания: и животным, и людям, и растениям. Листья многих деревьев выделяют особые вещества – ФИТОНЦИДЫ. От них погибают болезнетворные бактерии. Как вы думаете, где воздух чище: в лесу или в городе? Почему? В лесу всегда дышится легко. Еще говорят: «Деревья – легкие нашей планеты»

Когда мы бываем в лесу, нас окружают различные деревья, особенно величественными и могучими смотрятся сосны. Полянки вокруг сосен усыпаны шишками. Вам интересно узнать какую роль они играют в природе, есть ли у них секреты?

- СЛАЙД 2. Интересные факты о сосновой шишке.

Шишки бывают мужские и женские. В мужских шишках образуется пыльца, а в женских – семена. Зарождается шишка так - все начинается с небольшого шарика красного цвета - соснового зародыша, к осени он становится зеленым. Всю зиму он не меняется и остается размером с горошину. Весной, шишка продолжает расти. К осени это уже взрослая шишка коричневого цвета. Растет шишка два года и за это время меняет свой цвет от красного, до зеленого и потом коричневого.

- СЛАЙД 3. Шишка как лекарственное средство:

Шишка имеет очень много полезных веществ. Поэтому она обладает целебными свойствами. Чаще применяются именно молодые, еще зеленые шишечки. Из них готовят отвары, настойки и очень вкусное и полезное варенье и мед. Настои и отвары из сосновых шишек лечат простудные заболевания болезни десен, повышают иммунитет, понижают артериальное давление и другие заболевания.

- СЛАЙД 4. Сосновая шишка – отличный массажер для ладошек:

Очень хороший и полезный массаж и гимнастику для пальцев можно сделать при помощи простой сосновой шишки. Он улучшает работу пальцев. А развитие мелкой моторики существенно улучшает работу мозга. Итак, приготовили свои ладошки и сделаем массаж шишкой.

- СЛАЙД 5. Сосновая шишка – один из источников питания для зверей и птиц:

Сосновую шишку очень любят белки, дятлы, совы. Все звери объедают шишки по разному. Белки обрабатывают шишку так, что от нее остается тонкий стержень с небольшой не обработанной верхушкой, дятел отгибает чешуйки, бурундук отгрызает чешуйки не так близко к стержню, как белка. Значит, по сосновым шишкам можно определить, кто обитает в этом месте леса.

СЛАЙД 6. СОСНОВАЯ ШИШКА - гигрометр

При помощи шишки можно предсказывать погоду, а точнее ее влажность

Для подтверждения этого мы сделали гигрометр.

ГИГРОМЕТР - это прибор для измерения влажности воздуха

Вывод:

Из семян шишек появляются  молодые сосны.

Семена шишек  это корм для многих животных и птиц

Сосновые шишки – это целая аптека для лечения многих заболеваний

Сосновая шишка – природный гигрометр.

Физминутка «Деревья»

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем.

Крылья мы сложим назад.

Эксперимент в «Лесной лаборатории».

 Давайте пройдем в лабораторию, и узнаем «Какие еще деревья бывают?» Ребята, а кто работает в лаборатории (ученые, исследователи)

 Вот мы сейчас будем исследователями (одеваем на голову шапочки). а исследователи все свои результаты работы заносят в таблицы и мы свами тоже все ваши доказательства будем заносить в таблицу. Давайте ее рассмотрим.

 На столах в тарелочках лежат хвоинки - ели, сосны. Веточки - ели, сосны. Шишки - ели, сосны.

1 Задание: «Угадайте, с какого дерева эти хвоинки? Рассмотрите, какие они? Какая хвоинка длиннее, какая короче, какого цвета? При помощи линейки измерьте длину хвоинок и отметьте эти параметры в карточке-таблице.

2 Задание: «Найди для каждой хвоинке веточку». У еловой хвоинке еловая веточка, а у сосновой хвоинке сосновая веточка (зарисовывают в карточке таблице).

3.Задание: «С какого дерева шишка? Какая она?» У ели – еловая шишка овальной формы. А у сосны - сосновая шишка имеет круглую форму. Заносят свои наблюдения в карточку – таблицу. Вывод: еловая хвоинка какая (короткая, колется, растет на ели, шишки овальной формы). Сосновая хвоинка какая? (длиннее, чем хвоинки ели, она светло-зеленая, растет на сосне, шишка круглая). А что вы еще знаете о сосне и ели? Эти деревья хвойные стоят зеленые круглый год.

- Дети, а вы знаете, что деревья растут всю жизнь. Внутри ствола есть кольца, которые хорошо видны на срезе, например, на поверхности пней. Посмотрите на этот спил дерева. На нем тоже есть кольца. Эти кольца называются годичными, по ним можно узнать возраст дерева и историю его жизни. Рассмотрите внимательно кольца через лупу и посчитайте их. На поверхности спила выделяются светлые и темные полоски. Более светлые образуются весной, более темные - летом. Если у дерева кольца широкие, - значит, оно росло быстро, в хороших условиях, когда было много тепла и дождей. Узкие же говорят о том, что растение переживало засушливые или холодные годы, бывает так, что кольца с одной стороны широкие, с другой - узкие. Возможно, возле дерева росло другое растение, которое затеняло часть его ствола. Отдельные темные участки на срезе рассказывают о том, что дерево пострадало от пожара. Если с одной стороны кольца вытянуты, - ствол был наклонен, если кольца сжаты - замедлился рост. Давайте рассмотрим спилы деревьев поближе, и посчитаем сколько им лет?

- Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.)

- А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные.) 

Выходим из лаборатории. В лесу ребята надо держаться всем вместе в лесу подстерегают опасности и можно заблудиться. Ой, ребята смотрите, сколько шишек нападало.

Игра «Соберем шишки» Давайте, определим, какие это шишки? С какого дерева? (это шишка еловая, а это шишка сосновая). Я предлагаю вам, разделиться на две команды и собрать шишки вот в эти корзинки девочки будут собирать еловые шишки, а мальчики сосновые. Да смотрите не перепутайте (дети собирают шишки). Давайте теперь проверим правильно ли вы собрали шишки. Мальчики какие шишки собирали… (сосновые, а девочки какие (еловые). А теперь ребятки подумаем под какое дерево поставят девочки корзину с шишками и почему? (под ель) А мальчики под какое дерево поставят сосновые шишки (под сосну, это сосновые шишки, это еловые шишки).

Рефлексия: 

- Ребята вам понравилось наше путешествие? А где, мы с вами побывали? Что делали? - Вот видите, сколько интересного мы узнали на занятии. Деревья - это украшение нашей земли. Так давайте же беречь их!

А я вам предлагаю отразить свое настроение вот на этих воздушных шарах и подарить их нашим гостям, которые невольно стали свидетелями нашего путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему: "Лаборатория Нептуна" с использованием ИКТ

Конспект разработан в интересной форме с сказочным героем, интересными опытами....

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Лесные грибочки».

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Лесные грибочки».Занятие лепкой из пластилина «Лесные грибочки» развивает у детей мелкую моторику рук. Выполненные работы из пластилиновых шариков на...

Конспект организованной образовательнойдеятельности "Земля - наш общий дом"

Интегрированное занятие по познавательному развитию старших дошкольников с ОВЗ (математика и экология)...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Лаборатория органов чувств"

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе«Лаборатория органов чувств» Цель: Расширить представления детей о здоровье, частях тела, здоровом образе...

Конспект НОД по математическому развитию на тему Лесная школа в подготовительной группе

Конспект НОД по математическому развитию на тему Лесная школа в подготовительной группеЦельДля педагогаФормирование у детей 5-6 лет элементарных математических способностей.Для ребенкаВыполнить задани...

Конспект оООД по математическому развитию на тему: «Лесные жители зимой» в подготовительной группе.

Конспект организованной образовательной деятельности по математическому развитию для детей подготовительной группы по программному содержанию: продолжать уточнять представления о монетах достоинством ...