Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме: «Лаборатория доктора Пилюлькина и Медуницы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сагалакова Марина Михайловна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме:

 «Лаборатория доктора Пилюлькина и Медуницы»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности  «Лаборатория доктора Пилюлькина и Медуницы»

Задачи: 

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательного интереса к экспериментированию, умению делать самостоятельные выводы;
  • Способствовать развитию слухового, зрительного, тактильного анализатора;
  • Способствовать развитию речи, внимания, мышления, памяти;
  • Создать условия для побуждения детей к речевой активности;
  • Способствовать развитию умения «работать» в микро-группах, договариваться и обсуждать совместные действия;  
  • Способствовать развитию навыков взаимодействия с воспитателем, сверстниками.  

Образовательные задачи:

  • Расширять и уточнять знания детей о функциях носа, его свойствах и особенностях работы (назначения) в жизни человека;
  • Продолжать формировать знания детей о значение носа для воспроизведения речи, для ощущения запахов, о влиянии окружающей действительности на работу носа; о пользе и вреде различных запахов на организм человека;
  • Познакомить с разнообразными формами носа;

Воспитывающие задачи:

  • Воспитывать гигиенические навыки ухода за носом;
  • Прививать правильные привычки культурного поведения в обществе.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, флеш с «презентацией», белые медицинские халаты и колпаки по числу детей, зеркальца по числу детей, картинки (лук, чеснок, хвоя, лимон, апельсин),  флаконы с аромаслами (лимон, хвоя, лаванда, мята, эвкалипт), лимон, чеснок, лук, тарелочки, хвоя, контейнеры, ватные диски.

Предварительная работа: Знакомство с Незнайкой и его друзьями посредствами чтения отрывков из книги Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе» и других книг, рассматривание иллюстраций, использование ситуативных действий с героями книги в занятиях по окружающей действительности, математике, квест – игре, беседа о культурных навыках и привычках, о гигиенических правилах в режимных моментах, эксперименты - «теплое и холодное дыхание», «задержка дыхания», «как правильно нюхать жидкость во флаконах», повторить культурно – гигиенические правила.

Эксперименты:

Опыт 1. «Рассматривание и определение формы носа друг у друга»

Опыт 2. «Рассматривание в зеркальце наличие волосков» (волосяного покрова)

Опыт 3. «Значение носа для речи»

Опыт 4. «Значение носа для ощущения запахов»  Эксперимент «Соотнесение запаха с предметом» 

Опыт 5. «Составление аромакулонов для Незнайки»

Ход образовательной деятельности:

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

В музыкальном зале установлена мультимедиа, на экране изображен грустный Незнайка. На столе лежат детские белые халаты и колпаки, картинки с предметами, зеркальца, на блюде лежит лимон, лук, чеснок, стоят флаконы с разной жидкостью.

На экране появляется картинка Солнечного и Цветочного города(2)

На экране

Появляется слайд(3)

Слайд (4)

На экране появляется слайд(5- 6)

Слайд (7)

Слайд (8)

Воспитатель заходит с детьми в зал, здоровается и просит детей поздороваться с гостями, далее предлагает подойти к ней.

- Ребята! Как вы думаете, куда мы с вами пришли?

Воспитатель выслушивает ответы детей и подытоживает:

- Ребята, надеюсь, вы помните, кто такие доктор Пилюлькин и Медуница? Где они живут?

- Все верно, Незнайка, доктор и  его друзья живут в Солнечном городе, а Медуница с девочками в Цветочном.

- Мы с вами сейчас находимся  в лаборатории доктора Пилюлькина и Медуницы, зачем, вы узнаете чуть позже. Но сначала я расскажу, что произошло с Незнайкой.

- Как всегда у нашего знакомого шалуна - коротышки случилась беда..

 - Летним погожим деньком, как всегда никого ни о чем, не спросив, Незнайка решил прокатиться на автомобиле Винтика и Шпунтика.
Сел в машину, завел мотор и.. рванул с места..
Но так как он не знал что?.. (воспитатель выслушивает детей) правила управления машиной, правила дорожного движения, то мчался со скоростью ветра, не разбирая дороги. Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы на пути не оказался овраг, внизу которого протекала река..

- Ребята, как вы думаете, что случилось с Незнайкой?

- Да, вы правы, он вместе с машиной плюхнулся в реку.

Конечно же, все обошлось, руки и ноги у Незнайки остались целы, но так как вода в реке была холодная, Незнайка все же умудрился?.. заболеть..

Доктор Пилюлькин осмотрел больного и поставил диагноз.

- Что такое диагноз? (заболевание)

- Как вы думаете, какой диагноз поставил доктор?

(воспитатель выслушивает ответы детей и продолжает рассказ)

Всю неделю Медуница заставила Незнайку лежать в кровати,
пить разные микстуры и настойки трав. Незнайка выздоровел, но затяжной насморк лишил его обоняния..
-
Ребята, кто знает, что значит это слово? Чаще всего простуда начинается с насморка.

Нос первым вступает в бой с микробами.

Прежде всего, он начинает вырабатывать как можно больше слизи.

 С ее помощью нос пытается задержать нашествие микробов, не дать им проникнуть в горло и к легким. Когда слизи становится очень много, нос пытается освободиться от нее.

- Как? А вот так: А-ап-чхи!

- Что при чихании нужно делать, чтобы не заразить всех, кто находится рядом?


- Правильно! Прикрыть рот носовым платком. Теперь Незнайка своим носом не чувствовал никаких запахов,
вся любимая еда для него стала невкусной..

Незнайка загрустил, он не знал, что ему теперь делать..

Дети приветствуют гостей и подходят к воспитателю.

Дети смотрят на экран, начинают рассуждать и предполагать, почему  Незнайка грустный и чем - то озабочен, что с ним случилось.

Ответы детей.

Предположение и ответы детей.

Предположение и ответы детей.

Предположение и ответы детей.

Предположение и ответы детей.

(дети могут назвать воспаление легких, бронхит, насморк)

Предположение и ответы детей.

Предположение и ответы детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Основная часть

Смена слайда(9)

- Ребята, мы с вами можем ему помочь?

- Вот как раз для этого мы и пришли в лабораторию. Но прежде всего, нужно хорошо изучить, все, что касается носа. Надевайте белые халаты, колпаки и примемся за работу.

(воспитатель проводит серию опытов с детьми)

Опыт 1. «Рассматривание и определение формы носа друг у друга»

Опыт 2. «Рассматривание в зеркальце наличие волосков» (волосяного покрова)

- Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками.

Вы сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце. Волоски исполняют роль охранников, они не пропускают в нос пылинки.

Далее воздух проходит через лабиринт. Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью — слизью.
К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм.
Кроме того, проходя по лабиринтам, воздух согревается. Так что в легкие он попадает уже теплым и очищенным от микробов.
Когда слизи с налипшими микробами
 набирается много, мы чихаем: А-ап-чхи! И нос очищается.

Опыт 3. «Значение носа для речи»

– Дети, попробуйте закрыть нос и сказать слово «нос».

- Что происходит со звуками?

(изменяются, становятся не четкими)

Опыт 4. «Значение носа для ощущения запахов»

– Если нос заложен, сможем  мы узнать запахи?

– Какие запахи вам знакомы?  Запахи могут быть:

  • полезными
  • приятными
  • опасными
  • ядовитыми
  • отравляющими

Эксперимент «Соотнесение запаха с предметом» 
– Ребята, сейчас проведем эксперимент. Нужно
 определить по запаху, что лежит в контейнере и взять картинку, которая подходит к вашему контейнеру.

 

- Дети, видите вот эти флаконы с жидкостью? Эти запахи полезные – они убивают микробы. Если их часто нюхать или вдыхать, они быстрее помогут справиться с простудой и насморком.

- Вы помните, как правильно вдыхать запах? попробуете их понюхать.

(Проверяя запахи во флаконе нужно рукой направить запах к носу, а не подносить флакон к носу)

- Ребята, когда мы узнали обо всех функциях носа, нам нужно помочь Незнайке, только я не знаю как.. Может у вас есть предположения?

Опыт 5. «Составление аромакулонов для Незнайки»

Воспитатель внимательно выслушивает все версии детей, подытоживает их и предлагает каждому составить свой аромакулон.

- Ребята, мы закончили работу и теперь можно отправить ваши кулоны Незнайке!

- Как вы думаете, он будет рад?

Предположение и ответы детей.

Дети надевают халаты, колпаки и ждут дальнейших указаний воспитателя.

Дети рассматривают форму носов на слайде, далее пытаются определить форму носа друг у друга.

Дети рассматривают в  зеркальце волоски в носу.

Дети, зажимают большим и указательным пальцем нос, произносят слово, делают вывод, что слово меняет свое первоначальное звучание.

Предположение и ответы детей.

(Дети вспоминают и называют)

Дети берут контейнеры с наполнителями - лук, чеснок, яблоко, лимон, апельсин, хвоя. Нюхают их, соотносят с картинкой и выбирают каждый свою картинку.

Ответы детей.

Дети выполняют соответствующие действия за воспитателем.

Предположение и ответы детей.

Дети выбирают нужные компоненты и наполняют ими свой контейнер.

Ответы детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности,

зрительного, тактильного анализатора)

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Заключительный этап

- Дети, чем мы сегодня с вами занимались?

- Что новое вы узнали?

- Эти знания оказались для вас полезными? Они могут пригодиться вам в жизни?

- Ребята, вам было приятно помогать Незнайке?

- Я очень рада, что вы у меня такие добрые и отзывчивые! Всем спасибо! а сейчас нам нужно попрощаться с гостями и пойти в группу.

Ответы детей.

(Нос может разговаривать - звуки меняются,  с помощью носа можно узнать разные запахи)

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Лаборатория доктора Пилюлькина и Медуницы»

Слайд 9

Носы бывают разной формы – курносые, прямые, длинные, горбатые, картошкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Лаборатория интересных открытий».

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие....

Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему: "Лаборатория Нептуна" с использованием ИКТ

Конспект разработан в интересной форме с сказочным героем, интересными опытами....

Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Волшебница вода"

Сформировать представление у детей о переходе воды из одного агрегатного состояния в другое (из твёрдого в жидкое, из жидкого в пар и наоборот)....

Мастер - класс по экспериментальной деятельности "Веселая наука" (опытно - экспериментальная деятельность в подготовительной группе).

Представление опыта работы с детьми подготовительной группы по развитию познавательной активности через поисково - иследовательскую деятельность....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Лаборатория чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.Задачи:• Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствам...

конспект открытого занятия непрерывной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Необыкновенный мир магнитов»

Предлагаю вам познакомиться с отрытым занятием по экспериментально-исследовательской деятельности.  Оно поможет воспитателям, познакомить детей с увлекательным миром магнитов, провести опыты, уст...